Деревья нашего участка
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Ржевского района Тверской области Экологический проект- 186691257810 «Деревья нашего участка» Выполнила: Воспитатель Н, Е Смородкина I квалификационной категории Ржевский район 2018 Актуальность Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятия красоты природы, понимание полноценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка. В этом возрасте происходит становление произвольности, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети средней группы любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем. Этот возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе как части природы. Воспитатель должен быть сам носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать взаимодейс твия с живыми существами. Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проекта «Деревья нашего участка». Работа по проекту даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера Вид и типология проекта Участники проекта Участниками д анного проекта являются дети 3- 4 года, педагоги, семьи воспитанников. Цели и задачи проекта Цель проекта: Формирование познавательно- исследовате льских знаний и умений детей 3- 4 лет. Задачи проекта для детей: Систематизировать знания об окружающем мире Формировать элементарные представления о взаимодействии деревьев и окружающего мира Подвести к пониманию влияния деятельности человека на жизнь деревьев Привлечь внимание детей к природоохранной деятельности Развивать поисково- исследовательскую деятельность детей Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности. Задачи проекта для родителей: Создание условий для заинтересованности родителей в формировании знаний о природе Привлечение родителей к формированию экологической грамотности у детей. Задачи проекта для педагогов: Изучение литературы по теме проекта Повышение профессиональной компетентности в вопросах эко логического воспитания детей 3- 4 лет Создание информационной среды для просвещения родителей Подготовка компьютерной презентации «Деревья нашего участка». Ожидаемый результат Реализация данного проекта позволит достичь следующих результатов: Дети: Владеют углубленными знаниями о родной природе Бережно относятся к миру природы Познакомились с новыми произведениями о природе Понимают важность сохранения природы Проявляют познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве. Родители: Активно взаимодействуют с педагогами в процессе формирования экологической культуры у детей Принимают активное участие в акциях, включенных в проект Педагоги: Создали информационную среду для просвещения родителей Пополнили развивающую среду группы по теме проекта Подготовили мультимедийную презентацию «Деревья нашего участка». Продукт проекта Продуктом данного проекта является мультимедийная презентация «Деревья нашего участка». Посадка дере ва на участке. 4. Стратегия и тактика проектных действий на всех этапах реализации проекта 1 Этап – Концептуальный. Проектное мероприятие Сроки исполнения Выбор темы проекта, мотивация выбора. Формулирование целей и задач проекта. Определение содержания проекта( проектно –т ематический план) . 2 Этап – Формирующий. Проектное мероприятие Сроки выполнения Выполнение проектно- тематического плана. 3 Этап- Заключительный( рефлексия) Проектное мероприятие Сроки исполнения Анализ достижений поставленных целей, результатов. Самооценка степени реализации проекта. Проектно – тематический план Направление Тематика Форм Организации Сроки проведения Работа с детьми «Дедушка дерево» Чтение художественной литературы Э. Машковская «Назови деревья» Наблюдение на участке «От какого дерева листок» Дидактическая игра «Кора – кожа для дерева» Наблюдение в природе «Берёза» Чтение художественной литературы О. Зыкова «Пластилиновое дерево » Лепка «Соберём листочки» Сбор листочков для гербария «Опиши дерево» Составление описательного рассказа «Вечер потешек, песенок» Развлечение «Ветер дует нам в лицо» Физкультминутка «1, 2, 3 к дереву беги» Подвижная игра «Дерево, чей дом? » Беседа «Моё дерево» Рисование на природе( на песке) Работа с родителями «Игры с детьми на прогулке» Консультация «Пластилиновое дерево» Выставка работ детей «Запрещающие знаки» Оформление с детьми природоохранных знаков Виды совместной деятельности Образовательная деятельность с направлениями развития Вид деятельности Социально- коммуникативное развитие: социализация; трудовое воспитание; безопасность. экскурсии по участку детского сада; наблюдения; беседы; свободное общение; труд. Познавательное развитие: исследовательская деятельность; ФЭМП; ФЦКМ. рассказ воспитателя; рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций; наблюдение за листопадом; обследование и рассматривание листьев: определять форму: круглые, овальные, резные; окраску: оттенки зелёного, жёлтого и красного цвета, неоднородность цвета( пятнистость, полосатость) ; величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья; поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев; дидактические, познавательно- речевые, пальчиковые игры; счёт; раскладывание в возрастающей и убывающей последовательности. Речевое развитие: чтение художественной литературы чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме; загадывание загадок; рассматривание картин, открыток, иллюстраций. Художественно- эстетическое развитие: изобразительная деятельность; конструктивно- модельная деятельность; музыкальная деятельность продуктивная деятельность; прослушивание музыкальных произведений. Физическое развитие подвижные игры; физкультминутки. Литература: 1. Киселева Л. С. , Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». 2. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми». 3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». . 4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду». 5. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста». 6. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они? ». Приложение 1 Реализация проекта Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал был разделен на блоки: осень, зима, весна. 1 блок «Осень» сентябрь, октябрь, ноябрь Беседы и наблюдения: «Какие разные деревья»; «Что есть у дерева»( ствол, ветки, листья) ; «Стройная берёзка»- рассмотреть листья, ствол; «Красивый каштан»- рассмотреть листья, ствол; «Рябинка»- отметить, что есть у рябины; «Падают, падают листья»; «Как деревья готовятся к зиме». Вывод: листьев становится все меньше, опавшие листья делаются темными, сухими. Экскурсии и целевые прогулки вокруг детского сада – обратить внимание на осенние деревья, находить знакомые деревья Дидактические игры: «Узнай дерево по листьям»; «Лист, с какого дерева»; «Найди такой же листочек»; «Какого цвета лист»; «Найди лист по цвету( размеру, форме, величине) »; «Разложи листья( чередование) »; «Соберем гирлянду из листьев»; «Найди самый большой лист( самый красивый) »; «Что сначала, что потом». Игры по развитию речи: «Осенние листья»- пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять, ( загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. ( с жимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, листья рябины, Листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём, ( загибают пальчики, начиная с большого) Маме осенний букет принесём( шагают по столу средним и указательным пальчиками) Подвижные игры: «Принеси лист березы»; «Поймай листок»; «Найди и принеси красный( жёлтый, зелёный) лист». Трудовая деятельность: Сгребание сухих листьев в определенное место; Сбор разноцветных листьев; Сбор опавших листьев вокруг деревьев; Уход за поломанными ветками. Продуктивная деятельность: «Мое любимое дерево»- аппликация «Стройная берёза»- рисование «Осенние листочки»- раскрашивание «Осень»- аппликация( коллективная работа) Для оформления группы: «Листопад»- аппликация из ткани «Дерево в золоте»- лепка из теста Художественная литературы: Мы — листочки, мы — листочки, Мы — осенние листочки. Мы на веточках сидели, Дунул ветер — полетели. Мы летали, мы летали — Все листочки так устали. Перестал дуть ветерок — Все уселись в кружок. Ветер снова вдруг подул И листочки с веток сдул. Все листочки полетели И на землю тихо сели. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом — Чудеса увидишь в нем. ( Лес. ) Дом открыт со всех сторон. В доме — тысяча колонн. Над колоннами — шатры, Под колоннами — ковры. Тут живут и на коврах, И в колоннах, и в шатрах. ( Лес. ) 2 блок «Зима» декабрь, январь, февраль Беседы и наблюдения: «Почему на деревьях нет листочков» «Первый снег» «Деревья в инее» «Ясная, солнечная погода» «Метель» «Дерево – кустарник» «Деревья зимой» «Согреем деревья» Вывод: зимой деревья стоят голые, без листьев. Они отдыхают, спят, набираются сил. Экскурсии и целевые прогулки вокруг детского сада – обратить внимание на зимние деревья, находить знакомые деревья. Дидактические игры: «Назови дерево: береза, клён, рябина» «Найди дерево по описанию» «Найди дерево по ветке». «Загадай, мы отгадаем» «Найди дерево по семенам» «Собери пирамидку из листьев( по возрастанию) » «Разложи листочки по цвету»( по убыванию, возрастанию «Деревья, плоды, ягоды» лото «Сложи картинку. Деревья и листья» Игры по развитию речи: «Дождик»- на координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Капля раз, ( прыжок на носочках, руки на поясе) Капля два( прыжок. ) Очень медленно сперва( 4 прыжка. ) А потом, потом, потом( 8 прыжков. ) Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли( руки развести в стороны. ) От дождя себя укрыли. ( р уки полукругом над головой) Подвижные игры: «Листопад» Листопад! Листопад! ( действия выполняют дети с желтыми листьями) Листья желтые летят! Кружатся красивые желтые листочки! Кружатся красивые красные листочки! ( действия выполняют дети с красными листьями) Сели! ( уселись и замерли, не шевелятся) Прилетел легкий ветерок, подул( дуют) Поднялись листья, разбежались. ( р азлетелись в разные стороны) Закружились, закружились! ( кружатся) Листопад! Листопад! Листья по ветру летят! Затих ветерок, и листочки медленно опускаются на землю( садятся вначале жёлтые, затем красные листья) Трудовая деятельность: Сгребание снега к стволу дерева; Очистка стволов от отмершей коры; Утепление корней деревьев и кустов снегом. Продуктивная деятельность: «Зимнее дерево»- рисование «Деревья зимой»- рисование( коллективная работа) Для оформления группы: «Деревья в инее»- аппликация, соль «Гроздь рябины»»- лепка( пластелинография) Художественная литература: И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. Стоят деревья в инее То белые, то синие. Столбами синеватыми Стоят дымки над хатами. И все на свете в инее — То белое, то синее. Под снегом спят кусты и сад, И пруд, и огород. Есть в лесу ложбина, Там растёт рябина. Бусы, ягоды на ней Словно россыпи огней. Белая берёза – Машина сестричка У берёзы белой Тоже есть косичка Машенька к берёзе Белой подойдёт, Ленточку берёзе В косы заплетёт 3 блок «Весна»- март, апрель, май Беседы и наблюдения «Что нужно нашему дереву? » «Ещё в полях белеет снег… » «Набухшие почки» «Берёзовый сок» «Деревья в цвету» «Первые листочки» Вывод: деревья просыпаются от зимней спячки, появляются листочки. Экскурсии и целевые прогулки вокруг детского сада – обратить внимание на весенние деревья, находить знакомые деревья Дидактические игры: «Узнай дерево по коре»; «Детка с ветки»; «Опиши дерево/ куст/ » по мнемокарте: название, дерево или кустарник? какой у дерева ствол? ( толстый, тонкий, высокий, низкий. ) какая у дерева кора? ( темная, светлая, гладкая, шершавая. ) какого цвета и формы листья? ( круглые, симметрично расположены листики овальной формы, резные, вытянутые) . Игры по развитию речи: «Береза» на развитие речевого дыхания Береза моя, березонька( дети идут хороводом, взявшись за руки) Береза моя белая, береза кудрявая( меняют направление движения. ) Стоишь ты, березонька, ( встали, подъем рук вверх, вдох. ) Посередь долинушки, ( опустили руки, выдох. ) На тебе, березонька, ( подъем рук, вдох. ) Листья зеленые, ( опустили руки, выдох. ) Под тобой, березонька, ( подъем рук, вдох. ) Трава шелковая. ( о пустили руки, выдох. ) Подвижные игры: «Кто быстрее добежит до берёзы( рябины) »; «1, 2, 3 – к дереву беги»; Физкультминутка «Листья» Листья осенние тихо кружатся, ( кружатся на цыпочках, руки в стороны. ) Листья нам под ноги ложатся( приседают) И под ногами шуршат, шелестят, ( движения руками вправо- влево) Будто опять закружиться хотят. ( поднимаются кружатся) ; Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо» Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо Ветер тише, тише, деревцо всё выше, выше. Трудовая деятельность: Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев; Удаление поврежденных и сухих веток; Сбор поломанных веток на участке; Подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников. Продуктивная деятельность «Ветка в вазе»- рисование Для оформления группы: «Праздник берёзки»- аппликация «Русская берёзка» Художественная литература: Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. ( Березы. ) Набухают почки, Пробиваются листочки, Начинают муравьи Поправлять дворцы свои. Эти маленькие бочки Распечатает весна. А пока в них спят листочки И растут во время сна. Перспективный план наблюдений за деревьями( берёза, рябина, сосна) Время года Тема Цели Осень Какие разные деревья 3 сентября Обратить внимание детей на деревья( берёзу, каштан, сосну и рябину) и спросить одинаковые или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство( есть ствол, листья, ветки) и различия( форма листьев, строение ствола, на рябине есть ягоды) Стройная берёзка 10 сентября Показать, что у берёзы есть ствол, ветки( их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные. Рябинка 24 сентября Найти у рябины ствол и ветки, сравнить с берёзой и клёном: отметить, чем похожи и чем отличаются. Отметить, что листья рябины отличаются от других. Их на веточке много, листики овальной формы и симметрично расположены напротив друг друга. Бывают зелёные, красные, оранжевые, бордовые. Отметить, что у рябины есть ягоды, которыми питаются птицы зимой. Спросить, какое дерево им нравится больше, почему. Обойти вокруг рябинки, полюбоваться её красотой. Кора 8 октября Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении: защищает от мороза, солнца и ветра. Сравнить кору на деревьях: берёза, клён, рябина и отметить различия. Учить детей определять дерево по коре. Падают- падают листья… 15 октября Обратить внимание детей на лежащие под деревьями листья- опали; опавшие листья: разноцветные, разной формы. Показать, что сосна листочки( хвою) не сбрасывает. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья; сравнить листья по цвету, размеру и определить с какого дерева. Отобрать с детьми самые красивые листья, спросить, почему они нравятся детям. Предложить детям походить по листьям послушать, как шуршат; сделать вывод: листьев становится все меньше, опавшие листья делаются темными, сухими. Как деревья готовятся к зиме? 5 ноября Рассказать детям, что деревья, сбрасывая листья, но не сосна, готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни. Из истории использования древесины 18 ноября Рассказать детям, что из древесины делают бумагу. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать? Надо бережно относиться к книгам, старые аккуратно заклеить, подшить. Зима Первый снег 4 декабря Осмотреть участок, найти знакомые деревья. Что есть у деревьев? ( Ствол, ветки, а на рябинке красные ягоды) Спросить, почему деревья голые, куда делись листочки, почему? Изменилась ли сосна? Рассказать, как изменились деревья и почему? Важно, чтобы дети поняли, что изменения вызваны уменьшением солнечного света и тепла, наступлением холодов. Спросить, какие деревья они знают? Поупражнять в различении деревьев по веткам и стволам. Идет волшебница- зима, Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. А. Пушкин Улицей гуляет Дедушка Мороз, иней рассыпает по ветвям берез 18 декабря Обратить внимание детей на обилие снега. Он и на земле, и на деревьях, и даже кажется, что он в воздухе. А какие деревья растут на участке? Хорошо ли деревьям оттого, что на их ветках много снега? Хорошо, потому что снег, как шуба, спасает от сильных морозов, плохо — от тяжести, ветки могут сломаться. Мороз и солнце – день чудесный 25 декабря Рассказать, что в зимнее время деревья находятся в состоянии покоя, отдыхают, так как очень холодно, мало света, вместо воды — снег. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Рябинушка- кормилица 31 декабря Уточнить знания детей о рябине, отметить, что есть у рябины( ствол, ветки, гроздья красных ягод) . Полюбоваться красотой дерева в зимнее время, как красиво алеют ягоды на снегу. Объяснить детям какую пользу приносят эти ягоды( плодами зимой питаются птицы) . Эти ягодки рябиновые как камушки, рубиновые На холмах и на равнинах алеют кисти на рябинах. Оттепель 14 января Понаблюдать за деревьями в оттепель( как прекрасны деревья с заледеневшими ветками, как мелодично звенят ими) . Объяснить детям, что на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон. Подойти к берёзе полюбоваться её красотой и послушать мелодичный звон. Ясная, солнечная погода 21 января Объяснить, что зимой – в ясную солнечную погоду – кора дерева тёплая. В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев тёплые( подойти к деревьям и потрогать кору у дерева рукой) . Метель 28 января Показать зависимость состояния деревьев от погодных явлений. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку, таким образом, утепляют стволы деревьев. После метели деревья стоят все белые, занесённые снегом. Снег утепляет корни деревьев, они не замёрзнут, а весной снег растает и напоит дерево водой, появятся листочки и дерево оживёт, проснётся от зимней спячки. Весна Что нужно деревьям? 5 февраля Углубить представления о том, без чего деревья не могут жить. На панно, где изображено дерево, постепенно выкладывать рисунки и уточнять их значимость: солнце( дереву нужен свет и тепло – в марте солнце греет сильнее) ; капелька воды или облако- без воды деревья погибнут, ей они питаются; комочек земли – почва( всё, что нужно для роста находится в почве; дождевой червь – он рыхлит почву, чтобы дереву было легче дышать; ветер, пчела и шмель – они разносят семена, за счёт чего прорастают новые деревья; необходим и воздух, но как его изобразить – он ведь прозрачный, невидимый. Ещё в полях белеет снег… 11 февраля Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы. Снег ещё лежит под деревьями, но около стволов появились воронки – это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев скоро начнётся сокодвижение. Осмотреть деревья на участке до начала сокодвижения, в присутствии детей удалить поврежденные и сухие ветки. Объяснить, зачем это делается. Почки 19 февраля Посмотреть, как набухают почки на деревьях – «домики листьев». Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребёнку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи – когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. Рассмотреть почки на берёзе, каштане и рябине, определить что они разные, отличаются: у одних круглые, у других продолговатые, мелкие и крупные. У берёзы почки мелкие и продолговатые, а у каштана крупнее. Набухают почки, пробиваются листочки Начинают муравьи поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков Какие разные эти ветки 25 февраля Вместе с детьми срезать 3 ветки: берёзы, сосны, рябины и рассмотреть на них почки, уточнить на какой ветке какие почки. Предложить детям поставить их в группе в вазу, и понаблюдать на какой из веток появятся первые листочки. Эти маленькие бочки распечатает весна, А пока в них спят листочки и растут во время сна. Берёзовый сок 4 марта Формировать бережное и заботливое отношение к берёзе. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: делают надрез на коре – и сок стекает. Рассказать о пользе берёзового сока для здоровья( сок очень полезный, он богат витаминами) , научить, что после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной, чтобы дерево не заболело и не погибло. Не зря в русской пословице говорится: «Берёза плачет кровавыми слезами». Цветут ли деревья? 11 марта Объяснить детям, что деревья тоже цветут, но по- разному: на одних появляются длинные серёжки, а на других цветочки. Это значит, что деревья проснулись от зимней спячки. Полюбоваться красотой деревьев, подойти поближе к каждому дереву рассмотреть серёжки и цветы. Лист зеленеет молодой 17 марта Обратить внимание детей на красоту весенних деревьев. Обратить внимание на блестящие листики их яркий и сочный цвет, а также рассмотреть их, они разные: маленькие, большие и резные. Майские жуки и насекомые загудели возле зелёных веток деревьев. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? 25марта Показать, что в жаркую погоду ствол берёзы не нагревается. Если в жаркий день дотронуться до ствола берёзы, то можно заметить, что даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным( попросить детей потрогать ствол берёзы и другого дерева руками) . Объяснить, что белый цвет отражает солнечные лучи( провести эксперимент «Что нагреется быстрее – чёрная или белая ткань) . Итоговое ОДД «Что подсказала природа» 1 апреля Воспитывать желание защищать и оберегать природу Паспорт деревьев Береза Берёза на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Берёза отличается своим стройным ростом. . Высота деревьев достигает 20 – 25 м и более, живет береза до 100 – 120 лет. Растение с цветами – серёжками, которые появляются до образования листьев. Цветёт в апреле – мае. Корневая система берёз мощная. Берёза растёт медленно только в первые годы, потом, наоборот, начинает расти быстро, Кора у берёз белая, желтоватая. Листья берёзы по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие. Почки покрытые часто клейкими чешуйками Для многого пригодна берёза: отличная древесина, хоть дом срубить, хоть мебель изготовить. Дрова очень жаркие, другие – берёзовым не чета. И русская банька немыслима без берёзового веника. А сколько народных промыслов применяют бересту и древесину. Береза лечит людей от многих заболеваний. Весной, во время сокодвижения, можно заготавливать березовый сок: он имеет целебные свойства. Из её древесины получают медицинский активированный уголь. Медицина издревле использует почки берёзы, листья и сок. БЕРЕЗА НА УЧАСТКЕ Рябина Рябина — это листопадное дерево высотой от 4 до 8 м. Растет на открытых и затененных местах, на разных почвах, не выносит только сильно заболоченных. Хорошо отзывается на удобрения и грамотную обработку почвы, легко переносит неблагоприятные годы. Она произрастает повсеместно в пределах нашей страны. В средней полосе ее можно считать морозостойкой и засухоустойчивой культурой. Рябина практически не повреждается болезнями и вредителями. Очень хорошо переносит пересадку. Корневая система у нее разветвленная и размещается в верхних слоях почвы, поэтому ее можно выращивать на почвах с близким стоянием грунтовых вод, где многие плодовые культуры расти не могут. Переносит морозы до минус 50°С. Цветет поздно. Кора у неё серая. Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие. Плоды рябины — оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса. Рябина — ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение. В ее плодах много биологически активных веществ: витамина С, железа много глюкозы, фруктозы, обнаружен йод. Богата она и фитонцидами. Из плодов рябины можно готовить соки, варенье, компоты, повидло. Протертые плоды некоторых сортов используются как приправа. Лекарственное значениеСушеные плоды рябины применяют в виде сборов, жидких экстрактов из свежих ягод. Плоды рябины используют также при атеросклерозе, гипертонической и почечнокаменной болезнях, применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при диабете, заболеваниях печени и почек. О собенно ценны плоды рябины как богатое поливитаминное средство. В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков Итог Таким образом, комплексная реализация мероприятий по экологическому образованию через проектную деятельность способствовала: росту профессионализма воспитателя, настоящим достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением способами экологического образования и воспитания; осознание детками бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать отличные условия вместе с взрослыми. Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, приобретения навыков бережного отношения к окружающему миру. Дети получили новые знания, а вместе с этим позитивный настрой от того, что проходя по участку детского сада, могут показать своим родным, результат своих знаний труда и вместе полюбоваться красотой весенних деревьев. РОБОТА С ДИДАКТИЧЕСКИМ ДЕРЕВОМ( Осень) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Ржевского района Тверской области Мастер – класс для родителей по пластилинографии. Тема: «Рисование пластилином». Подготовила и провела воспитатель 1 кв. категории Смородкина Нина Евгеньевна Ржевский район 2017 Мастер – класс для родителей по пластилинографии. Тема: «Рисование пластилином». План. Теоретическая часть. Практическая часть. Заключительная часть. Педагог. – Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на мастер- класс. Мастер- класс – это «умею сама, научу вас». Я очень надеюсь, что все чему вы научитесь пригодиться вам в воспитании и развитии ваших детей Цель: Расширить знания родителей о нетрадиционных способах использования пластилина. Продемонстрировать технику рисования и приемы работы с пластилином. Познакомить с видами пластилинографии. Объяснить, что работа с пластилином развивает мелкую моторику пальцев рук. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись, где пластилин используется в виде «краски». Лепка – один из самых эмоциональных и увлекательных видов изобразительной деятельности. Лепка – наиболее эффективна для развития мелкой моторики. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами. Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико- пространственным восприятием( координацией движений) , наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, и учебных действий. Рисование пластилином имеет большое значение для всестороннего развития детей, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширяет кругозор детей, влияет на творческие способности детей. Также у детей развивается память, воображение, мышление. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Пластилин – универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Материалы, используемые в пластилинографии: Картон( однотонный или цветной) Дерево, стекло или пластик Набор пластилина Дощечки для пластилина Стеки Стакан с водой Природный или бросовый материал Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости. Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т. п. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовы й( катушки, диски, бусины) и природный( шишки, ракушки, каштаны) материалы. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще неокрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных. Сейчас я расскажу и покажу, ка к нарисовать пластилином Дерево. Начну работу с ножки. Возьму кусочек белого пластилина и скатаю его колбаской, приложу готовую колбаск и делаем ствол дерева ка картонке, равно мерно прижму получившуюся ствол расплющу на основе. Для травки возьму несколько маленьких кусочков зеленого пластилина и скатаю небольшие колбаски, приложу их к нижней части ствола и расплющу в разные стороны. Теперь дело за листочками. Возьму кусок красного, желтого оранжевого пластилина, скатаю тонкие колбаски и закручу ка улитку, приложу к веточкам. Затем, сплющивая, равномерно распределя ю пластилин по всей кроне дерева. . С катаю маленькие шарики из красного пластилина, получится ягоды или яблоко. дерево готов. При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух цветов не рекомендуется. Существует два способа получения разнообразных оттенков. Первы й- смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второ й- взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для придания поверхности блеска, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, и стеками. Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха. А сейчас приглашаю вас попробовать выполнить работу в технике пластилинографии. Вы можете взять картонки с готовым рисунком или нарисовать свой. Практическая часть. Заключение. Педагог. - Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания. Спасибо за активное участие в мастер- классе, за чудесные картины. Позвольте вам вручить памятки с советами и рекомендациями по обучению детей пластилинографии.