Консультация для воспитателей «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Документы для скачивания
Консультация для воспитателей « Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС" Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: • владение речью как средством общения и культуры; • обогащение активного словаря; • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; • развитие речевого творчества; • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; • формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Проведя сентябрьскую диагностику нами было выявлено, что у многих детей: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. А зачастую и вообще однословная речь, состоящая лишь из однословного ответа на вопрос. Недостаточный словарный запас. Бедность диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Не способность построить монолог. Большинство детей не смогли составить нам рассказ ни по серии сюжетных картин, ни по сюжетной картине. Они подменили рассказ перечислением предметов и действий. Отсутствие навыков культуры речи. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями. Поэтому важно педагогу выстроить работу по реализации ОО «Речевое развитие» с учётом ФГОС так, чтобы осуществлялась цель и решались задачи речевого развития в системе. Цель: - Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа Задачи: - Овладению речью как средством общения и культуры; - Обогащение активного словаря; - Развитие связной, грамматически правильной и диалогической и монологической речи; - Развитие речевого творчества; - Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; - Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха) Для осуществление цели и решения поставленных задач предлагаю выбрать следующие направления: Развитие речи с помощью предметно- развивающей среды, Развитие речи на протяжении всех видов непосредственно- организованной образовательной деятельности, Развитие речи детей во время общения взрослых и детей. Насыщая групповое пространство, необходимо позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Обогатить книжный уголок яркими, красочными книгами, чтобы привлечь внимание детей и желание их посмотреть, а, как следствие, придумать рассказ по иллюстрациям. Для театрализованного уголка я бы рекомендовала приобрести и изготовить разные виды театра, разнообразные маски. Хотелось бы, чтобы группа была оснащена игровым оборудованием, дидактическими и развивающими играми, которые влияют на развитие речи у детей. В уголке природы группы есть растения, инвентарь по уходу за ними, гербарии растений, а так как макетирование способствует развитию речи детей, мы советуем совместно с детьми изготовить макеты: например, «Горы», «Жители водоёма», «Жители леса», «Аквариум», «Дикие животные», «Домашний двор» и поместили их в уголке природы. Так как конструктивная деятельность способствует речетворчеству дошкольников, приобретите конструкторы ЛЕГО, конструктор – пазл. Необходимо систематизировать практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия, тематические альбомы, игры для развития мелкой моторики. Образовательный процесс нужно организовать таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно – игровые, развивающие ситуации, литературные викторины, чтения, разнообразные видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделится своими знаниями с детьми. Поэтому в было бы неплохо иметь в группе Книгу Сказок, Энциклопедию стихов, куда вы с детьми сможете записывать и зарисовывать придуманные ими истории и сказки, альбомы с сочиненными детьми загадками, считалками, дразнилками, с интересными и веселыми случаями, рассказанными детьми. Организованный таким образом педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребенка предметом обсуждения, оценки. Это способствует развитию самооценки, повышению социального статуса ребенка в группе сверстников. В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания, направленные на развитие воображения, мышления и речи детей. Это игры и творческие задания для составления рифмованных текстов, текстов сказочного содержания, составление рассказов по картине. Используя в своей работе приемы моделирования, алгоритмы, схемы, можно познакомить детей со способами сочинения загадок, считалок, с разнообразными моделями составления сказок. Важно, чтобы в процессе сочинительства дети освоили элементарные приемы создания нового речевого содержания: комбинирование, олицетворение, отстранение и др. Для создания новых образов героев детских сказок использйте игру «Разрезные картинки». Комбинируя всевозможные сочетания элементов игры на фланелеграфе, ребенок упражняется в создании новых образов героев будущей сказки. Также можно использовать игру «Необыкновенное животное»: путем сочетания частей тела разных животных ребенок создает новый образ сказочного зверя. Затем придумывает ему имя, определяет место обитания, способ питания, ориентируясь при этом на особенности его внешнего вида. Продолжая разговор, можно предложить подумать о том, кто из зверей способен причинить вред этому фантастическому животному, как оно будет обороняться и спасаться от врагов, с кем будет дружить. Ребенок может придумать и создать «друга» для своего животного. Игру «Разрезные картинки» можно использовать и при составлении новых сюжетов из элементов известных сказок. Сюжеты сказок представляются в игре в виде модели или серии сюжетных картин. Упражнения