Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края.
Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края.
Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времен. Мы выбираем друзей, профессию; испытывая желание чего-то добиться, накладываем на нить провидения собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных нитей – жизненный путь человека. Мой путь в педагогическую профессию начинался с детской мечты. Тогда в далеком детстве работа воспитателя мне представлялась одним большим, ярким, нескончаемым праздником, полным задора и веселья. Со временем мои представления о профессии воспитателя расширились. Я осознала серьезность и важность этой работы. Считаю профессию воспитателя лучшей для женщины. Ведь главное качество женщины - материнство… Как один миг полетело 45 лет работы в детском саду. И теперь я могу сказать, что моя профессия – это не только безграничное творчество, не только серьезная ответственность, но и трудная, кропотливая работа, требующая больших усилий и затрат…
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых.
Изучению этой темы способствуют:
-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;
- большой выбор и доступность детской литературы о птицах;
- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;
- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.
Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов, активное использование совместной деятельности детей и взрослых, что позволяет решать следующие задачи:
Образовательные задачи:
- формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;
- знакомить детей с жизнью птиц, их повадками, особенностями образа жизни;
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
- закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами и выполнения поделок из природного материала;
- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.
- дифференцировать понятия « перелётные» - «зимующие»- «домашние» птицы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;
- формировать экологическое сознание детей.
Целью моей работы является: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Начиная работу с младшей группы, подбирала произведения устного народного творчества, которые имеют большое воспитательное значение для формирования положительного отношения к окружающему миру. Дети младшей группы «приобщались» к экологическим проблемам, получая знания о птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним. Потешки и прибаутки главными героями, которых являются животные и птицы, помогают активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям. Слушая потешки, у малышей воспитывается любовь к « братьям нашим меньшим», например:
Галки, вороны
Все ли вы здоровы?
Одна галка не здорова,
Себе ножку наколола.
Мы поедем на Торжок,
Купим галке сапожок.
Обыгрывая потешки, дети с удовольствием повторяют их движения, копируют их повадки, подражают им, например:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Квохчет курочка « ко - ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышко ищите».
Герои потешек добры, трудолюбивы, заботливы, щедры, что также воспитывает в детях бережное отношение к ним, например:
Как у наших, у ворот.
Петух зёрнышки клюёт.
Петух зёрнышки клюёт,
К себе курочек зовёт.
С удовольствием малыши поют песенки о птичках, стараясь им подражать, например:
Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела птичка - «ай!».
Эти забавные песенки-потешки не только ненавязчиво заставляют ребёнка говорить, сопровождая слова движениями, но и приобщают к правилам поведения. Например. Щедрая сорока- белобока накормила всех, только один остался без каши, лентяй. Песенки-потешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи.
Знакомя детей с домашними птицами с их образом жизни, провела экскурсию на свой двор, где наблюдали куриное семейство. На закрепление этих знаний провела игры-занятия «Петушок-золотой гребешок», создала презентацию «Петушок и его семья», в рамках проекта «Курочка Ряба» создан«Мини-музей». На прогулках обращала внимание на пение птиц, наблюдали за их поведением, любовались внешним видом пернатых, расцветкой их оперения.
В своей работе большое внимание уделяла обучению подвижным играм, которые также способствуют расширению знаний об образе жизни птиц: имитация движений, звукоподражание, место проживания, питание. Любимые подвижные игры малышей, это «Птички в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Курочка-хохлатка», «К птичкам в гости», «Найди цыплёнка», «Кот и птички».
Дети младшего возраста отличают птиц от других животных, знают, что птицы летают, клюют, знают названия некоторых птиц, но не всегда, узнавали их на картинках. Поэтому была поставлена задача, вызвать интерес к наблюдениям за птицами и воспитывать бережное отношение к ним. Самой распространённой птицей является воробей.
Наблюдая за воробьями , старалась комментировать их поведение: прыгают, хватают крошки хлеба, улетают с ними, клюют; называла некоторые части тела и их функции ( смотрят глазами, клюют клювом, взмахнули крыльями, держатся за веточку и др.). Регулярно вносила картинки и выясняла, каких птиц дети знают. Перед прогулкой вела с детьми разговор о том, что нужно взять с собой, чтобы покормить птиц, как вести себя, чтобы не испугать их.
Фотографировали птиц для презентаций и альбома.
Наблюдая за погодой, обращала внимание на простейшие связи между состоянием погоды и поведением птиц: воробьи весёлые, громко чирикают, потому что тепло; холодно, ветер - птиц не видно. Наблюдая с детьми птиц у кормушки, в группе предлагала найти их на картинке, что развивает у детей наблюдательность, память.
Для систематизации и конкретизации, имеющихся у детей представлений о птицах были составлены наблюдения на прогулках во всех возрастных группах.
Для разработки своих занятий использовала методические рекомендации С. Н. Николаевой, « Методика экологического воспитания дошкольников», Е. В. Гончаровой « Экология для малышей», О.А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию», журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч». Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание экологического грамотного человека. Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Считаю, что эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Совместно с родителями были составлены правила поведения в природе. Были использованы и словесные ситуации, которые предлагалось родителям обсудить дома с детьми. Например… На ваших глазах малыш подбежал к стае птиц и разогнал их.
- Дайте оценку этому поступку.
- Как бы вы поступили?
- Что надо делать, когда встречаете птиц?
- Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
- Надо ли помогать птицам? Как?
Родители получили ответы на интересующие их вопросы. Например: что нужно рассказать ребёнку о птицах, чему научить его, на что обратить внимание. Предложила родителям консультацию «Воспитание любви и бережного отношения к птицам». В старшей группе продолжается расширение, уточнение и систематизация знаний детей о птицах нашего края. Для этого были подобраны занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на которых знакомила детей с зимующими и перелётными птицами, птицами леса и другими. Это «Беседа о зимующих и перелётных птицах», «Рассматривание и сравнение воробья и вороны», «Доктора леса», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Весенние заботы птиц» и другие. На этих занятиях дети знакомились с конкретными видами птиц родного края, узнавали их названия, характерные особенности внешнего вида, поведения, чем питаются, как приспособлены к наземно – воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно. Они по-разному приспособились к жизни в зимнее время: насекомоядные улетают в тёплые края, где нет снега и морозов, это перелётные птицы; те же, кто питается семенами растений, остатками пиши человека, приближаются к его жилью, на юг не улетают, это зимующие птицы. Человек может помочь зимующим птицам, подкармливая их крошками хлеба, крупой, семенами различных растений. Рассказываю, как птицы размножаются: самка откладывает яйца в гнездо и высиживает их. (Мы наблюдали за тем, как выводятся цыплята в инкубаторе. Некоторые дети приходили ко мне в гости. Для остальных была создана презентация). Рассказала детям, что в природе сначала птенцы растут и развиваются в яйце, им нужно тепло, самка сидит на яйцах и согревает их. Затем птенцы вылупляются, родители создают все необходимые условия для их роста: кормят, обогревают, охраняют и защищают. Птенцы растут и становятся взрослыми: могут самостоятельно находить корм, строить гнездо, откладывать яйца и выращивать потомство. На занятиях подводила детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания – лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу и т. д. Регулярные наблюдения на прогулке за птицами вызвали у детей большой интерес к ним. В тёплое время года обращала внимание детей на множество разнообразных жуков, гусениц, червей, бабочек, которых можно увидеть на цветах и деревьях, на огородных грядках. Привлекала внимание детей к поведению птиц, которые питаются этими насекомыми. Осенью же отметили, что насекомые встречаются всё реже, а перелётные птицы собираются в стаи. После этих наблюдений дети получили знания о том, что если в тёплое время года перелётные птицы без труда находят для себя еду, то с наступлением осенних холодов пищи для птиц становится недостаточно, и именно это обстоятельство становится причиной отлёта. А вот зимующие птицы питаются не только насекомыми и червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят остатки пищи: крошки хлеба, крупу и т. д., и в холодное время могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы. Поэтому ежегодно в зимний период года в детском саду проводится конкурс «Поможем пернатым», «Кормушка для птиц своими руками», где дети вместе с родителями принимают участие в изготовлении кормушек для подкормки птиц. Развешиваем кормушки на деревьях, тем самым получаем возможность наблюдать за поведением птиц в разное время дня, подкармливать их. С детьми велась беседа о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Создала презентации «Зимующие птицы», «Перелётные птицы».
После показа, сопровождаемого рассказом, детям предложила ответить на вопросы:
- Какие птицы залетают на наш участок?
- Как они называются?
- Что они делают у нас на участке?
- Как мы заботимся о птицах в зимнее время?
- Как этих птиц можно назвать одним словом?
- Почему люди должны помогать птицам зимой?
Ребята на практике знакомились с правилами подкормки птиц:
- подкармливать птиц нужно каждый день;
- кормушки наполнять необходимо утром;
- во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпать больше;
- кормушки регулярно очищать от шелухи и снега.
Участие в подкормке птиц способствует формированию у детей ответственности, отзывчивости, заботливости - качеств, которые являются составными элементами бережного отношения к природе.
Во время наблюдений старалась использовать в своей речи художественное слово, чтобы вызвать у детей положительное отношение к птицам, стремление им помочь.
Скачут под окном
Воробьи – воробушки,
Кормятся зерном.
Мы зимой холодною
За ними поглядим,
Воробьям – воробушкам
Зёрнышки дадим.
Что поют сегодня птицы
Целый зимний день подряд?
Это шустрые синицы
Нам « спасибо» говорят.
Воробышек-воробей,
Ты не бойся, не робей!
Дам тебе я горсть зерна.
Дам и крошек со стола,
Обогрею, накормлю
И на волю отпущу.
Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение. Птицы привыкают к месту подкормки. А затем можно легко проводить наблюдения за ними.
Наблюдения пополняю чтением рассказов о птицах, стихов, народных примет, отгадыванием загадок, потому что чтение позволяет дать детям представления о многообразии видов птиц, различиях в их образе жизни, среде обитания; пробуждает интерес к слову и к книге как носителю информации. Для этого была подобрана художественная литература и папки «Домашние птицы», «Птицы родного края», которые во многом помогают в работе с детьми. Также использую следующая литература:
-В. Бианки «Чей нос лучше», «Сова », «Теремок », «Синичкин календарь»,«Кукушонок».
- М. Горький « Воробьишко».
-Ю. Дмитриев «В гостях у дятла».
- Г. Скребицкий. «Лесной голосок». «Птицы начинают вить гнёзда».
-Г. Снегирёв. «Про птиц», «Как звери и птицы к зиме готовятся».
-В. Флинт. «Птичий календарь» и др.
В весенний период дети, искренне радовались прилёту птиц. Прилетели грачи, галки, скворцы. Вокруг слышалось их весёлое пение. С детьми рассмотрели картину А. Саврасова «Грачи прилетели», разучили стихотворение:
Гнездо на ветке – птичий дом,
Вчера птенец родился в нём.
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй.
Дети с интересом слушали рассказы о прилётных птицах, о их пользе, как и чем они питаются. Мы с детьми наблюдали и за скворцами, которые поселились в скворечниках. Они радовали нас своими звонкими песнями.
Рядом с нашим детским садом находятся огороды трёхэтажек. Во время пахоты мы наблюдали грачей, которых собралось большое множество. Они неотступно следовали за плугом, вытаскивая клювом из почвы жирных личинок, слизней и других вредителей. Этот наглядный пример ещё раз подтверждает, что птицы полезны для людей. Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи и различного рода упражнения. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных и птицах. В своей работе я использовала различные игры. Так, например: «Кто к кормушке прилетел», в этой игре уточняются знания о зимующих птицах; «Где живут птицы», здесь закрепляются знания о домашних и диких птицах; «Найди, где, чьё гнездо», ребята должны назвать птицу и показать её гнездо; «Кому, что по вкусу», дети по картинкам находят корм каждой птицы; «Что забыл нарисовать художник», ребята подбирают клюв и лапки каждой птицы, «Кто живёт в лесу, кто живёт у озера», местожительство каждой птицы; «Кто во что одет», в этой игре уточняются представления детей о внешнем виде птиц (окраска перьев, величина и форма туловища, клюва, особенности строения ног), учатся замечать особенности внешнего вида птиц и образно описывать их. «Сложи птицу», ребятам предлагается выложить птицу из частей.
Ребята очень любят «птичьи» игры, такие как: «Гуси – лебеди», «Вороны и воробьи», «Лисичка и курочки», «Дети и петух», «Воробушки и кот», «Воробышки и автомобиль», «Совушка» и другие.
В 5 – 6 лет они уже способны понять, что хорошо, а что плохо. Например, что нельзя мыть в речках и озёрах машины или спускать в них промышленные отходы. В отравленном водоёме гибнет рыба, исчезают водоплавающие птицы.
В результате проделанной работы получены следующие положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети научились практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности: создание изопродукции, речевой деятельности, игре.
Считаю необходимым продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края:
-расширять знания детей о жизни птиц, и об особенностях их образа жизни (как живут лесные птицы – сова, клёст, тетерев, куропатка, кукушка и другие;
-расширять и активизировать словарь по данной теме;
- развивать наблюдательность, внимание, память;
- воспитывать отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.