a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация-практикум для родителей "Не бойся, я с тобой, или Кое-что о детских страхах"

Автор: Горягина Вера Анатольевна Опубликовано: 2018-03-29 23:01:33

Документы для скачивания

Консультация-практикум для родителей

"Не бойся, я с тобой, или Кое-что о детских страхах" 


Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов в дошкольном возрасте. 

Задачи: 

  • познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов, их причинами, последствиями;
  • отработать на практике приемы снятия страхов;
  • стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с психологом;
  • оптимизировать детско-родительские отношения.

Материал: листы бумаги, ручки для записи, альбомные листы, краски, цветные карандаши, фломастеры. 

Ход консультации-практикума 

 Упражение-разминка "Электрический ток" 
Инструкция. Участники образуют круг и берутся за руки. Пожатием руки, начиная от ведущего, передают сигнал соседу: сначала в одну сторону, затем одновременно в обе стороны. Главное, чтобы не было перерывов в подаче сигнала и он вернулся к ведущему. 

Слово ведущего 
Уважаемые родители! Тема нашей консультации-практикума - "Детские страхи". 
Чего боятся дети? Самого разного. У одних детей страх возникает только по ночам, у других - независимо от времени суток. Бывает страх, связанный с реальными событиями, бывает словно бы возникший из ничего. Правильнее говорить не о «страхе», а о «страхах» - настолько это явление неодинаковое по силе, причинам, содержанию. Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. 

 "Конкурс боюсек
Инструкция. Участники в быстром темпе по кругу называют самые разные страхи, которые могут встречаться у детей. Тот, кто не смог назвать страх, выбывает из игры. 

 Сообщение ведущего "Возрастные особенности страхов" 
В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Каждому возрастному отрезку свойственны свои страхи. 
До двух лет ребенок боится в основном незнакомых предметов, людей, животных. Главные вопросы в это время "что это?" и "кто это?". Так малыш узнает не только, кто есть кто и что есть что, но и опасны или безопасны эти "кто" и "что". С двух до трех лет ребенок задает вопросы "где?", "куда?", "откуда?", "когда?". Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше, на чердаке и т. д.), темного времени суток (вечером, поздно-поздно, ночью). 
От трех до четырех лет с вопросом "почему?" приходит страх последствий поступков, а с ним и страх наказания. Малыш более всего боится того, о чем ничего не знает. К пяти годам ребенок выходит на вопрос "что будет?" и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер страхов. Возникают вопросы "а я не умру?", "а ты, мама, не умрешь?" Страх смерти приобретает все большую глубину, становясь осознанным переживанием. 

Перечисленные страхи носят временный, преходящий возрастной характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психологического развития. 

Вас должно больше взволновать, если ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему несвойственны. 

Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх - естественные реакции при познании окружающего мира, поскольку жизненный опыт отсутствует, а инстинкт самосохранения явно выражен. Это и есть условие для формирования страха. Внешние обстоятельства жизни (отношения в семье, режим дня, приемы воспитания) во многом и определяют, воплотится это условие в страх или найдет свое нормальное отражение в умении реально оценивать степень опасности раз 
личных жизненных ситуаций. Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети с развитым воображением. 

Экспресс-тест "Как соблюдаются в семье условия, предохраняющие ребенка от формирования страхов" 
Инструкция. Ведущий зачитывает утверждения, и если участники с ними согласны, они выполняют определенные движения. 

Утверждения ведущего

Движения

Я считаю, что современные агрессивные мультики и передачи -один из источников страхов, и не разрешаю ребенку бесконтрольно смотреть телевизор

Хлопнуть в ладоши

Я стараюсь контролировать собственные страхи и не «заражать» ими малыша

Кивнуть головой

Я с целью успокоить никогда не пугаю малыша бабаем, милицией, бабой-ягой и не позволяю другим

Топнуть ногой

Я не оставляла своего ребенка до 2 лет на длительное время одного, в том числе на чужих людей

Положить руки на колени

У нас в семье не принято выяснять отношения, провоцировать и решать конфликты в присутствии ребенка

Погладить себя по голове

Я стараюсь поощрять и поддерживать самостоятельность моего малыша, даже если это выглядит неуклюже и мешает мне

Показать большой палец

Я не угрожаю ребенку наказанием и не наказываю его физически

Спрятать руки

Я не запрещаю ребенку свободно выражать свои чувства (смех, слезы)

Улыбнуться

Я никогда не обманываю малыша, пытаясь "во благо» ему уберечь его от слез, например не говорю «не больно в больнице"

Хлопнуть в ладоши

Я не сочиняю сказочных выдуманных объяснений реальным жизненным ситуациям

Сказать "Да!"



Вывод. К сожалению, ошибочный стиль воспитания в семье приводит к невротическим страхам, фобиям - навязчивым страхам, детской тревожности. Если бы каждая мать, ругая ребенка, могла представить, что она превратится ночью в Бабу-ягу, а жестокий отец - в Бармалея, Кощея, они гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания. 

 Информация для родителей "Детская тревожность" 


Признаки детской тревожности многообразны: это и чрезмерная послушаемость, неуверенность, могут быть вспышки агрессивности, навязчивые движения (грызение ногтей, сосание пальца и т. д.), рассеянность, застенчивость, капризность, излишнее фантазирование, болезненность. 


В любом случае нужно помнить, что детскую тревожность порождают: 

 

  • Негативные, неадекватные, завышенные требования, навязывание чуждых ребенку интересов, ставящих его в униженное, зависимое положение.
  • Повышенная тревожность самих родителей, стремление все делать правильно.

 Противоречивые требования к ребенку (нет единства в семье), неровное отношение родителей к нему.

  • Стремление сравнивать своего ребенка с другими детьми, с братьями и сестрами.
  • Эмоциональное отвержение, недостаток эмоциональной поддержки.


 Тест "Определение типа детско-родительских отношений" (Н. Мартиросян) 


Родителям предлагается ответить на вопросы теста. 


 Информация для родителей "Способы преодоления страхов
Очень важно освоить практические способы преодоления детских страхов. Среди них можно выделить изотерапию и игру. 

Изотерапия 
Примечание. Участники получают листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски. Если вы будете использовать этот способ в работе с ребенком, то инструкция может звучать так: 

  • нарисуй свой страх;
  • нарисуй, чего ты боишься;
  • нарисуй, что тебе снится страшное.

Рисование само по себе снижает остроту детских переживаний. Оно подразумевает встречу со своим страхом, но в успокаивающей обстановке, когда рядом мама, папа -воплощение силы и безопасности. По окончании рисования предложите ребенку: "Давай превратим его в нестрашное" или "Нарисуй, что ты уже не боишься". Чтобы страх стал нестрашным, нужно проявить к нему в рисунке, а потом и в жизни, жалость - пожалеть его, посмеяться над ним, сменить образ (Волшебница Темнота, Тетушка Темнота, бабушка-яга, девчонка маленькая и непослушная, которая подросла), проявить активную, противостоящую страху позицию (изобразить себя с мечом в руке, большого роста и т. д.). 

Примечание. Родителям можно предложить нарисовать свой детский страх или страх собственного ребенка и прокомментировать свои действия. 

Игра 
Для ребенка игра и есть сама жизнь, способ выражения чувств, познания мира. Играя в сражения, прятки, лазая по деревьям, изображая казаков-разбойников и строгую маму для куклы, дети самостоятельно изживают страхи. 

В норме большинство детей сами активно ищут и даже придумывают опасности: прыгают с обрыва, дерутся со сверстниками. Это не просто поиск острых ощущений, в критической ситуации ребенок учится владеть собой, тестирует себя: не испугаюсь, справляюсь. В раннем возрасте изживанию страхов способствуют известные всем жмурки, прятки, пятнашки. 

В прятки можно играть с 2 лет - это помогает ослабить, а иногда устранить страх темноты, замкнутого пространства, одиночества. 
В пятнашки и жмурки лучше играть с 3 лет - пятнашки снижают страх нападения и наказания, вырабатывает способность к защите, быстрому принятию решений; жмурки также устраняют страх замкнутого пространства. 

Родителям чрезмерно чувствительных и нервных детей нужно как можно больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры (мяч, снежки, сражения на подушках, саблях), сюжетно-ролевые игры (больница, разведчики и т. д.). Чтобы ребенок не боялся сказочных персонажей, полезно предложить ему выступить в роли волка, Бабы-яги, Кощея в игре-драматизации. 

Заключительная игра "Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь" (О.В. Хухлаева) 

Инструкция. Участники идут по кругу, проговаривая "Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь". Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа, им нужно превратиться в него и "замереть". Ведущий выбирает самого страшного, который становится ведущим и продолжает игру. 

Рефлексия, отзывы участников о практикуме 

 

Оставить комментарий: