Родительское собрание «Роль семьи в социально нравственном воспитании ребенка».
Документы для скачивания
Слайд 1 Родительское собрание «Роль семьи в социально- нравственном воспитании ребенка» Цели: 1) определение рол и семьи в социально- нра вственном воспитании ребёнка; 2) осуществ ление психолого- педагогическ ой поддержк и родителей в виде практических предложений по установлению правиль ных взаимоотношений с детьми; 3) выработ ка тактик и сотрудничества с родителями по установлению единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада. Задачи: Обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях; Провести практическую работу по решению проблемных ситуаций; Формировать культуру общения родителей и детей. Форма проведения: ИГРА «ПОЙМИ МЕНЯ» Ход собрания Родители расположились за столи ками, разбившись на две команды, воспитатель ис полняет роль жюри. Воспитатель: Семья – источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе. I. Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашей встрече, надеюсь, что мы с пользой проведем время. Наша с вами встреча будет проходить в форме игры «Пойми меня». Сегодня мы будем говорить о социально- нравственном воспитании. Нравственное воспитание – процесс становления положительных качеств, таких как: сочувствие, терпимость, доброжела тельность, гуманное отношения к людям, животным, в характере человеческой личности, определяющих её моральный облик. Эти качества надо прививать с раннего детства. Ребёнок с первых дней связан с окружающими его людьми, в общении с которыми возникают первые симпатии к ним. Позже он пытается разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Постепенно в их представлении создаются моральные мотивы поведения. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья. Потому что н аиболее значимый для ребёнка круг общения в этом возрасте, все- таки, самые близкие люди – родители. Слайд 2 Слайд 3 Вот как эту роль охарактеризовал- выдающийся советский педагог Сухомлинский Василий Александрович: «Главный смысл- цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»; «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Слайд 4 В настоящее время возросла роль семьи в духовно- нравственном воспитании ребенка. Вот что отвечали мне дети на вопрос, что значит для вас семья. ( Видеозаписи с высказываниями детей. ) ( «Семья — самое главное в жизни для каждого из нас», «Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья», «В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению») Слайд 5 Действительно, семья — это первая и самая важная ступень в жизни человека. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Большое влияние на воспитание нравствен ного поведения оказывает организация жизни семьи, ее быт и атмосфера, которые там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, соблюдение режима дня способствуют воспитанию опрятности, аккуратности, точности и обязательности. Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают воспитанными людьми. Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение … А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Ребенка с малых лет следует приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда( а не под горячую руку) накажут, за что получит поощрение, должна быть четкая иерархия ценностей в каждой семье. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине, не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям о том, как вам самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди. Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать им возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами. Если у ребёнка что- либо не получается, то родители должны проявлять терпение, а не возмущаться неумением ребёнка, раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны в присутствии постор онних людей, даже членов семьи, жаловаться на ребёнка или ругать и обсуждать его поступки, повышать голос, оскорблять. Ребёнка нельзя унижать, нужно ему разъяснить его ошибки и поддержать. Дети и родители должны быть всегда едиными. Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые старые фильмы и мультфильмы — вот, что может наполнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами. Сейчас некоторые, а может быть, даже большинство родителей считают, что ребенок должен знать все стороны жизни. «Пусть ребенок знает все! А то вырастет в тепличных условиях, выйдет в жизнь, встретится с правдой жизни и не выдержит свалившиеся на него испытания». По поводу таких рассуждений нужно отметить три момента. Во- первых, задача воспитания, конечно же, не в запретах, задача воспитания в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо. «Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу( очень редко, но бывает и так) , в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу- все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать», - утверждал В. А. Сухомлинский. Во- вторых, чтобы ребенок мог сам оценивать, ему надо сначала дать образец, с которым он будет все сравнивать. Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребенок духовно питался только из чистых источников. Как младшие, так и старшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. По данным психологов, неизменную симпатию у них вызывают люди сильные, смелые, волевые, находчивые, с приятной манерой общаться, правильными чертами лица. Надо оберегать детей от уличной грязи, и той, которая приникает в их души через телевидение. Необходимо знать круг общения своего ребёнк а, где, с кем и как он проводит свободное время, сочетается ли это времяпрепровождение с нравственными нормами поведения человека в обществе. Также, чтобы избежать неприятных последствий, надо, с одной стороны, строго ограничить время, когда дети смотрят телевизор, а, с другой стороны, проверять содержание фильмов. Замечено, что дети и сами предпочитают пассивному смотрению телевизора другие интересные занятия, требующие времени, активности, энергии, - когда эти занятия у них есть. Другая задача- разумный выбор телепередач. Родительский запрет( если ребенку очень хочется что- то посмотреть, а родители знают, что этого смотреть никак нельзя) должен быть обоснован. Воспитание — всегда большой труд, а нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье. Формирование нравственных категорий осуществляются по трём направлениям. Во- первых, у ребёнка надо воспитать желание приносить добро. Во- вторых, родителям следует поощрять добрые поступки детей, радоваться за ребёнка, проявлять к нему самому сочувствие, сердечность. В- третьих, необходимо дать ребёнку знания о моральных нормах, правилах, идеалах. Слайд 6 В структуре нравственного воспитания можно выделить 4 основные правила: 1. Не делайте другим того, чего не желаете себе. 2. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. 3. Будьте патриотами своей страны, защищайте Отечество! 4. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка. Детский сад также занимается вопросами духовно- нравственного воспитания детей. Происходит это и на занятия х, и в свободной деятельности, при чтении и обсуждение художественной литературы, при проведении бесед о нравственности. Но никакие самые замечательные мероприятия не помогут решить глобально эту проблему: необходим, прежде всего, личный пример родителей, опыт поведения. II. А теперь начнем наш у игру «Пойми меня» 1 тур Разминка «Мудрые мысли» Воспитатель: Объяснить смысл пословиц. ( Закончить пословицу, мудрое изречение) Суть задания в том, чтобы быстро и максимально верно передать смысл пословиц. Не тот отец — мать, кто родил, а тот, …( кто всп оил, вскормил, да добру научил) Человек без в оспитания – …( тело без души) Дитятко – что тесто: …( как замесил, так и выросло) Детей нака зывай стыдом…, ( а не кнутом) Не тот богат, ко много имеет, а тот…( кто много дает) Лучше плакать в детстве, …( чем в старости) Добрый приме р лучше…( ста слов) Гни дерево, пока гнется, уч и дитятко, …( пока слушается) Из молодого, как из воска: …( что хочешь, то и вылепишь) На что и клад, коли…( в семье лад) Семья сильна, когда…( над ней крыша одна) Без догляда и дерево не поднимется. 2 тур Мир наших увлечений Перед вами лист бумаги. Каждый участник команды изображает на бумаге символ семейного увлечения, любимого занятия. Это может книга, если вы любите читать с ребенком и т. д. ( Время выполнения 2 мин. ) Капитан выбирает самые интересные символы и показывает участникам другой команды, которые должны разгадать, что изображено. ( От каждой команды по 3- 4 символа) . 3 тур «Ассоциации» Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Капитан выбирает человека, который будет записывать ас социации. Помогает вся команда. ( Оценивается оригинальность мышления. ) Слайд 7- Если се мья — это постройка, то она …- Ес ли семья — это цвет, то она …- Если семь я — это музыка, то она …- Если семья — это ге ометрическая фигура, то она …- Если семья — это название фильма, то она …- Если семья — это настроение, то она …- Если семья – это страна, то она называется- Если семья – это фрукт, то это…- Если семья – это известный литературный персонаж, то это…. - Если семья – это животное, то это…. Воспита тель: В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. И это и вполне естественно. 4 тур Карусель проблем Решение педагогических проблемных ситуаций. Предлагается родителям проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их разрешения. Ведущий предлагает по одной педагоги ческой ситуации каждой команде. Время обсуждения 2 мин. Слайд 8 • Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы? ( Правильный ответ. Н аказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду, тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным) . • За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны! » И отвернулась. Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы? ( Правильный ответ. К онечно, очень важно заинтересовать ребенка учебой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы духовные ценности были выше материальных. Ребенок должен воспринимать вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение) Слайд 9. В детский сад пришёл Саша. Ребята: Саша, ты выучил стихотворение? Саша: Нет, мы вчера весь вечер занимались гостями и мама сказала: «Не надо, умнее не станешь». ( В чём ошибка мамы? ) Мама: Всё, Артём, моё терпение закончилось. Твой любимый котёнок погрыз тюлевую занавеску. Пойдём домой быстрее, будем от него избавляться, надо отдать его кому- нибудь или продать. Артём: Мамочка, милая, не надо избавляться от Пушеньки, он такой хорошенький, я его люблю, он мой друг. ( В чём ошибка мамы? ) Учитель сообщает родителям о каком- либо проступке ребёнка. Ребёнок отрицает это. Родители не замечали за ребёнком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребёнок солгал. Как бы поступили вы? Вы заметили, что ребёнок вырвал листки в дневнике. Ребёнок отказывается говорить о причинах поступка. Ваши действия? Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Миши «двойка». Что вы ответите? Вы недолюбливаете одного своего знакомого и за глаза называете его, например, Медведем. Вечером в дверь позвонили, открыл ребёнок и крикнул: «Мама, к нам дядя Медведь пришёл». Как вы выйдете из этой ситуации? 5 тур Р ешаем конфликт Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? ( За правильный ответ команда тоже может заработать кубик) . Слайд 10 Толерантность – это способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на место другого человека и понять его, терпимость к чужому мнению, лояльность, широта взглядов. Слайд 11 Воспитатель: Предлагаю разрешить конфликт первой команде: • Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу! Как бы вы решили проблему с позиции толерантности? На обсуждение – 1 минута. ( Правильный ответ. «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно, все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек» Итог: мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться. Причина конфликта – это поведение мамы. Не нужно предъявлять несколько претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к сведению. Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка, помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и понимания. ) Следующая проблемная ситуация для второй команды: • Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папо й уже там. Ты мне вчера обещал. Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужн о доделать очень важную работу. Рома: «Ну, пожалуйста … Папа: «Займись делом! Какую ошибку допустил папа? ( Не сдержал обещание, оттолкнул от себя ребенка) Как решить эту проблему? ( Правильный ответ: Роме не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики, стремятся во всем быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт) . 6 тур Дискуссия Слайд 1 2( На видеозаписи показывается сценка из мультфильма «Как мужик продавал корову) . Вот молодец паренёк! Помог старику корову продать, а с другой стороны, ведь и обманывать нехорошо. Вот и разберитесь тут! А ведь, правда, часто, чтобы не ранить своего ребенка, не обидеть близких, мы говорим неправду. Как Вы относитесь ко лжи во имя спасения? Хорошо это или плохо с точки зрения нравственности, и вообще, можно ли обманывать детей, их доверие? Часто ли Вы были в такой ситуации? ( Проводится дискуссия) 7 тур Игрушки Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти в магазин за покупкой игрушки для своего ребенка. От каждой команды выберите по одному человеку, который пойдет за покупкой, он же должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания – 1 минута. Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор. По желанию могут пойти в магазин еще по одному человеку от команды. Воспита тель: Все дети развиваются по- разному. Игра сопровождает ребенка –н а всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и как правило в играх участия не принимают. Существует множество игрушек и игр. Одни развивают мышление и кругозор детей( игры на умственное развитие) , другие – ловкость, силу( подвижные игры, игры- эстафеты) , третьи – конструкторские навыки и т. д. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Подведение итогов Воспита тель: А теперь давайте «включим» все наше воображение, окунемся в мир детства и приготовимся к полету… на Марс! Представим на секунду, что возможно нам больше не удастся вернуться на Землю. Взять с собой на Марс можно только самое дорогое, что у вас есть. Но только три вещи: один одушевленный предмет, один неодушевленный и одну памятную вещь. ( Желающие от каждой команды высказывают свои мысли) . И вот мы оказались на Марсе! Все самое главное вы с собой взяли, осталось построить дом. И з кирпичиков, которые вы сегодня заработали, вы можете построить себе дом, где вам будет уютно и тепло, он будет вашей крепостью, семейным очагом и защитой. Команды соревнуются в постройке дома. Ведущий подводит итоги и называет команду, набравшую наибольшее количество кубиков/ кирпичиков, определяет, чей дом получился выше и добавляет в заключении. Но всё- таки, не важно, чей дом оказался выше, ведь самое главное, что дом – это семья, а семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте. В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а решать их вместе. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и детского сада мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека. Пусть в жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Желаю вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть ребенок приносит вам радость и счастье! Слайд 13 Работа с памяткой для родителей и обсуждение её Памятка для родителей Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности для вашего ребенка. Не бойтесь извиниться перед кем- то в присутствии вашего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого! III. Разное. Благодарность родителям за активное участие в различных конкурсах и выставках. О посещении детского сада детей с признаками простудных заболеваний. О пропусках. Об уплате за детский сад О приобретении рабочих тетрадей. I V. Решение родительского собрания 1. Обсудить дома с остальными членами семьи вопросы, обсуждаемые на родительском собрании. 2 « Роль семьи в социально – нравственном воспитании ребенка» Семья – источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе. Нравственное воспитание – процесс становления положительных качеств, таких как: сочувствие, терпимость, доброжелательность, гуманное отношения к людям, животным, в характере человеческой личности, определяющих её моральный облик. «Главный смысл- цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение … А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». А. С. Макаренко три направления ф ормирования нравственных категорий Во- первых, у ребёнка надо воспитать желание приносить добро. Во- вторых, родителям следует поощрять добрые поступки детей, радоваться за ребёнка, проявлять к нему самому сочувствие, сердечность. В- третьих, необходимо дать ребёнку знания о моральных нормах, правилах, идеалах. основные правила нравственного воспитания 1. Не делайте другим того, чего не желаете себе. 2. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. 3. Будьте патриотами своей страны, защищайте Отечество! 4. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка Не тот отец — мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил. Человек без воспитания – тело без души Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло. Детей наказывай стыдом, а не кнутом. Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает. Лучше плакать в детстве, чем в старости. Добрый пример лучше ста слов. Гни дерево, пока гнется, учи дитятко пока слушается. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь. На что и клад, коли в семье лад. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Без догляда и дерево не поднимется. 1 тур. Разминка «Мудрые мысли» 2 тур. Мир наших увлечений 3 тур. «Ассоциации» 4 тур. Карусель проблем 5 тур. Решаем конфликт 6 тур. Дискуссия 7 тур. Игрушки- Если семья — это постройка, то она …- Если семья — это цвет, то она …- Если семья — это музыка, то она …- Если семья — это геометрическая фигура, то она …- Если семья — это название фильма, то она …- Если семья — это настроение, то она …- Если семья – это страна, то она называется- Если семья – это фрукт, то это…- Если семья – это известный литературный персонаж, то это…. - Если семья – это животное, то это…. • Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы? • За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны! » И отвернулась. Толерантность – это способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на место другого человека и понять его, терпимость к чужому мнению, лояльность, широта взглядов. • Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу! • Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там. Ты мне вчера обещал. Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужно доделать очень важную работу. Рома: «Ну, пожалуйста, … Папа: «Займись делом! Памятка для родителей Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности для вашего ребенка. Не бойтесь извиниться перед кем- то в присутствии вашего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!