в сюжетосложении позволяют раскрепостить воображение ребенка, активизировать его фантазию и вызвать желание придумать сказку самостоятельно. Таким образом, накопление содержания для речевой деятельности ребенка происходит за счет расширения круга его представлений об окружающей действительности( от предметов ближайшего окружения до сферы социально- нравственных взаимоотношений между людьми) , развития эмоциональной сферы и становления ценностной ориентации. Дополнительными средствами речевой деятельности выступают невербальные способы передачи мыслей: жесты, мимика, пантомимика, которые усиливают речевое воздействие на собеседника, дополняют и эмоционально окрашивают содержание речи. Для того, чтобы словарный запас ребенка был достаточно обширен, чтобы дети овладели сложными речевыми формами, могли свободно использовать в своей речи такие средства языковой выразительности, как эпитеты, образные сравнения, метафоры, гиперболы, применяйте приемы, направленные на использование детьми в речи образных характеристик объектов, куда входят задания по составлению сравнений, метафор, придумыванию загадок, игры. Не менее важна задача развивать умение ребенка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют поставленной цели и содержанию речевой деятельности. Процесс творческого рассказывания должен быть направлен на то, чтобы поставленная ребенком цель речевой деятельности отражала не только тему и содержание рассказа, но и его «настроение». Например: «Найди в группе самую веселую игрушку и расскажи про нее», «Придумай страшную сказку», «Расскажите смешную историю о грустном котенке», «В нашей группе появился печальный цветок, как вы думаете, что он мог бы сказать? », «Сказка о доброй Бабе – яге». В процессе рассказывания в соответствии с характеристикой рассказа, указанной в цели, ребенок отбирает необходимые ему средства речевой деятельности. Дети активно осваивают разные виды повествовательных рассказов( по картинке, по игрушкам, по модели, по плану воспитателя и т. д. ) , Дети упражняются в сочинении творческих повествовательных и описательных рассказов( придумывают окончания рассказов, рассказы по аналогии, по серии сюжетных картин, сочиняют загадки, сказки и т. д. ) . В работе с детьми, для осуществление цели и решения задач речевого развития необходимо использовать весь спектр педагогических методов и приемов. Применять наглядные методы: непосредственное наблюдение и его разновидности, проводя наблюдения в природе: за птицами, за ветром, за погодными условиями, осуществлять экскурсии к реке черемшан, на почту, в магазин, в школу, в выездной зоопарк, где дети наблюдают, описывают увиденное, сравнивают, рассказывают о различных явлениях и объектах природы, решают различные ситуации. Применяя опосредованное наблюдение рассматривать с детьми игрушки и картины, описывать их, затем составлять рассказы. Используя словесные методы, читайте и рассказывайте детям художественные произведения, заучивайте с ними наизусть стихотворения, пересказывайте знакомые им сказки и рассказы, беседуйте на темы недели детского сада, интересующие вопросы детей, на сложившиеся ситуации в группе, рассказывайте с детьми без опоры на наглядный материал, например на такую тему как «расскажите как провели выходные? », «расскажи как прошёл твой день рождения? » В театрализованном уголке можно поселить, например, бабушку- рассказушку, которая будет присутствовать в любом режимном моменте и просить детей рассказать о своих действиях. Применяя практические методы используйте в работе с детьми различные дидактические игры, Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры с удовольствием играют в постановках по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Репка», поэтому используйте игры драматизации, инсценировки. Любят дети выполнять упражнения с лентами с обручами, с мячами под музыку, поэтому используйте пластические этюды. Как и предыдущие приёмы любимы детьми хороводные игры. У спешно осуществляет ся развити е речи детей в творческой гости ной. Деятельность с бумагой, красками, карандашами- это не только сенсорно- двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Педагог н а занятиях изоб разительной деятельностью знакоми т с новыми словами, учит понимать, различать, употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются, закрепляются певческие навыки и формируется стереотип правильного произношения звуков, слов. Характеризуя музыкальные произведения – дети подбирают качественные прилагательные. Разучивание песен – предполагает заучивание наизусть. Слушая музыкальные произведения – рисуют образные картины, составляя предложения и рассказы. Проведение праздников – предполагает общение со сверстниками, со взрослыми. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется чере з различные формы, например, кр углые столы, семинары- практикумы, беседы и консультации с родителями. Размещение информационных листовок в уголке для родителей тоже не будет лишним. Консультация для воспитателей «Развитии речи детей посредством устного народного творчества». Устное народное творчество- это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого( из уст в уста) из поколения в поколение. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песен, потешек и кончая пословицами, сказками, пронизанные душевной теплотой и любовью, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения народного творчества, особенно малые формы, вл ияют на развитие речи детей: Обогащая словарь, словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов. Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как умывание, одевание, прием пищи требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия( «Баю- бай») , колыбельные, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую- либо работу, напевала колыб ельную своему ребенку: Баю- баю, спи, дружок, Повернись на правый бок. Только ты один не спишь, Закрывай глаза, малыш! Лунный лучик- озорник Сквозь окошечко проник, Примостился на подушке, Шепчет песенку на ушко. Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов- признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чем это не просто кот, а" котенька" , " коток" , " котик" , " котя" . Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонацион ной организации речи ребенка: • напевное выде ление голосом гласных звуков, • медленный темп, • наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Особую значимость устное народное творчество приобретает не только в первые дни его жизни, но и в первые дни пребывания в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например: Вот проснулся петушок, Встала курочка. Поднимайся мой дружок, Встань мой Юрочка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например: Тук- тук- тук. Кто там? - Я лягушка ква- ква- ква. А ты кто? - А я киска мяу- мяу- мяу. - Иди, киса, в теремок, иди, иди! Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, Адресованные детям потешки, заклички, считалки, удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке( к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться) , снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее. Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как: • Игра- соревнование «Кто больше назовет пословиц», • Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. • Нарисуй пословицу( домашнее задание) . Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Затем я показываю рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка рисованных детьми пословиц. В настоящее время мы совместно работаем над созданием этого альбома из детских рисунков. Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации. Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы: • У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней» • Девочка увидела в магазине куклу. Она попросила маму её купить. Мама купила куклу и принесла её домой. Девочка поиграла с ней, а убрать на место не захотела. Тогда мама сказала ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить». • Мой папа лётчик. Когда я вырасту, я тоже буду лётчиком как папа, ведь «яблочко от яблони недалеко падает». Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета. Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Специальные упражнения помогают совершенствовать дикцию детей. Одним из таких упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной, фонетической чистой речи. Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А. П. Усовой" словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности" . Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития. СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: - повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: - уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога; - способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов. План проведения семинара: 1. Требования к качеству речи педагога ДОУ. 2. Обсуждение, методов развития речи детей 3. Практикум «Проверьте свою грамотность». 4. Рефлексия. «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ! » Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает" не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи" . Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней. К компонентам профессиональной речи педагога относятся: качество языкового оформления речи; ценностно- личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации. Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы( правила литературного произношения) , а также нормы образования и изменения слов. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую( смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников( подражание) , педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи( интонация, темп речи, сила, высота голоса и др. ) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения( навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др. ) . Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ. Методы речевого развития детей Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания. Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно. Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности. Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры- драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач. Совокупность методов речевого развития детей предполагает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой культуры как предпосылки обучения грамоте. Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно- пространственной среды. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда- это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно- развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Предметно- развивающая среда- это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно- образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Развитие речи посредством художественной литературы Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Развитие речи средствами дидактической игры Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей( существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д. ) . Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Экскурсии как метод развития речи детей Экскурсия[ лат. excursio – поездка] – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке. Целью экскурсий является, уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности. Сюжетно- ролевая игра Оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно- ролевая игра способствует: - закреплению навыков пользования инициативной речью, - совершенствованию разговорной речи, - обогащению словаря, - формированию грамматического строя языка и т. д. Театрализованная деятельность Делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации. Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи. Пальчики Одним из показателей хорошего физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как при нято называть, мелкой пальцевой моторикой. Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Пальчиковая гимнастика: - Способствует овладению навыками мелкой моторики; - Помогает развивать речь ребенка; - Повышает работоспособность коры головного мозга; - Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение; - Снимает тревожность. Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость». Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики два взаимосвязанных неразрывных процесса. Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики: игры с мелкими предметами( мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д. ) ; пальчиковые игры; лепка; массаж пальцев и кистей; пирамидки; игрушки – шнуровки; Кубики сухой бассейн. Художественное творчество- уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Прогулка- это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На пр огулках дети отмечают все, что ни видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Во время игры педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр. Использование информационно – коммуникативных технологий Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразны е приемы и методы в обучении Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации. Работа с родителями Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания. « Мастер – класс! » «Проверьте свою грамотность». Организация: Предложить выбрать жюри и разделиться на 2 команды, У каждого участника игры на стуле лежит буква( гласные и согласные в равном количестве) . Участникам игры необходимо разделиться на две команды: команду гласных букв и команду согласных букв. Задание Разминка: “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай! ”. ( Это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ) . Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы. 1. Иглы колкие торчат прямо с детства у…( ежат) . 2. В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там…( ёрш) . 3. Через горы и леса в край родной летит…( птица) . 4. Устают, наверно, скулы грызть орехи у …( белки) . 5. Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…( петух) . 6. Звонко цокают подковы на копытах у…( коня) . 7. Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух 8. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка 9. Кто взлетит с цветка вот- вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка 10. Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что. . . кит? корова 11. Кружевную паутину сплел искусно. . . Буратино? паук 12. В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два…? петуха 13. Очень медленно и тихо по листу ползет…? улитка 14. Нарушая утром тишь, Распевает в роще. . . ? Соловей 15. В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я- …? рыба 16. Меж коряг устроил домик шар колючий- добрый… гномик? ёж 17. Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я? . . . крот? цыпленок 18. Ква- ква- ква- какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам… соловей? лягушка 19. Должностное лицо, руководящее детским садом. ( Заведующая) . 20. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? 3 кг 21. Группа живущих вместе близких родственников. ( Семья) . 22. Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса. 25. Куда идет цыпленок, переходя дорогу? Ответ: на другую сторону дороги. 26. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Когда дверь открыта. Задание Говорун Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них. ( Командам предлагается бросить кубик и выбрать скороговорку. Их всего 6. Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд. На подготовку дается 3 минуты. Максимум за это задание можно получить 3 балла( слаженность, быстрота, четкость) . • Флюорографист флюорографировал флюорографистку. • Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. • Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок. • Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории. • Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили. • Не тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто при товарищах товарищу товарищ, А тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто без товарищей товарищу товарищ. 3. “Родственные( однокоренные) слова”. На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег. Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки. ( оценивается по одному баллу за слово Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. . Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный. 4. “Почему так называется? ”( Этимология) . Задание: Объяснить, почему так называются растения. Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа. Шиповник – веточки покрыты острыми шипами. Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой. Смородина – “смрад”- запах, листья и ягоды сильно пахнут. 5. Найдите похожие по звучанию слова: Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе. ( кто быстрее и правильнее назовет слово, той команде балл) Спички – синички, Врач – мяч, Значок – крючок, Ключи – кирпичи, Стол – пол, Халат – салат, Елка – иголка, Белка – стрелка, Зайцы – пальцы, Яйцо – крыльцо, Огурец – продавец, Дворец – певец, Пирог – творог, Ворона – корона, Топор – забор, Нора – дыра. 6. “Пословицы и поговорки”. Исправьте ошибки в пословицах. Задание: Найти ошибку и исправить. После драки много хромых ( Храбрых) . Одна голова – хорошо, а две – некрасиво ( Лучше) . Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра ( Сегодня) . Пришел, увидел, купил ( Победил) . У каждого своя голова на шее ( Плечах) . Мало хотеть – надо клянчить ( Уметь) . Землю красит солнце, а человека – парикмахер ( Труд) . На всякий урок ( час) ума не напасешься. Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой ( В мышеловке) . Испокон века телевизор ( Книга) растит человека. 7. «Проверьте свою грамотность». Ударение Командам раздаются листы с написанным в них одинаковым набором трудных слов. Необходимо проставить в словах ударение. ( На это задание дается 4 минуты. Затем команды меняются листами и проверяют, а ведущий зачитывает правильные ответы. Если все слова написаны правильно, то команда получает 5 баллов. 1 ошибка минус 1 балл. ) Иконопись глАжение, квАшение, крАшение, обеспЕчение, сосредотОчение, газопрОвод, мусоропрОвод. каталОг, пЕтля. Пока жюри подсчитывает баллы, командам предлагается немного отвлечься. Мы с Вами посмотрим презентацию «Улыбка» Оглашение результатов, награждение победителей Рефлексия. «Солнце и туча». Если Ва м понравился мастер- класс, то приклейте лучик к весёлому солнышку. Если не понравился, то к грустной тучке капельку. Обсуждение мастера – класса с коллегами. Семинар – практикум для родителей «Развитие детского речево го творчества» Творчество – это не удел только гениев, создав- ших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что- то новое. Л. С. Выготский Задачи: - познакомить родителей с понятием «речевое творчество», рассказать о важности данного направления ребёнка; - формировать практические умения, связанные с организацией игр на развитие речевого творчества. Ход семинара Практикум «Развивающие игры». Проблема развития речевого творчества очень актуальна. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен глубоким опытом жизни и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственным и непредсказуемым, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, необходимо формирующемуся уму, ка к витамины растущему организму. Для развития речевого творчества можно использовать приёмы ТРИЗ – педагогики( Теория Решения Изобретательских задач, Г. С. Альтшуллер) . Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ- технология позволяет воспитывать и обучать человека творческого и творящего, владеющего мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и грамотной речью. Ведущий предлагает родителям познакомиться с технологией и попробывать организовать игры, которые учат детей находить нестандартные решения, рассуждать, выявлять противоречие. Игра «Да – нетки » или «Наводящие вопросы». Ведущий загадывает слово, играющие задают ему любые вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет». Игра продолжается, пока играющие не узнают, что задумал водящий. ( В роли ведущего каждой из игр по очереди предлагается выступить 2- 3 участникам семинара. ) Игра «Чёрное – белое» или «Хорошо- плохо». Участникам игры предлагается назвать положительные качества объекта( явления, ситуации) , затем – отрицательные. Например: хорошо, когда выпадает снег: всё вокруг становится чистым, нарядным. Плохо, когда выпадает снег, приходится убирать снег. Игра «Наоборот» или «Перевёртыши». Ведущий бросает мяч играющему и называет слово. Нужно ответить словом, противоположным по значению и вернуть ведущему мяч. Игра «Подбери замену». Играющим предлагается мысленно выполнить то или иное задание, не располагая необходимыми ресурсами. Пример задания: Золушка замесила тесто, но обнаружила, что её скалка пропала. Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Игра «Цепочка ассоциаций». Эта игра учит размышлять, искать неочевидные связи между предметами, явлениями. Ведущий даёт задание: два слова из цепочки – первое и последнее, указывает, сколько слов пропущено. Играющим нужно за соответствующее число ходов связать их в единую смысловую цепочку. Например: река- тарелка. Пропущено два слова. Вариант цепочки: река- вода- суп- тарелка. Из тарелки взяли воду, чтобы сварить суп. Суп налили в тарелку. Игра «Исключение лишнего». Ведущий называет три слова, играющим нужно исключить одно понятие, выбрав и пояснив принцип, по которому они это делают. Пример задания: солнце, помидор, собака. Примеры ответов: помидор, так как это слово начинается с буквы «П», остальные - с буквы «С». Собака, так как все остальные слова обозначают круглые предметы и т. д. Организуется рефлексия, ведущий предлагает поделиться впечатлениями от участия в играх, обсудить их развивающие возможности. Практикум «Обучение детей составлению сравнений». Развитие выразительности речи детей – одна из трудно решаемых задач дошкольного образования. Под выразительностью речи понимается эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся подбором междометий, силой, тембром голоса и образностью слова. Дети достаточно легко учатся активно использовать такие части речи, как существительные, глаголы, наречия, но прилагательные используют не часто. Вместе с этим именно с помощью правильно подобранных прилагательных значительно точнее можно передать представления, впечатления, глубже воспринимается и отражается окружающий мир. Дети с интересом включаются в игровую деятельность по созданию образных характеристик различных объектов, достаточно легко усваивают предлагаемые алгоритмы. Работа по развитию образной речи должна начинаться с обучения созданию сравнений( первый этап) , затем отрабатывается умение составлять разнообразные загадки( второй этап) , в дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте, дети учатся составлять метафоры( третий этап) . Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений рекомендуется начинать с трехлетнего возраста. При этом используется такая модель составления сравнений: Взрослый называет какой- либо объект; Обозначает его признак; Определяет значение этого признака; Сравнивает данное значение признака в другом объекте. Пример: Цыплёнок( объект №1) ; По цвету( признак) ; Жёлтый( значение признака) ; Такой же желтый( значение признака) по цвету 9признак) , как солнце( объект №2) . В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признакам: цвет, форма, вкус, звуки, температура и др. Построение фразы должно помочь детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака. Пример 1: Мяч по форме круглый, такой же круглый, как яблоко. Пример 2: Снег и сосулька. Признак: температура. Значение признака: холодный. Снег холодный, такой же холодный, как сосулька. Дидактическая игра «Какой? » Чтобы научить детей понимать сравнения, можно проводить различные игры с использованием текста загадок. В миниатюрах, в которых сравнение является особой формой описания, играющим предлагается заменить строфы словами, обозначающими качества загаданного объекта: По цвету – снег, белый По вкусу – мёд, сладкий Во рту он тает, тает во рту Будто лёд. ( Сахар) Игровое упражнение «Одним словом». Играющим предлагается заменить фразу, содержащую сравнение, одним словом: Размером со слона – большой. Движется как черепаха – медлительный. По форме как мяч- … По цвету как мышь- … Дидактическая игра «Сравнение». Вариант 1. Подберите сравнения для каждого из примеров: - высокий, как …( жираф, гора, дядя Стёпа) - пушистая, как …( котёнок, лисичка, цыплёнок) - яркий, как …- пёстрый, как …- красивый, как …- поёт, как …- танцует, как … Вариант 2. Подберите сравнения – антонимы: Бегает, как олень – бегает, как черепаха. Поёт, как соловей – поёт, как … Вариант 3. Соревнование творческих групп «Больше красивых сравнений». Участникам семинара предлагается объединиться в группы, выбрать из любой книги фрагмент текста( 10 – 12 предложений) , дополнить его сравнениями. Полученные тексты зачитываются, выбирается победитель – команда, придумавшая больше красивых сравнений. Вариант 4. Творческим группам предлагается составить загадки, построенные на сравнениях по предлагаемым им изображениям. Например: Ствол, как столб, колючки, как у ежа, как у ромашки. ( Кактус) . Группы по очереди загадывают загадки друг другу. Оценивается и качество загадки, и аналитическая работа по её разгадыванию. Информация для ведущего. Первые работы детей могут быть крайне далеки от совершенства. Поэтому взрослому важно уметь в рамках творческого сотрудничества путём наводящих вопросов и прямых предложений помогать ребёнку улучшать литературные свойства миниатюры, исправлять неточности, выбирать вариант с заданными свойствами: самый загадочный, самый трудный, самый смешной, самый красивый и т. д. Рефлексия. Ведущий предлагает оформить составленные участниками загадки, чтобы предложить их вниманию детей, подготовить к следующей встрече рассказы о совместном с детьми творчестве. Консультация для родителей" Развивайте речевое творчество детей" По мнению исследователей детской речи А. Н. Гвоздева, К. И. Чуковского самый расцвет творческих талантов( поэтических, писательских, просто словотворческих) приходится на дошкольное детство. В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способностей к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению. В этой консультации мы хотим познакомить родителей с некоторыми приёмами развития у детей речевого творчества. Приёмы сочинения сказок Новое свойство Использование этого приема в отношении к знакомым сказкам придает им не только оригинальное колористическое решение. Он, практически, изменяет содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая сказка. Например, Колобок не из теста, а из смолы. Тогда сказка может выглядеть следующим образом: «. . . Катится Колобок, а навстречу ему заяц. «Колобок, Колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я невкусный». «Я тебе не верю», — сказал заяц и только хотел схватить Колобка, как вдруг прилип к нему. Покатился Колобок дальше, и заяц не отстает. Навстречу им волк. Увидел Колобка с зайцем и говорит: «Какая вкусная добыча и прямо сама в лапы идет». «Не ешь нас, волк, мы невкусные». Не поверил волк и только хотел схватить их, как тут же и прилип. Покатился Колобок дальше, а за ним прилипшие звери катятся, не отстают. Навстречу им медведь. Он тоже захотел съесть Колобка, зайца и волка, да не мог — прилип. Катится Колобок, а за ним звери недоверчивые, и тут им навстречу лиса. «Ох, вы мои вкусненькие. Мне же такой еды на сто лет хватит», — обрадовалась лиса, хвать добычу, да тут и прилипла. Покатился Колобок восвояси со своей добычей — к бабушке и дедушке. Обрадовались старики: «И еда, и одежда сами в дом пришли». Заплакали звери: «Отпустите нас, мы больше не будем" . Сказки наизнанку Прием инверсии достаточно распространен в литературе. С его помощью придуманы любимые всеми произведения Б. Заходера «Кит и кот», Д. Свифта «Приключения Гулливера». Использовать этот приём для придумывания сказки можно в самых различных вариантах. 1 вариант «Свойства наоборот» Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка «Красная шапочка» зазвучит совершенно по- другому, волк в ней будет маленький( или добрый) , а Красная шапочка большая( или злая) , или Баба- Яга в сказках вдруг начнет совершать хорошие поступки. Вариант 2. «Все наоборот» Придумать слова- рифмы: лед — мёд, гном — гром, мех — смех, кот — бегемот, рыбка — скрипка и т. Затем все, что относится к первому слову( свойства, функции и пр. ) переносится на второй объект и наоборот( так, как это сделал Б. 3аходер в своей сказке) . Рифмующиеся слова позволяют писать не только прозу, но и стихи. Вариант 3. «Задом наперед» Этот вариант предлагает рассказывать сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование приема предполагает опору на картинки или иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала. Вариант 4. «Из собственного опыта» Какой ребенок не мечтает поскорее вырасти, стать взрослым и делать, что «душе заблагорассудится». Предложите ему пофантазировать на эту тему, пусть он попробует придумать сказку или рассказ, в котором обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись бы местами. Приведем пример такой истории: Гоша Самосвалов в свои пять лет вставал раньше всех в доме, и начинался его обычный день. Гоша готовил завтрак и шел будить своих папу и маму, которые не любили рано вставать. Гоше приходилось придумывать разные хитрые способы, чтобы выманить их из- под одеяла: он то свистел в свисток, то поливал их из чайника водой, то долго объяснял, что валяться в постели вредно для здоровья. Но сегодня у него совсем не было времени, чтобы придумывать разные хитрые способы. Гоша стянул с папы и мамы одеяло, взял их под руки и поставил на пол. Волей- неволей родителям пришлось проснуться, и тогда они закатили такой рёв, что соседи начали стучать по батарее. Гоша опаздывал в детский сад, а папа с мамой еще не были одеты: папа никак не мог найти свой галстук, а мама — губную помаду. Наконец, когда они были найдены под холодильником и все были в сборе, папа не захотел идти пешком. Он слезно начал проситься руки. Гоша не хотел баловать папу, но тот стал громко кричать топать ногами. Пришлось Гоше посадить папу в коляску. В это время и мама не захотела идти пешком, она тоже стала кричать и топать ногами. Пришлось Гоше и ее посадить в коляску, и они поехали. Гоша спешил отвезти родителей на работу. Сначала он сдал маму товарищу Завучу в школу, где мама работала учительницей. Потом Гоша поехал сдавать папу, который работал на работе с длинным названием. Гоша вытер папе нос и сдал его начальнику. «Ну, все теперь в детский сад», — подумал Гоша. Сегодня у него куча дел, встреча с Васей Пылесосовым из младшей группы, разговор с Гришей Пистолетовым из подготовительной и еще многое другое. День прошел незаметно, и все заторопились домой. Торопился и Гоша: ему надо было забрать с работы маму и палу. Сначала Гоша заехал за мамой и поинтересовался у товарища 3авувыча о ее поведении. Товарищ Завуч хвалил маму и был ею доволен. А вот с папой у Гоши были проблемы. Гоша боялся заходить за папой на работу, потому что на него всегда жаловался начальник товарищ Цеплялкин. И сегодня он рассказал Гоше, что папа весь день плевался жеваной бумагой, а на обеде подрался с сотрудником Батарейкиным из- за какого- то отчета. Гоша пообещал принять строгие меры и уехал с папиной работы с очень длинным названием. Когда, наконец, они приехали домой, Гоша облегченно вздохнул. Но тут же вздохнул тяжело, потому что ему надо было готовить ужин. После ужина Гоша купал папу и маму. Папа постоянно вертелся, визжал и выскальзывал из Гошиных рук, потому что был намыленный. Мама сначала сидела тихо, но потом, насмотревшись на папу, тоже стала вертеться и выскальзывать из Гошиных рук, потому что тоже была намыленная. В результате Гоша был такой мокрый, как будто это его купали, а не маму с папой. Когда мама и папа уже спали, Гоша почувствовал себя таким усталым, что еле дополз до своей кровати и тут же уснул. Ночью Гоше снился сон: папа и мама везут его в коляске в детский сад, а он плюет в прохожих жеваной бумагой. . . Модификация сказок Этот прием достаточно прост в освоении — с его помощью ребенок лишь несколько модифицирует сюжеты знакомых сказок. Существует несколько вариантов использования приема для создания новых сказочных версий. Вариант 1. «Введение в название сказки нового объекта» Правила игры заключаются в следующем: в название хорошо знакомое ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой- либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок и паровоз», «Гуси- лебеди и автомобиль», «Мальчик- с- пальчик и трактор», «Морозко и мячик» и т. п. Вариант 2. «Я — герой сказки» Знакомая сказка, конечно же, каким- то образом изменится, если в сюжет, образную систему произведения будет введен ребенок в качестве значимого персонажа. Предложите ребенку пофантазировать, что произойдет, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости( о чем они ему поведают? ) . Вариант 3. «Смена места действия» Сюжет хорошо знакомой ребенку сказки как бы перемещается в другое время и пространство. Например, жили- были старик со старухой в наши дни; Красная шапочка в космосе; теремок в океане; козлята и волк на необитаемом острове и т. п. Вариант 4. «Изменение сказочной развязки» Дети — народ оптимистичный. Им свойственно переделывать «все плохое в хорошее», в том числе и финалы сказок, если они их не устраивают. Поэтому, возникшее у ребенка желание изменить концовку знакомого сказочного сюжета должно быть беспрепятственно удовлетворено, в противном случае он все равно сделает по- своему, только вы этого не услышите. Помочь ребенку придумать счастливую развязку можно, используя прием введения в сюжетное повествование какого- либо средства, предмета, явления или мысли, вдруг осенившей одного из персонажей. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности; или Колобок вместо своей песенки будет исполнять другую, в которой поется о том, что он совсем невкусный; или зверята из «Теремка» решают построить просторный новый дом, в котором всем хватит места и можно принимать гостей. Вариант 5. «Перевирание сказки» Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия всегда сначала пытается вернуть сказку в свое русло, а впоследствии включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т. п. Например, в сказке «Красная шапочка» девочка носила желтую шапочку, а шла она не к бабушке, а тёте. Есть и др. способы придумывания историй и сказок. Заключение: умение ребенка придумывать разные истории и сказки поможет ему в дальнейшем. Например, писать сочинения в школе. Поэтому, уважаемые взрослые, развивайте воображение и творчество детей. Возможно, кто- то из них станет писателем или поэтом. Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Речь- чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говори ть. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развив алась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развиваетс я под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалени ю, родители в наше время из –за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Произведения устного наро дного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, не однократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается реч евой слух, произношение звуков. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. Утром можно проговорить: Ой, люшеньки- люшки! Нашему Иванушке! Доброе утро! Доброе утро! Утро с шутками, прибаутками! От водички, от водицы всё улыбками искрится! От водички, от водицы веселей цветы и птицы! Таня умывается, Солнцу улыбается! Во время приёма пищи: Умница Катенька Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Сладкую, душистую. Знакомство с явлениями природы: Уж ты зимушка- зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьёт, Вдоль по улице метёт. Белым снегом замело Все дороги на село, Все дороги, все пути, Ни проехать, не пройти. Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются поговорки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и н ародные выражения. Если дети не могут понять смысл некоторых и з них, объясните им сами. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием. Утереть нос. ( Сделать что- то лучше всех. ) Сидеть сложа руки. ( Лениться. ) Значительное воздействие на разно стороннее развитие речи у детей может оказать отгадывание и при думывание загадок. Загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и употреблять их в речи, создавая яркий точный о браз. Загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчи во и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою со бственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения. Как составить загадку. В первую очередь необходимо выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или природное явление. Далее подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный предмет, животное или явление от других. Помогут специальные вопросы. Какой он? На что похож? Когда это происходит? Каковы отличительные признаки этого животного? Для чего это нужно или где используется? и т. д. Названные ключевые черты и признаки загаданного предмета, явления должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные загадки. Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка. Особой популярностью у детей пользуются загадки, основанные на отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает». Если не получается придумывать рифмованные загадки, попробуйте вариант с отрицанием, он намного проще для детей любого возраста. На первых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора. После того, как ребенок при выкнет к загадкам и научится их разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки. Пример: За чем во рту язык? ( За зубами. ) За чем вода в бутылке? ( За стеклом. ) В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.