Консультация-практикум для родителей "Не бойся, я с тобой, или Кое-что о детских страхах"
Документы для скачивания
Консультация-практикум для родителей
"Не бойся, я с тобой, или Кое-что о детских страхах"
Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов в дошкольном возрасте.
Задачи:
- познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов, их причинами, последствиями;
- отработать на практике приемы снятия страхов;
- стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с психологом;
- оптимизировать детско-родительские отношения.
Материал: листы бумаги, ручки для записи, альбомные листы, краски, цветные карандаши, фломастеры.
Ход консультации-практикума
Упражение-разминка "Электрический ток"
Инструкция. Участники образуют круг и берутся за руки. Пожатием руки, начиная от ведущего, передают сигнал соседу: сначала в одну сторону, затем одновременно в обе стороны. Главное, чтобы не было перерывов в подаче сигнала и он вернулся к ведущему.
Слово ведущего
Уважаемые родители! Тема нашей консультации-практикума - "Детские страхи".
Чего боятся дети? Самого разного. У одних детей страх возникает только по ночам, у других - независимо от времени суток. Бывает страх, связанный с реальными событиями, бывает словно бы возникший из ничего. Правильнее говорить не о «страхе», а о «страхах» - настолько это явление неодинаковое по силе, причинам, содержанию. Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.
"Конкурс боюсек"
Инструкция. Участники в быстром темпе по кругу называют самые разные страхи, которые могут встречаться у детей. Тот, кто не смог назвать страх, выбывает из игры.
Сообщение ведущего "Возрастные особенности страхов"
В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Каждому возрастному отрезку свойственны свои страхи.
До двух лет ребенок боится в основном незнакомых предметов, людей, животных. Главные вопросы в это время "что это?" и "кто это?". Так малыш узнает не только, кто есть кто и что есть что, но и опасны или безопасны эти "кто" и "что". С двух до трех лет ребенок задает вопросы "где?", "куда?", "откуда?", "когда?". Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше, на чердаке и т. д.), темного времени суток (вечером, поздно-поздно, ночью).
От трех до четырех лет с вопросом "почему?" приходит страх последствий поступков, а с ним и страх наказания. Малыш более всего боится того, о чем ничего не знает. К пяти годам ребенок выходит на вопрос "что будет?" и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер страхов. Возникают вопросы "а я не умру?", "а ты, мама, не умрешь?" Страх смерти приобретает все большую глубину, становясь осознанным переживанием.
Перечисленные страхи носят временный, преходящий возрастной характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психологического развития.
Вас должно больше взволновать, если ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему несвойственны.
Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх - естественные реакции при познании окружающего мира, поскольку жизненный опыт отсутствует, а инстинкт самосохранения явно выражен. Это и есть условие для формирования страха. Внешние обстоятельства жизни (отношения в семье, режим дня, приемы воспитания) во многом и определяют, воплотится это условие в страх или найдет свое нормальное отражение в умении реально оценивать степень опасности раз
личных жизненных ситуаций. Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети с развитым воображением.
Экспресс-тест "Как соблюдаются в семье условия, предохраняющие ребенка от формирования страхов"
Инструкция. Ведущий зачитывает утверждения, и если участники с ними согласны, они выполняют определенные движения.
Утверждения ведущего |
Движения |
Я считаю, что современные агрессивные мультики и передачи -один из источников страхов, и не разрешаю ребенку бесконтрольно смотреть телевизор |
Хлопнуть в ладоши |
Я стараюсь контролировать собственные страхи и не «заражать» ими малыша |
Кивнуть головой |
Я с целью успокоить никогда не пугаю малыша бабаем, милицией, бабой-ягой и не позволяю другим |
Топнуть ногой |
Я не оставляла своего ребенка до 2 лет на длительное время одного, в том числе на чужих людей |
Положить руки на колени |
У нас в семье не принято выяснять отношения, провоцировать и решать конфликты в присутствии ребенка |
Погладить себя по голове |
Я стараюсь поощрять и поддерживать самостоятельность моего малыша, даже если это выглядит неуклюже и мешает мне |
Показать большой палец |
Я не угрожаю ребенку наказанием и не наказываю его физически |
Спрятать руки |
Я не запрещаю ребенку свободно выражать свои чувства (смех, слезы) |
Улыбнуться |
Я никогда не обманываю малыша, пытаясь "во благо» ему уберечь его от слез, например не говорю «не больно в больнице" |
Хлопнуть в ладоши |
Я не сочиняю сказочных выдуманных объяснений реальным жизненным ситуациям |
Сказать "Да!" |
Вывод. К сожалению, ошибочный стиль воспитания в семье приводит к невротическим страхам, фобиям - навязчивым страхам, детской тревожности. Если бы каждая мать, ругая ребенка, могла представить, что она превратится ночью в Бабу-ягу, а жестокий отец - в Бармалея, Кощея, они гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания.
Информация для родителей "Детская тревожность"
Признаки детской тревожности многообразны: это и чрезмерная послушаемость, неуверенность, могут быть вспышки агрессивности, навязчивые движения (грызение ногтей, сосание пальца и т. д.), рассеянность, застенчивость, капризность, излишнее фантазирование, болезненность.
В любом случае нужно помнить, что детскую тревожность порождают:
- Негативные, неадекватные, завышенные требования, навязывание чуждых ребенку интересов, ставящих его в униженное, зависимое положение.
- Повышенная тревожность самих родителей, стремление все делать правильно.
Противоречивые требования к ребенку (нет единства в семье), неровное отношение родителей к нему.
- Стремление сравнивать своего ребенка с другими детьми, с братьями и сестрами.
- Эмоциональное отвержение, недостаток эмоциональной поддержки.
Тест "Определение типа детско-родительских отношений" (Н. Мартиросян)
Родителям предлагается ответить на вопросы теста.
Информация для родителей "Способы преодоления страхов"
Очень важно освоить практические способы преодоления детских страхов. Среди них можно выделить изотерапию и игру.
Изотерапия
Примечание. Участники получают листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски. Если вы будете использовать этот способ в работе с ребенком, то инструкция может звучать так:
- нарисуй свой страх;
- нарисуй, чего ты боишься;
- нарисуй, что тебе снится страшное.
Рисование само по себе снижает остроту детских переживаний. Оно подразумевает встречу со своим страхом, но в успокаивающей обстановке, когда рядом мама, папа -воплощение силы и безопасности. По окончании рисования предложите ребенку: "Давай превратим его в нестрашное" или "Нарисуй, что ты уже не боишься". Чтобы страх стал нестрашным, нужно проявить к нему в рисунке, а потом и в жизни, жалость - пожалеть его, посмеяться над ним, сменить образ (Волшебница Темнота, Тетушка Темнота, бабушка-яга, девчонка маленькая и непослушная, которая подросла), проявить активную, противостоящую страху позицию (изобразить себя с мечом в руке, большого роста и т. д.).
Примечание. Родителям можно предложить нарисовать свой детский страх или страх собственного ребенка и прокомментировать свои действия.
Игра
Для ребенка игра и есть сама жизнь, способ выражения чувств, познания мира. Играя в сражения, прятки, лазая по деревьям, изображая казаков-разбойников и строгую маму для куклы, дети самостоятельно изживают страхи.
В норме большинство детей сами активно ищут и даже придумывают опасности: прыгают с обрыва, дерутся со сверстниками. Это не просто поиск острых ощущений, в критической ситуации ребенок учится владеть собой, тестирует себя: не испугаюсь, справляюсь. В раннем возрасте изживанию страхов способствуют известные всем жмурки, прятки, пятнашки.
В прятки можно играть с 2 лет - это помогает ослабить, а иногда устранить страх темноты, замкнутого пространства, одиночества.
В пятнашки и жмурки лучше играть с 3 лет - пятнашки снижают страх нападения и наказания, вырабатывает способность к защите, быстрому принятию решений; жмурки также устраняют страх замкнутого пространства.
Родителям чрезмерно чувствительных и нервных детей нужно как можно больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры (мяч, снежки, сражения на подушках, саблях), сюжетно-ролевые игры (больница, разведчики и т. д.). Чтобы ребенок не боялся сказочных персонажей, полезно предложить ему выступить в роли волка, Бабы-яги, Кощея в игре-драматизации.
Заключительная игра "Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь" (О.В. Хухлаева)
Инструкция. Участники идут по кругу, проговаривая "Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь". Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа, им нужно превратиться в него и "замереть". Ведущий выбирает самого страшного, который становится ведущим и продолжает игру.
Рефлексия, отзывы участников о практикуме