ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ИЗУЧАЙ-КА»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 города Кузнецка УТВЕРЖДЕНО Заведующим МБДОУ ДС № 27 г. К узнецка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Н. А. Риль Приказ №_ _ _ от «_ _ _ »_ _ _ 2017г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ « ИЗУЧАЙ- КА » Возраст обучаемых: 4- 5 лет Срок реализации: 1 год Руководитель: воспитатель Кошкаровская М. Н. 2017г Содержание 1 Пояснительная записка стр. 3 1. 1 Цели и задачи стр. 4 1. 2 Календарный учебный график стр. 4 1. 3 Учебный план стр. 6 1. 4 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности стр. 6 2. Содержание учебно- тематического плана стр. 7 3. Список литературы стр. 13 I. Пояснительная записка. В соответствии с введением в действие ФГОС ДО д ополнительная образовательная программа по познавательному развитию «Изучай- ка»( далее Программа) ориентирована на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в совместной и самостоятельной образовательной деятельности. Актуальность Программы. Актуальность Программы обозначена востребованностью в современном обществе разносторонне- развитой личности, способной к активному познанию и преобразованию окружающего мира. Педагогическая целесообразность Программы заключается в необходимости организации образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. Содержание Программы предполагает организацию такой детской деятельности, в процессе которой дети сами совершают открытия, узнают новое путем решения доступных проблемных задач. Программа обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества. Программа обусловлена современными требованиями к дошкольному образованию и потенциалом образовательного учреждения. Отличительной особенностью Программы является создание условий для определения дошкольником проблемы самостоятельно, анализа объекта или явления, отбора средств и материалов для исследовательской деятельности, выявления результатов и их закрепления в удобной форме. Нормативная документация- Федеральный закон от 29. 12. 2012г. №273- ФЗ « Об образ овании в Российской федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 08. 2013 № 1008 г. Москвы « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; - СанПиН 2. 4. 4. 3172- 14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки РФ от 11. 12. 2006 №06- 1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04. 09. 14. №1726- Р. Цель Программы. Цель: создание условий для развития познавательно- поисковой деятельнос ти детей от 4 до 5 лет как основы интеллектуально- личностного развития в процессе организации поисковой деятельности. Задачи: 1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: - развивать у детей представления о химических свойствах веществ- развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях- развивать представление о свойствах( воды, песка, глины, воздуха, магнита, пластмассы, стекла, метала, резины) . - развивать элементарные математические представления( размер) 2. Развивать у детей умение пользоваться приборами- помощниками при проведении иг р- экспериментов( различные емкости) . 3. Развивать у детей умственные способности: - развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение- формировать способы познания путем сенсорного анализа 4. Социально- личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий 1. 2. Календарный учебный график Образовательная деятельность проводится два раза в неделю с 1 сентября по 30 июня в режиме пятидневной рабочей недели. Всего 40 недель. В соответствии со следующим объемом нагрузки: № п/ п этапы Продолжительность образовательной деятельности Количество образовательной деятельности в неделю Объем образовательной нагрузки в неделю Объем образовательной нагрузки по программе в год 1 год обучения 20 минут 2 4 0 минут 80 часов Программа включает в себя 80 академических часов для каждого возраста и предусматривает пять разделов: - Неживая природа. - Человек. - Рукотворный мир. - Физические явления. Формы проведения образовательной деятельности: • исследовательская прогулка, • образовательные предложения для целой группы, • свободная игра, • игра – исследование, • ролевая игра- эксперименты, • экспериментирование, • путешествие по экологической тропинке, • фоторепортажи, • работа исследовательских групп, • составление презентаций, • наблюдение, • моделирование, • игры с готовым содержанием и правилами, • выпуск информационных газет, • аналитический сбор «план- дело- анализ», • исследование в центрах исследовательской деятельности, • исследование в зимнем саду, • исследование в компьютерном зале, • исследование на участке( экологическая тропа, метеорологическая станция) , • проекты, • акции, • тематические дни, • коллекционирование, • решение проблемных ситуаций, • групповой сбор, • день семейных игр, • оформление доски достижений, • творческая мастерская, • трудовой десант. • метеостанция. Игровые приемы: • моделирование проблемной ситуации, • выполнение действий по совету детей, • «намеренная ошибка», • проговаривание хода предстоящих действий, • стимулирование ребенка при возникновении вопросных ситуаций к самостоятельному их решению, • фиксирование результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления. 1. 3. Учебный план( академические часы) № п п разделы теория/ практика 1 Неживая природа 15/ 18 2 Рукотворный мир 3/ 7 3 Физические явления 10/ 15 4 Человек 5/ 7 Итого 80 1. 4. Ожидаемый результат. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др. ) . Развитие воспитания, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. II. Содержание педагогической работы Месяц НОД Цели Задачи Оборудование и материалы сентябрь №1, 2 «Почему песок хорошо сыплется? » Выделить свойство песка и глины: сыпучесть, рыхлость. - расширить знание детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность и активность детей. ё мкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. № 3, 4 «Посадим дерево» Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. - закрепить представление детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. ё мкости с песком, глиной, палочки. №5, 6 «Ветер» Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. - закрепить представление детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность, самостоятельность. п розрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой. №7, 8 «Где вода? » Определить, что песок и глина по- разному впитывают воду. - закрепить представление детей о свойствах песка и глины; - воспитывать умение замечать различие; - продолжать развивать речь детей: умение анализировать п розрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. октябрь №1, 2 « Таинственный картинки » Расширить представление детей о цвете- показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные секла- формировать у детей самостоятельно находить ответ, на поставленные вопросы. ц ветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. №3, 4 «Волшебный материал» Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. - закрепить представление о песке и глине; - формировать умение самостоятельно делать вывод; - воспитывать интерес к происходящему. ё мкость с водой, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики. №5, 6 «Текучесть воды » Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. - развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение; - дать представление о том что вода может принимать любую форму; - формировать умение самостоятельно делать вывод; в ода, 2 стакана, кубик, линейка, деревянная ложка, ложка, чашка, блюдце, пузырек. №7 «Что растворяется в воде? » Выявить свойства воды. - формировать представление детей о том, что некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяется окрашенные вещества. - показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ. №8 « Узоры на окнах»( Раздувание капли) Выявить свойства воды, вода не имеет формы, разливается, течет. - р азвивать ассоциативное м ышление, воображение. - в оспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. т онированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка ноябрь № 1, 2 «Как пар превращается в льдинки? » Познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды( жидким, газообразным, твёрдым) . - выявить свойства воды: при кипении вода превращается в пар; пар оседает капельками на оргстекло; на морозе капельки пара замерзают и превращаются в лёд. - развивать познавательные интересы. э лектрический чайник, оргстекло, вода. №3, 4 «Ходячая вода» Познакомить детей с передвижением воды. - показать детям, что вода имеет свойство передвижения; - развить любознательность. в ода, 2 прозрачных пластиковых стакана, бумажное полотенце, порезанное на полоски, миска №5, 6 «Впитывая водяные капли» Узнать, какие материалы впитывают воду. - - показать детям, что вода имеет свойство впитывания; - развить любознательность. б умажные полотенце, страница из глянцевого журнала, алюминиевая фольга, картон, дерево, пластмасса, вода, лейка или сито. №7, 8 «Изготовление цветных льдинок» Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым- выявить свойства и качества воды: превращаться в лед( замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная) ; - воспитывать умение вести диалог. ё мкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. декабрь №1, 2 «Какие предметы могут плавать» Расширить знание детей о свойствах воды. - формирование у детей представление о плывучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести; - воспитывать умение вести диалог. н а подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. №3, 4 «Делаем мыльные пузыри» Выяснить способность жидкого мыла. - познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку. ж идкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы. № 5 «Подушка из пены» Выявить, могут ли предметы утонуть в мыльной пене. - развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене( плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести) ; - воспитывать умение вести диалог. н а подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. №6 « Одуванчики»( Рисование мыльными пузырями) Выяснить способность жидкого мыла. - п ознакомить детей с новым способом получения изображения. - р азвивать творческие способности, воображение б умага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем № 7, 8 «Взаимодействие воды и снега» Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды( жидким и твёрдым) . - выявить свойства воды: чем выше её температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести её на улицу, то она станет холоднее. - сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость; - проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. м ерные емкости с водой разной температуры( теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой) , снег, тарелочка, мерные ложечки( или совочки) . январь №1, 2 «Когда это бывает» Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. - показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными. и ллюстрации пейзажа, событий в разные части суток. №3 « Свет вокруг нас» Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. - показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные( солнце, луна, костер) , искусственные – изготовленные людьми( лампа, фонарик, свеча) ; - развить любознательность; - воспитывать умение общаться со сверстниками через работу в команде. к артинки с изображением источника света( солнце луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и тд. ) , несколько предметов, которые не дают свет. №4 «Волшебные лучи» Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него. - формирование представление о свете; - воспитывать умение вести диалог. с веча, настольная лампа, два фонарика разной мощности. №5 «Загадки»( Ниткография) Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, - р азвивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук( в олшебные нитки рис уют загадки, а дети отгадывают, рисуют и пытаются увидеть в изображении сходство с каким- либо предметом) н итки №10, цветная тушь или гуашь, белая бумага. №6 «Волшебный круг» Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне. - формирование представления о цветовом спектре; - изучить возможности цветов; ц ветовые волчки. № 7, 8 « Времена года »( Мягкая роспись по ткани) » Развивать художественное восприятие. - формирование представления о цветовом спектре; - изучить возможности цветов; - о богатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. б елая ткань, тазик с водой, кисть, гуашь, клеенка. февраль № 1 «Теневой театр» Развить воображение детей. - познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. о борудование для теневого театра. №2, 3 «Портрет зайчонка»( Силуэтное рисование) Развивать наглядно- образное мышление, воображение. - формировать представление образовывать тень от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы- в оспитывать чувство сопереживания, отзывчивость( Пока зайчонок шел в гости, за ним все время кто- то бежал. Это его тень. Показать с помощью лампы как появляется тень. Предложить нарисовать силуэтный портрет зайчонка. Объясни ть последовательность рисования) к онтурное изображение зайчонка, черная и белая бумага, настольная лампа № 4, 5 «Волшебная кисточка» Развить умение комбинировать цвета. - познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух( красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый) ; - формирование представление о цвете; - воспитывать умение вести диалог к расная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров. №6 « Как согреть руки? » Подвести детей к тому что предметы могут согреваться при трении, движении- выявить условия, при которых предметы могут согреваться( трение, движение; сохранение тепла) . - воспитывать умение вести диалог в арежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка. № 7, 8 «Волшебная рукавичка» Расширить представление детей о магните- выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; - развитие умение отвечать развернутым предложением; - побуждать детей к самостоятельной работе. м агнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. март № 1, 2 «Волшебный театр» Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. - расширить представление о магните; - воспитывать познавательные процессы. «театральная сцена» на подставке, персонажи сказки, сделанные из легкого картона( конусные) №3, 4 «Мы – фокусники» Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. - выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; - развитие умение отвечать развернутым предложением; - побуждать детей к самостоятельной работе. р укавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. № 5, 6 «Угадай- ка» Расширить представление детей о весе. - понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. - установить зависимость веса предмета от его размера. п редметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т. д. , мешочек, непрозрачные коробочки одного размера. №7, 8 «Почему все звучит? » Расширить представление о звуке. - подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. - сформировать умение работать в парах. д линная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф( гитара, балалайка) , детская металлическая посуда, стеклянный стакан. апрель № 1, 2 «Откуда берется голос? » Расширить знание о звуке. - подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. л инейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. № 3 «Где быстрее? » Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости( лед —& gt; вода, вода —& gt; лед) . - побуждать к анализу; - определить где быстрее лед превратится в воду в арежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики. № 4 «Где быстрее наступит весна? » Установить зависимость изменений в природе от сезона. - побуждать к наблюдению; - побуждать к анализу; ё мкости со снегом, льдом. №5, 6 «Где будут первые проталинки? » Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появления солнца. - выяснить, возле какого дерева раньше появится проталина; - закрепить представление о свете. ё мкости для каждого ребенка, окрашенные в темные тона. № 7, 8 «Пейзаж»( Натюрморт) Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появления солнца. - развивать интерес к рисованию, мускулатуру пальцев, положительные эмоции. ткань, силуэты: дом, дерево, зубная щетка, расческа. май № 1, 2 «Стекло, его качества и свойства» Расширить представление о стекле. - закрепить умение узнавать предметы, сделанные из стекла; - определять его качества( структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства( хрупкость, плавление, теплопроводность) . с теклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. № 3, 4 «Металл, его качества и свойства» Расширить представление о металле. - закрепить умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики( структура поверхности, цвет) и свойства( теплопроводность, ковкость, металлический блеск) . м еталлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. № 5, 6 «Резина, его качества и свойства» Расширить представление о резине- закрепить умение узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества( структура поверхности, толщина) и свойства( плотность, упругость, эластичность) . р езиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. № 7, 8 «Пластмасс а, его качества и свойства» Расширить представление о пластмассе- закрепить умение узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества( структура поверхности, толщина, цвет) и свойства( плотность, гибкость, плавление, теплопроводность) . п ластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. 3. Список литературы: 1. Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников 2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92 3. Карасёвой М. В. , воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ» 4. Материалы Интернет- сайтов 5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004 6. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности/ / педагогический вестник. 1997. №1. с. 6. 7. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. / / Вопросы психологии – 1996- №4 8. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М. : АРКТИ, 2004. 9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005 10. Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособи е– СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2013