Перспективный план воспитателя по самообразованию "Ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование" (работа с детьми)
Перспективный план воспитателя по самообразованию "Ознакомление дошкольников с окружающим миром через детское экспериментирование" (работа с детьми)
Список литературы
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2002. – 192 с.
- Зубкова Н.М. ВОЗ и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. СПб.: Речь, 2006. – 30 с.
- Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008. – 64 с.
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования.
- Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
- Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
- Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
- Изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по проблеме детской экспериментальной деятельности дошкольников раннего возраста, практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности.
- Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, углублять представления о живой и неживой природе.
- Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов наблюдений.
Месяц |
Содержание |
Цель |
Литература |
Реализация |
Сентябрь |
Вода «Помоем ручки», «Умоем куклу»,
|
Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. |
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников |
Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты. |
Песок «Песочек» |
Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. |
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, |
Игра |
|
Воздух «Наберем воздух в стакан» |
Дать представление о том, что воздух не пропускает воду. |
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 |
Опыт
|
|
Камни «Помоем камешки»
|
Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. |
Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
|
Опыт
|
|
Октябрь |
Вода «Водичка, водичка»
|
Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать. |
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников |
Режимные моменты |
Песок «Посыпалки»
|
Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться. |
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, |
Опыт
|
|
Воздух «Поймаем воздух»
|
Дать представление о том, что воздух не виден. |
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 |
Игра
|
|
Бумага «Бумажные листочки»
|
Дать представление о том, что бумага легкая. |
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 |
Опыт
|
|
Ноябрь |
Вода «Напоим кукол»
|
Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. |
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников |
Часть занятия
|
Песок «Посыпалки»
|
Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться. |
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, |
Опыт
|
|
Воздух «Выпустим воздух из стакана» |
Дать представление о том, что вода может выместить воздух. |
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 |
Опыт
|
|
Камни «Помоем камешки»
|
Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. |
Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
|
Опыт
|
|
Декабрь |
Вода «Чистые ручки»
|
Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. |
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников |
Игра
|
Песок «Испечем угощение»
|
Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму. |
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, |
Часть занятия
|
|
Воздух «Буря в стакане»
|
Дать представление о том, что воздух легче воды.
|
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 |
Игра
|
|
Бумага «Тонкая – толстая»
|
Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой. |
Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008 |
Опыт
|
|
Январь |
Вода «Помощники» |
Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой. |
Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008 |
Режимные моменты |
Песок «Следы» |
Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. |
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, |
Игра |
|
Камни «Легкий – тяжелый»
|
Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие. |
Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
|
Часть занятия
|
|
Бумага «Порвем бумагу»
|
Дать представление о том, что бумага может рваться. |
Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
|
Опыт
|
|
Февраль |
Вода «Найди пингвиненка»
|
Дать представление о том, что вода прозрачная. |
Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008 |
Опыт
|
Песок «Песчинки» |
Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. |
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 |
Наблюдение на прогулке |
|
Воздух «Выпустим воздух из стакана» |
Дать представление о том, что вода может выместить воздух. |
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 |
Опыт
|
|
Камни «Твердый – мягкий»
|
Дать представление о том, что камни твердые. |
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, |
Опыт
|
|
Март |
Вода «Прятки»
|
Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной. |
Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008 |
Опыт
|
Камни «Теплый – холодный»
|
Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми. |
Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
|
Опыт
|
|
Песок «Испечем угощение»
|
Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму. |
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, |
Часть занятия
|
|
Бумага «Кораблик» |
Дать представление о том, что бумага не тонет в воде. |
Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
|
Опыт
|
|
Апрель |
Вода «Разноцветная водичка» |
Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить. |
Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008 |
Часть занятия
|
Песок «Песочек» |
Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. |
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, |
Игра |
|
Воздух «Выпустим воздух из стакана» |
Дать представление о том, что вода может выместить воздух. |
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 |
Опыт
|
|
Бумага «Тонкая – толстая»
|
Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой. |
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 |
Опыт
|
|
Май |
Вода «Будем пить»
|
Дать представление о том, что вода не имеет вкуса. |
Прохорова Л.М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: Аркти, 2008 |
Режимные моменты |
Камни «Какой формы камень?» |
Дать представление о том, что камни имеют различную форму. |
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, |
Часть занятия
|
|
Песок «Следы» |
Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. |
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, |
Игра |
|
Бумага «Кораблик» |
Дать представление о том, что бумага не тонет в воде. |
Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Материалы Интернет-сайтов– Пресс, 2014.
|
Опыт
|