a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Логопункт

Автор: Упорова Елена Игоревна Опубликовано: 2018-04-11 20:20:52

Домашнее задание. Подготовительная группа. Лексическая тема: «День космонавтики». Звуки Л, Ль. Буква Л. Словарь: Земля, Луна, космос, планета, земля, корабль, ракета, космонавт, спутник, скафандр, астроном, телескоп, невесомость; лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться; солнечный, лунный, земной, звёздный, космический, межпланетный. Родителям рекомендуется: объяснить ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп. " Посчитай до 5" - согласование числительных с существительным.   1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5. . . 1 ракета, 2 ракеты, 3. . . , 4. . . , 5. . . 1 космический корабль, 2. . . , 3. . . , 4. . . , 5. . . 1 скафандр, 2. . . , 3. . . , 4. . . , 5. . . 1спутник, 2. . . , 3. . . , 4. . . , 5…" Один- много" - употребление множественного числа существительных в родительном падеже.   Ракета – ракеты – много ракет Планета – много … Комета – много … Звезда – много … Спутник – много … Скафандр- много … «Назови ласково»- образование слов с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. ( космонавт, ракета, скафандр, корабль, космос, планета, астроном, телескоп, звезда, комета) . «Подбери словечко».  Подобрать как можно больше слов- признаков к словам: Ракета какая? Космос какой? Луна какая? Земля какая? и т. д. Космонавт что делает? ( прилуняется, приземляется, летает, находится в невесомости и т. д. ) Ракета что делает? ( летает, взлетает, падает и т. д. ) Спутник что делает? «Четвертый лишний». Попросите ребёнка обосновать свой ответ. Пароход, лодка, самолет, парусник. Самолет, вертолет, велосипед, ракета. Луна, Земля, спутник, Марс. Проблемные вопросы: Чем отличается самолет от вертолета, ракета от самолёта? Почему так называют: самолет, межпланетный, космический. Что такое ракета, спутник, телескоп, космодром, скафандр? «Скажи наоборот»- подбор антонимов. Отъехал – подъехал, въехал – съехал, выехал- …, улетел- …, заплыл- …, вылетел- …, взлетел- …, уплыл- …, укатил- …. Выложите ракету из спичек или палочек. Подготовка к обучению грамоте. Развитие фонематических процессов. Звуки Л, Ль. Буква Л. Повторить за взрослым серию слогов: ла- ло- лу- лы. . . ал- ол- ул- ил. . . кла- кло- клу- клы. . . акл- окл- укл- икл. . . «Скажи наоборот»: ла- ал, л у- . . . ; ал- ла, ул- . . . ; ла- ля, ло- лё, лу- …, лы- … Закончить слова: звуком[ Л] : сто. . . , сту. . . , по. . . , уко. . . , камзо. . . ; слогом ЛА: пи. . . , ска. . . , ма. . . ; слогом ЛЫ: сто. . . , ска. . . , пи. . . , шко. . . , шпа. . . Заменить первый звук в словах на звук[ Л' ] . Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения, сосчитать количество слов в каждом предл о жении: Мёд — лёд, вес —. . . , тюк —. . . , пень —. . . , печь —. . . , песок —. . . , вещь —. . . Найти лишнее слово в ряду( по наличию звуков[ Л] и[ Л' ] ) : ложка, лук, лопата, лента; селедка, селезень, молоко, плита. Прослушать предложения. Найти в них все слова со звуком[ Л] и со звуком[ Л' ] . Лена искала булавку. Лиса жила в лесу. Мила поливала лук из лейки. Проговаривать чистоговорки: Ла- ла- ла — лопата и пила. Ал- ал- ал — темный подвал. Ля- ля- ля — зеленые поля. Ло- ло- ло — у меня весло. Ол- ол- ол — вымыли пол. Ли- ли- ли — малину мы несли. Лы- лы- лы — новые котлы. Ил- ил- ил — я полы помыл. Лю- лю- лю — малину я люблю. Лу- лу- лу — купили пилу. Ул- ул- ул — новый стул. Ле- ле- ле — еду на осле. Алка- алка — у Володи палка. Улка- улка — у Володи булка. Олка- олка — у Володи иголка. Илка- илка — у Володи вилка. Выучить скороговорку: « Маланья- болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала ». Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук и[ Л] , [ Ль] . Напишите вместе с ребёнком печатную букву Л в тетради( простым карандашом! ) . Скажите, что это БУКВА( её мы видим и пишем) . Под буквой нарисуйте квадрат, разделите его линией на 2 половины. З акрасьте одну половину синим цветом, вторую- зелёным цветом. Буква Л обозначает 2 звука: твёрдый – Л, мягкий – Ль. Это ЗВУКИ( их мы слышим и произносим) . Л Выполните звуковой анализ слов липа, скала с помощью разноцветных квадратов. Выделите дугами слоги, прямой линией обозначьте слово. Образец: Л И- П А С К А- Л А Успехов Вам!

Домашнее задание. Подготови т ельная группа. Лексическая тема: «Грибы». Звук и буква И. Словарь: лес, опушка, боровик, подосиновик, подберезовик, мухомор, масленок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лисичка; собирать, срезать, заготавливать, прятаться; съедобный, ядовитый; далеко, близко. Родителям рекомендуется: рассмотреть вместе с ребенком изображение грибов по картинкам; 1. Назови 3- 5 съедобных грибов, 1- 2 ядовитых. 2. Д/ и «Подбери слово». Что можно делать с грибами? Грибы можно искать, …( продолжить перечисление) 3. Д/ и «Сосчитай до 5» Одна рыжая лисичка, две рыжие лисички, три …, четыре …, пять … Один красный мухомор, два красных мухомора, три …, четыре …, пять … Один белый гриб, два белых гриба, три …, четыре …, пять … 4. Д/ и «Один – много» Один белый гриб – много белых грибов Одна лисичка – много … Одна волнушка – много … Одна сыроежка – много … Один мухомор – много … Один груздь – много … 5. Продолжи предложение( ответы со слов ребенка запишите в тетрадь) В лесу растет много волнушек, груздей, … Грибы можно сорвать, срезать…( положить в корзину, принести домой, почистить, нарезать, отварить, засолить, замариновать, пожарить) . 6. Вопрос на засыпку! На опушке 3 волнушки. Чего больше опушек или волнушек? 7. Объясни пословицу: Бояться волков- быть без грибков. 8. В тетради нарисуй красный мухомор с белыми крапинками и белый мухомор с красными крапинками. 9. Вклейте в тетрадь 3 изображения съедобных грибов. Подготовка к обучению грамоте. Развитие фонематических процессов. Звук и буква И. Пропойте звук И вместе. Звук И – гласный. Его мы обозначаем красным цветом. 1. Д/ и «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук[ И] : и, п, м, и, и, в, и. . . 2. Взрослый называет слова, голосом выделяя звук И. Ребенок называет первый звук каждого из этих слов, определяет место звука И в ни х и обозначает положение звука И в словах с помощью карточки и красного квадрата: иволга, игры, ивушка, Инн а, имя. 3. Вспомнить вместе с ребенком слова, начинающиеся со звука И. Несколько изображений предметов вклейте в тетрадь( или нарисуйте) . Под каждой картинкой простым Пример звуковой схемы к слову кИт карандашом нарисуйте схему. Красным карандашом отметьте место звука И в слове. 4. Напишите вместе с ребёнком печатную букву И в тетради( простым карандашом! ) . Скажите, что это БУКВА( ее мы видим и пишем) . Под буквой нарисуйте красный квадрат. Это ЗВУК( его мы слышим и произносим) . 5. Анализ звуко- буквенных рядов: А) АИУ Б) ИУА. ( Работаем только с красными квадратами- звуками. Схему слова не берем! ) А И У Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине? После этого ребенку предлагается выложить схему звукового ряда из красных квадратов. Если есть разрезная азбука, выложите буквы под каждым звуком. Успехов Вам!

Домашнее задание. Подготовительная группа. Лексическая тема: «Осень. Ее признаки. Изменения в природе». Звук и буква О. Словарь: Осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, береза, дуб, рябина, клён; желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, пожухнуть, моросить, хмуриться, облетать, накрапывать; жёлтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, золотая, серые, проливной; мокро, сыро, ненастно, пасмурно. Родителям рекомендуется: - Спросите, о том, какое время года наступило( уточните понятия «золотая» осень и поздняя осень) . Поговорите об изменениях в природе поздней осенью( дни стали короче, похолодало, дует ветер, птицы улетают на юг, идет дождь, обратите особое внимание на внешний вид и состояние деревьев) ; спросите, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. 1. Отгадать загадки. Меня часто зовут, дожидаются, А приду — от меня укрываются. ( Дождь) Из- под крыши крыша под дождик вышла. ( Зонт) Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. ( Дерево) 2. Пересчет деревьев( согласование существительных с числительными) : один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов; одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев. 3. Ответь на вопросы полным предложением. - Какое сейчас время года? - Какие осенние месяцы ты знаешь? ( выучить) 4. «Ответь на вопросы»( употребление в речи глаголов в разных временных формах) . Ответы запишите в тетрадь. ВЕТЕР ДОЖДЬ ТРАВА ЛИСТЬЯ Что делает? Дует … … … Что сделает? Подует … … … Что делал? Дул … … … Что будет Б удет дуть … … … делать? 5. «Угадай слово»( использование в речи глаголов в единственном и множественном числе) . Ответы запишите в тетрадь. - Ветер ду ет, а ветры …( ду ют) . - Птица улета ет, а птицы …- Лист желте ет, а листья …- Дождь морос ит, а дожди …- Холод наступа ет, а холода … 6. Д/ и «Объясни словечко»: Разноцветные, проливной, листопад. 7. Д/ и «Исправь предложения» Ответы запишите в тетрадь: На клёне желтеют березовые листья. Когда идёт дождь на улице сухо. 8. Нарисуй( в тетради) 3 листочка так, чтобы жёлтый был между красным и зеленым. 9. Выучить стихотворение «Осень» Подарки осени Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки: Бусы красные- рябине, фартук розовый- осине, Зонтик желтый- тополям, фрукты осень дарит нам. Вопрос. Кому что дарит осень? Подготовка к обучению грамоте. Развитие фонематических процессов. Звук и буква О. Пропойте звук О вместе. Звук О – гласный. Его мы обозначаем красным цветом. 1. Д/ и «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук О: А, о, п, м, о, о, в, и. . . 2. Взрослый четко произносит имена( голосом выделяя первый звук в словах) . Ребенок выбирает из ряда имён только то, которое начинается на звук О: Аня, Ира, Антон, Оля, Уля. . . 3. Произнести звук О столько раз, сколько на столе выложено карандашей или счетных палочек. 4. Определите место звука О в словах. а) Взрослый произносит слова, выделяя 1- й звук в слове голосом: Облако, осы. Попросите ребенка повторить также, выделяя 1- й звук в словах голосом. Скажите, что в этих словах з вук О живет в начале слова. б) Взрослый произносит слова, выделяя последний звук в слове голосом: Ядро, ведр о. Попросите ребенка повторить также, выделяя последний звук в словах голосом. Скажите, что в этих словах звук О живет в конце слова. в) Взрослый произносит слова, выделяя звук О голосом: Корни, холм. Попросите ребенка повторить также, выделяя звук О в словах голосом. Скажите, что в этих словах звук О живет в середине слова. Далее ребенок самостоятельно определить место звука О в каждом из ранее названных слов, с помощью карточки и красного квадрата. 5. Сложить букву О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо. 6. Напишите вместе с ребёнком печатную букву О в тетради( простым карандашом! ) . Скажите, что это БУКВА( ее мы видим и пишем) . Под буквой нарисуйте красный квадрат. Это ЗВУК( его мы слышим и произносим) . 7. Анализ звуко- буквенных рядов: А) ОИ Б) ИО. ( Работаем только с красными квадратами- звуками. Схему слова не берем! ) Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка назвать первый звук( второй звук) в ряду; Под красными квадратами- звуками выложите соответствующие букв ы. Спросите ребенка: какая буква стоит слева( справа) ; положить букву О, а слева( справа) от нее — букву И, прочитать, что получилось. ( Если ребенок работает в тетради, то квадраты- звуки рисуйте красным карандашом, а буквы подписывайте под ними простым( ! ) карандашом. В одной клетке должен умещаться 1 звук или одна буква! Не надо мельчить или гигантствовать. Буква или обозначение звук а должны соответствовать размеру клетки. ) 8. Вклеить в тетрадь несколько картинок с изображениями предметов, в которых есть звук О( слова без орфограмм! ) . Успехов Вам!

Домашнее задание. Подготовительная группа. Лексическая тема « Фрукты » Словарь: Фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, банан, виноград, ананас, персик. Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объ яснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»; обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус; по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты( в саду, на дереве, на кусте) ; рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов. Ответь на вопросы: - Яблоко, апельсин, груша, банан – что это? - Где растут фрукты? - Когда убирают фрукты? - Что из фруктов можно приготовить? 2. Д/ и «Четвёртый лишний». Что лишнее и почему? Яблоко, груша, помидор, апельсин. Слива, персик, абрикос, компот. 3. Д/ и «Назови сок» из лимона сок … из апельсина сок … из яблока сок … из сливы сок … 4. Подобрать родственные слова: яблоко- яб лочко, яблоня, яблочный; вишня- вишенка, вишневый; смородина- смородинка, смородиновый; лимон- лимон чик, лимонный. 5. С оставить сложносочиненные предложения с союзом а( по образцу) : лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное. 6. Составить( и записать в тетрадь) описательный рассказ о фрукте по плану: Что это? Где растет? Каков внешний вид( величина, форма, цвет) ? Каков на вкус? Что из него готовят? 7. Д/ и «Веселый счет»( согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребле ние слов один- одна- одно, два – две) , одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона. . . пять лимонов; одна слива, две сливы. . . пять слив. 8. Составить( записать в тетрадь) и загадать описательную загадку( загадку составляет ребенок) . Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, слад кий, румяный. ( Яблоко) Вырезать картинки с изображением фруктов( до 5 шт. ) и вклеить их в тетрадь. 9. Выучить стихотворение: «Овощи и фрукты – Вкусные продукты. В огороде и в саду Для еды я их найду» Подготовка к обучению грамоте. Развитие фонематических процессов. Звук и буква У. Пропойте звук У вместе. Звук У – гласный. Его мы обозначаем красным цветом. Взрослый просит ребенка: - произнести звук У столько раз, сколько взрослый хлопнет в ладоши или сколько точек выпадет на игральном кубике. - найти лишнее слово в ряду( то, которое не начинается со звука А) Улей, индюк, овощи, улитка и др. - звуковой анализ слова Взрослый называет ребенку слово, просит определить место звука У в нём( начало или середина слова) : утка, душ, муха, удав. - «Назови на У ». Ребёнку нужно вспомни ть слова, начинающиеся на звук У. - Вместе вклейте в тетрадь( или нарисуйте) 3 картинки, в назван ия которых встречается звук У. Под каждой картинкой простым карандашом нарисуйте схему. Красным карандашом отметьте место звука У в слове. Например, схема к слову укроп. - Напишите вместе с ребёнком букву У в тетради( простым карандашом! ) . Скажите, что это БУКВА( ее мы видим и пишем) . Под буквой нарисуйте красный квадрат. Это ЗВУК( его мы слышим и произносим) . Анализ «слова»: УА- малыш плачет: Взрослый просит ребенка ответить на вопросы: - Какой первый звук ты слышишь? Какой второй звук ты слышишь? После, выкладываем схему этого «слова» нашими квадратами- звуками: Считаем, сколько всего звуков в слове. Успехов Вам!

Домашнее задание. Подготовительная группа. Лексическая тема: «Весна. Первоцветы». Звук и буква Ж. Словарь: март, апрель, май, уборка снега, обрезка деревьев, мать- и- мачеха, подснежник, фиалка, первоцвет, половодье, верба, ольха; наступать, таять, пригревать, копать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилететь, вить, выводить; голубое, чистое, тёплый, первый, длинный, звонкий, зелёный, хрупкий, нежный, красивый, пушистый, душистый. Родителям рекомендуется: поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе; отметить эти изменения во время прогулки; вспомнить названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной; рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки; обратить внимание на погоду, одежду людей весной, побеседовать с ребенком о весенних полевых работах. 1. «Подбирай, называй, запоминай»: назвать как можно больше слов- признаков; слов- действий. а) Весна( какая? ) – ранняя, теплая, долгожданная. Солнце( какое? ) - …. . . Почки( какие? ) - ……. Небо( какое? ) - …. . б) Солнце весной( что делает? ) – греет, припекает, ласкает, согревает. Почки на деревьях( что делают? ) - …. . Ручьи( что делают? ) - …. . . 2. «Скажи правильно»- развитие слухового внимания и логического мышления. Распускаются листочки или цве точки? Порхают птички или лисички? Тает снежинка или слези нка? Журчат ручьи или грачи? Набухают почки или листочки? Прилетают насекомые или птицы? Трещит лед или мед? 3. «Скажи наоборот»: тепло – холодно, сыро- …( сухо) , грязно- …, пасмурно- …, светло- …, день- …, утро- …, дождливо- … 4. «1- 2- 5- 10»- согласование числительных с именами существительными. 1 почка 2 почки 5 почек 10 почек( Подснежник, ручеек, птица, проталина, скворечник, веснушка и т. д. ) 5. «Родные слова»- образование родственных слов. Весна – веснянка, веснушка, весенний( день) , ве сной, по- весеннему. Солнце- солнышко, солнечный( денек) , солнцепек, солнцезащитные( очки) , подсолнух. Трава- травка, травушка, травоядные, травяной( чай) , травинка, травы. Цветок – цветочек, цветы, первоцветы, цветник, расцветут, разноцветные, цветущая( сирень) , « цветик- семицветик ». 6. Проблемные вопросы: - Почему весна приходит после зимы, а не после осени? - Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход, скворечник, проталина, капель. 7. Закрепить название весенних месяцев. 8. Назови цветы, которые весной появляются первыми. Как, ты думаешь, п очему их называют первоцветами? 9. Прослушать рассказ и пересказать по вопросам. Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На  деревьях  набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят  птицы. Они  будут вить гнезда. Какое время  года наступает? Как светит  солнышко? Что набухает на деревьях? Кто  скоро прилетит из теплых  стран?  Что будут делать птицы? Объяснить ребенку значение словосочетаний: набухают почки, теплые страны, вить  гнезда. 10. Чтение с в ыражением и заучивание потешки. Дождик, дождик, веселей. Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи — Брызни в поле пуще: Станет травка гуще! Контроль за речью! 10. Вырезать картинку  с  изображением раннего весеннего пейзажа и вклеить  ее в тетрадь( или нарисовать) . Подготовка к обучению грамоте. Развитие фонематических процессов. Звук и буква Ж. Различение звуков З- Ж. Повторить за взрослым серию слогов: жа- жо- жу- жи, жи- жу- жа- жо. . . ; жда- ждо- жду- жды, ждо- жда- жды- жду. . . Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились? Эта. . . , гара. . . , чи. . . , черте. . . , мор. . . «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании. Флаг — флажок, берег —. . . , друг —. . . , рог —. . . , пирог —. . . , круг —. . . , утюг —. . . «Скажи наоборот»: за- жа, з у- . . . ; жи- зы, жу- . . . Повторить за взрослым серию слогов: за- за- жа, жа- за- за, за- жа- за, жа- за- жа, за- жа- жа, жа- жа- за. Закончить слово нужным слогом: ЖА( ЗА) : неве. . . , бере. . . , мимо. . . , подли. . . , лы. . . , кра. . . , зано. . . ; ЖИ( ЗЫ) : арбу. . . , мор. . . , черте. . . , гара. . . , моро. . . , карни. . . Напишите вместе с ребёнком печатную букву Ж в тетради( простым карандашом! ) . Скажите, что это БУКВА( её мы видим и пишем) . Под буквой нарисуйте квадрат, раскрасьте его синим карандашом. Это ЗВУК( его мы слышим и произносим) . Вспомните, что звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий( «горлышко работает») . На письме он обозначается буквой Ж. Ж Выполнить в тетради звуковой анализ слов зубы, жуки( с помощью разноцветных квадратов) . Дугами под словом обозначьте количество слогов( ЗУ- БЫ, ЖУ- КИ) . Слоги мы считаем по количеству гласных звуков в слове, т. е. сколько гласных – столько и слогов. В слове зубы 2 слога. В слове жуки 2 слога. З У Б Ы Ж У К И Успехов Вам!

Домашнее задание. Подготовительная группа. Лексическая тема: «День защитника Отечества». Звуки З, Зь. Буква З. Словарь: защитник, солдат, моряк, лётчик, Отечество, страна, пистолет, автомат, танк, форма, защищать, стеречь, стрелять, воевать, военный, сильный, смелый, храбрый. Родителям рекомендуется: рассказать ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества; вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии, семейные фотоальбомы, побеседовать о том, кто из родных и знакомых  служил в армии, кем; воспитывать уважение и любовь к Российской армии; познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиям и( по картинкам и иллюстрациям) . 1. «Кто служит в Армии? »- образование имен существительных с помощью суффиксов: - чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик; - ист: связист, танкист, артиллерист. 2. «Подбери признак»- упражнение в подборе прилагательных к именам существительным. Защитник Отечества( какой? ) – смелый, храбрый, отважный и т. д. 3. «Сосчитай»- согласование числительных с именами существительными. Пример: 1 танк- 2 танка- 5 танков. ( самолет, ракета, автомат, вертолет, моряк, летчик, танкист, пограничник и т. д. ) . 4. «Какой? »- подбор прилагательных к существительному. Образец: Если у солдата много силы, он какой? — сильный. Храбрость- …, смелость- …, быстрота- …, ловкость- …, находчивость- …, ум- … 5. Образование имён существительных от прилагательных: Храброго солдата назовем( как? )  храбрец. Удалого — …, умелого — …. 6. Образование наречий от прилагательных: Быстрый солдат сражается( как? )  быстро. смелый — …, храбрый — …, отважный — …. «Подбери действие»( Что делает? ) Артиллерист…( стреляет из пушки) Летчик…( летает на самолете) Пулеметчик…( строчит из пулемета) Разведчик…( ходит в разведку) Пограничник…( охраняет границу) Десантник…( прыгает с парашютом) Моряк…( служит на корабле)   Часовой…( стоит на посту) « Назови, кто лишний? ». О бъясни свой выбор. Танк, истребитель, вертолет, самолет, бомбардировщик; Артилл ерист, снайпер,   повар, десантник;   Бара бан, пулемет, автомат, миномет; Тельняшка, шинель,   джинсы, китель. Выложить из палочек( спичек) фигурку по образцу. « Танк на войне – боевая машина, Сильная, смелая, несокрушимая ». « Вставить предлог » в предложения( за, из- за) : Машина заехала. . . дом. Машина выехала. . . дома. «Состав ь предложение »- составить предложение из данных слов, назвать предлог: Коза, стоять, куст, за. Зина, дом, выйти, из- за. Запишите получившиеся предложения в тетрадь. Подготовка к обучению грамоте. Развитие фонематических процессов. Звуки З, Зь. Буква З. Произнесите вместе звуки З, З ь. Проговорите ребёнку, что звук З – согласный, твёрдый. Обоз начается синим квадратиком- . Звук З ь – согласный, мягкий. Обозначается зелёным квадратиком- . Оба звука звонкие( «горлышко работает») . Напишите вместе с ребёнком печатную букву З в тетради( простым карандашом! ) . Скажите, что это БУКВА( её мы видим и пишем) . Под буквой нарисуйте квадрат, разделите его линией на 2 половины. Буква З обозначает 2 звука: твёрдый – З( закрасьте одну половину синим цветом) , мягкий – З ь( закрасьте вторую половину зелёным цветом) . Это ЗВУКИ З, З ь( их мы слышим и произносим) . На письме они обозначаются буквой З. З «Скажи наоборот»: за- зя, з ы- . . . ; зя- за, зи- . . . ; за- са, с у- …, оз- …, « Наз ови лишнее »- выделение лишнего слова в ряду: зубы, зимний, золото, коза; зяблик, зефир, магазин, козы. Повторить за взрослым ряд слогов: са- за- за, за- са- са, за- са- за, са- за- са, за- за- са, са- са- за. Закончить слово нужным слогом: СЫ, ЗЫ: ва. . . , но. . . , ко. . . , та. . . , бу. . . , гро. . . , бере. . . , ча. . . Заменит ь звук[ С] на звук[ З] в словах. Какие слова получились? Составить с ними предложения, используя изученные предлоги: соя — Зоя, сайка —. . . , сахар —. . . , суп —. . . ; коса —. . . , лиса —. . . , косы —. . . Вклеить в тетрадь( или нарисовать) картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки З, Зь( не более 4 картинок) . Обозначить позицию звуков на схеме( начало, середина) . Пример: ЗЕРНО КОЗА В тетради сделайте звуковой анализ слов: Лиза, коса. Чётко произнесите слово. Каждый звук обозначается квадратиком определён ного цвета: гласный- твёрдый согласный- , мягкий согласный- . Работайте в тетради для домашних заданий. Под квадратами- звуками запишите соответствующее слово( одна буква должна поместиться в одной клеточке) . Прочитайте. Уточните, сколько всего звуков в слове. Слово Лиза обозначает имя, поэтому пише тся с большой буквы. Под слов ом Лиза простым карандашом проведите ровную линию с вертикальной линией вначале( схематичное обозначение слова, которое пишется с большой буквы) . КОСА Л ИЗ А Успехов Вам!

Домашнее задание. Подготовительная группа. Лексическая тема: « «Зима( обобщение) ». Звук и буква Ц. Словарь: См. «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Хвойные деревья». Родителям рекомендуется: побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года; какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой; вспомнить название зимних месяцев; назвать зимние приметы; напомнить ребенку о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют. «Скажи наоборот»: Закончи предложения. Летом дни жаркие, а зимой — холодные. Летом небо светлое, а зимой —. . . . Летом день длинный, а зимой —. . . . Летом солнце яркое, а зимой —. . . . Весной лед на реке тонкий, а зимой —. . . . Снег мягкий, а лед —. . . . Одни сосульки длинные, а другие —. . . . Объясни значение слов «снегопад, гололѐд». Придумай предложения с этими словами. «Родные слова»- образование родственных слов. Зима – зимушка, зимовье( зверей) , зимующие( птицы) , зимнее( солнце) и т. д. ; снег – снежинка, снеговик, снегурочка, снежки, снежок, подснежник, снегопад, снегирь, Белоснежка. «Подбирай, называй, запоминай»: ( подбери и назови как можно больше слов- определений и слов- действий) . Зима( какая? ) холодная, весёлая, снежная, морозная, долгая. Снег( какой? ) белый, пушистый, мягкий, чистый, …. Снежинки( какие? ) —. . . . Мороз( какой? ) сильный, злой, крепкий, слабый, …. Погода( какая? ) —. . . . Снег –( что делает? ) идет, падает, кружится, лежит, скрипит, …. Мороз –( что делает? ) щиплет, трещит, кусает, рисует( узоры) . Снежинки зимой( что делают? ) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают. Лед на солнце( что делает? ) —. . . . Мороз( что делает? ) —. . . . Дети на зимней прогулке( что делают? ) —. . . . Метель( что делает? ) —. . . . «Большой – маленький»- образование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Снег – снежок, лед – ледок, зима – зимушка, метель – метелица, солнце – солнышко, снеговик – снеговичок, мороз – морозец. Дерево — деревце, блюдо —. . . , болото —. . . , зеркало —. . . , тело —. . . , мас ло —. . . , дело —. . . , мыло — «Один — много» — упражнение в словообразовании. Курица — курицы, мельница —. . . , больница —. . . , рукавица —. . . , пуговица —. . . , луковица —. . . , граница —. . . «Назови женскую профессию» — упражнение в словоо б разовании. Учитель — учительница, воспитатель —. . . , писатель —. . . , х у дожник —. . . , охотник —. . . , укротитель — … «Во что положим? » — упражнение в словообразовании. Вафли кладём в вафельницу, хлеб — …, конфеты —. . . , пепел —. . . , мыло —. . . , салат- …, селёдку- …, перец- …, соус- …, сухари- …, сахар- …, суп- …. 9. Игра «1- 2- 5»- согласование числительных с именами существитель ными в роде, числе, падеже. 1 2 5 снеговик снеговика снеговиков снегирь … … снежинка … … снегурочка … … снежок … … Выучить чистоговорки: Ца- ца- ца — вот идет овца, Цу- цу- цу — не боюсь овцу, Цы- цы- цы — нет овцы. Цо- цо- цо — мы вымыли лицо. Ец- ец- ец — мы ели огурец. Ац- ац- ац — у меня матрац. Подготовка к обучению грамоте. Развитие фонематических процессов. Звук и буква Ц. Дифференциация звуков С- Ц. «Скажи наоборот»: ца- са, ц ы- . . . ; ас- ац, ос- . . . Повторить за взрослым серию слогов: ца- ца- са, са- са- ца, ца- са- са, са- ца- ца, са- ца- са, ца- са- ца; ас- ас- ац. . . Закончить слово звуком[ Ц] : дворе. . . , молоде. . . , жиле. . . , леве. . . , плове. . . , ледене. . . , продаве. . . Закончить слово нужным слогом: ЦА( СА) : мельни. . . , кузни. . . , поло. . . , умни. . . , колба. . . , актри. . . ; ЦО( СО) : коле. . . , коль. . . ; ЦЫ( СЫ) : воло. . . , огур. . . «Составь слово»( из слогов) : са, мо, лет; ку, ри, ца; ми, ли, ци, я; ско, во, ро, да. . . Назвать лишнее слово в ряду( по наличию в словах звуков[ С] и[ Ц] ) : санки, цирк, суп, сок; огурец, молодец, нос, палец; курица, мельница, лиса, лицо. . . Заменить звук[ С] на звук[ Ц] в словах. Составить и записать в тетрадь предложения с этими словами: свет —. . . ( цвет) , Светик —. . . Закончить предложение нужным словом. На болоте живет длинноногая. . . На ковре висит острая. . . ( сабля, цапля) . Напишите вместе с ребёнком печатную букву Ц в тетради( простым карандашом! ) . Скажите, что это БУКВА( её мы видим и пишем) . Под буквой нарисуйте квадрат, раскрасьте его синим карандашом. Это ЗВУК( его мы слышим и произносим) . Вспомните, что звук Ц – согласный, глухой, твёрдый. На письме он обозначается буквой Ц. Буква бывает заглавная( большая) и строчная( маленькая) . С заглавной буквы пишутся имена собственные, с маленькой – нарицательные. Ц Выполнить в тетради звуковой анализ слова синица( с помощью разноцветных квадратов) . Дугами под словом обозначьте количество слогов( СИ- НИ- ЦА) Слоги мы считаем по количеству гласных звуков в слове, т. е. сколько гласных – столько и слогов. В слове синица 3 слога. С И Н И Ц А Успехов Вам!

Домашнее задание. Подготовительная группа. Лексическая тема: «Наш город. Домашний адрес». Звук и буква Ч. Словарь: город, улица, дом, квартира, здание, двор, площадь, музей, кинотеатр, залив, больница, школа, библиотека, детский сад, завод; возникать, стоять, раскинуться, строить, любить, беречь, гордиться, возвышаться, впадать; красивый, любимый. Родителям рекомендуется: во время совместной прогулки по городу рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, каменные и деревянные; внимательно рассмотреть дом, в котором проживает ваша семья, сосчитать, сколько в нем этажей, вспомнить домашний адрес; на иллюстрациях рассмотреть дома, которые построены в крупных городах и в сельской местности; совершить с ребенком «экскурсию» по своему дому( квартире) , обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат( кухня, ванная, туалетная комната, прихожая, спальня, гостиная, подсобные помещения) , объяснив их значение; рассмотреть мебель в каждой из этих комнат, вспомнив ее особенности и предназначение.  «Части дома» Спросить ребенка, без каких частей дом может существовать( без балкона, без трубы…. ) , а без каких нет( без стен, без окон…. )  « Что из чего». Дом из стекла – стеклянный. Дом из дерева – деревянный. Дом из кирпича – кирпичный. Дом из камня – каменный. Дом из соломы – соломенный. Дом изо льда – ледяной. Дом из пластмассы – пластмассовый. Дом из блоков- …Дом из стекла- … Дом из брёвен- …( бумага, снег, глина) «Пересчитай мебель»- согласование числительных с именами существитель ными. 1 стол 2 стола 5 столов 7 столов 10 столов( Словарь: стул, диван, кровать, полка, кресло, табурет, шкаф, комод, сервант, кухонный гарнитур, пуфик. ) 4. «Назови, какой дом»- образование сложных слов. Дом, где один этаж – одноэтажный, дом, где много этажей- …, дом, где два этажа- …, ( 5, 7, 9, 3, 6, 8 этажей) . 5. «Дом с чем? »- усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со. Взрослый на картинке показывает части дома, а ребенок комментирует. «Дом с крышей. Дом с потолком. Дом со стенами. Дом с полом. Дом с дверями. Дом с комнатами. Дом с этажами. Дом с лестницами. Дом со ступеньками. Дом с балконами. Дом с окнами. Дом с лифтами. Дом с подъездами. Дом с фундаментом». 6. «Наоборот»- подбор антонимов. Шкаф высокий – стол …( низкий) ; кресло большое – пуфик …( маленький) ; столешница широкая – столешница …( узкая) и т. д. 7. «Подбери слова»- согласование существительных с прилагательными. Четко проговаривать окон чание прилагательных. Кресло( как ое? ) – красив ое, мягк ое, удобн ое, кожан ое и т. д. Кровать( как ая? ) – деревянн ая, лакированн ая, резн ая и т. д. Стул( как ой? ) – пластиков ый, высок ий, деревянн ый, дубов ый детск ий и т. д. 8. Рассказ «Как дом родился? »( Прочитать, ответить на вопросы по тексту и подготовить пересказ. ) «Однажды на улице родился домик и стал расти. Рос- рос и вырос. Сначала он был одноэтажным домишко й, потом – двухэтажным домом, затем – трехэтажным, четырехэтажным…, десятиэтажным. Теперь это не домик, а многоэтажный домище! Он вырос потому, что его построили строители. И было в этом доме много этажей, окон, лестниц, балконов, подъездов, дверей, ступенек, комнат, стен, потолк ов, полов. А еще в этом доме было много квартир( многоквартирный дом) . В каждую квартиру въехала семья: папа, мама, дедушка, бабушка и дети. И стали люди в этом доме жить дружно и весело». 9. Выучить 1- 2 загадки по теме, ответы нарисовать. Подготовка к обучению грамоте. Развитие фонематических процессов. Звук и буква Ч. Различение звуков Ш- Ж. «Скажи наоборот»: ша- жа, ш о- . . . ; жу- шу, жи- . . . Повторить за взрослым серию слогов: жа- жа- ша, ша- жа- жа, жа- ша- жа, ша- жа- ша, жа- ша- ша, ша- ша- жа. Заменить звук[ Ш] на звук[ Ж] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предлож е ния: Шар — жар, шить —. . . , шаль —. . . , шитье —. . . , уши —. . . , Луша —. . . , машет —. . . , н а шивка —. . . Выучить скороговорки: У ежа — ежата, у ужа — ужата. Шесть мышат в камышах шуршат. Закончить слова одинаковым звуком( [ Ч] ) : гра. . . , кирпи. . . , скрипа. . . , труба. . . , кала. . . Образовать новые слова по образцу, обратив внимание на п о явление звука[ Ч] в этих словах. Сколько раз встречается звук[ Ч] в каждом из этих слов? Стул — стульчик, замок —. . . , шнурок —. . . , узелок —. . . , носок —. . . , блин —. . . , диван —. . . , батон —. . . Сук — сучок — сучочек, знак —. . . , внук —. . . , бак —. . . , крюк —. . . Легко — легче, мягко —. . . , громко —. . . , жарко —. . . , ярко —. . . , богато —. . . , ме л ко —. . . , крепко —. . . Ваня — Ванечка, Оля —. . . , Гриша —. . . , Петя —. . . , Соня —. . . , Миша —. . . Произносить чистоговорки: Ча- ча- ча — дай мне калача. Ач- ач- ач — пришел врач. Ачка- ачка- ачка — у Вовочки тачка. Чу- чу- чу — я гулять хочу. Оч- оч- оч — скоро ночь. Очка- очка- очка — у Вовочки бочка. Чи- чи- чи — красные кирпичи. Ич- ич- ич — красный кирпич. Учка- учка- учка — у Вовочки ручка. Чо- чо- чо — ох, как горячо! Уч- уч- уч — у меня ключ. Ичка- ичка- ичка — у Вовочки птичка. Произнесите вместе звук Ч. Символ звука: поезд едет: ЧЧЧЧ. . . Характеристика звука: согла с ный( язычок создает преграду воздуху) , всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый к вадрат. Напишите вместе с ребёнком печатную букву Ч в тетради( простым карандашом! ) . Скажите, что это БУКВА( её мы видим и пишем) . Под буквой нарисуйте квадрат, закрасьте его зелёным цветом. ЭТО ЗВУК( его мы слышим и произносим) . Пример: Ч В тетради выполнить звукобуквенный анализ слова УДАЧА( с помощью квадратиков) . Сосчитайте количество слогов в слове( три) . Слоги считаем по количеству гласных звуков путём отхлопывания в ладоши или загибания пальцев на руке с одновременным проговариванием слова. Слоги обозначьте с помощью дуг, слово – прямой линией. У Д А Ч А( У- ДА- ЧА) Выучите правила: «ЖИ, ШИ пиши с буквой И ». «ЧА, ЩА пиши с буквой А ». Успехов Вам!

Домашнее задание. Подготовительная группа. Лексическая тема: «Семья. Мамин праздник». Звук и буква Ш. Словарь: мама, папа, дедушка, тётя, дядя, бабушка, сестра, цветы, подарки, торт, весна, март, профессия, продавец, учитель, воспитатель, швея; поздравлять, дарить, помогать, радовать; красивый, ласковый, весенний, мартовский, нужный, трудный. Родителям рекомендуется: закрепить знания ребенка о своей семье – ее состав, функции членов семьи, родственные связи; какая должна быть семья; закрепить знания о возрастной периодизации; побеседовать с ребенком о празднике 8 Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день; научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и другим женщинам; побеседовать с ребенком о женских профессиях( врача, портнихи, учительницы, повара, парикмахера) . 1. Проблемные вопросы: - Как сделать грустного человека веселым, ленивого – трудолюбивым? - Как показать маме, что ты ее любишь? - Почему так называют: многодетная( семья) , черноволосый, голубоглазый, длинн оносый. 2. «Эхо» — упражнение в преобразовании предложений по образцу. Образец:   У Алеши новый автомобиль. —   Это новый Алешин автомобиль.   У бабушки интересная сказка.      — У мамы новое весеннее пальто.      — У дедушки удобное кресло.      — У папы свежая газета.             — У папы охотничья собака.        — У Наташи интересная книга.     — У Кости разноцветные кубики. — У мамы( папы) имя   —   Катя( Петя)   —     Катя( Петя)   —   это мамино( папино) имя. 3. «Договори предложение». Взрослый начинает: Предложение договори и его ты повтори. Я ем и папа …( ест) . Я пою и мама …( поет) . Я шью и бабушка …( шьет) . Я готовлю и сестра …( готовит) . Я играю и брат …( играет) . Я пилю и папа …( пилит) . Я вяжу и мама …( вяжет) . Я строгаю и дедушка …( строгает) . и т. д. 4. «Назови ласково»- образование существительных с уменьшит ельно- ласкательными суффиксами. Мама – мамочка, мамуля, маменька и т. д. , ( слова: папа, сестра, брат, дедушка, бабушка, тетя, дядя, внук, внучка, сын, дочь и т. д. ) . 5. «Один – много»- образование множественног о числа существительных. Мама – мамы, сын – сыновья, папа- …, бабушка- …, дедушка- …, дочь- …, тетя- …, дядя- …, племянник- …, племянница- …, внук- …, внучка- …, брат- …, сестра- …. 6. Составить рассказ о своей семье по образцу. «Меня зовут Смирнов Виктор Иванович. Мне пять лет. Я родился 5 декабря( зимой) . Я живу в много этажном доме, на пятом этаже, в двухкомнатной квартире. Мой адрес: улица Беговая, дом 7, квартира 14. Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом. Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учит ельница. Моей сестре Лене 10 лет. Она учится в школе. » 7. «Помощник»- изменение глаголов по временам. Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол. Я стираю белье. ………. . . …………. . . Я подметаю пол. ……. ………. . . Я мою посуду. ………. . …………. . 8. Выучить чистоговорки: Ша- ша- ша — мама моет малыша. Иш- иш- иш — у меня малыш. Шу- шу- шу — помогите малышу. Уш- уш- уш — теплый душ. Ши- ши- ши — на поляне малыши. Ашка- ашка- ашка — летит букашка. Шо- шо- шо — говорим мы хорошо. Ошка- ошка- ошка — на окошке кошка. Аш- аш- аш — дайте карандаш. Ушка- ушка- ушка — лягушка- квакушка. Ош- ош- ош — у меня нож. Ишка- ишка- ишка — маленькая мышка. Подготовка к обучению грамоте. Развитие фонематических процессов. Звук и буква Ш. Различение звуков С- Ш. Повторить за взрослым серию слогов: ша- шо- шу- ши. . . ; аш- ош- уш- иш. . . ; шта- што- шту- шты. . . Договорить последний звук в слове( [ Ш] ) : каранда. . . , малы. . . , ланды. . . , камы. . . Вспомнить слова, начинающиеся на слоги: ША: - р ы, - кал, - лун. . . ; ШИ: - на, — ло. . . ; ШУ: - ба, - ра. . . ; ШО( ШЕ) : - рох, - пот. . . Закончить слово слогом ША( ШИ) . Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных( много предметов) ? Ка. . . , кры. . . , гру. . . , ча. . . , афи. . . Заменить первый звук в словах на звук[ Ш] . К акие слова получились? Чашка — шашка, мишка —. . . , фланг —. . . , дар —. . . , губы —. . . , Гарик —. . . Заменить звук[ С] в словах на звук[ Ш] , придумать с каждой парой слов предлож е ния, записать их в тетрадь. сайка — шайка, сутки —. . . , споры —. . . , сок —. . . , вас —. . . , нас —. . . , мыс —. . . , крыса —. . . , касса — «Назови, кто это? ». Определить место звуков[ Ш] и[ С] в этих сл о вах. Играет в шахматы — шахматист, ведет поезд — машинист, поднимает штангу — шта н гист. 8. Напишите вместе с ребёнком печатную букву Ш в тетради( простым карандашом! ) . Скажите, что это БУКВА( её мы видим и пишем) . Под буквой нарисуйте квадрат, раскрасьте его синим карандашом. Это ЗВУК( его мы слышим и произносим) . Ох арактери зуйте звук Ш: согласный( язычок создает преграду воздуху) , всегда твердый, глухой. Обозначение: с и ний квадрат. Ш 9. Выполнить в тетради звуковой анализ слов сушки, Саша. ( сушки – имя нарицательное, поэтому пишется с маленькой буквы и обо значается горизонтальной линией под словом; Саша – имя собственное, поэтому пишется с заглавной буквы, о бозначьте это дополнительной вертикальной линией) . с у ш к и С а ш а Успехов Вам!

Домашнее задание. Подготовительная группа. Лексическая тема: «Транспорт». Звук и С, Сь. Буква С. Словарь: машина, грузовик, автобус, поезд, самолёт, корабль, велосипед, мотоцикл; светофор, регулировщик; возить, ехать, лететь, плыть; большой, полезный, мощный, дорожный. Родителям рекомендуется: вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта; повторить, какие бывают виды транспорта( наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный) , какие виды машин относятся к каждому виду транспорта;   побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения( спросить ребенка о том, для чего нужен светофор, «зебра», тротуар, регулировщик) . 1. «4- й лишний »- развитие мышления. Лодка, катер, машина, корабль. Автобус, троллейбус, велосипед, самолет. Вертолет, самолет, мотоцикл. Трамвай, такси, лесовоз, автобус. 2. Проблемные вопросы: - Чем отличается самолет от вертолета, катер от лодки? - Почему так называют: самолет, молоковоз, бензовоз, самосвал, грузовик, вертолет, самокат, лесовоз, тягач. 3. «1- 2- 5- 10»- согласование числительных с существительными. Пример: 1 велосипед- 2 велосипеда- 5 велосипедов- 10 велосипедов. ( Слова: машина, катер, лодка, молоковоз, мотоцикл, катамаран, самолет, вертолет, ракета, корабль, поезд, автобус, трамвай, троллейбус, самокат, лесовоз и т. д. ) . 4. «Какой? Какая? Какие? »- образование относительных прилагательных. Ответы запишите в тетрадь. Колеса из резины( какие? ) – резиновые, фары из стекла( какие? ) - …, сидение из кожи( какое? ) - …, кабина из металла( какая? ) - …, лодка из дерева( какая? ) - …. 5. «Скажи наоборот»- подбор антонимов, употребление приставок. Отъехал – подъехал, въехал – съехал, выехал- …, улетел- …, заплыл- …, вылетел- …, взлетел- …, уплыл- …, укатил- …. 6. «Сложные слова»- употребление в речи слов, состоящих из двух основ. У велосипеда два колеса – он …( двухколесный) . У машины четыре колеса – она …( четырехколесная) . У велосипеда три колеса – он …( трехколесный) . У грузовой машины шесть колес – она …( шестиколесная) . 7. «Дружит или не дружит? »- усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Закрепление знаний детей по теме. Машина «дружит» с автобусом или глобусом? Самолет «дружит» с ракетой или газетой? Корабль «дружит» с лодкой или ложкой? Трамвай «дружит» с поездом или домом? Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной? Поезд «дружит» с ракетой или котлетой? 8. Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос:   кто это? ,   а неодушевленные предметы — на вопрос:  что это?   Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.  Продолжить ряд: Кто это? Это девочка, кошка, собака. . . Что это? Это машина, стол, куртка. . . «Четвертый лишний»( по признаку одушевленности или неодушевленности предметов) : машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова. 10. Доучить рассказ «Папа купил автомобиль». «Папа купил автомобиль. Грузовик перевозит грузы. У грузовика есть кабина для водителя, дверцы, руль, сидение, педали, тормоза, фары, двигатель, кузов, колеса. Грузовик «питается» бензином. Водитель управляет грузовиком». 11. Вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением разных видов транспорта( наземного, воздушного, водного) . Подготовка к обучению грамоте. Развитие фонематических процессов. Звуки С, Сь. Буква С. Произнесите вместе звуки C, C ь. Проговорите ребёнку, что звук C – согласный, твёрдый. Обоз начается синим квадратиком- . Звук С ь – согласный, мягкий. Обозначается зелёным квадратиком- . Оба звука глухие( горлышко «не работает») . Напишите вместе с ребёнком печатную букву С в тетради( простым карандашом! ) . Скажите, что это БУКВА( её мы видим и пишем) . Под буквой нарисуйте квадрат, разделите его линией на 2 половины. Буква С обозначает 2 звука: твёрдый – С( закрасьте одну половину синим цветом) , мягкий – С ь( закрасьте вторую половину зелёным цветом) . Это ЗВУКИ С, С ь( их мы слышим и произносим) . На письме они обозначаются буквой С. С Повторить за взрослым серию слогов: са- со- су- сы; ас- ос- ус- ис; ста- сто- сту- сты; аст- ост- уст- ист. «Скажи наоборот»: са- ся, ся- са, ас- ась, ась- ас. . . Закончить слово подходящим звуком( [ С] —[ С' ] ) : гу. . . , но. . . , поя. . . , ло. . . , голо. . . Закончить слово слогами: СА: ли. . . , ко. . . , кляк. . . , ро. . . , плак. . . ; СЫ: о. . . , у. . . , бу. . . , ко. . . , ве. . . , ча. . . . ; СОК: пе. . . , ку. . . , но. . . , ле. . . , в о ло. . . , коло. . . , голо. . . «Большой — маленький»: с ловообразовани е с помощью суффиксов( обратить внимание на появление звука[ С' ] в образова н ном слове) : нос — носик, пес —. . . , кокос —. . . , насос —. . . , колесо —. . . , сосна —. . . , к о са —. . . , ананас —. . . Составить предложение из слов: Соня, земля, листья, поднимать, с; Сима, листья, земля, сухие, поднимать, с; Вася, осенние, земля, листья, поднимать, с; Соня, ск а мейка, встала, со. Запишите получившиеся предложения в тетрадь. Вклеить в тетрадь( или нарисовать) картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки С, Сь( не более 4 картинок) . Обозначить позицию звуков на схеме( начало, середина, конец) . Пример: СЕНО ОСА НАСОС В тетради сделайте звуковой анализ слов: Сима, Соня. Чётко произнесите слово. Каждый звук обозначается квадратиком определён ного цвета: гласный- твёрдый согласный- , мягкий согласный- . Работайте в тетради для домашних заданий. Под квадратами- звуками запишите соответствующее слово( одна буква должна поместиться в одной клеточке) . Прочитайте. Уточните, сколько всего звуков в слове. Слова Си ма, Соня обозначают имя, поэтому пишу тся с большой буквы. Под словами простым карандашом проведите ровную линию с вертикальной линией вначале( схематичное обозначение слова, которое пишется с большой буквы) . С ОНЯ С ИМА Успехов Вам! Подготовка к обучению грамоте. Развитие фонематических процессов. Звук и буква Э. Повторить артикуляцию звука[ Э] :  губки в улыбке, зубки сближены, широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;  горлышко «работает».   Характеристика  звука[ Э] : звук[ Э] — гласный, его можно петь( язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха) . Обозначение: красный к вадратик. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук[ Э] »: э, а, э, у, о, э. . . ; эх, ах, ух, эх. . . ; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля. Повторить за взрослым серию слогов: птэ- ктэ- бдэ- гдэ; ктэ- бдэ- гдэ- птэ. Найти лишнее слово в ряду( по наличию или отсутствию звука[ Э] ) : автобус,   эхо,   апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик,   усики. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:   эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук[ Э] : Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма. Выложите букву Э из шнурков. Вклеить в тетрадь( или нарисовать) картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук Э( не более 4 картинок) . Обозначить позицию звук а Э на схеме( начало слова) . Пример: ЭЛЛА В тетради выполнить звукобуквенный анализ слова Эдик. Чётко произнесите слово Эдик. Ребёнок должен поочередно назвать звуки в слове: 1- й, 2- й, 3- й, 4- й) . Каждый звук обозначается квадратиком определён ного цвета: гласный- твёрдый согласный- мягкий согласный- . Работайте в тетради для домашних заданий. Под квадратами- звуками запишите соответствующее слово( одна буква должна поместиться в одной клеточке) . Прочитайте. Уточните, сколько всего звуков в слове. Сколько гласных? Назовите их( Э, И) . Слово Эдик – это имя собственное, поэтому пишется с большой буквы. Под словом простым карандашом проведите ровную линию с вертикальной линией вначале( схематичное обозначение слова, которое пишется с большой буквы) . Повторите с ребёнком правило: имена собственные пишутся с большой буквы. Э д и к Успехов Вам!

Оставить комментарий: