Проект "Физкультминутка, как элемент здоровьесберегающих технологий"
Документы для скачивания
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ детский сад «Светлячок» протокол №_ _ _ _ _ _ от «_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ » года УТВЕРЖДАЮ: заведующая МБДОУ детский сад «Светлячок»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Пашкевич Е. В. Приказ о т «_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ » года 6520815- 104775 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» Проект «Физкультминутка, как элемент здоровьесберегающих технологий» Воспитатель: Волкова Е. В. р. п. Шаранга 2016 год Паспорт проекта Тема проекта: «Физкультминутка, как элемент здоровьесберегающих технологий» Тип проекта: информационный, практико- ориентированный Продолжительность проекта: среднесрочный( январь- март) Руководитель проекта: воспитатель Волкова Е. В. Участники проекта: дети 4- 5лет( средний возраст) , родители( законные представители) , воспитатель. Введение Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем. Что же это такое- физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но опыт показал, что введение ее в режим дня детей разных возрастных групп дает положительные результаты. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки. Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии. Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения( развитие речи, рисование, математика и др. ) . Их цель – поддержание умственной работоспособности на достаточно высоком уровне, оздоровление детей. Утомление детей обычно наступает после 10- 12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2- 3 мин. Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место( потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба) . Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей- глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1- 2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями( кружение, наклоны, приседания и т. п. ) . Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить. Основные требования к проведению физкультминуток: · проводятся на начальном этапе утомления 8- 13- 15- я минута занятия( в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д. ) ; · подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения; · отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц; · комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания; · подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания. Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3- 4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части. Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время. Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п. Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали- покажем» и т. д. Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические. Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее: стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки; преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения; содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей. В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями( изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д. ) . Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения. Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики. Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Можно выделить следующие виды физкультминуток: • Упражнения для снятия общего и локального утомления; • Упражнения для кистей рук; • Гимнастика для глаз; • Упражнения, корректирующие осанку; • Дыхательная гимнастика. • Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки Проблема: Утомляемость нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно своевременно обнаружить, предупредить и устранить возника ющи е признаки утомления. Актуальность Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, — воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что- то разбить. Пусть лучше посидит – спокойнее будет». Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно- эмоционального состояния. Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ – это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности( они возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали) . Использование физкультминуток: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их, и вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться. «Движение» – это жизнь – эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет, приучать наших детей вести активный образ жизни. Одним из средств развития двигательной активности детей является физкультминутка. Цель проекта: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с помощью физкультминуток. Задачи проекта: Для детей формировать элементарные представления о пользе занятий физической культурой; - уточнять знания о том, как настроение влияет на наше самочувствие; - расширять, углублять знания детей о своем организме- развивать общую и мелкую моторику; - формировать и совершенствовать умения и навыки в основных видах движений; - развивать физические качества- воспитывать интерес к спорту, физической культуре, здоровому образу жизни; - формировать положительные эмоции, активность в самостоятельной двигательной деятельности. Для педагога: - Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей. - Повышение профессиональной компетентности. - Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты. Для родителей: - Познакомить родителей( законных представителей) с одним из элементов здоровьесберегающих технологий- физкультминуткой, её целями и задачами. - Побуждать родителей( законных представителей) применять на практике кратковременные упражнения( физкультминутки) . Ожидаемый результат: - с формировала элементарные представления о пользе занятий физической культурой; - уточнила знания о том, как настроение влияет на наше самочувствие; - расширила знания детей о своем организме; - способствовала развитию общей и мелкой моторики; - с формировала умения и навыки в основных видах движений; - способствовала развитию физических качеств; - способствовала проявлению интерес а к спорту, физической культуре, здоровому образу жизни; - сформировала положительные эмоции, активность в самостояте льной двигательной деятельности Для педагога: Создала систему развивающего игрового взаимодействия детей и педагога. Повысила уровень профессионального мастерства в вопросах здоровьесбережения; Для родителей: Познакомила родителей( законных представителей) с одним из элементов здоровье сберегающих технологий- физкультминуткой, её целями и задачами. Побудила родителей( законных представителей) применять на практике кратковременные упражнения( физкультминутки) . Создала картотеку “Физкультминутки для детей- дошкольников”. Условия реализации проекта: Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений упражнения. Упражнения выполняются стоя, сидя и лёжа, дети могут находиться в проходах между столами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д. Темп выполнения упражнений медленный или средний. Все указания даются чётко и спокойно, педагог следит за правильностью выполнения движений. При выполнении сохранять правильную осанку и не задерживать дыхание при движениях. Помещение должно быть хорошо проветрено, одежда не стеснять действий. Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, продолжительность одного комплекса 2- 3 минуты. Комплекс упражнений меняется каждые 2- 3 недели. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток- положительный эмоциональный тон. Этапы реализации проекта: Первый этап: организационно- подготовительный( январь) Постановка проблемы, определение целей и задач Изучение понятий, касающихся темы проекта Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровье сбережению Подбор методической и художественной литературы про спорт, здоровье Подбор репродукций картин, открыток, фотографий, создание презентаций про спорт, спортсменов, строение тела человека Подготовка и подбор материалов для изготовления картотек по разделам: «Зрительная гимнастика» «Пальчиковая гимнастика» «Двигательная гимнастика» «Дыхательная гимнастика Второй этап- практическая реализация проекта( февраль) Рассматривание энциклопедии «Я и мое тело» Беседа «Кто спортом занимается? » Дидактические игры" Назови части тела», «Наши помощники» Отгадывание загадок о частях тела. Образовательная деятельность в виде игровой ситуации " Зоркие глазки» Беседы" Зачем мы дышим" , " Что еще умеет нос" Рассматривание и обсуждение альбомов «Виды спорта», «Спортивный инвентарь» Чтение и обсуждение произведений Г. Сапгира «Загадки спортивной площадки», Е. Ильина «Здесь все- от А до Я – спортивная семья», Э. Мошковской" Уши" , " Мой замечательный нос" . Использование физкультминуток во время НОД Третий этап- Заключительный( март) Обследование детей по данному вопросу, анализ проведенной работы. През ентация проекта «Физкультминутка, как элемент здоровьесберегающих технологий ». Итоги проекта Общее укрепление здоровья детей, развитие физической активности. Дети получили первоначальные представления о своем организме и правилах сохранения своего здоровья У детей возник интерес и потребность к физическим упражнениям как средству оздоровления Повышение работоспособности, снижение утомляемости детей во время НОД Создание картотеки пальчиковой, зрительной, дыхательной, двигательной гимнастик. Создание разнообразной физкультурно- игровой среды. Используемые источники Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3- 7 лет: планирование, занятия, игры/ авт. – сост. М. Р. Югова. – Волгоград. : Учитель, 2016 Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, 2015. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ/ М. А. Рунова – М, Мозаика- Синтез, 2000 г. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников, Изд. « Вако », 2011 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие/ Э. Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г. Чевычелова Е. А. Зрительная гимнастика для детей 2- 7 лет, Волгоград: Учитель, 2012