a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическое сообщение "Развитие первоначальных пианистических навыков фортепианной техники "

Автор: Каштанова Татьяна Ивановна Опубликовано: 2018-03-20 20:20:35

Документы для скачивания

МБУ ДО « Лямбирская детская школа искусств» Александровского структурного подразделения Методическое сообщение на тему: Развитие первоначальных пианистических навыков фортепианной техники( на примере упражнений А. А. Шмидт- Шкловской) Выполнила Преподаватель Каштанова Т. И. «Педагог должен дать исполнителю то, что называется школой». А. Гольденвейзер. «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука». В. Сафонов. Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических( мышечных) , так и психических( волевых) свойств. В работе над пианистической техникой, кроме указанных свойств, требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченности, скованности, а также « немузыкальности », которая включает в себя недостатки звуковой области. Основная цель технического развития- обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы, музыкальной воле исполнителя во всех ее тончайших проявлениях, причем подчинению автоматическому. Назначение музыкальной воли- управлять исполнительским процессом, а технического аппарата- подчиняться музыкальной воле. Оба эти процесса с первых шагов обучения должны находиться в полном единстве. Исходя из этого в практике преподавания всякий игровой прием, навык не может быть абстрактным, а должен быть обоснован музыкальным выражением; точно так же каждый музыкальный образ, характер звука необходимо увязать с соответствующей формой игровых движений. Нельзя понимать это упрощенно, формально. Навык может сопровождаться целой системой вспомогательных инструктивных заданий, но сам он должен быть обоснован музыкально. Упражнения А. А. Шмидт- Шкловской- это своего рода элементарные технические формулы, в которых закодированы различные способы звукоизвлечения и приемы работы над произведением. Отличительная особенность системы А. А. Шмидт- Шкловской ряд упражнений, представляющих собой преувеличенные приемы звукоизвлечения. Предназначенные для развития важных качеств рук пианиста- легкости пальцев, растяжения, они применимы и при разучивании пьес. Так, «полетные» движения( свободное раскрытие ладони и всех пальцев быстрым движением) вырабатывает ощущение легкости, расчлененности пальцев. Обращает на себя внимание строгая систематичность, охват всех видов техники в упражнениях А. А. Шмидт- Шкловской. Можно сказать, что они являются школой последовательного овладения пианистическими навыками. Главным заданием ученику у нее было не «повторить» движение, а «найти звук»- установка, которая требовала, в первую очередь, активной работы слуха. Поиски звука всегда связывались с поисками определенного тонуса мышц состояния руки, мускульного ощущения от движения, с помощью которого извлекается данный звук. В итоге такой работы создавалась прочная связь, когда одно только представление о звуковой краске сопровождалось соответствующей настройкой, ощущением в руке. Таким путем «изнутри наружу», в поисках звука и ощущения, находилась внешняя форма движения. Объяснение ощущений, которые должны сопутствовать тому или иному двигательному приему- самое трудное в показе. А. А. Шмидт- Шкловская давала настройку с помощью образного сравнения. Целью всей работы А. А. Шмидт- Шкловской в области воспитания пианистических навыков было помочь каждому ученик индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения. При этом она давала установки, которые могли бы служить основой для построения индивидуальной техники в каждом отдельном случае. Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и усвоением нотной грамоты. Для того чтобы эта инструментально- техническая работа( работа над овладением инструментом и тренировкой двигательного аппарата) приносила пользу, необходимо ставить ученику ясные и определенные цели. Необходимо воспитать у ребенка привычку «прежде думать, а потом играть». Воспитание интеллектуальных и физических компонентов музыкальной одаренности на первом году обучения оказывает огромнее влияние на дальнейшее его развитие. В начальный период он знакомится с основными выразительными средствами музыки и своего инструмента. С первых шагов обучения следует стремиться к неразрывной связи музыкально- звукового представления с игровым приемом. Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек. Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение приобретает эмоциональнообразное содержание. Важно так «выстроить игру», чтобы в ее ходе ребенок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. Известный педагог, автор интенсивного курса «Аллегро» Т. И. Смирнова рекомендует на занятиях с маленькими детьми не употреблять слово «упражнение», или словосочетание «делать упражнение», лучше использовать фразы «давай поиграем в «куклу» и т. д. Стараться не делать замечания непосредственно ребенку «ты плохо сидишь, неправильно», лучше сказать «так медвежонок сидит, а Леночка у нас как сидит? ». На такое замечание ребенок не обидится, т. к. оно обращено к медвежонку, и с удовольствием покажет свое умение красиво сидеть. Надо создавать психологическую комфортность для ребенка, т. к. при индивидуальной работе он все время ощущает наше пристальное внимание к себе, что часто приводит к внутренней скованности, стеснительности и излишней старательности, из- за которой упражнения выполняются хуже возможностей ребенка. От первых шагов ребёнка в музыкальном воспитании зависит и его дальнейшее музыкальное образование. Необходимо сразу построить и показать ему мостик из того мира, где он сейчас находится к тому миру, который несёт в себе музыка. Запоминается всё, что было в первый раз. Поэтому важно, чтобы ребёнок запомнил свои первые занятия на фортепиано, как что- то очень привлекательное, приятное, эмоционально яркое и артикуляционно- удобное. Он должен справляться сразу со всем или со многим, чему его учат. У него должно получаться. Поtom будет труд, упорный тру д- по мере таланта. Но в начале ребенок должен восхититься Древняя китайская пословица гласит: люди могут забыть слова, которые вы им говорили, но они никогда не забудут чувства, которые вы у них вызывали. Путь к вершинам техницизма труден тем, что начинается, по необходимости, с детства- здесь не обойтись без регулярных и продолжительных упражнений. В последнее время в музыкальную школу пришли учиться дети 4- 5 лет. Это и побудило меня к работе над методическим пособием, основной целью создания которого явилось повышение интереса учащихся к обучению, а также стремление облегчить процесс овладения пианистическими навыками. Упражнения Анны Абрамовны Шмидт- Шкловской- выдающегося педагога и незаурядного музыканта- легли в основу пособия. Пособие состоит из трёх тетрадей. Упражнения сгруппированы по видам техники. Внутри каждого раздела задания усложняются постепенно, и можно одновременно работать над упражнениями одинаковой трудности на разные виды техники. Всего 45 упражнений, здесь представлены некоторые из них. Каждое упражнение имеет название, цветную иллюстрацию и стихи. Первая тетрадь посвящена основам звукоизвлечения, штрихам, дуговым движениям. « Воробьишка »- Я утром выпал из гнезда, ко мне спешите все сюда! ( Взлет и приземление на опорный пункт, воробьишка учится летать) . «Кошачьи лапки»- Моет лапкой котик нос. ( Легато на секундовых последованиях) . «Цапля»- Цапле бусы подарили, велики они ей были. ( Расходящиеся гаммообразные последования в пределах октавы) «Лягушонок»- лягушонок веселится каждый день, по болоту прыгать и скакать не лень. ( Легкое стаккато. Исполнять легкой упругой рукой) . «Утенок»- Наш утенок лишь родился плавать плавно научился. ( Пятипалыцевое легато) . «В чёрном море»- В чёрном море мой любимый дом. Днем и ночью я купаюсь в нём. ( Пятипальцевые последования на черных клавишах. ( Играть различными штрихами) . «Полет во сне»- Ш арики мои словно парашют, в небо к облакам плавно унесут. ( Дуговые отрезки. Играть отдельно правой рукой I вверх, левой- вниз) . «Лошадка»- Ну- ка, прыгни так как я, девочка прыгучая. ( Дуговые скачки на октаву, а также через две октавы вверх и вниз. ) . Вторая тетрадь содержит упражнения на боковые движения и трели. «Бим»- Меня мой Бим из школы ждал и хвостиком вилял. ( Круговое движение руки. Левая рука играет в противоположном движении) . «Ключик»- Дверь скорей открой, теперь закрой, замочек мой, ключ золотой. ( Повороты кисти с опорой на 1- й и 5- й пальцы) . «Паучок»- Паучок росинку спрятал в паутинку. ( Боковое движение по терциям с ощущением вращения внутри руки) . «Белый зайчик»- Белый зайчик в белой шубке рано утром чистил зубки. . . С ам. ( Пятипальцевые последования в сочетании с трелями) . « Хвост колечком»- Наша кошка на крылечке закрутила хвост колечком. ( Фигурации. Движения, окутывающие средние звуки. В основе их движения «колесика») . «Бусинки»- Словно бусинки дождинки покатились по травинке. ( Повороты кисти по рисунку мелодии) . «Два гнома»- Два веселых гнома здесь живут, чистят коврик песенку поют ». ( Упражнения на «станке». Трель играется легко и ровно) . Третья тетрадь- репетиции, гаммы, арпеджио, терции. «Дождик»- Кап, кап, кап стучит по крыше, на прогулку дождик вышел. ( Репетиции на ступенях гаммы. Исполняется непрерывным вибрационным движением) . « Вальс»- Я хочу вальс танцевать. ( Гаммовые отрезки. Правая рука играет по позициям гаммы до конца клавиатуры и обратно) . «Три- четыре»- Три- четыре, три- четыре черный кот живет в квартире. ( Перенос руки с одной позиции гаммы на другую) . «На четвертом этаже»- На четвертом этаже кран течет давно уже. ( Постепенное увеличение гаммообразной линии в прямом и обратном движении) . « Дельфииы »- В теплой волне как в сказочном сне. ( Арпеджио. Упражнения исполняются вверх и вниз каждой рукой) . «Гибкий осьминог»- Гибкий осьминог в платье золотом, а на дне морском его новый дом. ( На задержанном аккорде проверить пружинность и устойчивость всей руки) . «Прогулка»- В лес мы спешим опять с утра, за работу нам пора. ( Прогулка терциями) . «На окошке»- На окошке сидит кошка и хвостом стучит немножко. ( Восьмые исполнять близко к клавишам легким стаккато) . Специфика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них принадлежат: превалирование образно- чувственных представлений об окружающем мире, склонность ребенка к одушевлению всего видимого и слышимого. Ребенку очень помогает проникнуть в музыкальное содержание- упражнения- образность поэтической речи и звукоизобразительность. Взаимодействие этих компонентов развивает творческий потенциал учеников. У музыки и слова одна первооснова- интонация. Трудно определить, что возникло раньше- слово или музыка. Словесный образ и музыкальный- не разделимы. А значит, чем глубже мы постигаем словесно- поэтический образ, тем легче создаем образ музыкальный, и наоборот. Занимаясь стихосложением на уроках, можно в стихах уместить целые методические формулы. Стихи в данном пособии не обычная подтекстовка. В небольшом четверостишии есть образ, характер, настроение, что вызывает внутреннее эмоциональное переживание и помогает ребенку найти естественные приёмы для решения художественной и пианистической задачи. Пение стихов( или звуко- речевая игра) играет большую роль как в становлении музыкальной речи, музыкального интеллекта, так и в развитии вербального интеллекта. Радость жизни есть суть детского восприятия мира. Это « вещество » из которого для ребенка состоит сама жизнь! Радость- единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего она нужна в детской педагогике. Можно радостно и весело учить детей труднейшим вещам, считая при этом количество «выработанной» в процессе обучения радости главным педагогическим успехом. Современная русская педагогика рассматривает упражнения как важное и эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в том, что они дают возможность в наиболее концентрированном виде работать над основными фактурными формулами, над самым ядром пианистических трудностей, что способствует рационализации процесса обучения. Литература Крюкова В. В. «Музыкальная педагогика». Феникс, Ростов- на- Дону, 2002г. Шмидт- Шкловская А. А. «Воспитание пианистических навыков», Ленинград «Музыка», 1985г. Сборник статей и воспоминаний « М. Н. Баринова- ученица великих», Санкт- Петербург, Папирус, 2002. Смирнова Т. И. « Allegro, фортепиано, интенсивный курс. Методические рекомендации», изд- во ЦСДК. , М. , 1999. Тимакин Е. М. «Воспитание пианиста», М. , Советский композитор, 1989. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», М. , Музыка, 1987. Дроздова М. «Уроки Юдиной», Классика- XXI, М. , 2006 Дельнова В. В. «Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы М. , 1972.

Оставить комментарий: