Игры со словом
Документы для скачивания
ИГРЫ СО СЛОВОМ ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ» ИЛИ «ЗАБАВНЫЕ СТИХИ» Цель. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам. Летний день Ут- ут- ут- ут — на лугу цветы цветут, Ют- ют- ют- ют — птички весело поют, Ят- ят- ят- ят — злобно комары звенят, Ит- ит- ит- ит — заяц под кустом сидит. В лесу Ёт- ёт- ёт- ёт- — соловей в лесу поет, Ут- ут- ут- ут — у пенька грибы растут, Ат- ат- ат- ат — под кустом ежи шуршат, Ит- ит- ит- ит — дятел на сосне стучит. В зоопарке Ит- ит- ит- ит — полосатый тигр рычит, Ёт- ёт- ёт- ёт — медленно змея ползет, От- от- от- от — пасть разинул бегемот, Ут- ут- ут- ут — быстро лебеди плывут, Ят- ят- ят- ят — обезьянки там шаля ВОЛШЕБНАЯ КОРЗИНКА Цель. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление. Ход игры. Дети сидят в кругу; педагог, держа в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе, или в море, или на грядке; то, что летает, или то, что ползает, и т. д. Дети могут самостоятельно придумать, где искать слова для волшебной корзинки. В подготовительной группе зад ания усложняются: например, сло жить слова, имеющие отношение к музыке( нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня и т. д. ) или к театру( занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, антракт и т. п. ) После этой игры легко перейти к театральным играм на «превращения». ВКУСНЫЕ СЛОВА Цель. Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами. Ход игры. Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и « съедает ». Затем кладет на свою ладошку и угощает чем- нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т. д. СОЧИНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Цель. Учить детей составлять предложение, развивать воображение, навыки совместной деятельности. Ход игры. Дети распределяются на несколько команд, получают по 2—3 карточки с изображением различных предметов, специально подобранных из настольных игр типа «лото». Через некоторое время каждая команда произносит составленное предложение. СОЧИНИ СКАЗКУ Цель. Развивать воображение, фантазию, образное мышление. Ход игры. Педагог произносит первое предложение, например, «Жил- был маленький кузнечик. . . », дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение. ВОПРОС — ОТВЕТ Цель. Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию. Ход игры. Ведущий( сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т. д. ПРИДУМАЙ ДИАЛОГ Цель. Строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться. Ход игры. Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между Колобком и Репкой, Курочкой рябой и Котом в сапогах, Буратино и Малышом, Красной шапочкой и Незнайкой. Дети сами могут предлагать известных героев. РАССКАЖИ СКАЗКУ ОТ ИМЕНИ ГЕРОЯ, или «МОЯ СКАЗКА» Цель. Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление. Ход игры. Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой- нибудь известной сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя. ПОХОЖИЙ ХВОСТИК Цель. Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово. Ход игры. Дети распределяются на группы( 2—3) , каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму( слова с похожими «хвостиками») и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, дается слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка. . . Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела. Слово «шишка» — книжка, мышка, крышка. . . ФАНТАЗИИ О. . . Цель. Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, развивать способность представлять себя другим существом или предметом. Ход игры. Ребенок, превращаясь во что- либо или кого- либо, рассказывает, что вещь чувствует, что ее окружает, что волнует, где и как она живет, и т. п. Варианты: «Я — утюг», «Я — чашка», «Я — кукла», «Я — кошка, пчела, мячик» — и т. п. РУЧНОЙ МЯЧ Цель. Пополнить словарный запас, развивать быстроту реакции. Ход игры. Ведущий поочередно бросает каждому ребенку мяч, называя слово. Поймавший должен придумать свое слово: а) противоположное по значению( день — ночь, горячий — холодный) ; б) определение к данному слову( елка — колючая, волк — зубастый) ; в) действие( дерево — растет, мальчик — бежит) .