Открытый урок по рисунку на тему:"Натюрморт из гипсовых геометрических тел"
Тема урока: "Натюрморт из гипсовых геометрических тел»
преподаватель Гаврюшкова Л.В., группа учащихся 3 класса
Тип урока: Комбинированный
Цель урока:
Познавательные:
Расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности.
Формировать умения и навыки владения графическим материалом.
Дать представление о линии (напомнить).
Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.
Развивающие:
Развивать умение анализировать форму предметов.
Осваивать законы изобразительной грамоты.
Формировать пространственное мышление.
Воспитывающие:
Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.
Задачи урока
Изображать простым карандашом линейный рисунок натюрморта;
Сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле;
Развивать творческие способности и навыки в работе простым карандашом
Материалы к уроку:
Для учителя: гипсовые геометрические тела, рисунки прошлых лет, таблица с поэтапным построением геометрических тел.
Для учащихся: простые карандаши, ластик, бумага для рисования формата А4.
Оформление доски к уроку: Рисунки прошлых лет, таблица с поэтапным построением геометрических тел.
Задание: «Построение с натуры натюрморта из геометрических тел».
ПЕРВЫЙ УРОК
План урока:
- Организационный момент – 2 минуты.
- Объяснение нового материала – 13 минут.
- Самостоятельная работа учащихся – 20 минут.
- Обсуждение работ, мини выставка – 3 минут
- Подведение итогов – 2 мин
Организационная часть.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку. На столе - формат А4, набор простых карандашей, ластик. На доске, рисунки прошлых лет, учебная таблица
Объяснение нового материала. Работа с таблицей
Ребята, посмотрите на постановку. Вы видите группу геометрических тел. Каких?
- Куб, конус и цилиндр.
К какому жанру можно отнести эту группу тел?
- Натюрморт.
А кто даст определение натюрморта?
- Натюрморт – это картина с так называемой мёртвой природы (цветов, фруктов, предметов быта, гипсовых слепков и т. п.) в определённом сочетании. Языком вещей он рассказывает о самых разнообразных сторонах жизни.
На уроке вам нужно решить такие задачи:
расположение композиции рисунка;
перспективное построение каждой отдельной геометрической формы;
правильная передача взаимного расположения в пространстве;
правильное изображение пропорций геометрических тел.
1-й этап.
Решение расположения листа вертикально или горизонтально.
Начинаем рисунок группы геометрических тел с обобщённого наброска всей группы без выделения отдельных предметов.
Вначале короткими отрезками определяем конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали.
Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы.
Первые карандашные засечки (линии), определяем и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение, т. е. лист для рисования располагается горизонтально или вертикально
2-й этап.
Прорисовываем линиями общих размеров и очертаний каждого геометрического тела.
Сравниваем объёмные отношения одного тела по отношению к другому, уточняем пропорции тел по высоте, ширине.
Определяем уровень горизонта (он находится на уровне глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отсюда зависят пространственные отношения между предметами, степень перспективного сокращения их плоскостей (оснований, боковых граней), углы расположения ближайших задних граней.
Все предметы изображаем, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываем и те грани и рёбра, которые невидны в натуре. Проверяем нижнее основание куба и нижнее основание описанной вокруг цилиндра призмы, чтобы не было проникновения куба в цилиндр.
Всё построение ведём тонкими линиями со слабым нажимом. Одновременно стираем вспомогательные линии, линии построения. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены.
Следим за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Особое внимание уделите овалам. Описывая изгибы, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья.
Нарисуйте контуры блика на конусе, если его увидите.
Самостоятельная работа учащихся
Мини-выставка и краткий анализ.
Рисунки с построением натюрморта из геометрических тел учащихся выставлены на стенде для демонстрации
Обсуждение ошибок при построении и анализ
Подведение итогов
Оценки в журнал за построение.