a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

проект "Я выбираю доброжелательность"

Автор: Шигидина Татьяна Петровна Опубликовано: 2018-02-25 13:32:15

Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать! ”                                                                                           В. А. Сухомлинский. Актуальность Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему пр и обретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независ и мо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет. Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный хара к тер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают с е бялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой. Подобная педагогическая позиция, когда добр о та противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общ е ства, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, о т зывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист. Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последов а тельностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных пр о поведей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и соп е реживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Если идти этим путем в воспитании, то в сердце ребенка поселятся чу т кость и благодарность к людям. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу лю б ви и доброты, милосердия и взаимопомощи. В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот р е бенок мог так ужасно поступить? » Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением, а не нравоучениями, воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание. Причем начинать надо с формирования качества самого общего по содержанию, но самого конкретного по форме его проявлений, – до б роты. Как изменить сложившееся положение? Как наладить духовно- нравственное общение детей? Как способствовать формированию у детей уважения, доброты, любви к сверстникам, родителям, педагогам, людям старшего поколения? Поиск ответов на эти вопросы и способствовал возникновению проекта «Я выбираю доброжелательность ». А к туальность этого проекта связана в первую очередь с социальным неблагополучием нашего общества, где нарушены к а ноны общения между подрастающим и старшим поколением. Проект – долгосрочный, рассчитан на один год. Цель проекта: развитие духовно- нравственной связи между детьми и родителями, педагогами, людьми старшего поколения. Задачи проекта: 1. Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедлив о сти». 2. Продолжать формировать у детей представление о сопереживании и сочувствии к другим людям. Воспитывать чу в ство взаимопомощи. 3. Воспитывать гуманное эмоционально- положительное, бережное отнош е ние к миру природы и окружающего мира в целом. 4. Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственном воспитании детей. Участники проекта: - дет и; - воспитатели группы; - музыкальный руководитель; - родители. База проектной деятельности: МК ДОУ Александровский детский сад Сроки реализации проекта:  один учебный год. Направленность проекта:   Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром. Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие », «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие». Формы работы по проекту. - работа с детьми: 1. Чтение и рассматривание художес твенной литературы. 2. Проведение дидактических, словесных, сюжетно- ролевых игр с детьми. 3. Инсценировки сказок. 4. Проведение О ОД. 5. Участие в концертах, акциях. 6. Продуктивная деятельность. 7. Трудовые поручения в группе и на участке детского сада. - работа с родителями: 1. Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами. 2. Привлечение к участию в в ы полнении совместных с детьми творче ских работ. 3. П роведение бесед. Предполагаемые результаты: - создание системы духовно- нравственного воспитания и здоровья детей, основанной на учете возможностей и п о требностей детей, объединении усилий всех участников педагогического процесса; – расширение у воспитанников понятий о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственн о сти и патриотизме; – формирование ценностного отношения дошкольников к окружающим людям, обеспечивающего их эффекти в ную социализацию; – развитие у детей эмоционально- положительного отношения к малой Родине; – обобщение педагогического опыта по духовно- нравственному восп и танию дошкольников. Реализация проекта предполагает: – повышение квалификации педагогов; – накопление методического материала, пособий по теме проекта; – разработку перспективных планов реализации поставленных задач, конспектов занятий с детьми, сценариев праздников, развлечений по теме проекта; – создание предметно- развивающей среды; – оформление выставок, памяток, фотовыставок, дидактических мат е риалов. Продуктом проектной деятельности является: - итоговое мероприятие «День добра»; - создание отчетной презентации для родителей о проделанной работе. Этапы реализации проекта 1 этап – организационный- октябрь Задачи: 1. Изучить эмоциональное отношение дошкольников к нравственным но р мам. 2. Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте. 3. Изучить методическую, научно- популярную и художественную литературу по теме. 4. Составить план работы по проекту. 5. Изготовление дидактических, сюжетно- ролевых игр, подборка худож е ственной литературы. 6. Введение детей в проблемную игровую ситуацию. На данном этапе необходимо обозначить проблему: В последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, р а доваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскол ь ку именно в детском возрасте начинают складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отнош е ния к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. 2 этап – основной- ноябрь – март Задачи: 1. Реализовать в работе с детьми и родителями комплекс мероприятий, направленный на нравственное воспитание д о школьников. 2. Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков. План работы по реализации проекта «Я выбираю доброжелательность » Образов а тельная о б ласть Форма работы Старшая разн о возрастная группа Программное с о держание Срок реализации Младшая разново з растная группа Программное с о держание Срок реализ а ции Социально- коммуник а тивное ра з витие Дидактические игры: - «Что такое х о рошо, что такое пло хо? », - «Благородные посту пки», - «Как я дома п о мо гаю», - «Цветок добрых дел», - «Давайте гов о рить друг другу комплименты», - «Я не должен – я должен», - «Все наоборот», - «Оцени пост у пок», Труд: - трудовая де я тельность в гру п пе, уход за ко м натными раст е ниями; - трудовая де я тельность на участке, кормл е ние зиму ющих птиц. Обыгрывание и обсуждение с и туаций на нра в ственную тему. - «Котик и ежик на качелях», - «Машина», - «Случай в м а лине», - «Помощи Бел ь чонку», - «Ириски», - басня И. Крыл о ва «Стрекоза и муравей», - «Как мы можем помочь больному человеку? », - «Ты забыл уг о стить друга». Акции: - «Подари улыбку прохожему», - «Дети – детям»( изготовление «к нижек- малышек» и и г рушек для детей младшей группы) - «Покормите птиц»- изгото в ление кормушек, плакатов- «Берегите дер е вья »( посадка д е ревьев на участке вместе с родит е лями) НОД: «Дарите людям доброту» Учить детей о т личать хорошее поведение от пл о хого; воспитывать в детях желание совершать п о ступки ради др у гих людей; научить детей быть внимател ь ными друг к др у гу, воспитывать в детях культуру поведения. Воспитание эк о логической кул ь туры, бережное отношение к окружающей пр и роде, стремления беречь и любить растения и ж и вотных, ухаж и вать за ними. Воспитывать умение работать сообща, оказ ы вать друг дру гу помощь, с ове р шенствовать тр у довые навыки в процессе работы, воспитывать чу в ство ответстве н ности за поруче н ное де ло. Сформировать представления о нравственных нор мах отнош е ний с окружа ю щими; воспитать культуру общ е ния, ответные чувства на заботу окружающих; з а крепить навыки культурного п о ведения. Воспитывать о с новы толерантн о сти, доброжел а тельное отнош е ние к сверстн и кам, старшему поколению, м а лышам. Воспитывать б е режное отнош е ние к зимующим птицам, вызвать желание заб о титься о них. Воспитывать б е режное отнош е ние к окружа ю щей природе, стрем ление б е речь растения. Закрепить пре д ставления детей о понятиях «до б ро», «зло», «до б рожелател ь ность», их важн о сти в жизни л ю дей. Формировать умение оценивать поступки окр у жающих. Сп о собствовать ра з витию образного мышления и творческого воо б ражения д о школьников. Во с питывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим. Весь срок пр о екта Весь срок пр о екта Весь срок пр о екта Ноябрь, март февраль март март Подвижные игры: - «Колобок», - «Выбери меня», - «Пройди с другом через болото», - «Если весело т е бе…» Дидактические и г ры: - «Назови друзей ласково», - «Добрые сл о ва», ( игра с мячом) , - «Поделись с тов а рищем» Сюжетно- ролевые игры: - «Приходите го с ти», - «Полечим зайч и ка», - «Угостим куклу», - «День рождения у Мишки» Пальчиковые игры: - «Семья», «Капуста», «Ладушки- ладушки» Труд: - «Поможем няне»( уборка игрушек на свои места) Обсуждение ситу а ций на нравстве н ную тему: - «Почему твой друг грустит», - «Как помочь маме» Учить детей отл и чать хорошее пов е дение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради др у гих людей; научить детей быть вним а тельными друг к другу, воспитывать в детях культуру поведения. Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг др у гу помощь, с ове р шенствовать труд о вые навыки в пр о цессе работы, В оспитать ответн ые чувства за заботу окружающих. Весь срок проекта Весь срок проекта Весь срок проекта Познав а тельное ра з витие Рассматривание демонстрацио н ного материала: - «Уроки добр о ты», - «Я и мое пов е дение», - «Уроки вежл и вости», - «Чувства, эм о ции». Беседы: - «О добре и жа д ности», - «О бережном отношении к природе», - «О вежливых словах», - «Давайте не ссориться», - « Доброе дело делай смело», - «Что значит быть добрым? », - «Труд человека кормит», - «Как и чем можно порад о вать близких », - «Как мы можем позаботиться о старших», - «Наши мален ь кие друзья »( о д о машних живо т ных) НОД: - «Что такое до б рота», - «Сказочный д е нек» формировать представле ния детей о хороших и плохих поступ ках и их после д ствиях; развить речь детей, ум е ние высказывать суждение. Продолжать фо р мировать у детей умение вести диалог на нра в ственно- этическую тему. Поощрять жел а ние детей ра с суждать о нра в ственных ценн о стях, анализируя поступки героев и свои собстве н ные. Формировать дружеские вза и моотношения; раскрыть су щ ность понятий «добро» и «до б рота», «добрые поступки»; Формировать доброжелател ь ное, вежливое о т ношение к окр у жающим. Оказ ы вать помощь др у гу. Развивать сп о собность оцен и вать свое отн о шение к позити в ным и негати в ным поступкам сверстников. Ра з вивать связную инонацио нально выразительную речь. Развивать логику, мышл е ние. Создать до б рожелательную атмосферу для развивающей де я тельности. Весь период проекта Весь период проекта октябрь ноябрь НОД: - «Наши добрые д е ла»- «От чего портится настроение» Беседы: - «Волшебные сл о ва», - «Мама отдыхает», - «Кто такой друг? », - «Что значит др у жить? »- «Что значит быть добрым? », - «Кого называют жадным? », - «Добрые и злые герои сказок», - чтение с обсужд е нием венгерской сказки «Два жадных медвежонка», - В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Развивать доброе отношение ко всему окружающему; ан а лизировать свои п о ступки и поступки друзей. Учить определять свое настроение и настроение окруж а ющих людей; разв и вать эмоциональную отзывчивость. Дать представления о доброте, дружбе, взаимопомощи. з а крепить знания о «волшебных» сл о вах. октябрь ноябрь весь период проекта Речевое ра з витие 1) Чтение прои з ведений с посл е дующим обсу ж дением посту п ков героев: - В. Осеева «Во л шебное слово», «Просто стару ш ка», - Е. Пермяк « С а мое страш ное», - А. Барто «Вовка- добрая душа», «Уехали», «Др у зья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», - Л. Н. Толстой «Старик сажал яблони», «Кот е нок», «Два тов а рища», - О. Дриз «Добрые слова», - В. Кривошеев «Добрый день», - В. Сухомлинский «Внучка и старый дед», - А. Шибаев «Дед и внук», - Н. Носов «Огу р цы», «Ваза»- С. Маршак «Сказка о неи з вестном герое», «Двенадцать м е сяцев», « Ежели вы вежливы», - В. Катаев «Цв е тик- семицветик »- р. н. сказка «Как аукнется, так и откликнется», «Лиса и журавль» « Хаврошечк ». - рассказ А. Гл е бова «Бабушкина сказка», - Г. Остер «Вре д ные советы», - К Чуковский « Федорино горе», 2) Заучивание пословиц и п о говорок о добре, дружбе. 3) Разучивание мирилок 4) Путешествие по сказкам «Добрые п о ступки героев сказок и их п о следствия » Сформировать у детей предста в ления о нра в ственных нор мах отношений с окружающими; учить детей с а мостоятельно, передавать отн о шение к посту п кам героев, д е лать выводы. Сформировать представления о назначении п о словиц и погов о рок, учить осмы с ливать значение пословиц и пог о ворок о добре и дружбе. Ф ормирование у детей умения устанавливать и поддерживать контакты с рове с никами и взрослыми на о с нове уважения и сотрудничества; социальной и нравствен- ной компетентн о сти у детей; атм о сферы доверия и принятия. Уточнение пре д ставлений детей о добрых и злых поступках и их после дствиях; з а крепить знание сказок. Весь период проекта Весь период проекта Весь период проекта декабрь НОД: - «Игрушки в гостях у детей» Чтение произвед е ний: - стихи А. Барто «Помощница», «Зайка», «Мишка», - стих В. Берестовой «Больная кукла», - стих Е. Благин и ной «Посидим в т и шине», - стихотворение Д. Дриз «Добрые сл о ва», - сказка «Колосок», - сказка «Теремок», - сказка «Как лиси ч ка бычка обидела», - сказка «Как собака друга искала», - К. Чуковский «А й болит» Разучивание мир и лок Учить детей свя з ной, вежливой речи; закреплять правила гостеприимства. Сформировать у д е тей представления о нравственных нор мах отношений с окружаю щими Ф ормирование у детей умения уст а навливать и по д держивать друж е ские контакты друг с другом. М арт Весь период проекта Весь период проекта Худож е ственно- эстетическое развитие 1) Участие в ко н цертах посв я щенных «Дню инвалидов»( 3 декабря) , «Дню матери»( 26 н о ября) , Итоговое мер о приятие «День добра» 2) Изготовление подарков к «Дню матери», «Дню инвалидов», 3) Разучивание песен о добре и дружбе 4) Театрализ а ция: сказки « Заю ш кина избушка», «Колобок», «З и мовье зверей», «Волк и семеро козлят»( для д е тей младшей груп пы) , - инсценировка рассказа А. Гл е бова «Бабушкина сказочка», 5) Изготовление поделок «Перв о цветы» 6) Изготовление «смайлико в- улыбка» для уч а стия в акции «Подари улыбку прохожему» 7) Изготовление родителями ко р мушек для уч а стия в акции «Покормите птиц зимой» 8) изготовление поделок к «дню птиц»( из пр и родного матери а ла, оригами) , 9) развлечение для детей к «Дню птиц» Дать знания о праздниках, сп о собствовать фо р мированию з а ботливого отн о шения к окруж а ющим нас людям. Воспитывать л ю бовь и заботливое отношение к л ю дям, желание з а ботиться о них. Учить понимать о чем поется в пе с нях Учить детей пр о являть внимание и заботу о мал ы шах. Воспитывать б е режное отнош е ние к окружа ю щей природе Воспитывать у детей доброжел а тельное и уваж и тельное отнош е ние к окружа ю щим. Воспитывать з а боту и бережное отношение к пт и цам ноябрь, декабрь, март ноябрь, декабрь Весь период проекта Январь, февраль март март февраль март март НОД( рисование) : «Какого цвета р а дость»- «Расческа для м а мы»( аппликация) : - «Чем больш е в м и ре доброты, тем счастливей я и ты»- «Едем к бабушке в гости» «Пернатые соседи»( лепка) : - «К нам гости пр и шли» Театрализация сказки теремок Знакомить с разли ч ными эмоционал ь ными состояниями человека; учить изображать улыбку на лице. Воспитывать л ю бовь к маме, жел а ние порадовать ее. Продолжать восп и тывать отзывч и вость, доброту; ра з вивать умение ра с пределять готовые цветы по всей пло с кости Развивать вообр а жение, умение в ы полнять работу ко л лективно. Воспитывать л ю бовь и заботу о пт и цах; учить аккура т но наклеивать гот о вые формы. Учить лепить кру г лую и прямоугол ь ную форму Закреплять знание сказок; развивать связную речь. Октябрь М арт Октябрь Март Март Март январь Физическое развитие Подвижные и г ры: - «Звери на бол о те», - «Волшебный стул», - «Танец в п а рах». Ф изкультм и нутки с темат и ческим содерж а нием: Пальчиковые игры: «Дружные ребята», «В го с ти» Учить действ о вать сообща; з а креплять умения говорить друг другу приятные слова Весь срок пр о екта Подвижные игры и физкультминутки с тематическим с о держани ем; Пальчиковые иг ры. Весь срок проекта Работа с родителями по реализации проекта «Я выбираю доброжелательность » Консультации: - «Воспитание заботливого отношения к окружающим»; - «Воспитание в труде»; - «Воспитание добротой»; - «Ты» или «Вы»? О речевом этикете дошкольника»; - Решение педагогических ситуаций; Рекомендации: - «Вежливость воспитывается вежливостью». Советы для родителей: - «Умение воспитывать в детях доброту». Памятка « Воспитываем в ребенке доброту». Анкетирование: «Воспитание чувств» 3 этап – заключительный- апрель Задачи: Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соо т несение с поставленной целью. Литература 1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 160с. 2. Горбатенко о. Ф. Комплексные занятия с детьми 4- 7 лет. – Изд. 2- е, доп. – Волгоград: Учитель, 2013. – 202 с. 3. Дурова Н. В. Очень важные разговор: беседы- занятия об этикете поведения с детьми дошкольного возраста. / Пособие для педагогов, воспитателей и р о дителей. – М. : Мозаика- Синтез, 2000. 4. Загуменная Л. А. Социально- личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностич е ские материалы. Старшая группа –В олгоград: Учитель, 2013. – 231с. 5. Купина Н. А. , Стернин И. А. Азбука вежливости. / Культура общения для дошкольников. – Воронеж: «Истоки», 1998. 6. Петрова В. И. , Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском са ду. Программа и методические рекомендации. – 2- изд. , испр. И доп. – М. : Моз а и ка- Синтез, 2006. – 80с. . Методика «Сюжетные картинки» Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоци о нального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отриц а тельных поступков сверстников. Инструкция.  Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой- плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить о т ношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций р е бенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция( улыбка, одобрение и т. п. ) на нравственный пост у пок и отрицательная эмоциональная реакция( осуждение, негодование и т. п. ) - на безнравственный. Обработка результатов 0 баллов- ребенок неправильно раскладывает картинки( в одной стопке оказываются картинки с изображением как п о ложительных, так и отрицател ь ных поступков) , эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл- ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции н е адекватны. 2 балла- правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои де й ствия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 3 балла- ребенок обосновывает свой выбор( возможно, называет моральную норму) ; эмоциональные реакции адеква т ны, ярки, проявляются к мимике, а к тивной жестикуляции и т. д. Анкета" Воспитание чувств" Уважаемые родители! Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по нравственному восп и танию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты. 1. Считаете ли вы необходимым воспитание у ребенка таких качеств, как о т зывчивость, доброта, сочувствие? - да; - нет; - частично. 2. Удалось ли вам построить со своим ребенком доверительные отношения? - да; - нет; - частично. 3. Что вас беспокоит в отношениях ребенка с окружающими? _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4. Всегда ли отношения взрослых с ребенком в вашей семье носят довер и тельный, дружеский характер? - да; - нет; - частично. 5. Привлекаете ли Вы ребенка к участию в будничных делах семьи? - да; - нет. 6. Может ли Ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? - да; - нет; - не знаю. 7. Часто ли Вы беседуете со своим ребенком на тему «Добрых дел и посту п ков»? - часто; - иногда; - никогда. 8. Какие добрые дела вы совершаете совместно с ребенком?

Оставить комментарий: