Проект по здоровьесбережению "Здоровые ножки"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Александровский детский сад «Ягодка» Лямбирского муниципального района Республика Мордовия ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 2017г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Кудашкина И. А. Приказ от. 2017г. ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ «Здоровые ножки» Автор: Корякова Татьяна Дмитриевна- воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Александров детский сад «Ягодка» Сроки реализации проекта: сентябрь 2017г. – май 2018г. Паспорт проекта Название проекта «Здоровые ножки» Составитель проекта Корякова Татьяна Дмитриевна- в оспитатель МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Вид проекта Физкультурно- оздоровительный Цель проекта Предупреждение плоскостопия посредством физических упражнений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи проекта Образовательные: 1. Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей, способствующих профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия. Развивающие: 1. Развивать двигательные умения и навыки, психофизические качества: ловкость, гибкость, выносливость, силу. Воспиательные: 1. Воспитывать у детей и их родителей потребность в здоровом образе жизни. Срок и этапы реализации проекта Сентябрь 2017 – май 2018 года. 1 этап- Аналитик о- прогнозтический( подготовительный) : сентябрь 2017г. 2 этап –Р або чий( внедренческий) : сентябрь 2017 – май2018 г. 3 этап – коррекционный: сентябрь 2017- май 2018 г. 4 этап- завершающий: май 2018 г. Участники проекта Корякова Татьяна Дмитриевна- воспитатель МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка», дети младшего дошкольного возраста, родители. Ожидаемые результаты по итогам реализации проекта У детей п о высился интерес к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни с использованием физических упражнений для профилактики плоскостопия. Критерии оценки результативности проекта Диагностика( мониторинг) выявления плоскостопия у детей с помощью плантографии, проводится в начале учебного года( сентябрь) и в конце года( май) . Результаты представлены в Приложении Образовательная область «Физическое развитие» Материально- техническое обеспечение проекта Наличие физкультурного зала, оборудования( гимнастические палки, кегли, верёвки, скакалки, канаты, гимнастическ ие стенки и скамейки, мячи разных размеров, различные массажные дорожки и т. д. ) Пояснит ельная записка Здоровье ребенка превыше всего Богатство земли, не заменит его Здоровье не купишь, никто не продаст Его берегите, как сердце, как глаз. Ж. Жабаев Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально – волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Актуальность. Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно- связочным аппаратом. Дошкольный возраст- это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка. Проблема. Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на обретение здоровья и красоты, выпадает работа над хорошей, правильной осанкой. Правильная красивая осанка – ключ к здоровью ребенка. Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Осанка зависит от состояния нервно- мышечного аппарата и психики человека. Слабость мышечного корсета, неправильные порочные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне – вызывают развитие нарушений осанки. Понимая, выше обозначенные проблему я пришла к выводу, что работу по профилактике плоскостопия и нарушения осанки необходимо вести в постоянном режиме. Цель проекта: Предупреждение плоскостопия посредством физических упражнений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи проекта: Образовательные: Повысить уровень развития двигат ельных умений и навыков у детей, способствующих профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия. Развивающие: 1. Развивать двигательные умения и навыки, психофизические качества: ловкость, гибкость, выносливость, силу. Воспи т ательные: Воспитывать у детей и их родителей потребность в здоровом образе жизни. Ведущая педагогическая идея опыта: Предупреждение п лоскостопия посредством физических упражнений у детей младшего дошкольного возраста. Методы исследования: - теоретические( изучение и анализ литературы по проблеме) ; - эмпирические( набл юдение, анкетирование, эксперимент) ; игровой( спортивн ые, подвижные игры, игровой самомассаж, игры- путешествия) ; словесный( консультации, беседы, объяснения, указания, команды и т. д. ) ; наглядный( показ, имитация, помощь и поддержка, использование ориентиров, просмотр слайдов) ; метод упражнений( общеразвивающие, основные виды движений) ; практический( изготовление нестандартного оборудования) ; метод соревнований( индивидуальные, командные) . Анализ результатов педагогического воздействия по профилактике плоскостопия у детей младшего