Мастер класс " Экспериментируем играя"
Документы для скачивания
Мастер- класс для педагогов « Э кспериме нтируем играя » Подготовила: Воспитатель Клевцова В. Н. Тема: «Чудеса в решете » Цель мастер- класса: распространение опыта работы, повышение уровня профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников Задачи: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с разными материалами , активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта. Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов. Ход мастер- класса Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения. Помочь в формировании такой личности поможет экспериментальная деятельность дошкольников. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия. Эксперименты классифицируются по разным принципам. По характеру объектов, используемых в эксперименте: растения, живые объекты, неживая природа. По месту проведения: группа, участок, в природе. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные. По причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические. По продолжительности: кратковременные( 5 – 15 минут) и длительные( свыше 15 минут) . По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или циклические. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые. По характеру мыслительных операций: констатирующие( позволяющие увидеть какое- то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) , сравнительные( позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) , обобщающие( эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) . По характеру познавательной активности детей: иллюстративные( детям всё известно, а эксперимент только подтверждает знакомые фа кты) . «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, че м больше он узнаёт и усваивает»- Лев Семенович Выготский. Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка наз ывается «Чудеса в решете ». Жила была девочка Маша. Однажды, когда дома никого не было, ей захотелось узнать, что же там за дверью дома. Маша никогда не гуляла одна и поэтому решила пойти к своей подруге Даши. По дороге она задела корзину с мандаринами и они упали прямо в воду. Опыт № 1 « Спасательный жилет » Какой мандарин утонет: в кожуре или очищен н ый 2 мандарина; 2 прозрачных стакана с водой, в которые легко поместится мандарин Хорошенько вымойте два мандарина. Один из них положите в стакан с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй мандарин и положите его в другой стакан, также наполненный водой. Ну, что? Глазам своим не верите? Мандарин утонул. Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает? Оказывается, в мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. Маша разобралась с мандаринами и решила попить воды. Но очень удивилась, потому что вода не выливалась из стакана. Опыт № 2 « Потечет не потечет? » Стакан; кусок карто на, чуть больше горловины стакана; вода Наполните водой стакан до краев. Положи на нее кусок картона и переверни, придерживая картон. Убеди сь, что между картоном и стаканом нет зазоров. Уберите руку и посмотрите, что будет. Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутом стакане. Когда Маша пришла к подруге, она застала её за интересным занятием. Опыт №3 «Яйцо в бутылке» Сваренное вкрутую яйцо может само оказаться в бутылке, стоит лишь провести небольшие приготовления. Возьмите стеклянную бутылку из- под сока( с достаточно широким горлышком) . Сварите яйцо среднего размера и очистите его от скорлупы. Теперь смажьте горлышко бутылки растительным маслом, подожгите полоску бумаги и быстро опустите ее в бутылку. Сразу после этого закройте горлышко бутылки очищенным яйцом. Вот и все, осталось только чуть- чуть подождать. Как только бумага потухнет, яйцо втянется в бутылку! Даша предложила Маше поиграть воздушным шарик ом. Девочка не смогла налуть шар. И тогда Даша поделилась своим секретом. Опыт № 4 «Надувающиеся шарики» Спросите детей, верят ли они в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А затем докажите им, что очень запросто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Вот и все. Теперь останется только наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик. Девочки увидели цветы, которые папа подарил маме, но мама так торопилась на работу, что забыла поставить цветы в воду и они почти завяли. Маша подумала, что папа огорчится, увидев цветы в таком состоянии, и решила исправить ошибку. Она просто опустила их в воду. Опыт № 5 «Распустившиеся цветы» Цветы, вырезанные из бумаг и( лепестки накрутить на карандаш) , емкость с водой Что произошло с цветами? Они раскрылис ь. Девочка так понравились все чудеса, которые произ ошли с ними, что написали стихи волшебными чернилами. Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Вот наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему? Опыт № 6 « Молочные чернила » Если писать на обычной бумаге с помощью кисточки или ватной палочки, смоченной в молоке, то после высыхания надпись становится бесцветной. Проявляется под воздействием высокой температуры – для этого бумагу нужно прогладить утюгом. Чудеса Маши закончились и она поспешила домой. Уважаемые коллеги, я желаю, вам творческих успехов. Спасибо за участие.