a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект выступления на городском методическом объединении на тему:"Просмотр и анализ книжек-самоделок"

Автор: Калашникова Татьяна Владимировна Опубликовано: 2018-03-25 16:02:23

Документы для скачивания

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. Ранний возраст – первая и важнейшая ступень в развитии литературно образованного человека. От того, какие взаимоотношения между ребёнком и книгой возникнут в раннем детстве, зависят его дальнейшие отношения с искусством слова. Воспитание вдумчивого, чуткого читателя- процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период раннего возраста невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Ребенок в раннем возрасте не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но и уже формируется, как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг. Период раннего детства рассматрива е тся как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Маленькие дети очень любят и ценят свои первые игрушки, поэтому очень важно, чтобы такой игрушкой оказалось что- то, действительно, стоящее. Например- книга. Д ля того, чтобы привлечь внимание родителей к воспитанию ребенка, заинтересовать их, я решила использовать так называемые книжки – малышки, изготовленные своими руками( детей и взрослых) . Эта книга должна быть яркой, внешне привлекательной, вызывать у малыша живой эмоциональный отклик. Книжки – самоделки выполняют многочисленные функции. Они организуют детский досуг, развлекают и забавляют ребёнка, вызывая положительные эмоции, вовлекают его в игру. Книжки – самоделки знакомят детей с окружающей действительностью, миром, в котором им предстоит жить, и правилами поведения в социуме, учат застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, различать цвета и формы. Они стимулируют исследование свой ств пр едметов, развивают восприятие ребёнка, его анализаторы и мелкую моторику, внимание и память, мышление и воображение, побуждают творческую мысль и страсть к исследованию мира. Книжк и- самоделки ярко и красочно оформлены, материал представленный в них, разнообразен и объединен по темам.  Выпуск таких книжек позволяет:  – расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение;   –н аучить родителей общаться со своими детьми;  – облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.   Детские книжки, изготовленные своими руками, имеют разные задачи и делаются из разных материалов. Самые распространенные виды таких книжек – это: 1)    Книжка из картона и бумаги — познавательная развивающая книжка для  маленьких. 2)    Фотокнижка. 3)    Текстильная развивающая книжка. Остановимся подробнее на видах книжек- самоделок. ПЕРВЫЙ ВИД— ДЕ ТСКАЯ КНИЖКА ИЗ КАРТОНА И БУМАГИ. Первая книжка для ребенка раннего возраста, должна состоять из крупных, четких, ярких, легко узнаваемых предметных картинок. Лучше всего если в одной книжке будут объединены картинки по одной теме. Например, «Фрукты», «Игрушки», «На чем мы ездим»( самолет, поезд, машина, автобус, кораблик) , «Мой день», «Зима». Для самых маленьких хороши и самодельные книжки про конкретного животного или игрушку. ГДЕ ВЗЯТЬ КАРТИНКИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТАКОЙ КНИЖКИ СПРОСИТЕ ВЫ МЕНЯ? Очень хороши для таких книже к современные рекламные буклеты, картинки из раскрасок, из журналов, фотографии из Интернета, картинки из календарей. Еще один вариант получения нужных картинок для изготовления книжки своими руками — сфотографировать эти предметы и распечатат ь. Не бойтесь рисовать сами! А КАК СДЕЛАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ КНИГУ МИРЕ ДЛЯ МАЛЫША? 1. ВАРИАНТ. КНИГА ИЗ ФОТОАЛЬБОМА. Купите фотоальбом. Фотографий в альбоме не должно быть много, поэтому толстые альбомы лучше не покупать. Вырежьте из плотного белого картона карточки. Наклейте на карточки картинки. Вставьте карточки в альбом. Мне этот вариант нравится тем, что всегда можно достать нужные карточки и использовать их потом для игр с малышом. Для прочности можно карточки заламинировать. Для более старших детей можно поместить в книжку рассказ ы, загадки, сказки. 2. ВАРИАНТ. ДЕТСКАЯ КНИГА В ПАПКЕ С ФАЙЛАМИ. Купите папку с прозрачными файлами. Возьмите листы картона А 4. На них наклейте крупные картинки. Можно наклеивать картинки и на двустороннюю цветную бумагу или цветной картон. Вложите листы с картинками в папку. Между ними для прочности положите еще один лист картона. Оформить можно по- разному. Например: 1. На одном листе – крупная картинка. Или 2. Н а одном листе – одна крупная картинка нескольк ими мелки ми картин ками, связанны ми с ней по теме. Или 3. На одном листе – крупная картинка плюс маленький рассказ( или стихотворение. Или 4. Для детей постарше – 2 – 4 лет. Можно добавить фото ребенка с этой игрушкой или предметом. Дети просто обожают такие индивидуальные книжки, в которых используются их  фотографии! Книга из папки с файлами также очень удобна тем, что всегда можно заменить одни листы на другие( например, с более сложными заданиями для ребенка по этой теме) или использовать отдельные листы в играх и беседах, достав их из книжки. 3 ВАРИАНТ. ДЕТСКАЯ КНИГА ИЗ АЛЬБОМНЫХ ЛИСТОВ. Возьмите 8- 10 альбомных листов, согните их пополам. Сшейте посередине или скрепите с помощью дырокола и ленточки. Приклейте картинки на выбранную тему на альбомные листы. Напишите текст. Недостаток такой книги – это ее непрочность. Поэтому книгу из альбомных листов лучше делать ребенку не раньше 2 лет и рассматривать ее вместе с малышом. 4 ВАРИАНТ. КНИГА – АЛЬБОМ. Купите обычный альбом для рисования с прочной картонной обложкой. На обложку приклейте картинку и подпишите альбом. Вклеивайте в него картинки по тем е, выписывайте высказывания детей, записывайте стишки, песенки, загадки, рисуйте сами и вклеивайте рисунки ребенка или фото его лепки и конструирования. Такой альбом растет вместе с малышом. Для такого альбома нужно выбирать тему, которую любит конкретный ребенок. Для девочек это может быть альбом «Моя любимая кукла», для мальчиков – альбом о любимых машинах: игрушечных и настоящих. Могут быть и универсальные темы – например, темы о природе. ВТОРОЙ ВИД ДЕТСКИХ КНИЖЕК — ДЕ ТСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ФОТОКНИЖКА. Самодельная книжка с фотографиями – это переходная ступенька от бытового разговора с мамой к восприятию литературной речи. Ведь мама или бабушка, сделавшая книгу – это ее автор! А в книжке уже не обойдешься простыми словами и жестами, нужна развернутая речь! Такая самодельная книжка подталкивает маму и малыша вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них, строить развернутые фразы. КАК СДЕЛАТЬ ФОТОКНИЖКУ СВОИМИ РУКАМИ? Первую страницу сделайте обложкой. Напишите название книги, автора. Приклейте или нарисуйте картинку, из которой будет понятно содержание книги. Далее на развороты книги приклейте фотографии и напишите текст. Фотографии должны быть  большого размера, чтобы на них были ясно видны предметы. Текст должен быть коротким из 3- 5 простых предложений. В дальнейшем Вы всегда сможете дописать текст ниже. Но это должны быть красивые предложения с яркими образными словами. Даже самого маленького ребенка можно привлечь к изготовлению такой книжки. Например, попросив его принести нужное фото или попросить подать карандаш. Когда малыш подрастет, можно будет посоветоваться с ним при изготовлении фотокнижки: «Какого цвета будут буквы? »( а заодно вспомнить цвета) , «Какую картинку мы возьмем – маленькую или б ольшую? ( и вспомним о размерах) . ТРЕТИЙ ВИД КНИЖЕК — МЯГКАЯ ДЕТСКАЯ КНИЖКА   ИЗ ТКАНИ. Мягкие текстильные книжки, изготовленные своими руками,   предназначены прежде всего для развития мелкой моторики ребенка. Их преимущество – прочность и безопасность для ребенка, экологичность материалов, привлекательность для детей и учет индивидуальных особенностей малыша. Ведь каждая такая книжка уникальна! ЧАЩЕ ВСЕГО В МЯГКИХ КНИЖКАХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ: звучащие элементы( пищалки, шуршалки, колокольчики, бубенцы) , разные наполнители( горох, гречка, синтепон, бусины, семена, камушки, крупная бусина, вшитая вовнутрь детали) для развития тактильных ощущений ребенка, предметы и геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, готовые аппликации с персонажами, разного вида застежки( молнии, пуговицы, карабины, кнопки, крючки, липучки, шнуровки) разная фактура материалов – флис, хлопок, лен, шерсть, шелк, бархат, шнуры, тесьма, бахрома. Мягкие книжки используются для сенсорного развития ребенка раннего возраста и развития речи.   Книжка может быть как тематическая, так и состоящая из разных сюжетов. ПРЕДЛАГАЮ ВАМ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ ДЛЯ МЯГКИХ КНИЖЕК: 1. Солнышко.    Шьется центр из двух круглых деталей.   Между деталями по кругу вшиваются нити и шнурки разной толщины и из разных материалов. Такому солнышку можно заплетать косички, завязывать бантики, закреплять резиночки. 2. Аналогичный элемент можно сделать и как  осьминожку.  Только ребенок будет украшать его щупальца. Вовнутрь можно вложить звуковой элемент. 3. Разноцветные бабочки.  Шьется игровое поле, поделенное на квадраты( 4 квадрата для первых игр, в дальнейшем игру можно дополнить новыми цветами и их оттенками) . Каждый квадрат своего цвета – один желтый, один синий, один зеленый, один красный. Шьются бабочки этих же цветов: две желтые бабочки( большая и маленькая) , две – синие( большая и маленькая) и так далее. Бабочки хранятся в цветных карманчиках того же цвета( по принципу: желтые – в желтом карманчике) . Вовнутрь каждой бабочки вшиваются наполнители. Получаются пары бабочек по звуку. Например, маленькая синяя бабочка и большая желтая бабочка имеют один наполнитель — целофан и шуршат. Ребенок играет с бабочками по сюжету, предложенному взрослым – «Проснулась красная бабочка( ребенок достает бабочку из красного кармашка) , полетела со всеми здороваться. Прилетела к синему домику( ребенок перемещает бабочку к синему квадрату) . Тук- тук! Доброе утро! Здравствуй! Залетай к нам в домик! . . Примерные сюжеты для игры с бабочками: Бабочка полетела в гости. Спрячь бабочку от дождя( называем цвет бабочки и цвет домика) . Маленькие бабочки потерялись. Отведи их домой. Найди пару( пару можно искать по цвету — большая желтая бабочка рядом с маленькой желтой или по звуку) Одна или много( одна бабочка полетела, много бабочек полетели, одна присела на цветочек…) . Большие и маленькие. Прятки( бабочка спряталась на цветок, под дерево, за домик…) 4. Зверюшки и люди  – аппликации на липучке. Можно разыгрывать с ними диалоги, придумывать сказки. 5. Спираль  – круг пришивается по спирали( персонаж — улитка или раковина) , внутрь вкладывается бусина. Ребенок по спирали перекатывает бусину. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе мною были использованы следующие формы работы:  - групповые собрания;  - консультации на темы- «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Характер ребенка зависит от вас», «Чтобы дети росли здоровыми»;  - выставки книг по различной тематике;  - фото выставка «Я и вся моя семья- это книжкины друзья»;  - совместные праздники и развлечения;  - совместная творческая деятельность родителей и детей;  - полезные советы( наглядная агитация в уголке для родителей) .   Пров одился круглый стол с родителями на тему: «Взрослый- ребенок- книга», конкурс рисунков, выполненных совместно с детьми и родителями «В мире сказок и приключений», изготовл ивались «Книжки- малышки к стихотворениям К. И. Чуковского».  По итогам пришла к выводу, что только с помощью родителей целесообразно организовывать значительную часть образовательной работы. А возникающие проблемы и поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга.   В нашей работе мы основываемся на следующих принципах: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.   Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей.   Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно совершенствуем формы работы между родителями и дошкольным учреждением, чтобы создать для своих детей обстановку, стимулирующую их полноценное развитие.

Оставить комментарий: