Доклад "Технология групповой деятельности"
МОУ «Никольская школа»
Доклад
по теме: «Использование технологии групповой деятельности в образовательном процессе»
Подготовила: Светлова Надежда
Николаевна, учитель начальных классов
2017 г.
Описание технологии
- Название, цель применения.
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Технология групповой деятельности - это технология обучения в совместной работе.
Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
- Содержание технологии и ее основные стадии.
В. К. Дьяченко к групповым способам обучения
- Классно-урочную организацию
- Лекционно-семинарскую систему
- Дидактические игры
- Бригадно-лабораторный метод
- Формы дифференциации учебного процесса
- Метод проектов
И. Б. Первин выделяет 2 уровня групповой деятельности:
1) Групповая работа (на принципах дифференциации).
2) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
- Подготовка к выполнению группового задания.
- Постановка познавательной задачи /проблемы/.
- Инструктаж о последовательности работы.
- Раздача дидактического материала по группам.
II Групповая работа.
- Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
- Распределение заданий внутри группы.
- Индивидуальное выполнение задания.
- Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
III. Заключительная часть.
- Сообщение о результатах работы в группах.
- Анализ познавательной задачи, рефлексия.
- Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Этапы работы подготовки к групповой деятельности
- Необходимо создать у детей мотивацию взаимодействия, направленность на совместную работу. Нужно обеспечить детям такой опыт взаимодействия, который убедил бы их, что работать сообща приятно и интересно; коллективная работа более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем бывает трудно справиться самостоятельно.
Групповую работу чаще всего следует начинать после того, как ученики уже имеют опыт работы в парах постоянного состава, затем - в динамических парах; далее – работа небольшими группами, и, затем, весь класс делится на группы. Первоначально, на этапе подготовки к групповой деятельности, во фронтальной работе с учащимися, можно использовать следующие приемы: например:
- в случае затруднения при ответе ученик сам может вызвать себе помощника из числа одноклассников;
- для оценки своего ответа ученик сам может назначить «учителя»;
- ввести приемы несловесного общения - сигнальные карточки, с тремя цветами (зеленый - верно, или согласен; красный - неверно, или не согласен; желтый - не понял или сомневаюсь), жесты.
Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой преподаватель ставит проблему. В начальных классах целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную.
Перед организацией групповой деятельности на уроке, на классных часах необходимо разработать правила совместной работы и поведения, которые помогут учащимся эффективно, бесконфликтно взаимодействовать. Мне удобнее использовать в стихотворной форме.
Памятку "Правила работы в группах".
- Каждый ученик оставляет в рабочей тетради основные положения ответов учеников всех групп.
- Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.
- Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.
- Каждый ученик уважает мнение оппонента.
- Каждый ученик проявляет терпимость к критике.
Для работы в группе вместе с детьми можно придумать условные знаки и зарисовать их.
– прошу тишины (палец),
– спасите (спасательный круг),
– запутались (клубок ниток),
– просим помощи (знак сос),
Обязательно составить вместе с учениками алгоритм работы в группах.
- Объединитесь в группы.
- Вспомните правила работы в группе.
- Распределите роли.
- Изучите план (алгоритм) выполнения данной работы.
- Выполните работу.
- Подготовьте защиту групповой работы.
- Оцени свою работу в группе.
- Оцени работу группы.
Разработать вместе с ребятами (знакомить с функциональными обязанностями членов группы)
Книгочей (читает памятки, алгоритмы, планы, тексты учебника, т.д.)
Лидер (координатор,организатор) (распределяет роли , определяет задание для каждого, назначает ответственного за защиту работы группы т.д.)
Контролёр (контролирует качество работы, следит за временем)
Хозяйственник (подбирает и раздаёт материал для работы, следит за чистотой)
Секретарь (записывает решения группы, чертит схемы, заполняет таблицы, т.д.)
Спикер (докладчик) (выступает перед классом с готовым решением группы)
Критик ( высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения)
Обсуждаются вместе с учениками и разрабатываются критерии оценки работы группы.
- Удалось ли распределить работу в группе
- Внимательно работали или отвлекались участники группы
- Все ли задания выполнили
- Как было организовано взаимодействие в групп
- Качество презентации итогов работы
(хорошо - «+», есть недочеты – «?», плохо – «-»)
Педагог составляет листы самооценки для каждого члена группы и лист оценки работы группы в целом.
У каждой группы на партах обязательно лежит памятка "Правила работы в группах", которая еще раз напоминает выступающим о поведении во время работы в группе. После 7-10-минутной подготовки в группах учеников к ответам они выступают перед классом. Публичное выступление каждого ученика является обязательным условием оценивания работы всей группы. Каждая группа внимательно слушает своих товарищей, конспектируя основные положения выступления (в 3-4 классах), дополняя и исправляя ответы и подводя итог. Чтобы убедиться в правильности выполненного задания, каждой группе дается задание придумать вопрос по теме другой команде. На последний, заключительный этап групповой работы на уроке, где выявляется и оценивается роль каждого ученика в групповой работе, отводится 3-4 минуты. У каждой группы на столах лежат "Листы самооценки", ребята в группах самостоятельно заполняют их, обсуждая с учителем оценки каждого члена группа. Учитель благодарит всех за хорошую работу, либо соглашается с выставленной оценкой, комментируя ее, либо корректирует выставленную в группе оценку, объясняя свою позицию.
Как объединять детей в группы?
Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.
При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии.
1) На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
2) Учитель - лидеры - по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
4) Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа, вытаскивают из мешочка детали лего одного цвета.
5) Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему).
Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.
Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.
Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав надолго тоже не стоит.
Дети должны понять, что оценивается деятельность всей группы; что любой ученик может быть вызван к доске для ответа.
Деятельность учителя во время проведения групповой работы.
- не следуетделать учителю
- исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
- оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
- нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
- нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
- не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
- и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя .
- Примеры использования, периодичность применения.
Примеры групповой работы.
Работа в группах целесообразна и эффективна на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.
На этапе изучения нового материала
«Ловушка» - учащимся предлагается выполнить задание, нацеленное на выделение основной информации, структура которой будет служить базой для изучения темы.
«Охота за сокровищами» - учитель составляет вопросы, группа должна ответить на них, используя ресурсы учебника, ресурсы интернета, дополнительную литературу.
Игра «Как вы думаете?» - игра с карточками для группы из 4-5 человек.
«Опора» - ученики оформляют новый материал в такой форме, которая поможет его понять и запомнить на уроке (план учебной статьи, схема, таблица, пошаговый алгоритм применения правила, Фишбоун (блок про природные зоны)
- Мозаичная группа, или пазлы.(Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.). П: природная зона тайга
- Прием «Зигзаг». (Метод пилы).(Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Закрепление изученного материала
«Вопрос – ответ» - учитель либо ученики друг другу, работая в группах,
задают вопросы для проверки понимания изучаемого материала.
Учебная встреча «Всезнайка» - ученики разрабатывают вопросы, задания, позволяющие повторить и закрепить изученный материал, используя дополнительные источники (эту работу можно поручить консультантам групп или членам всей группы).
«Эксперимент» - ролевые игры или творческие задания, для выполнения которых, используются знания, полученные на уроке.
- Игра «Продолжи». (Основана на выполнении заданий разного рода «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, сказки на уроках литературного чтения, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном). Делала в 1 классе: составление текста по картинке с опорой на модель текста
- Снежный ком. (Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.)
Групповая дискуссия — использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.
Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Во внеурочной деятельности проигрывают плохие поступки, затем обсуждают.
- Результаты применения.
Следует отметить, что групповая форма организации деятельности должна использоваться в системе. К групповой работе были подготовлены и родители.
Плюсы использования данной технологии:
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
- В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Нужно помнить о том, что заниматься групповой работой в 1 классе можно не более 10-15 минут, со 2 класса можно половину урока. Нельзя требовать полной тишины. Для регулирования шума включать мелодию на телефоне.
На курсах в ВИРО рекомендовали минимум 2 работы в паре и одна работа в группе в течение урока.
Подводя итоги, можно сказать, что использование технологии группового обучения, предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.