Артикуляционная гимнастика
Документы для скачивания
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ «Веселый пятачок»: на счет «раз» губы вытянуть вперед, как пятачок у поросенка; на «два» губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов; вытянутые губы( пятачок) двигаются вверх и вниз, влево и вправо; пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую; Заканчивая упражнения, предложить детям полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка. ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот е, приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти. 1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди; 2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно. 3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки средней части и произносить «вау, вау, вау. . . », подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открыв рот, затем зевнуть и потянуться. 4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок( губы сомкнуть, мягкое небо поднято, гортань опущена) . ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА 1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше вперед, медленно двигается вправо — влево. 2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу. 3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика. 4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна. 5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка. УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата. 1- й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь. Свистит ветер — ССССССС. . . Шумят деревья — ШШШШШ. . . Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ. . . Комар звенит — 3333333333. . . 2- й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь. Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС! Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ! Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333! 3- й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе. Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф1 Пилит пила — С! С! С! С! Заводится мотор — Р! Р! Р! Р! Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении. Например: мотоцикл. Заводим мотор: Р! Р! Р! . . РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР! ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ С МЯГКОЙ АТАКОЙ БОЛЬНОЙ ЗУБ Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся. КАПРИЗУЛЯ Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. КОЛОКОЛЬЧИКИ Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм. . . БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! КОЛЫБЕЛЬНАЯ Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».