a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар "Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ"

Автор: Гуцу Наталья Петровна Опубликовано: 2018-04-06 07:57:40

Документы для скачивания

Совре менные п роблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ. ( семинар) «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие- то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. В литературе можно встретить следующие формулировки: Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии Инклюзия – это принадлежность к сообществу( группе друзей, школе, тому месту, где живем) Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой( инклюзивной) школы дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых». Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в систему образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и образовательные учреждения, работающие в экспериментальном и проектном режиме. В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы переместились в организационные, научно- м етодические и исследовательские сферы. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». К сожалению, в современном российском законодательстве федерального уровня при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образователь ными потребностями в образова тельном учреждении общего типа. Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. На настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически. Можно отметить и практическое отсутствие учебно- методических и дидактических средств, позволяющих реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп. Педагог оказывается безо ружным, не имеющим в своем арсенале методических и дидактических разработок, педаг огических технологий, соотве т ствующих задачам инклюзивного обучения. Трудностью на пути принятия решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении, является психологическая неготовность педагогического состава к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет о необходимости воспитания толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, а так же знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними. В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным, как в своей организационной составляющей так в содержательной компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого- педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным. При учете разнообразия индивидуальных особенностей детей особенно остро встает проблема общения между детьми, «выстраи вание» отношений внутри группы. Организация совместной жизне деятельности детей в инклюзивной группе учитывает возможности и потребности в развитии всех детей группы и решает задачи со циаль ного взаимодействия детей на гуманистической основ. Основное, что пронизывает всю жизнь инклюзивной группы – это позитивная атмосфера принятия и поддержки. При совм естном вос питании с учетом индивидуальных о собенностей дети получают опыт согласования своих интересов с интересами других. Организация жизнедеятельно сти детей в инклюзивной группе дошкольного учреждения опирае тся на решение следующих задач: 1. создание общности детей и взр ослых( вместе мы группа) , осно ванной на уважении и интересе к ли чности каждого члена группы, к ег о индивидуальным особенностям; 2. формирование умения уста навливать и поддерживать отноше ния с разными людьми( младшими, сверстниками, старшими, взрос лыми) ; 3. формирование умения поддерживать друг друга; 4. развитие коммуникативных н авыков и культуры общения, соз дание позитивного эмоционального настроя; 5. активизация способности выб ирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности; 6. развитие умений и навыков иг ровой, познавательной, исследо вательской деятельности; 7. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания. До сих пор воспитатели детских садов ориентировались в основном на стандарты образовательной программы – внешнюю опору, в соответствии с которой разворачивалась их работа с детьми, а дети, используя свой личный ресурс, приспосабливались к этой программе. Но теперь в детских садах и школах стало появляться все больше детей, у которых нет такого внутреннего ресурса. Поведение этих детей кажется странным, «ненормальным», и часто педагоги, сталкиваясь с этой «странностью», рекомендуют родителям сходить на консультацию, проверить ребенка и, желательно, перевести его в другое, специализированное учреждение. До сих пор перевод детей с особенностями развития в специализированные учреждения был достаточно распространенной практикой. Теперь новые законы говорят нам о том, что все дети имеют равные права, поэтому дело образовательного учреждения – найти необходимый ресурс, чтобы обеспечить каждому ребенку наилучшие условия для развития. В идеале родители должны иметь возможность выбирать, где учиться их ребенку, и любые индивидуальные особенности детей должны учитываться в лю бом образовательном учреждении. Следующая сложность, которая возникает при включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями это изменения образовательной среды, что подразумевает составление индивидуального образовательного маршрута, в котором предусматриваются особенности ребенка. Очевидно, что данное условие требует материальных вложений, что не всегда становится возмо жным в некоторых детских садах. Таким образом, инклюзивное образование в дошкольном общеобразовательном учреждении сталкивается сегодня с серьезными проблемами: отсутствие нормативно- правовой базы, психологическая неготовность педагогических кадров к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие финансирования- это достаточно затратный процесс. Основная цель дошкольного образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями, поэтому при принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении должны быть учте ны следующие условия: наличие детей с ограниченными возможностями здоровья( ОВЗ) , родители которых готовы привести их в этот детский сад; психологическая готовность руководителя и коллектива к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними; наличие необходимых специалистов( дефектологов, психологов, логопедов) ; наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды; возможность повышения квалификации педагогов в данном аспекте. Обра зовательное учреждение, в кото ром пр именяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современ ного у ровня развития образовательной системы. Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы все члены общества не только лучше понимали друг друга, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи. Список литературы: Алехина С. В. Инклюзивное образование в России[ Электронный ресурс] / / Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: http: / / psyjournals. ru/ edu_ economy_ wellbeing/ issue/ 36287. shtm l Селигман М. , Дарлинг Р. Б. - Обычные семьи, особые дети( Особый ребенок. Исследования и опыт помощи) - 2007. http: / / obrazovanie- medgora. edusite. ru/ DswMedia/ inklyuzivnoeobrazovanie. pdf

Оставить комментарий: