Образовательные практики.
Документы для скачивания
План описания образовательной практики «День свободной игры». Содержательные компоненты практики: - концептуальные основы: Суть игры – в свободе. Это значит, что ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире, без всяких лишних побуждений со стороны взрослых играет либо один, либо включается в игру группы. Игра- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата( процедурное удовольствие) . - технологическая оценка: Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Свободная игра дает детям возможность на уровне своего понимания активно выразить то, что они увидели и пережили. «Материалом» для свободной игры детей выступают их собственные впечатления, вынесенные из контактов с окружающим миром и, прежде всего, из наблюдений за деятельностью людей, в частности – воспитателей. В игре дети осваивают разные социальные роли, развивают свои социальные способности в целом, овладевают поведением, адекватным требованиям внешней среды. Подражание в игре взрослой работе( приготовлению пищи, ухаживанию за ребенком, лечению врачом больного, продаже товаров в магазине, и др. ) способствует появлению у детей тех качеств, которые позднее понадобятся им в их взрослой жизни. Велика роль свободной игры в развитии фантазии, всех творческих сил личности. В процессе свободной игры ребенок испытывает многообразные эмоции, вживается в различные образы. В игре естественным путем упражняется и совершенствуется речь, при этом младшие дети легко увеличивают свой словарный запас, общаясь с детьми старшего возраста. Свободная игра – это органичный способ овладения разнообразными умениями и навыками. - цели обучения: С оздание условий для увлекательной активности детей, формирования игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействия со сверстниками в небольших игровых объединениях. - задачи обучения: 1. создать эмоционально- положительную среду, позволяющую развивать творческие и созидательные способности детей в игровой деятельности; 2. формировать социальное доверие, способствующее общности и сплоченности в коллективе; 3. содейств овать укреплению здоровья детей, совершенствовать психомоторные способности ребенка( мышечная сила, гибкость, выносливость) ; 4. развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание; 5. способствовать развитию навыков визуализации, включающих распознание форм, образов и материалов; 6. развивать лидерство, инициативу, чувство взаимопомощи; 7. воспитывать интерес к театральной деятельности. - план ируемые результаты обучения: ребенок 1. с может свободно и с удовольствием осваивать мир взрослых, 2. творчески преобразовывать мир взрослых, 3. научится понимает правила и нормы поведения в обществе, 4. будет стремится к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, 5. сможет поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, 6. будет проявлять инициативу в разных вида х деятельности, в том числе и в самостоятельной игровой, 7. с может самореализовываться в избранной роли, 8. получит положительную оценку себя и мира, а также себя в этом в мире, с может сопереживать и сочувствовать другому, обладать навыками регулирования себя и своих поступков, 9. научится высказывать свою точку зрения, формировать алгоритм собственных игровых действий. - предметное содержание: Д ля развития свободной игровой деятельности дошкольников в каждой группе должны быть созданы специально- организованные зоны: 1. В зонах сюжетно- ролевых игр большое количество игровой атрибутики для любимых детьми игр, таких как: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Гараж». 2. Зоны строительно- конструктивных игр оснащены кубиками, крупным и мелким строительным материалом, который находится в контейнерах и на специальных этажерках. 3. В зонах театрализованных игр различные настольные и кукольные театры. 4. Зоны художественного творчества и литературы оснащены альбомами, гуашью, мелками, пластилином, цветной бумагой, трафаретами, различными раскрасками. На подставках размещены книги, рекомендованные для чтения детям в соответствии с возрастом каждой группы, портреты писателей, а также любимые детские книги. 5. Музыкальные зоны. В них находятся детские музыкальные инструменты: барабан, металлофон, бубен, саксофоны, маракасы, колокольчики, микрофон. И т. д. 6. Зона экспериментирования оснащена всем необходимым для самостоятельной деятельности детей. 7. Зона физического развития оснащена шапочками для подвижных игр, каталогами с картинками и описанием их, атрибутами для двигательной активности. В каж дом возрастном периоде решаются свои задачи, и, соответ ственно, каждый из них имеет свое особое игровое содержание: Дети 3—4 лет: Малыши этого возраста всем видам игр пред почитают режиссерскую игру и( ближе к 4 годам) образно- ролевую. В режиссерской игре ребенок учится соединять отдельные предметы по смыслу и начинает самостоятельно придумывать сюжет игры. В данном возрасте в рппс должны быть деревянные фигурк и( из киосков с предметами народных промыслов) в сочетании с деревянными кубиками, также широко распространёнными в наши дни. В образно- ролевой игре центральным моментом является исполнение какой- либо роли: человека, животного, даже изображение различных предметов. Дети 4- 5 лет: У детей среднего дошкольно го возраста д о минирует сюжетно- ролевая игра. Возрастные особенности воображения детей 4—5 лет состоят в том, что основой его, тем самым пусковым меха низмом, является прошлый опыт ребенка. . В среднем возрасте в рппс активно используются предметы- заместители и реалистичные игрушки, которые пока менее предпочтительны, т. к. могут отвлекать ребенка от сюжета к манипулированию Дети 5- 6 лет: У детей данного возраста доминирует игра с правилами, она является логическим про должением сюжетно- ролевой игры, несмотря на их внеш нюю непохожесть. Дети 6- 7 лет: Заверша ет ряд режиссерская игра старших дошк о льников, в ней так же один ребенок исполняет все роли. Правда, сюжеты становятся сложнее, и он уже с лёгкостью использует в своей игре любые предметы- заместители и воображаемые предметы. - способы организации образовател ьного процесса, методы и приемы: 1. дать ребенку многофункциональные предметы, т. е. предметы, которые могут быть в игре самыми разными ве щами в зависимости от ситуации( разнообразные куби ки( лучше, если на них ничего не нарисовано) , коробочки, крупные пуговицы, небьющиеся пустые пузыречки, части конструкторов и т. п. ) , попросить его повзаимодействовать с предметом: дать кубик – покатать машину и т. д. 2. полезны зада ния, в которых следует разгадать смысл картинки. Напри мер, придумать по картинке простую сказку или историю. Если малышу трудно сочинить историю, то ему нужно помочь, задать наводящие вопросы: «Кто это? Что он дела ет? Куда идет? Что несет? » и т. п. 3. привлечение к рассказу какой либо истории и самого ребенка, и других детей( особенно старших) , и взрослых. 4. включение в игру взрослого как равноправного участ ника, наблюдателя. 5. с самого раннего детства водить ребенка на спектакли, а еще лучше делать его не просто зрителем, а участником постановок. 6. показ ис тории, рассказанной взрослым или другим ребенком; окон чание незнакомой сказки, предложенной кем- то другим. 7. регулярно предлагать детям вопросы, требующие мышления, в том числе—проблемно- противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы; 8. организовыва ть обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой- либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры. 9. метод создания игровых проблемных ситуаций. При соз дании такой проблемной ситуации игровая задача программируется взрослым, создаются условия для её решения, но при этом взрослый не даёт готовый образец решения, а провоци рует ребёнка на самостоятельное достижение мнимой цели. - система контроля и оценки образовательного результата: Контроль – наблюдение. Методика Н. Ф. Комаровой: «Диагностика игры детей». д иаг н остика 2. Результаты и достижения при реализации практики. Ребенок: 1. может свободно и с удовольствием осваивать мир взрослых, 2. творчески преобразовывать мир взрослых, 3. понимает правила и нормы поведения в обществе, 4. стремится к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, 5. умеет поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, 6. проявляет инициативу в разных видах деятельности, в том числе и в самостоятельной игровой, 7. может самореализовываться в избранной роли, 8. иметь положительную оценку себя и мира, а также себя в этом в мире, может сопереживать и сочувствовать другому, обладать навыками регулирования себя и своих поступков, 9. умеет высказывать свою точку зрения, формировать алгоритм собственных игровых действий. 3. Значимость результатов для сферы образования( на уровне группы, ДОУ, муниципалитета, Красноярского края, России) . Данная практика нацелена на развитие инициативы и самостоятельности дошкольников, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Самодеятельная, свободная игра, в се эти термины, по сути, означают одно — игра, в которой присутствует мнимая( вообража емая) ситуация и, которая разво рачивается по инициативе самого ребенка( или группы детей) . Э то основная характеристика детской игры как ведущей деятельности, в отличие от всех прочих видов и подвидов детской игры, и имеют решающее значение для детского развития. Практика новая, методических и практических материалов очень мало. 4. Критерии, параметры, индикаторы измерения результативности реализации практики. «Свободная игра». ( п о шкале ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИКАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ) 1. 1. Либо возможностей для свободной игры мало, либо большая часть дня проходит в несопровождаемой свободной игре. 3: 1. Некоторые свободные игры проходят ежедневно в помещении или на открытом воздухе, если позволяет погода. 5. 1. Свободная игра проходит в течение значительной части дня, в закрытом помещении и на открытом воздухе( напр. , несколько периодов свободной игры предусмотрено в ежедневном распорядке дня. 7. 1. Сопровождение используется как развивающее взаимодействие( напр. , персонал помогает детям обдумывать возможные решения конфликтов, поощряют детей разговаривать о деятельности, вводят понятия, имеющие отношение к игре) . 1. 2. Неподходящие игрушки, игры и оборудование, или их недодостаточно для свободной игры детей. 3. 2. Обеспечен присмотр для защиты здоровья и безопасности детей. 5. 2. Обеспечивается сопровождение для облегчения детской игры( напр. , персонал помогает детям получить материалы, которые им нужны; помогает детям использовать материалы, с которыми трудно управиться) . 7. 2. Периодически добавляются новые материалы/ опыт для свободной игры( напр. , происходит замена материалов; добавляются активности в соответствии с детскими интересами 0. 3. 3. Для использования в свободной игре детям доступно некоторое количество игрушек, игр и оборудования. 5. 3. Достаточное количество разнообразных игрушек, игр и оборудования предусмотрены для свободной Пояснения: Показатель 35. Ребенку позволяется выбирать материалы и компанию и, насколько это возможно, управлять игрой самостоятельно. Взаимодействие со взрослыми происходит в соответствии потребностями ребенка. Ситуации, в которых дети распределяются по центрам интересов персоналом или персонал выбирает материалы для индивидуального использования детьми не могут оцениваться как свободная игра. 3. 1. «Свободная игра» или свободный выбор не требуют, чтобы все зоны были открыты для свободного выбора детей. Количество центров по интересам может быть ограниченным при условии, что дети могут выбирать, где, с чем и с кем они будут играть. Для положительной оценки дети должны иметь возможность участвовать в свободной игре как минимум 1 час в группах полного дня, которые занимаются 8 часов или более. Этот 1 час может быть предоставлен целиком или по частям в течение дня( информацию о времени, необходимом для групп, которые работают менее 8 часов в день, см. на с. 27) . 3. 2. Этот индикатор используется для оценки присмотра за детьми с целью минимизации серьезных опасностей для их здоровья и обеспечения их безопасности во время свободной игры внутри и вне помещения, но не применяется к оцениванию повседневных мероприятий или другого присмотра( напр. , за детьми следят, чтобы они не играли со спичками, не употребляли ядовитых веществ и т. д. ) . Оценку «Нет» следует ставить только в том случае, если присмотр во время свободной игры крайне небрежный. Вопросы Можете ли вы описать какие- либо возможности свободной игры, которые есть у детей? Когда и где они могут быть доступны? С чем дети могут играть?