«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА»
Документы для скачивания
«ПЕДАГОГИЧ Е СКАЯ НАХОДКА» КОНСПЕКТ образовательной ситуации по познавательному развитию во 2 младш ей групп е Тема: « Деревья нашего города» Воспитател ь: Пасынков а Наталь я Петровна МАДОУ МО «СГО»- д/ с №2 «Светлячок», г. Светлый Актуальность выбранной темы: Исходя из современных реалий жизни патриотическое воспитание, как никогда востребовано, и начинать его надо с формирования познавательного интереса к малой родине. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформированы задачи по реализации данного направления: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»( п. 1. 6, 5, ФГОС ДО) . И так как краеведение является важным педагогическим средством патриотического воспитания, то в нашем детском саду вариативную часть основной образовательной программы учреждения решено было посвятить краеведению. Эта подпрограмма рассчитана в основном на детей старшего дошкольного возраста. Но мы решили, что не можем остаться в стороне от данной деятельности. И, перейдя во вторую младшую группу, начали проект «Зеленый мир нашего города», целью которого стало формирование патриотических чувств, познавательного интереса к «малой Родине», через ознакомление с природой родного города в процессе включения в исследовательскую, художественно продуктивную деятельность всех участников образовательного процесса. Тема была выбрана с учётом возрастных возможностей детей. Работая над проектом «Зеленый мир нашего города» в своей группе, было решено, максимально привлечь родителей к его осуществлению, для этого был создан клуб любителей природы, куда вошли родители детей нашей группы. В рамках проекта мы совместно с родителями и детьми посещали самые интересные природные зоны нашего города, знакомились с его историей, проводили экспериментальную деятельность. Вся информация размещалась на страницах группы в социальной сети « В контакте». Там же родители делились своими впечатлениями о прошедших экскурсиях, предлагали свои идеи реализации проекта. Для реализации проекта нами было установлено социальное партнёрство с работником краеведческого музея нашего города- Механниковой Татьяной Алексеевной. Самым первым природным объектом, который мы посетили, стал древний дуб на улице Горького. В один из летних вечеров мы вместе с детьми и родителями постарались опытным путем выяснить возраст дуба. Каждый малыш пытался обхватить его ствол руками. Ничего не получалось. И только все вместе, встав в дружный хоровод, мы смогли это сделать. Измерив, диаметр ствола нашего дуба и сделав некоторые расчеты, мы установили, что нашему дубу около 250 лет. Конечно, мы не биологи и могли ошибаться, но это не столь важно, ведь главной нашей целью было научить детей ценить природу и видеть её красоту. Наши познавательные экскурсии проходили в воскресные дни совместно с родителями, детьми и замечательным экскурсоводом Механниковой Татьяной Алексеевной. Так мы совершили чудесное путешествие в сквер около нашего Культурно- молодёжного центра, где познакомились с историей строительства Дома Культуры и благоустройства его территории. Наш экскурсовод – Татьяна Алексеевна поведала нам историю, как сажали деревья в сквере, как ухаживали за ними, чтобы они росли на этой земле. Дети узнали, какие деревья растут в сквере, чем они ценны и какие лечебные свойства имеют. Позже была экскурсия к озеру напротив библиотеки, а также экскурсия по Бульвару Нахимова, где дети и родители познакомились с историей этих природных уголков. Кроме того мы совершили прогулку по городскому парку вдоль Судоходного канала, и узнали, какие деревья растут на территории парка и какие деревья росли раньше. И может всю информацию, полученную на экскурсии, дети не смогли запомнить в силу своего возраста, им тогда только исполнилось 3 года, но родители, которые присутствовали на наших экскурсиях и прогулках еще не один раз смогут привести их в эти зелёные уголки нашего города и рассказать малышам вновь услышанные ими истории. А в детском саду мы с детьми продолжали изучать зеленый мир нашего города, выполняя различные творческие работы, проводя беседы с детьми об охране природы, рассматривая фотографии с изображением природных объектов, а так же фото наших экскурсий. К проекту были сделаны дидактические игры, которые помогали нам запомнить, и научили узнавать деревья нашего города. Совместно с детьми подготовительной группы и старшей группы мы совершили экскурсии в парк и по улицам нашего города, гуляли по набережной канала, где не раз мы любовались красотой природных объектов города в разные времена года. Ну, а родители с детьми приняли участие в выставках поделок на темы «Деревья нашего города» и «Осенняя сказка». Представленный конспект образовательной деятельности стал продолжением проекта в зимнее время. Программное содержание: формировать представления детей о зимних изменениях в природе: изменение в погоде( стало холодно, идет снег) , изменение в неживой природе( листьев на деревьях нет) , учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий, учить узнавать и называть деревья, растущие в нашем городе( дуб, береза, ива) . Развивать конструктивные способности при составлении силуэтно го изображени я елочки. З акрепить понятия «оди н- много». Развивать мышление, речевую активност ь. В оспитывать любовь к природе родного города и бережное отношение к ней. Предварительная работа: п роект «Зеленый мир нашего города»; беседа о деревьях; наблюдения; чтение художественной литературы; заучивание стихов о деревьях; рассматривание иллюстраций; картин; использование дидактических игр: «Что сначала, что потом », «Найди лист такой, как покажу», «Что где растет? », «Загадай, мы отгадаем », « С какой ветки детки? », лото «Деревья ». Материалы: Демонстрационный: картинки с изображением дерева весной, летом, зимой, осенью, с илуэты деревьев без листочков ива, береза, дуб) . Видеоматериал – « Сорока в полете». Презентация с фотографиями деревьев в нашем городе. Игрушка Сорока. Дубовый листок с заданием от древнего дуба. Раздаточный: палочки Кюизенера, схема « Елочки »( для палочек Кюизенера) Оборудование: проектор, мольберт, ноутбук, фотоаппарт. Ход образовательной ситуации Дети в группе самостоятельно играют по интересам. Раздается трещание сороки. Сюрпризный момент. - Ребята смотрите, кто это? ( Обращает внимание детей на экран) https: / / cloud. mail. ru/ stock/ DmUhDdjk4jNBckpCDvR7TVfN( перейдя по ссылке можно посмотреть видео) . На экране появляется сорока- В ы узнали, кто это? ( Сорока) - Как вы думаете, куда это она летит? ( ответы детей) . 3098165825500 Видео ставиться на паузу. Выслушиваются предположения детей. Демонстрируется фрагмент, где сорока улетает, исчезает с экрана. - Н у вот улетела. Мы так и не узнали, куда сорока так спешит. Воспитатель незаметно для детей берет в руки игрушку – сороку. Сорока: «Здравствуйте, ребята! »( дети здороваются) - Сорока, а зачем ты к нам прилетела? Сорока: Я хотела вас на прогулку по городу пригласить, посмотреть деревья, которые там растут. Ребята, а вы любите гулять? ( Ответы детей) 292641017599600- Сорока, мы очень любим гулять, поэтому с радостью отправимся с тобой. Идемте. ( Перед детьми изображение дерева без листочков и со снегом на ветвях) . Сорока: « Ребята, а почему на дереве нет листочков, и снег кругом лежит? »- Скажите, какое сейчас время года? ( Зима) Сорока: « А мне нравятся деревья с листочками. Но я совсем запуталась! Вы мне не расскажите, когда на деревьях есть листочки, и какого они цвета? »( Листочки есть- весной, летом и осенью. Весной и летом они зеленые, а осенью золотые, желтые, красные, оранжевые, разноцветные) . Дидактическая и гра: «Что сначала, что потом»( используются картинки с изображением дерев а- весной, летом, осенью, зимой) - 38101079500 Сорока: Вы молодцы! Все знаете! А как же мы теперь узнаем, какие деревья растут у нас в городе? Ведь все деревья теперь одинаковые одни стволы и ветки, листочков нет. - Ребята вы согласны с сорокой? Деревья одинаковые? Или разные? ( Ответы детей) - Сорока дети тебя научат узнавать деревья без листиков. Дидактическая и гра «Угадай какое дерево( ствол, ветки) - 317527808000 Детям предлагаются иллюстрации деревье в без листиков – ДУБ, БЕРЕЗА, ИВА) - Какое дерево вы узнали? Как вы догадались? - Расскажите сороке, как м ы сможем узнать зимой березку( у не ё тонкий белый ствол с черными пятнышками, тонкие веточки) . 1107567190500- А где растет березка? И в городе, и около детского садика. Вот посмотрите на экран. ( с лайд) - Как мы узнаем дуб? ( толстый ствол, большой, могучий, развесистый, старый, столетний) - А у нас в городе дуб растет? Да, растет. Помните, мы ходили к нему в гости? Да. Давайте еще раз посмотрим на него. ( с лайд) Вот, видишь Сорока – это самый старый дуб в нашем городе. - Какой это дуб? ( самый старый, большой) - 38101778000 Сорока: - Я тоже этот дуб знаю. Я к нему часто прилетаю. Очень хорошо среди его ветвей от дождя прятаться. Сорока( показывая на иву) - И это дерево я тоже люблю. Я на его веточках, как на качелях катаюсь. Они такие тоненькие и гибкие. А вот как оно называется я не знаю. Вы мне не подскажите? ( Ответы детей) - Посмотрим, как мы ходили к иве гулять( слайд) . Эта ива растет в парке, около набережной нашего города, под ней так хорошо прятаться летом в тенечке от жаркого солнышка. Её веточки 33431739672400 наклонились почти до самой земли. - Какие веточки у ивы? ( Тонкие, гибкие, почти до самой земли наклонились) - Вот какие красивые деревья растут в нашем городе Светл ый. - Сорока: Какие вы молодцы все мне рассказали. Все показали. Теперь я знаю, какие деревья растут у нас в городе и как их узнать зимой без листиков. Сорока: - Вы такие добрые ребята. Мне так захотелось с вами поиграть. 299438017551400 Физминутка: Сорока- белобока Кашу варила, Кашку варила Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала и этому дала. - Всех накормила, только про себя забыла. Давайте ладошки свои протяните и сороку покормите. - Смотрите, к нам ветром принесло листочек дуба. На нем н аписано: « Р е бятам группы « Ягодки». Значит это нам, прочитаем. Задание от дуба: « Здравствуйте ребята. Я помню, как вы ко мне приходили в гости летом, осенью. Я всегда вас был рад видеть. Вы очень любознательные, добрые дети. А знаете ли вы, какое дерево становиться самым главным на Новый год? Оно всегда зеленое и летом, и зимой, и каждый Новогодний праздник радует нас. Даже у вас в детском саду растет это дерево, а вот на моей улице его нет. Мне так хотелось бы его увидеть». - Что же это за дерево? ( Ёлка) - Я предлагаю вернуться в детский сад, выложить елочки для древнего дуба из палочек. Сфотографировать портреты елочек. А фотографии Сорока отнесет древнему дубу. Сорока: - К онечно, я быстро долечу и всё дубу покажу. Сорока: - Полетели в детский сад. ( Дети имитируют полёт) Воспитатель: Ребята, а давайте сороке сделаем портреты елочек для всех ее подружек. Выкладывание ёлочек из палочек Кюизенера по схеме. 4444949- 233600( Дети по схеме выкладывают елочки) - Сколько палочек на столе? - Какого они цвета? - Давайте выложим елочки из палочек. Сколько елочек у Евы? У Тани? У Славы? ( Одна) А сколько всего у нас получилось ёлочек? ( Много) 30466547772400 Заключительная часть. Сорока: Какие красивые елочки у вас получились. - Давайте сфотографируем наши елочки, сделаем фото и отдадим сорок е. - Вам понравилось гулять по городу? - А какие деревья вы сегодня видели? - Какие деревья еще растут у нас в городе? - Спасибо вам за интересную прогулку. Приложение Игрушка Сорока- 12763514414500 Дидактическая игра: «Что сначала, что потом»- 844557239000 Дидактическая игра «Угадай какое дерево( ствол, ветки) - 11366514732000 Взаимодействие с родителями по проекту « Зелёный мир нашего города ». 60388514414500