a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект родительского собрания.

Автор: Тявина Александра Ивановна Опубликовано: 2018-03-15 14:58:21

Документы для скачивания

Конспект родительского собрания Выполнил: Учитель начальных классов Тявина А. И. Самара 2014 Задачи собрания: Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей. Помочь родителям понять причины агрессии у детей и найти способы их преодоления. Вопросы для обсуждения Причины детской агрессии. Родительская власть, ее виды и пути решения. Пути преодоления детской агрессии. Экспресс- анкетирование родителей по проблеме собрания. План проведения собрания Анкетирование родителей. 1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным? 2. В каких ситуациях он проявляет агрессию? 3. Против кого он проявляет агрессию? 4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка? Сообщение результатов анализа причин детской агрессии  ( выступление педагога, рекомендации родителям) . Оперативный анализ ответов родителей. Обмен мнениями по теме собрания. Ход собрания Вступительное слово. - Уважаемые мамы, папы! Тема нашей встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей, о чём свидетельствуют ваши анкеты. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть. На доске написаны слова Эриха Фромма, прочитайте их, они помогут нам раскрыть тему нашего собрания: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли». Сочетание социальных, семейных, психологических неблагоприятных факторов негативно влияет на развитие детей, вызывая, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Сегодня мы обсудим лишь одну из форм проявления отклоняющегося поведения – агрессию. Давайте попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. В психологии термин «агрессия» трактуется по- разному. Например, Э. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают что агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т. Г. Румянцева и И. Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба( вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Агрессия – это такое поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда какому- либо лицу. Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных действий для реализации своих целей. Эмоциональные переживания, такие, как недоброжелательность, злость, мстительность, гнев не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Агрессивность присуща любому человеку. Иногда агрессивность помогает ребёнку адаптироваться к новой среде, достичь цели, познать новое. Такой тип агрессивности необходим для выживания. Если агрессивность выражается в форме ненависти и враждебности, то она может нанести вред. Формы проявления агрессии: - физическая – проявляющаяся в конкретных физических действиях, направленных против какого- либо лица, либо наносящие вред предметам( ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы) ; - вербальная – агрессия выражается словами( ребёнок кричит, угрожает, оскорбляет других) ; - косвенная – непрямая агрессия( ребёнок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников) . Психологи выделяют аутоагрессию, когда агрессия направлена на самого себя, выражается в нанесении вреда самому себе( обкусывает ногти, выдирает волосы, травмирует себя) . К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще проявляются разные формы агрессии. Каков же портрет агрессивного ребенка Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Взрослым не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Детям с агрессивным поведением свойственны некоторые общие черты: эмоциональная грубость, озлобленность, как в отношении сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная самооценка, повышенная тревожность, неумение находить правильный выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов. Причины появления агрессии у детей. Причины проявления агрессии у детей могут быть разными: соматические и психические заболевания, недостаточное развитие интеллекта, низкий уровень самоконтроля, повышенная возбудимость нервной системы, неразвитость коммуникативных навыков. Раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам дети нуждаются в помощи специалиста – психоневролога. Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со сверстниками. Период развития, в котором сейчас находятся наши дети( 10 лет) противоречив. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями и учителями. Найти своё место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, в какой бы хотелось. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих, как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом или ошибкой в задании воспринимается, как насмешка, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику. Часто причиной детской агрессивности являются отношения в семье. Ребёнок копирует агрессивное поведение членов семьи – хамство, ругань, унижения, оскорбления. В таком случае агрессивность становится нормой его жизни. Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей озлобляют детей, настраивают их против родителей и окружающих людей. Таким родителям сегодня удобны одни нормы в поведении ребёнка, а завтра другие. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. Безразличное отношение к ребёнку, нежелание общаться, нетерпимость, характер наказаний, властность родителей способствуют формированию детской агрессивности. Противоречивое поведение в отношении к ребёнку, когда папа и мама предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности. Например, отец считает, что сын должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. Такие споры между родителями могут привести к проявлению агрессии. В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребёнка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребёнок перестает видеть грань между игрой и реальностью. Анкета для родителей «Агрессивен лит Ваш ребёнок? » Анонимное анкетирование родителей. Бывает ли ваш ребёнок агрессивным? В каких ситуациях он проявляет агрессию? Против кого он проявляет агрессию? Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка? Принципы общения с агрессивными детьми для родителей. Педагог просит родителей высказать своё мнение по поводу общения с агрессивными детьми и обобщает высказывания следующими рекомендациями: Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти( особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью) . Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем( версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования( версия ребенка и родителей) . Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум. Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия. Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком « Я- послания » вместо « Ты – посланий»: Я думаю, что. . . Я недоволен тем, что. . . Мне не нравится, что. . . Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку. Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав. 5. Родителям необходимо выработать единые требования и правила воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за помощью к педагогам и специалистам школы. 6. Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения. 7. Родителям необходимо позаботиться о включении ребенка в работу различных( по интересам) секций, кружков, студий. 8. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых. Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере. Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики. Итоги собрания. Обмен мнениями по теме собрания. Учитель предлагает высказаться родителей по проведению данного собрания: актуальна ли тема, понятны ли причины возникновения агрессии у детей, воспользуются ли родители советами по преодолению агрессии. Учитель интересуется, какие вопросы ещё интересуют родителей, благодарит за участие. Спасибо за внимание! Здоровья и удачи вам и вашим детям! Терпения и семейного благополучия! Литература. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. – М. : ВАКО, 2005. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. ( Автор- составитель Н. Д. Шматко) – М. : «АКВАРИУМ ЛТД», 2001. Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. – М. : Генезис, 2009. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М. : Ильин В. П. , 1996.

Оставить комментарий: