Музыкально-диагностический инструментарий
Документы для скачивания
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ во второй младшей группе Начало года № Ф. И. ребенка Ладовое чувство Муз. - слуховое представление. Чувство ритма Всего Общий уровень 1 2 1 2 1 2 Высокий уровень 18 баллов ближе к высокому 14- 17 Средний уровень 12 баллов ближе к низкому 7- 10 Низкий уровень 8 балла Конец года № Ф. И. ребенка Ладовое чувство Муз. - слуховое представление. Чувство ритма Всего Общий уровень 1 2 1 2 1 2 Высокий уровень 18 баллов ближе к высокому 14- 17 Средний уровень 12 баллов ближе к низкому 7- 10 Низкий уровень 8 балла Задания для диагностики музыкальных способностей детей младшей группе. Начало года Ладовое чувство Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл. Д. Кабалевский «Грустный дождик», М. Глинка «Детская полька». «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. Есть дети, которые внимательно слушают, но никак внешне не проявляют своих эмоций. «2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции. Почти все дети не умеют слушать музыку. Эмоциональной реакции на музыку никакой нет. «1» - нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку. Задание № 2: В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии, показать соответствующие движения с куклой. «3» - внимательно слушает, музыкальные фрагменты понимает, что нужно делать, выполняет задание правильно. «2» - слушает невнимательно, отвлекается. , но выполняет задание правильно. . «1» - нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку. Конец года Ладовое чувство Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл. Кабалевский «Грустный дождик», М. Глинка «Детская полька». «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. «2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции. «1» - нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку. Задание № 2: Прослушать песню «Заинька» М. Картушиной «3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она. «2» - слушает невнимательно, отвлекается. , но может рассказать содержание песни. . «1» - нет заинтересованности, почти не реагирует на песню. Начало года Музыкально- слуховое представление. Задание № 1: Подпевать вместе с педагогом знакомую песню с музыкальным сопровождением. «3» - пропевание всей фразы или мотива. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1- 2 звука. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. Задание № 2: Петь песню «Ладушки», выполняя в пении движения в конце проговаривая «Да», всем одновременно. и. «3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1- 2 звука, но выполняя задание. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. Конец года Музыкально- слуховое представление. Задание № 1: Петь вместе с педагогом знакомую песню с музыкальным сопровождением( по 3- 4 человека) . «3» - пропевание всей фразы или мотива. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1- 2 звука. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. Задание № 2: Петь песню «Тихие и громкие звоночки», выполняя в пении динамические оттенки. «3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1- 2 звука, но выполняя задание. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. Начало года Чувство ритма. Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 3- 5 звуков. Р. н. п опевка «Петушок» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - с заданием не справился Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. Звучат фрагменты двух произведений. «Веселые ножки» р. н. м елодия, «Марш» Е. Теличеевой, «3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. Конец года Чувство ритма. Задание № 1: Воспроизвести простейший ритмический рисунок, на металлофоне, мелодии из 3- 5 звуков. «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - с заданием не справился Задание № 2: Ребенку предлагается задание- потанцевать под музыку. Звучат фрагменты из трех произведений. Оценивается соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки. а) Ломова «Мелодия», б) «Марш», в) Гречанинов «Моя лошадка». «3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мало двигательная реакция на музыку. ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ в средней группе начало года № Ф. И. ребенка Ладовое чувство Муз. - слуховое представление. Чувство ритма Всего Общий уровень 1 2 1 2 3 2 3 Высокий уровень 21 баллов ближе к высокому 17- 20 Средний уровень 15 баллов ближе к низкому 7- 10 Низкий уровень 8 балла Конец года № Ф. И. ребенка Ладовое чувство Муз. - слуховое представление. Чувство ритма Всего Общий уровень 1 2 1 2 3 1 2 Задания для диагностики музыкальных способностей детей В средней группе. Начало года Ладовое чувство Задание № 1: Послушать и различить две пьесы, разные по жанру. ( м арш, плясовая) , с помощью пособия, показать соответствующую картинку. «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость, правильный выбор карточки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но карточки выбирает правильно. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку. Задание № 2: Слушать не знакомую песню, определить ее характер и содержание. «3» - внимательно слушает, может определить характер, рассказать, о чем песня. «2» - слушает невнимательно, не может рассказать о содержании, но может определить характер. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню. Конец года Ладовое чувство Задание № 1: Послушать пьесу «Веселый клоун» Кабалевский, хлопком отметить смену частей в двухчастном произведении. «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, может правильно выполнить задание. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, может определить окончание фразы с помощью педагога. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку. Задание № 2: С помощью дидактической игры «Медведь, заяц и воробей», определить регистр, выложить соответствующую карточку. «3» - внимательно слушает муз. ф рагменты, определяет регистр, правильно выполняет задание. «2» - слушает невнимательно, отвлекается. , но может выполнить задание. . «1» - нет заинтересованности, не выполняет задание или выполняет неверно Начало года Музыкально- слуховое представление. Задание: Пропевать знакомую песню самостоятельно с музыкальным сопровождением. «3» - пропевает всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному. «2» - подпевание отдельных слов, дикция не разборчива. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. Задание № 2: Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением, выполняя в пении движения. «3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, но выполняя задание. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. Задание № 3: Ребенку предлагается задание – назвать предложенные инструменты, сыграть на металлофоне попевку. «3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога. «2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная. «1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание Конец года Музыкально- слуховое представление. Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее с музыкальным сопровождением в ансамбле. ( п о 3- 4 человека) . «3» - поет песню, слышит пение соседа, старается петь в ансамбле. «2» - поет не всю песню, забывает слова, но старается петь вместе со всеми. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. Задание № 2: Петь песню «Тихие и громкие звоночки», выполняя в пении динамические оттенки. «3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1- 2 звука, но выполняя задание. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. Задание № 3: Ребенку предлагается задание – из предложенных инструментов, выбрать наиболее любимый, исполнить знакомую попевку. «3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога. «2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная. «1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание. Начало года Чувство ритма. Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 3- 5 звуков. Р. н. п опевка «Мы идем» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - с заданием не справился Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. Звучат фрагменты двух произведений. «Веселые ножки» р. н. м елодия, «Марш» Е. Теличеевой, «3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. Конец года Чувство ритма. Задание № 1: Воспроизвести простейший ритмический рисунок, на металлофоне, мелодии из 3- 5 звуков. «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - с заданием не справился Задание № 2: Ребенку предлагается задание- потанцевать под музыку. Оценивается выполнение танцевальных движений( пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в паре) «3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, выполнение всех заданных движений. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку, не все движения выполнил правильно. «1» - мало двигательная реакция на музыку ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ в старшей группе начало года № Ф. И. ребенка Ладовое чувство Муз. - слуховое представление. Чувство ритма Всего Общий уровень 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Высокий уровень 36 баллов ближе к высокому 27- 34 Средний уровень 24 баллов ближе к низкому 13- 20 Низкий уровень 12 балла конец года. № Ф. И. ребенка Ладовое чувство Муз. - слуховое представление. Чувство ритма Всего Общий уровень 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Задания для диагностики музыкальных способностей детей В старшей группе. Начало года. Ладовое чувство Задание № 1: Прослушать произведение Л. В. Бетховен «Финал концерта № 5( фрагмент) , определить характер произведения, выражая свои мысли полными фразами. . «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер. «1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется. Задание № 2: Прослушать песню «Мы бандито », определить характер и содержание песни. «3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она, определить характер музыки. «2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни и определить характер. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню. Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичий концерт» определить регистры в смешанном и чистом звучании. «3» - внимательно слушает муз. ф рагменты, понимает регистр, правильно выкладывает карточки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр верхний, средний и нижний. . «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. Задание № 4: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру( Марш, пляска, колыбельная) , с помощью дидактической игры выложить карточки соответственно жанру исполняемого произведения. «3» - внимательно слушает муз. ф рагменты, определяет жанр и выполняет задание без подсказки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр музыкального произведения, выложить карточки. . «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. Конец года. Ладовое чувство Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру( марш, плясовая мелодия, колыбельная) , показать соответствующее движение. Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в соответствии с трехчастной формой музыкальных фраз. «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, может назвать жанры, правильно выполняет задание. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно «1» - нет заинтересованности, задание выполняет не верно. Задание № 2: Прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ, определить какие инструменты исполняют, характер и содержание. Оценивается умение детей слышать звучание различных инструментов, умение высказать свои мысли развернуто. «3» - внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню. Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики» определить высокий и низкий звуки в пределах квинты. «3» - внимательно слушает муз. ф рагменты, определяет высокие, средние и низкие звуки, правильно выкладывает карточки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить верхний и низкий звуки. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. Задание № 4: Предложить детям сочинить историю или сказку, после прослушивания произведения Моцарта «Маленькая флейта», обогатить свой рассказ движениями под музыку. «3» - внимательно слушает произведение, может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя. «2» - слушает внимательно, но придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке. . «1» - нет заинтересованности, задание выполнять не хочет. Начало года Музыкально- слуховое представление. Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст. Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения. , в удобном диапазоне. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз. Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет? ». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку. «3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, но песенки не получается. «1»- не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. Задание № 4: Назвать предложенные инструменты( металлофон, бубен, барабан и т. д. ) , показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному. . «3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. п оет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается. «1»- не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. Конец года Музыкально- слуховое представление. Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст. Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием. «2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз. Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет? ». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку. «3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, но песенки не получается. «1»- не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. Задание № 4: Назвать предложенные инструменты( металлофон, бубен, барабан и т. д. ) , показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. «3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого. «2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается. «1»- не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. Начало года Чувство ритма. Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5- 7 звуков. Р. н. п опевка «гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1»- не выполнение задания, нет заинтересованности. Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. «3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. Смена движений в соответствии с текстом песни. «3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. Задание № 4: Выполнять танцевальные движения( поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении. О ценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку. «3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои. «2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. Конец года Чувство ритма. Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5- 7 звуков. Р. н. п опевка «Гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1»- не выполнение задания, нет заинтересованности. Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигать правильно выполняя движение, эмоционально, четко. «3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни. «3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. Задание № 4: Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую, выполняя знакомые танцевальные движения( поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении) . Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку. «3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои. «2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ в подготовительной группе начало года № Ф. И. ребенка Ладовое чувство Муз. - слуховое представление. Чувство ритма Всего Общий уровень 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Высокий уровень 36 баллов ближе к высокому 27- 34 Средний уровень 24 баллов ближе к низкому 13- 20 Низкий уровень 12 балла Конец года. № Ф. И. ребенка Ладовое чувство Муз. - слуховое представление. Чувство ритма Всего Общий уровень 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Задания для диагностики музыкальных способностей детей В подготовительной группе. Начало года. Ладовое чувство Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение. «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности. «1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется. Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу. «3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку. «2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы. Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения. . «3» - внимательно слушает муз. ф рагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы. . «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение( Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке) , и на каком инструменте оно исполняется. «3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты. «2» - слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. Конец года Ладовое чувство Задание № 1: Узнавать по вступлению гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение. «3» - узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения. «2» - слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить характер, выделить средства выразительности. «1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется. Задание № 2: Прослушать «Лето» А. Вивальди, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и придумать сказку, опираясь на наглядный образ и музыкальный. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу. «3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки. «2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение. Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения. . «3» - внимательно слушает муз. ф рагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы. . «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение( Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке) , и на каком инструменте оно исполняется. «3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты. «2» - слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. Начало года. Музыкально- слуховое представление. Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание. «2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст. Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз. Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет? ». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку. «3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, но песенки не получается. «1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. Задание № 4: Назвать предложенные инструменты( металлофон, бубен, барабан и т. д. ) , показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному. . «3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. п оет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается. «1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. Конец года Музыкально- слуховое представление. Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия выложить схему песни. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание. «2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание выполнить не может. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст. Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием. «2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз. Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет? ». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку. «3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, но песенки не получается. «1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. Задание № 4: Назвать предложенные инструменты( металлофон, бубен, барабан и т. д. ) , показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки. «3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого. «2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается. «1»- не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. Начало года Чувство ритма. Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок, мелодии из 5- 7 звуков. Р. н. п опевка «гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1»- не выполнение задания, нет заинтересованности. Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. , выразительное исполнение всех движений. «3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Чики- брик » Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. с мена движений в соответствии с текстом песни. «3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. Задание № 4: Выполнять танцевальные движения( шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг) . Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку. «3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои. «2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. Конец года Чувство ритма. Задание № 1: Проиграть на металлофоне простейший ритмический рисунок, мелодии из 5- 7 звуков. Р. н. п опевка «Гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1»- не выполнение задания, нет заинтересованности. Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко. «3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры. «3» - внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание. «2» - не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда. «1» - задание выполняет без желания, не проявляет интереса. Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя. «3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. Задания для диагностики музыкальных способностей детей В группе раннего возраста Начало года Ладовое чувство Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл. Д. Кабалевский «Грустный дождик», М. Глинка «Детская полька». «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. «2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку. Конец года Ладовое чувство Задание № 1: В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии, показать соответствующие движения с куклой. «3» - внимательно слушает, музыкальные фрагменты понимает, что нужно делать, выполняет задание правильно. «2» - слушает невнимательно, отвлекается. , но выполняет задание правильно. . «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку Начало года Музыкально- слуховое представление. Задание № 1: Подпевать вместе с педагогом знакомые фразы «3» - пропевание всей фразы или мотива. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1- 2 звука. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. Конец года Музыкально- слуховое представление. Задание № 1: Петь песню «Ладушки», выполняя в пении движения в конце проговаривая «Да». «3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1- 2 звука, но выполняя задание. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания Начало года Чувство ритма. Задание № 1: Прохлопать под звучание плясовой в ладоши. «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - с заданием не справился Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. С помощью педагога, выполнять простейшие танцевальные движения. «3» - смена движений под музыку, по показу. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. Конец года Чувство ритма. Задание № 1: Воспроизвести игру на металлофоне после показа взрослого. «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - с заданием не справился Задание № 2: Ребенку предлагается задание- потанцевать под музыку, вместе с воспитателем. З вучат фрагменты из трех произведений. Оценивается соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки. а) Л омова «Мелодия», б) « Марш», в) Гречанинов «Моя лошадка». «3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мало двигательная реакция на музыку. Используемая литература О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольника» Н. А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» М. А. Васильева: Программа воспитания и обучения в детском саду