Консультации для воспитателей
Документы для скачивания
Организация экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке в соответствии с ФГОС. В системе дошкольного образования есть один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и любознательность? Исходя из того, что дошкольники прирожденные исслед ователи, необходимо использовать это качество для развития, поддержания познавательной активности детей. Главные достоинства применения метода экспериментирования в детском саду: - дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. - идет обогащения памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. - развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. - происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. - детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определенного результата. - в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Классификация экспериментов по разным принципам: - по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом, которых является человек; - по количеству детей: индивидуальные; групповые; коллективные; - по причине их проведения: случайные, запланированные; - по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические; систематические; - по продолжительности: кратковременные( 5- 15 мин. ) , длительные( свыше 15 мин. ) ; - по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или цикличные. - по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые; - по характеру мыслительных операций: констатирующие( позволяющие увидеть какое- то одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) ; сравнительные( позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ; обобщающие( эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) ; - по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные( детям все известно, эксперимент только подтверждает знакомые факты) ; поисковые( дети не знают заранее, каков будет результат) ; решение экспериментальных задач; Из опыта своей работы, могу сказать, что занятия лучше проводить небольшими подгруппами( от 7 до 12 лет) , что обеспечит наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка. А для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации нужно давать от имени какого- либо сказочного героя. ФГОС рассматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов. Например, прогулка. На прогулке появляется широкий диапазон возможностей для исследовательской- поисковой деятельности. Именно на прогулке ребенок делает первые шаги по ознакомлению с природой. Целесообразно поставить цель: формировать у детей познавательную активность в процессе ознакомления с окружающей природой. Исследовательскую деятельность начинать с демонстрации опытов по принципу «от простого к сложному». Тематика опытов и экспериментов прежде всего связана с природными явлениями. Опыты, которые можно проводить с детьми на прогулке: - исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха и т. д. ( «Тонет- не тонет», «Какой формы вода? » и т. д. ) - опыты с солнцем( «Солнечные зайчики», «Как появляется тень? ») - опыты с песком( наблюдение за песком: сухим и влажным) - опыты с воздухом( «вертушки» и т. д. ) В природе можно проводить наблюдения и эксперименты так же с растениями, насекомыми, птицами и т. д. Немаловажно в процессе экспериментирования привития детям навыков межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций необходимо обращать внимание детей на мнения других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым. Актуальность работы в данном направлении очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.