Мастер-классы
Документы для скачивания
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Мастер – класс «Использование творческих мастерских в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Лавриненко Виктория Александровна, г. Лабытнанги, 2018 г. Мастер – класс для педагогов по речевому развитию «Использование творческих мастерских в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность. В 5- 6 лет, дети имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми. У таких детей можно наблюдать агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. Часто на занятиях по развитию речи дети охотно отвечают на вопросы воспитателя, с желанием выполняют задания по звукопроизношению, подбору синонимов, антонимов, однокоренных слов, однако любой нестандартный вопрос приводит детей в смятение. В быту могут поддержать разговор с незнакомыми взрослыми на знакомую тему лишь 2- 3 ребенка из группы. Педагогические наблюдения свидетельствуют: у каждого четвертого старшего дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый тритий ребенок не может составить концовку в сказке, каждый шестой ребенок не справляется с таким заданием, как озаглавить рассказ в картинках. Задача педагога – воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое воображение ребенка? Нужно учить его разговаривать! Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним. Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, благоприятная пора для выработки речевых привычек и способностей. К важным условиям эффективного речевого развития дошкольников относятся речевая активность самих педагогов и организация развивающей речевой среды. Любая совместная продуктивная деятельность детей дает им возможность формировать положительное отношение к сверстникам, непринужденное общение способствует развитию диалогической речи. Активизировать речь старших дошкольников помогает организация творческих мастерских. В группах должны быть разнообразные виды театров, подобрана необходимая познавательная литература, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудиотека, картотека художественного слова. Развитие речевого общения должно осуществляться в процессе повседневной жизни и на занятиях. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей помогает дошкольникам стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Организация коммуникативной деятельности детей строится так, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в какой – либо роли. Старшие дошкольники очень любят беседовать о жизни группы, о детях, о детском саде, что помогает ему осмыслить происшедшее, узнать, чем они удивили и чем порадовали воспитателя, чувствовать себя значимым. Любая совместная продуктивная деятельность детей дает им возможность формировать положительное отношение к сверстникам, партнерам по играм; непринужденное отношение способствует развитию диалогической речи. Активизировать речь старших дошкольников помогает организация творческих мастерских. Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно- образовательного процесса, т. к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности. Цель – овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью. Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми: - импровизационный характер деятельности; - игровой стиль поведения всех участников, включая педагога; - партнерские взаимоотношения педагога и ребенка; - невозможность детального планирования и выстраивания перспективы; - открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал; - быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка; - атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности, даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность; - отсутствие шаблонов. Педагогу нужно уметь: - не мешать ребенку творить; - быть рядом с ним в этом процессе; - принять и понять его позицию; - довериться ребенку в минуты творческого поиска, так как он( ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно; - самому быть творцом; - бережно относиться к результатам детского творческого труда. Работа творческой мастерской состоит из двух этапов: I – Дети сочиняют сказку, сказочную историю, фантастический рассказ, используя прием, который им «покажет» воспитатель. Взрослый благодаря приему «письменной речи» записывает сказку. II – Дети, используя те навыки, которые у них сформировались в изобразительной деятельности, делают зарисовки выбранных фрагментов своей сказки. Воспитатель продумывает, как более правильно в каждом случае наложить текст на рисунок. Все вместе придумывают, как будет выглядеть обложка, потом сшивается книжка. Основное отличие творческой мастерской как нетрадиционной формы работы с детьми – наличие «материального» результата( книжка – самоделка) . Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяют понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность. Игры выступают как подготовительный этап, позволяющий подвести детей к активному участию в творческой мастерской. Можно использовать в режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности. Игры на выявление индивидуальных способностей в речевой деятельности и развитие творчества «Где я был, кого я видел» Задачи: учить детей загадывать загадки об объектах живой природы не называя их. Главное в этой игре – умение выделять и описывать словами характерные признаки объекта. «Игрушки разговаривают по телефону» Задачи: формировать умение вести диалог по телефону; учить слушать друг друга; воспитывать уважительное отношение к собеседнику. Творческая продуктивная речевая деятельность в форме творческой мастерской: Придумывание продолжений сказок Задачи: развивать воображение, интерес к сочинительству; закрепляем умение пересказывать близко к тексту; формируем умение придумывать конец сказки со счастливым концом; грамматически правильную речь. Пересказ сказки с элементами сочинительства Задачи: учить пересказывать близко к тексту и придумывать продолжение; закрепляем умение выразительно рассказывать; расширяем активный словарь словами – действиями, словами – определениями; развиваем интерес к сочинительству путем создания книги сказок. Придумывание конца сказки Задачи: учить пересказывать близко к тексту и придумывать продолжение; закрепляем умение выразительно рассказывать; расширяем активный словарь словами – действиями, словами – определениями; развиваем интерес к сочинительству путем создания книги сказок. Моделирование нового сказочного сюжета на основе известной детям сказки Задачи: продолжать учить детей пересказывать готовый текст используя модели по сюжету; развиваем творчество при создании моделей( рисование, аппликация…) ; продолжаем работу над грамматически правильной речью; активизируем мыслительную деятельность детей. Знакомые герои в новых обстоятельствах Задачи: учить соблюдать логику при создании новой сюжетной линии сказки; прививаем интерес к речевому творчеству, развиваем умение придумывать сказку коллективно. Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», дети «трансформируют» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.