возраста. Приемы: компенсаторно- нейтрализующие( физ. м инутки, динамические паузы) ; стимулирующие( закаливание) ; информационно- обучающие( консультации, беседы и т. д. ) . Используются средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы. Самостоятельная деятельность детей подразделяется на следующие формы работы: групповая – одновременная работа со всеми воспитанниками; индивидуально- групповая – чередование индивидуальных и групповых форм работы; индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Объектом исследования являе тся здоровьесбережение детей младшего возраста. Предмет исследования – педагогический процесс формирования мероприятий с целью профилактики плоскостопия у детей младшего во зраста. Гипотеза – Если мы будем использовать разнообразные физические упражнения по предупреждению и профилактики плоскостопия, то это способствует укреплению свода стопы, повысит степень двигательной активности, укрепит общее состояние и здоровье детей. Теоретическая база опыта: За основу написания проекта была взята книга Сергиенко Нины Николаевны и Кулик Галины Ивановны «Школа здорового человека. Программа для ДОУ». Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого- педагогических, валеологических исследованиях. Н овизна опыта заключается в создании комплекса физических упражнений способствующих профилактике и предупреждения плоскостопия у детей младшего дошкольного возраста. Теоретическая значимость заключается в том, что при систематическом использовании физических упражнений направленных на профилактику и предупреждение плоскостопия, формирует мотивацию сохранение своего здоровья. Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемые физические упражнения по профилактике нарушений стопы может быть результативна использована в практической работе воспитателями и преподавателями физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях. Познавательная значимость детьми физических упражнений, направленных на профилактику и предупреждение плоскостопия формирует у них устойчивую мотивацию, потребность в сохранении и укреплении своего здоровья При планировании и организации занятий по предупреждению плоскостопия важно соблюдать следующие условия: - обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада; - правильное о пределение главной цели игровых упражнений по профилактике плоскостопия; - комплексное и системное использование методов и приемов; - создание развивающей среды в ДОУ и групп е( наличие разработок по профилактике и предупреждение плоскостопия у детей младшего возраста) - необходимо сохранять положительно- эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; В основу опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно- ориентированный подход к обучению и воспитанию. единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку; систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей; оздоровительно- коррекционная направленность; доступность; повторяемость упражнений с их постепенным усложнением. Ожидаемый результат: По высился интерес у детей младшего дошкольного возраста к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни с использованием физических упражнений для профилактики плоскостопия. Критерии эффективности: - уровень освоения образовательной программы; - удовлетворение родителей качеством образования; - информационно- методическая обеспеченность. Сроки и этапы реализации программы. Сроки реализации проекта: проект рассчитан на реализацию в течени и года с сентября 2017 по май 2018 года. Этапы реализации проекта. Этап Начало Окончание Ожидаемые результаты 1. Подготовительный Сентябрь 2017г. Сентябрь 2017г. 1. Нормативная база 2. Подборка методических материалов. 3. Разработка диагностики 4. Разработка перспективного плана работы. 5. Проведение диагностики творческих способностей детей. 7. Создание соответствующей развивающей предметно- пространственной среды. 8. Повышение квалификации педагога. 2. Внедренческий Октябрь 2017г. Апрель 201 8г. 1. Выбор и создание экспозиции проекта 2. Апробация дидактических разработок, создаваемых в порядке закрепления результатов обучения. 3. Участие работ воспитанников на разных конкурсах, выставках и других мероприятиях. 4. Участие педагога в семинарах и профессиональных конкурсах. 5. Мониторинг ведения эксперимента( анкетирование воспитанников и родителей) . 3. Коррекционный В течени и всего периода реализации проекта В течени и всего периода реализации проекта Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми. 4. Обобщающий Май 2017 Май 201 8 1. Участие педагога в семинарах и профессиональных конкурсах. 2. Диагностика уровня способностей использовать физические упражнения по итогам реализации проекта 3. Обобщение результатов участия в различных мероприятиях( мастер- классы, выступления на семинарах и конференциях, участие в конкурсах профессионального мастерства и т. д. ) . 4. Разработка методического пособия по итогам реализации проекта. 5. Тиражирование и распространение опыта и результатов инновационной деятельности. 1 этап- аналитико- прогнозтический( подготовительный) . Система мероприятий Задачи Сроки Подготовительные мероприятия 1. Изучение методической литературы. сентябрь 2. Повышение квалификации педагога. сентябрь 3. Выявле ние уровня развития физических способност ей детей младших дошкольников. сентябрь 4. Разработка перспективного плана работы. сентябрь 5 Проведение диагности ки творческих способностей детей. Сентябрь- май 6. Создание соот ветствующей развивающей предметно- пространственной среды В течени и всего периода работы. 2 этап- рабочий( внедренческий) : 1 блок- работа с детьми. Виды деятельности Программное содержание Форма организации детей Физкультминутки Укреплять мышцы стоп Групповая И ндивидуально- групповая Индивидуальная Комплекс упражнений Укреплять здоровье детей, способствовать формированию правильной осанки, профилактика плоскостопия у детей младшего возраста. Групповая И ндивидуально- групповая Индивидуальная Игровые упражнения Укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы Групповая И ндивидуально- групповая Индивидуальная Подвижные игры Продолжать развивать координацию движений; укреплять мышцы стоп, прививать интерес к подвижным играм. Групповая 2 блок- работа с родителями. Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки проведения 1. Предварительная работа Выявление запросов родителей по организации учебно- воспитательной работы с детьми. Анкетирование, беседы В течение всего п ериода. 2. Повышение педагогической культуры родителей Обогащение родительского опыта по профилактике плоскостопия у детей младшего возраста. Консультации и беседы В течение всего п ериода. 3. «Успехи детей» Показ достижений детей в области «Художественно- эстетическое развитие». Апрель 2016г. 3 блок- работа с педагогами. Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки проведения 1. Выступления на педагогическом совете. Повышение общей культуры педагогического коллектива. Обобщение опыта работы. Доклады, п резентации. В течение всего периода. 2. Выступления на РМО, публикации. Обобщение опыта работы. Публикации на интернет сайтах. Доклады, «Мастер- класс». В течение всего периода. 3 Этап- коррекционный: Система мероприятий Задачи Сроки проведения 1. Анализ и корректировка. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми В течение всего периода. 4 Этап- обобщающий: Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки проведения. 1. Разрабо тка методических рекомендаций, а нализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми комплекс упражнений по профилактике плоскостопия у детей. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом. В конце учебного года по итогам проведения проекта. Заключение Каждый хочет видеть своих детей здоровыми, сильными, жизнерадостн ыми, стройными, красивыми. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – задача каждой семьи. Начинать нужно с профилактики заболеваний грудного возраста детей. Педагогический коллектив детского сада понимает важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся у нас с детьми. Поэтому основной задачей нашего учреждения является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребёнка. Профилактике плоскостопия нужно уделять отдельное внимание, т. к. стопа – это фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка. Нужно воспитывать у родителей ответственность за своих детей и продолжать работу с родителями о соблюдении ортопедического режима в домашних условиях. Рациональное питание, свежий воздух, солнце, водные процедуры, движения, физкультура, спорт – залог здоровья наших детей. Помните! Легче предупредить заболевание, чем его лечить. Литература Анисимова Т. Г. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников – Волгоград, Учитель, 2009. - 146 с. Бабенкова Е. А. Игры, которые лечат- М. : ТЦ Сфера, 2009. - 64с. Красикова И. С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Санкт- Петербург: Издательский центр «Учитель и ученик», 2004. , 134 с. Кудрявцев В. Т. , Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М: - Линка- пресс, 2000. - 296с. Кузнецова М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. - М: Айрис- пресс, 2007- 112с. Наумов О. И. Плоскостопие- это не пустяк. - Санкт- Петербург: Издательство «Невский проспект», 2002. - 78с. Шилкова И. К. , А. С. Большев и другие. Здоровьеформирующее физическое развитие – М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – 336 с. Шарманова С. Б. и Федоров А. И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания. Учебное пособие. –Ч елябинск: Урал ГАФК; 1999г. Сергиенко Н. Н. и Кулик Г. И. «Школа здорового человека. Программа для ДОУ» Приложение Календарно- тематическое планирование разновозрастная группа младшего дошкольного возраста Сентябрь 1. Диагностика детей. 2. Перспективный план работы на 2017- 2018г. Октябрь Недели План занятия 1 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стоп ы. Бег на носках. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: катание палки, мяча. Игровые упражнения для коррекции свода стопы «Пройди по линии», « Журавль на болоте» 2 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: с мелкими предметами. Игровые упражнения «Перешагни через руки», «Лыжник», «Присядь комочком». 3 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: с платочками и дорожками. 4 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: с мелкими предметами. Игровые упражнения «Лошадка», «Попрыгунчики Ноябрь 1 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Различные виды прыжков. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: на скамье. 4. Игры: «Пятнашки с мячом», «Мышеловка». 2 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: с мелкими предметами. Игровые упражнения «Великан и карлик», «Пройди- не ошибись». 3 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: с платочками и дорожками. 4 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: с мелкими предметами и бумагой( сминание) . Игры: «Футболисты», «Удочка». Декабрь 1 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Мелкие и крупные шаги. Бег. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: ходьба по канату босиком. Игровые упражнения на гимнастической стенке. 2 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: с мелкими предметами. 3 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: ходьба по ребристой дорожке. 4 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп Самомассаж стоп Упражнения с предметами: перекладывание мелких предметов. Игры: «Ноги от земли! », « Ловишка, бери ленту». Январь 1 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: ходьба по обручу босиком. 2 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: с мелкими предметами. Игры: Стой! », «Кто выше? ». 3 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: ходьба по дорожкам. Повторение пройденных игр. 4 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп Самомассаж стоп Упражнения с предметами: собирание мелких предметов. Февраль 1 Ходьба на носках, на пятках, на внешней с тороне стопы. Галоп. Самомассаж стоп. Упражнения с предметами: ходьба по дорожкам. Игры: «Силачи», «Бой петухов». 2 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: с мелкими предметами. 3 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки. Самомассаж стоп. Упражнения с предметами: лазанье по лестнице. Игры: « Мы весёлые ребята», «Караси и щука». 4 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп Самомассаж стоп Упражнения с предметами: собирание мелких предметов, перекладывание их. Март 1 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: катание палки, мяча. Игры: «Река и ров», «Воробышки и кот». 2 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. Самомассаж стоп( 3 этап) Упражнения с предметами: с мелкими предметами. Игры: «Птички и кошка», «Зайцы и волк». 3 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки. Самомассаж стоп Упражнения с предметами: с платочками и дорожками. 4 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. Самомассаж стоп. Упражнения с предметами: с мелкими предметами. Игры: «Гуси, гуси», «День – ночь» Апрель 1 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. Самомассаж стоп. Упражнения с предметами: катание набивного мяча. Игры: «Ноги от земли! », « Ловишка, бери ленту». 2 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. Самомассаж стоп. Упражнения с предметами: с мелкими предметами. 3 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Самомассаж стоп. Упражнения с предметами: ходьба по коврикам и дорожкам. 4 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне сто пы. Бег на носках. 2. Самомассаж стоп. 3. Упражнения с предметами: с мелкими предметами и бумагой. 4. Игры: «Альпинист», «Маленький гимнаст». Май 1 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки Самомассаж стоп. 3. Упражнения с предметами: катание гимнастической палки, мячей. 4. Игры: «Быстро возьми», «Полоса препятствий». 2 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. Самомассаж стоп. Упражнения с предметами: с мелкими предметами. Игры: «Кто быстрее соберёт игрушки? », «Резвый мешочек». 3 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стоп ы. Бег на носках. Самомассаж стоп. Упражнения с предметами: лазанье по лестнице. Игры: «Тик- так», «Кто быстрее». 4 Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне сто пы. Бег на носках. Самомассаж стоп. Упражнения с предметами: спрыгивание со скамьи на мягкое покрытие. Игры: «Море волнуется», «Запрещённое движение».