Семинар с воспитателями «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период»
Документы для скачивания
Семинар с воспитателями «Особенности планирования воспитательно- образовательной работы в летний период» Цели и задачи работы в летний оздоровительный период Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, которая охватывает всех участников воспитательно- образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей. Основная цель работы педагогического коллектива в летний оздоровительный период- это создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательного интереса воспитанников. Задачи работы с детьми: Направление «Физическое развитие»: Всестороннее совершенствование физических функций детского организма Освоение игр с правилами Укрепление здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, формирование положительного эмоционального состояния. Повышение работоспособности детского организма через различные формы закаливания Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Удовлетворение естественной потребности в движении, создание условий для демонстрации двигательных умений каждого ребенка Предупреждение заболеваемости и детского травматизма. Направление «Художественно- эстетическое развитие»: Закрепление и углубление музыкальных впечатлений, полученных в течение года Поддержание инициативы детей в импровизации Активизация воображения, инициативы, творчества детей Развитие основы музыкально- театральной культуры, духовное обогащение детей положительными эмоциями Совершенствование исполнительских умений детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации. Развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми. Приобщение детей к наблюдению за действительностью, развитие умения видеть мир глазами творца- художника. Предоставление свободы в отражении — доступными для ребенка художественными средствами — своего видения мира. Развитие умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения. Создание максимальной свободы для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство. Направление «Познавательно- речевое развитие»: Удовлетворение детской любознательность, не подавляя при этом интереса к познанию природы, формирование необходимых представлений о природе для разностороннего развития ребенка, привитие навыков активности и самостоятельности мышления. Развитие навыков общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения. Обеспечение широких возможностей для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Направление «Социально- коммуникативное развитие»: Развитие игровой деятельности воспитанников; Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств; Развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, его результатам; Формирование представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Задачи работы с педагогами: Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы. Обеспечение методического сопровождения для планирования и организации летнего отдыха. Задачи работы с родителями: Повышение компетентности родителей в вопросах организации летнего отдыха детей. Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества. Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период. Нормативные документы Проведение профилактических, закаливающих, оздоровительных и воспитательных мероприятий с детьми в летний период регламентируют нормативные документы: Конвенция о правах ребенка( одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1989 г) ; Конституция РФ от 12. 12. 1993г( ст. 38, 41, 42, 43) ; Федеральный закон от 24. 07. 98 г. 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273- ФЗ" Об образовании в Российской Федерации" Приказ министерства образования и науки РФ от 27. 10ю2011 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; Приказ Минздрава России от 04. 04. 03 Н 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений; СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13" Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" Инструкция по охране жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях и на детских площадках, утвержденной Минпросвещения РСФСР 30. 01. 1955; Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой; Т. С. Комаровой; В. В. Гербовой. Принципы планирования оздоровительной работы При планировании оздоровительной работы в ДОУ следует придерживаться следующих принципов: Комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий; Непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий; Преимущественное использование немедикаментозного оздоровления; Использование простых и доступных технологий; Формирование положительной мотивации детей медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий; Повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно- теплового режима и водоснабжения. Формы оздоровительных мероприятий в летний период 1. Организованная образовательная деятельность Это основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. Организация НОД в ЛОП должна исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности костно- мышечной и сердечно- сосудистой как наиболее нагружаемых при физических упражнениях. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, от возраста, физического развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования. Планируются организованные формы образовательной деятельности с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту( простейший туризм) , праздники, развлечения 3 раза в неделю в часы наименьшей инсоляции( до наступления жары или после ее спада) . Продолжительность организованной образовательной деятельности: Младшая группа — 15 минут Средняя группа — 20 минут Старшая группа. — 25 минут Подготовительная группа — 30 минут Утренняя гимнастика. Цель проведения – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Традиционная гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений; упражнения с предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной осанки; упражнения с использованием крупных модулей, снарядов, простейших тренажеров. Коррекционная гимнастика включает в себя комплексы специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей. Подвижные игры. Рекомендуются игры средней и малой подвижности. Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей. Виды игр: • сюжетные( использование при объяснении крошки- сказки или сюжетного рассказа) ; • несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания; • дворовые; • народные; • с элементами спорта( бадминтон, футбол, баскетбол) . Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность игр для всех возрастных групп 10—20 минут. Двигательные разминки( физминутки, динамические паузы) . Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности. Варианты: • упражнения на развитие мелкой моторики; • ритмические движения; упражнения на внимание и координацию движений; • упражнения в равновесии; • упражнения для активизации работы глазных яблок. • упражнения в равновесии; • упражнения для активизации работы глазных мышц; • гимнастика расслабления; • корригирующие упражнения( в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей) ; • упражнения на формирование правильной осанки; • упражнения на формирование свода стопы Проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность: младшая группа – 6 минут; средняя группа — 8 минут; старшая группа — 10 минут; подготовительная группа— 12 минут. 5. Элементы видов спорта, спортивные упражнения. Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей. Виды спортивных упражнений: • катание на самокатах; езда на велосипеде; • футбол; • бадминтон. Прикладное значение спортивных упражнений: восприятие соответствующих трудовых навыков и бережное отношение к инвентарю. Проводятся на воздухе, на игровой или спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность: средняя группа- 10минут; старшая группа — 12 минут; подготовительная группа — 15 минут. 6. Гимнастика пробуждения. Гимнастика после дневного сна. Гимнастика сюжетно- игрового характера. Разминка после сна проводиться с использованием различных упражнений: • с предметами и без предметов; • на формирование правильной осанки; • на формирование свода стопы; • имитационного характера; • сюжетные или игровые; • на развитие мелкой моторики; • на координацию движений; • в равновесии • на развитие мелкой моторики Место проведения – спальня. Гимнастика пробуждения для всех возрастных групп продолжительностью— 3—5 минут. Г имнастика после дневного сна для всех возрастных групп — 7— 10 минут. 7. Индивидуальная работа в режиме дня. Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям. Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал на занятиях, имеющим нарушения в развитии. Содействует укреплению здоровья и улучшению физического развития ослабленных детей, исправлению дефектов осанки. Проводится в спортивном зале. Время устанавливается индивидуально. 8. Закаливающие мероприятия. Система мероприятий с учетом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей: элементы закаливания в повседневной жизни( умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, обтирание, обливание до пояса) ; • закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями( правильно организованная прогулка, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями) ; Система закаливающих мероприятий Содержание Возрастные группы Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа 1. 1. Воздушно- температурный режим: от+ 20 до+ 22 °С от+ 20 до+ 22 °С от+ 18 до+ 20 °С от+ 18 до+ 20 °С Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей Одностороннее проветривание В холодное время проводится кратковременно( 5- 10 мин) . Допускается снижение температуры на 1- 2 °С Сквозное проветривание ( в отсутствии детей) : В холодное время проводится кратковременно( 5- 10 мин) . Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная на 2- 3 °С ¾ Утром перед приходом детей К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной. ¾ Перед возвращением детей с дневной прогулки+ 22 °С+ 21 °С+ 20 °С+ 20 °С ¾ Во время дневного сна, вечерней прогулки В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении. 1. 2. Воздушные ванны: Прием детей на воздухе в летний период до 0 °С до- 5 °С до- 5 °С Утренняя гимнастика В летний период на улице. В холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная Физкультурные занятия 2 раза в неделю в физкультурное занятие в зале при + 18 °С. Форма спортивная. Одно занятие круглогодично на воздухе до - 10 °С Прогулка Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям. В холодное время года: до - 15 °С до - 18 °С до - 20 °С, при скорости ветра не более 15 м\ с при неблагоприятных погодных условиях время сокращается на 30- 40 мин. Хождение босиком Ежедневно. В теплое время года при температуре воздуха от + 20 °С до + 22 °С. В холодное время года в помещении при соблюдении нормативных температур. Дневной сон Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры+ 20 °С+ 20 °С+ 20 °С+ 20 °С После дневного сна В помещении температура на 1- 2 градуса ниже нормы 1. 3. Водные процедуры: Гигиенические процедуры Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры В летний период - мытье ног. -