Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Эффективность применения ИКТ – технологий в образовательном процессе.
Документы для скачивания
Существует много различных технологий, например:
- Технология развивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
- Игровые технологии в ДОУ.
- Педагогика сотрудничества.
- Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) , направленная на развитие творческих способностей.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии с целью укрепления здоровья детей.
- Технология проблемного обучения.
- Технология проектной деятельности.
Информационно - коммуникативная технология является самым современным инструментом для сбора и обработки информации, ИКТ дают мне возможность повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей, помогают ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему, проявлять творчество.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года. В 2008 году разрабатывались теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, активно создавались программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова), высказывали мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей. Применение ИКТ технологий способствует решению следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация), обогащение кругозора, помощь в освоении социальной роли, формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, организация благоприятной для развития предметной и социальной среды по средствам ИКТ.
Актуальность применения ИКТ в дошкольном образовании.
В данный период жизни, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников, использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры. Для сегодняшних детей мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки, планшеты. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества, электронных дидактических и познавательных пособий. Это и упомянутые выше электронные дидактические игры, и интерактивные плакаты, благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.
Так как дети большую часть времени проводят в дошкольных заведениях, то на воспитателя возлагается ответственность донести и привлечь внимание детей к образовательной деятельности с применением ИКТ технологий для достижения более успешных результатов в воспитательно-образовательном процессе.
Классификация ИКТ - средств по областям методического назначения.
- Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.
- Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.
- Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.
- Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.
- Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.
- Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.
- Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.
- Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.
- Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.
Использование компьютерных технологий помогает:
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
- воспитателю напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы;
- более широко общаться на разных методических мероприятиях, например: видео - мастер - классах, вебинарах, конференциях;
- значительно сокращается работа с бумажными носителями;
- создавать условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты;
- общаться с родителями воспитанников, вовлекать в совместную деятельность с применением ИКТ.
Говоря об использовании компьютерных технологий детьми, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий по времени, но непроизвольное внимание у детей младшего возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго усидеть перед компьютером. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий с использованием ИКТ - не чаще 2 раза в неделю. В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.
Применение воспитателем ИКТ:
1.Подбор иллюстративного материала для оформления информационных стендов, группы.
2.Подбор дополнительного познавательного и дидактического материала.
3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других воспитателей.
4.Оформление групповой документации, отчётов.
5.Создание презентаций в программе Рower Рoint для лучшего и эффективного достижения поставленных целей при планировании образовательной деятельности, развлечений, праздников, досугов в детском саду.
6.Использование ИКТ при работе с родителями в процессе проведения родительских собраний, круглых столов, консультаций.
7.Создании единой и компактной базы методических и демонстрационных материалов у воспитателя появляется больше свободного времени.
8.Систематическое ведение сайта для повышения компетентности и саморазвития, участие в интернет-викторинах, творческих конкурсах в интернете.
Средства ИКТ, применяемые в ДОУ:
компьютер, мультимедийный проектор, принтер, телевизор, фотоаппарат, магнитофон, видеокамера, электронные доски.
Мною применяются основные формы работы с использование ИКТ технологий:
При планировании ОД и других мероприятий с ИКТ часто обращаюсь к такому материалу: фотографии, видеоролики, видеофрагменты мультфильмов, фильмов, сказок; электронные книги, развивающие компьютерные игры; иллюстративный материал для дидактических игр, рекомендации в иллюстративной форме.
- Непосредственное применение в образовательном процессе.
- Организация и привлечение родителей к совместным проектам, составлениям семейных фото-коллажей.
- Применение ИКТ для проведения досугов, праздников, развлечений.
При планировании ОД и других мероприятий с ИКТ часто обращаюсь к такому материалу: фотографии, видеоролики, видеофрагменты мультфильмов, фильмов, сказок; электронные книги, развивающие компьютерные игры; иллюстративный материал для дидактических игр, рекомендации в иллюстративной форме.
Эффективность использования ИКТ в дошкольном образовании:
- преобразование предметно-развивающей среды,
- создание новых средств для всестороннего развития детей,
- использование новой наглядности,
- дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,
- разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы),
- в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,
- поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.
ИКТ – технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, что немало важно в образовательной и воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта в работе.
Одной из наиболее эффективных форм предоставления информации, которая привлечет внимание детей, является презентация.
Существует правило создания презентации для детей: 10-20-30, параметры, подходящие для просмотра детьми: 10 слайдов за 20 минут с размером шрифта не менее 30. Применимы и другие правила для проведения фронтальных мероприятий с использованием мультимедийного проектора, например, расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, должно быть 2-2,5 метра.
Во время презентации подачу материала лучше чередовать с практическими заданиями, играми.
Мероприятия в МБДОУ « Малышок», проведенные Москалёвой С.С.
с использованием ИКТ – технологий (презентации, слайды, видеоролики, мультфильмы, музыкальное сопровождение):
- Развлечение, посвященное Дню космонавтики « Ближе к звездам».
- Праздник к 9 мая.
- Викторина по правилам дорожного движения для детей средней группы: «Незнайка в гостях у ребят».
- НОД по ФЦКМ на экологическую тему «Волшебница вода» в средней группе.
- Развлечение в ДОУ «День добрых дел», посвященное Дню спонтанного проявления доброты.
- Постановка сказки Репка (в стихах) с младшей группой на театральной неделе.
- Литературная викторина в ДОУ «Наши любимые сказки».
- Консультация для родителей на тему: « Развиваем речь, мышление, внимание в детском саду с помощью игр».
- Викторина для родителей на тему : « Счастливое детство», посвященное защите прав детей.
- Утренники: «Мамин День», « Праздник осени», «Новый год встречаем вместе», «Праздник пап» и другие мероприятия с использованием музыкального сопровождения.
Об эффективности использования ИКТ технологий в образовательном и воспитательном процессе можно судить по отзывам родителей, проводимым анкетам, опросам. Кроме того, дети с удовольствием принимают участие сами в творческих интернет – конкурсах, викторинах, о чем свидетельствуют дипломы за призовые места. Оформление папок - передвижек, информационных уголков в группе позволяют раскрыть и показать родителям наглядно, как дети активно участвуют в различных мероприятиях, проводимых в ДОУ, ЦДОД и так далее.
Положительный отзыв заведующего ДОУ на НОД «Волшебница вода», также можно считать положительным фактором в эффективности применения ИКТ в образовательном процессе.
Ведение персонального сайта воспитателя, электронного портфолио на сайте maam.ru, создание и ведение сайта, созданного с помощью конструктора a2b2, позволяют мне обмениваться опытом с коллегами, повышать уровень самоподготовки. Посещение и систематическое ведение сайтов способствует повышению самореализации при планировании НОД, развлечений, праздников, так как спектр материала в интернете очень широк.
Кроме прочего, прошла дистанционно профессиональное переобучение по специальности «Воспитатель ДОУ». Принимала участие в интернет-конференции, опубликовала на сайте almanahpedagoga.ru конспект образовательной деятельности по ФЦКМ. Это также подтверждает удобство и эффективность применения ИКТ – технологий для самообразования и самореализации, как воспитателя, так и детей.
ИКТ упрощает и облегчает разработку и создание дидактического материала для ОД, различных игр.
Использование компьютера, возможно, не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но в тоже время, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным.
Поэтому, воспитателю детского сада необходимо и целесообразно применять ИКТ при планировании различных мероприятий, для накопления и сохранения методической базы с целью достижения эффективности в процессе обучения и воспитания детей.