a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опытническая деятельность с предметами неживой природы

Автор: Бахбергенова Ирина Николаевна Опубликовано: 2018-02-22 13:28:11

Документы для скачивания

Семинар – практикум. Тема: Опытническая работа с предметами неживой природы Форма организации: Групповая, проблемно – поисковая. Цель: Р асширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности Задачи: - актуализировать и дополнить представления педагогов о роли экспериментирования с объектами неживой природы в развитии детей; - формировать практические навыки, связанные с организацией экспериментальной деятельности План семинарии- практикума 1 Вводная информация «Роль экспериментирования в формировании представлений об объектах неживой природы» 2 Практикум « Воздух и его свойства » 3 Тренинг «Свеча горела» Ход семинара – практикума 1  Вводная информация «Роль экспериментирования в формировании представлений об явлениях неживой природы» Экспериментальная работа  вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Известно, что дошкольники задают очень много вопросов, которые иногда бывают настолько сложными, что не получают правильного ответа из- за отсутствия у взрослых умения в доступной форме объяснить явление. Действительно, не так просто ответить ребёнку на вопрос: Почему зимой идёт снег, а летом – дождь? Почему корням дерева становится теплее, если их на зиму покрыть снегом? Эти вопросы показывают, как усиленно работает мозг ребёнка, стремясь проникнуть в сущность вещей и явлений. Не удовлетворение любознательности отрицательно скажется на умственном развитии ребёнка. Не получая правильного объяснения непонятных ему явлений, ребёнок прибегает к случайным аналогиям, и делает фантастические, неверные умозаключения, создавая в своём понимании неверную картину мироздания. О знакомление с явлениями неживой природы в практике детских садов ограничивается, как правило, весьма поверхностным объяснением сезонных явлений, мало способствует развитию наблюдательности и формированию познавательных процессов. Однотипны такие наблюдения: какая стоит погода? Есть ли ветер? Почему тают сосульки? Они основаны на конкретном материале; наблюдают то, что видят в данный момент, устанавливая взаимосвязи: тепло – тает, холодно – идёт снег. Нет внутреннего объяснения природных явлений, которые можно наблюдать только в определённой взаимозависимости или в опытных условиях. Необходимо помочь детям правильно понять причины наблюдаемых явлений неживой природе( почему идёт дождь, снег? ) , учить делать выводы, обобщения. Изучение отдельных природных явлений, связанных с физикой, целесообразно проводить методами целенаправленных наблюдений, эвристических бесед, поисковой деятельности, опытов, экс периментов. Эти методы позволят детям осмыслить процес сы, найти им объяснения, помогут заинтересовать ребят естествознанием. При планировании исследовательской работы необходимо учесть следующие факторы: - ознакомление с телами неживой природы должно базироваться на живом интересе ребёнка и выступать для него в виде таких занятий, которые были бы не менее увлекательными, чем игры. - занятия с постановкой опытов можно проводить как в первую, так и во вторую половину дня- к экспериментальной деятельности можно подключать родителей, которые с большим энтузиазмом включаются в исследовательскую работу совместно с детьми на дому. Их нужно знакомить с технологией проведения опытов. Каждому вручать памятки к проведению опытов. Основными видами деятельности на экологических занятиях должны стать непосредственные наблюдения явлений природы, манипулирование с предметами, простейшие опыты и эксперименты, рассказы педагога, введение новой познавательной информации и т. д. По ощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельн ость, мы способствуем развитию  детских способностей в процессе экспериментирования. Сегодня я представляю вашему вниманию несколько опытов по ознакомлению детей с воздухом и его свойствами. 2 Практикум Ознакомление детей с воздухом и его свойствами можно начать с чтения рассказа А. Низовой « Неведимка ». «Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста. Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо – срывает с вашей головы шляпу. Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можно быть уверенным, что их несёт Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути склоняется трава». Кто такой Невидимка? » С помощью этого рассказа мы заинтересуем детей к познавательной деятельности и даем представление о том, что воздух окружает нас по всюду. Так что же такое воздух? Далее с детьми проводятся опыты по изучению свойств воздуха. Опыт 1  Кто сидит в стакане? Дайте малышу пустой стакан и спросите, есть ли в нем что- нибудь. Кроха, естественно, скажет, что нет. Тогда предложите медленно опустить стакан в миску с водой, держа его вверх дном. Почему же вода не попадает в стакан? Наверное там уже что- то есть? Что же? Правильно, воздух! Опыт 2 Можно ли выйти сухим из воды? Чтобы убедиться в этом еще раз, снова опустим стакан в воду, только на этот раз будем держать его не строго вертикально, а под углом, Теперь вода легко сможет проникнуть в стакан, а пузырьки воздуха выплывут на поверхность. Вывод: Воздух есть повсюду, его можно увидеть. Опыт 3 « Опыт со свечами » В пространстве лёгкий, тёплый воздух движется вверху, а холодный, тяжёлый воздух – внизу. Давайте понаблюдаем за движением холодного и тёплого воздуха. Педагог объясняет опыт. - Я беру две зажжённые свечи. Одну свечу ставлю в двери внизу. Понизу идёт холодный воздух, он толкает пламя свечи в нашу сторону. Вторую свечу подниму, и буду держать вверху. По верху проходит тёплый воздух. Тёплый воздух толкает пламя свечи в другую сторону, на улицу. Что случится с тёплым воздухом на улице? Он охладиться, станет тяжёлым, опуститься вниз. Приоткроем форточку. – Какой воздух движется с улицы в комнату? ( Холодный) . Что случится с этим воздухом сейчас? Он опуститься вниз, так как тяжёлый, будет двигаться по низу, затем согреется, станет лёгким и поднимется вверх. Вывод. Тёплый воздух лёгкий, он находится вверху. Холодный воздух тяжёлый, он находится внизу. Через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх и начинает выходить на улицу через верх щели, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Далее предложите детям решить логическую задачку «Кто унес рубашку? » «Мама постирала Пете рубашку и повесила её сушить на улице, на верёвке – Сегодня на улице ветер, рубашка быстро высохнет\ », - сказала она. Но, когда пришла через час снять рубашку, её на верёвке не было. Мама стала искать рубашку и нашла её далеко от верёвки Кто же снял рубашку? – думает мама. – Кто? Ответьте, дети! А может быть, вы расскажите Петиной маме, как всё происходило на улице? Какой силы был ветер: слабый или сильный? » 3. В завершении предлагаю вашему вниманию Тренинг «Свеча горела». Смотрите все на горящее пламя свечи. Пламя свечи – это маленькое солнышко. Вместе с воздухом пары тёплого пламени выходят через проёмы окон на улицу и тянутся к солнышку. Они несут к его лучам ваши мечты и вашу любовь к родным и близким. Внимательно смотрите на пламя свечи и тайно пожелайте всем своим любимым, родным быть здоровыми. Пожелайте им улыбнуться в данную минуту, скажите им, что вы их очень- очень любите. Пусть им будет весело, спокойно на душе от счастья иметь таких добрых, и заботливых людей рядом с ними.

Оставить комментарий: