Педагогический проект «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ»
Документы для скачивания
Педагогический проект «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ» Выполнил: Воспитатель МДОУ № 36 « Улыбка» Пишко Евгения Павловна СОДЕРЖАНИЕ стр. Введение……………………………………………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 ГЛАВА 1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества…………………………………………………………………… …5 1. 1 Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов …5 1. 2 Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве ………………………………………………………………………. 7 ГЛАВА 2. Развитие художественно- творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования ……………………………………………………………………. . . 14 2. 1. Развитие художественно- творческих способностей дошкольников в процессе нетрадиционного рисования ………………………………………………………………………14 Заключение……………………………………………………………………………… …………30 Список литературы……………………………… ………………………………………………. . . 32 Приложение 1……………………… ………………………………………………………………34 Приложение 2……………………………………………… ………………………………………35 «Детский рисунок, процесс рисования это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что- то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В. Л. Сухомлинский. Введение Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности. Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью р ебенка. Занятия рисованием способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что- то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отноше ние к жизни, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Творческое развитие детей, это и определило объект моей работы. Объект: Творческое развитие детей. Предмет: Приёмы техник нетрадиционного рисования. Гипотеза: Творческое развитие детей будет успешным, если к предметной деятельности будем применять приёмы нетрадиционного рисования. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Цель: Разработать программу по нетрадиционному рисованию для творческого развития детей. Задачи: 1. Изучить теоретические основы творческого развития детей дошкольного возраста. 2. Изучить приемы нетрадиционного рисования. 3. Разработать программу нетрадиционного рисования. 4. Реализовать программу нетрадиционного рисования на базе МБДОУ № 36 «Улыбка» в старшей группе № 10 «Звёздочки» Проблемой развития детского изобразительного творчества занимал ись Д. Б. Богоявленская, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. В. Рождественская. Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А. В. Запорожц а, В. В. Давыдова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием. Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию. ГЛАВА 1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества 1. 1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде все го следует учесть, что предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Многообразие видов деятельности человека и количественно- качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. О человеке, делающем что- либо хорошо и быстро, говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40- 60- х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных учёных Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева. Ф. Н. Гоноболи на, Ковалева и других. Н. В. Рождественская считает, что «возможны несколько путей в изучении художественных способностей. Один из них связан с аналитическим подходом к проблеме. Задача исследователя в этом случае- выделение отдельных компонентов, результативных для развити я данной способности». Второй путь- это выделение специальных психологических компонентов способностей, в данном виде психологии неизвестных. Третий путь предполагает выделение в деятельности отдельных операций или ситуаций, в которых, возможно, будет преимущественно проявляться то, что называется «психологической квалификацией». Возможен и синтетический подход к изучению художественных способностей: можно направить усилия на поиски взаимосвязи между компонентами способностей. При этом способности изучаются как целое, хоть и состоящее из компонентов, но не сводимое к их сумме. Б. М. Теплов в статье «Способности и одарённости» понимает под способностями индивидуально- психологические способности, отличающие одного человека от другого. К способностям относятся лишь такие особенности, которые имеют отношение к успеваемости выполнения какой- либо деятельности. Он считает, что к способностям нельзя отнести такие проявления, как вспыльчивость, вялость, медлительность, память и т. п. Способности, считает Теплов, не могут быть врождёнными. В основе способностей «лежат некоторые врождённые особенности, задатки». Способности существуют только в развитии, а создаются и развиваются они только в процессе деятельности. Большое внимание уделил разработке проблемы способностей С. Л. Рубинштейн в своих работах «Основы общей психологии» и «Бытие и сознание». С. Л. Рубинштейн под способностями понимает пригодность к определённой деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения. В основе способностей, по С. Л. Рубинштейну, лежат «наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков». Под задатками понимаются анатомо- физиологические особенности нервно- мозгового аппарата человека «Развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный момент, как предпосылка». Очень ценной является мысль С. Л. Рубинштейна о том, что способность представляет собой сложное синтетическое образование личности. Н. С. Лейтес справедливо подчёркивает, что «чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности». Н. С. Лейтесу принадлежит также глава о способностях в учебнике «Психология». В ней в основном воспроизводятся способности как условия успешного выполнения деятельности, сочетания способностей, обеспечивающие успешность, способности людей как продукт истории, развитие способностей в процессе деятельности, отношения способностей и задатков и т. п. Б. Г. Ананьев в «Очерках психологии» указывает, что способность образуется вследствие развития высших функций, в результате которого возможно творческое применение накопленных знаний. В 70- е гг. XX века вышли в свет две значительные работы, обобщающие опыт теоретических исканий в области изучения способностей: «Проблемы способностей» К. К. Платонова и «Методологический аспект проблемы способностей» Т. И. Артемьевой. Психология способностей составляет один из важных разделов психологической науки. Исследования в этой области имеют огромное значение для теории и практики обучения и воспитани я творческой личности. В современной психологии сформулированы различные теоретические и методические подходы к исследованию и формированию способностей человека, два из которых наиболее значимы. В соответствии с одним способности человека рассматриваются как предпосылка успешности обучения, как совокупность личностных и других особенностей человека, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний и усваиваемых видов деятельности, решать творческие задачи. В соответствии с другим подходом способности составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности, которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данной системе знаний или в данном виде деятельности. Каждый из подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Первый предполагает, что способности в большей степени составляют основу индивидуальных различий между людьми, второй- основывается на положении о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования способностей. Для исследовательских целей в каждом из подходов сформулированы специальные проблемы. Однако для педагогической психологии и для педагогической практики неправомерно противопоставление одного подхода другому, противопоставление или игнорирование способностей как предпосылок успешного обучения способностям как результату обучения. Работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Таким образом, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества. Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию. 1. 2 Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности. Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого- педагогической литературе. Однако, они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре. Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению их содержания- исходя из специфики деятельности. Изобразительная деятельность- это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ( в частности, рисунок) может выполнять разные функции( познавательную, эстетическую) , так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе- изображение и выражение- придает деятельности художественно- творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфики способностей к данному виду деятельности. Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения( Г. В. Лабунская, Н. П. Саккулина) . Первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую- исполнительной( Л. А. Венгер, Н. П. Саккулина) . Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств( свойств) личности, т. е. способностей. В. И. Киреенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно: 1) способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться; 2) способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений. 3) способность оценивать пропорции; 4) способность оценивать степень приближения данного цвета к белому; 5) способность оценивать пер спективные сокращения. В ыделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ. Таким образом, автором выделена хотя и важная, но далеко не исчерпывающая специфики деятельности группа способностей. Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н. П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. В 1959 году вышла одна из интереснейших работ Н. П. Сакулиной по проблеме способностей к изобразительной деятельности «Развитие художественно- творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием». Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные- изобразительную и выразительную, Н. П. Сакулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению. Способность к изображению состоит из трех компонентов: 1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом( воспринимать содержание и форму в единстве) , а форму- в то же время расчленено( строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину) . 2. Овладение средствами графического воплощения образа( овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве) . Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать. 3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н. П. Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным- графическим. Из трех компонентов развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы- владение мелкими дифференцированными движениями рук( кисть руки, пальцы) , отмечает Н. П. Сакулина. В этой же работе Н. П. Сакулина выделяет показатель уровня развития способности к изображению- степень реальности изображения и делает выводы о возможностях создания реалистического изображения ребенком, дошкольником. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский рисунок следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности. По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма. Н. П. Сакулина отмечает, что способность к изображению обуславливает создание любого рисунка с различными целевыми установками. Затем она рассматривает те качества, которые необходимы для создания художественного рисунка, то есть способность к художественному выражению. Она предполагает и другой термин- «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно- творческих способностей. В озможной выразительности детского рисунка мож но выделить некоторые свойства, составляющие способность к образному выражению: 1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т. е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т. п. 2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно- выразительного образа. Необходимое условие этой активности- наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразитель ных умений и навыков. Таким образом, способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности ребенка на создание нового, оригинального образа. Т. С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсор ных способностей. Р азработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей: 1. Способность целенаправленного аналитико- синтетического восприятия изображаемого предмета. 2. Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении. 3. Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности. 4. Способность совершать комплекс движений под контролем зрения. 5. Способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению. 6. Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т. е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта, и преобразование его при помощи воображения. В 60- 70 гг. и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздей ствия на развитие творческих способностей занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н. А. Ветлугиной. Они считали, что художественно- творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности. 1. Способность образного видения окружающего( умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта) , воспринимая его через призму наиболее выразительного признака( важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т. п. ) . 2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме( оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт. 3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа. 4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво, непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью. Выделенные художественно- творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий. Таким образом, при всех различиях в подходе определения содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно- творческому выражению. Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту. 1. Первый этап- игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятии и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что- то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность». На этом этапе ребенок тянется за родителями. 2. Второй этап- индивидуальность. Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило. На этом этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка 3. Третий- этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома( Родители теперь выступают в роли зрителей) . На этом этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью. 4. Четвертый- этап мастерства. На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы. Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни». Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности- организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдении за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до" потолка" своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д. 5. Умная, доброжелательная помощь( а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей, так как формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. ГЛАВА 2. Р абота по развитию художественно- творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования 2. 1 Развитие художественно- творческих способностей дошкольников в процессе нетрадиционного рисования Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества- разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы- вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Наш сад работает по программе “Радуга”, задача которой является развитие творческих способностей по средствам изобразительной деятельности. Работая воспитателем детского сада, и одновременно веду кружок дополнительного образования по нетрадиционному рисованию с детьми старшей группы «Весёлые пальчики». Занятия художественного творчества строятся так, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить себя, выразить свои творческие возможности в рисунке. Заняться пр облемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Наблюдая за детьми, заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой — они работают с разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. Но главное, в работах детей — не было фантазии и творчества. Наблюдение в старшей группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Цель представленной работы: изучение развития художественно- творческих способностей в процессе рисования нетрадиционными техниками у детей 5- 6 лет. Задачи: 1. Проведен ие анализа литера туры по проблеме изучения диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте; 2. Проведение исследовательской работы по выявлению художественных спосо бностей детей в нетрадиционной технике рисования; 3. Разработка путей развития творческих способностей в области р исования нетрадиционными техниками; Объектом исследования: выступают дети старшего дошкольного возраста, их художественно- творческая деятельность в виде р исования. Предмет исследования: рисование нетрадиционными методами как фактор развития художественно- творческих способностей. Гипотеза: Занятия по рисованию в нетрадиционной технике с пособствуют развитию художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Решению задач будут способствовать методы исследования: 1. Всеобщие: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей; 2. Общенаучные: анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования; 3. Частные: изучение продуктов деятельности, эксперимент, построение гипотезы. С целью изучения механизмов формирования и развития художественно- творческих способностей в нетрад иционной технике рисования, исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ детского сад «Улыбка» г. Саянск, старшая групп №1 0 «Звёздочки». В данном проекте участвовало 15 человек. Была проведена диагностика по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г. А. Урунтаевой “Умелое использование детьми всех н етрадиционных техник рисования”( Приложение 1) Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы: а) наблюде ние- научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления; б) эксперимент- основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий; в) диагностика- подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений; г) анализ продуктов деятельности- один из методов психологи, изучающей детские рисунок. Т. С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно- творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением( «Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п. ) ». Чтобы у детей не создавалось шаблона( рисовать только на альбомном листе) , листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга( тарелочка, блюдце, салфеточка) , квадрата( платоч ек, коробочка) . Постепенно ребёнок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью по дбирать материалы для рисования. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы изобразительной деятельности. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так их как, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п. , но в старшем дошкольном возрасте эти ж е техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п. Виды нетрадиционных техник рисования: 1. Тычок жесткой полусухой кистью( Рис. 1) Эта техника не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Метод тычка позволяет получать предметы более реальные – живые, объёмные; прочувствовать многоцветность образа. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности п ушистой или колючей поверхности Рис. 1 Тычок жесткой полусухой кистью «Звери и природа» Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. 2. Рисование пальчиками( Рис. 2) Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику и способствует развитию речи. Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что ребенок учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рис. 2 Рисование пальчиками «Чайник» 3. Рисование ладошкой( Рис. 3) В результате такого рисования ребенок тренирует раздельные движения пальчиков, тем самым стимулирует развитие мозговой деятельности, мышления, развивает речь. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опус кает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рис. 3 Рисование ладошкой «Фруктовые деревья» 4. Оттиск пробкой( бутылкой) ( Рис. 4) Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Рис. 4 Оттиск пробкой( бутылкой) «С 8 Марта» Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. 5. Монотипия предметная( Рис. 5) Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета( предметы выбираются симметричные) . После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Рис. 5 «Цветы для мамы» 6. Кляксография с трубочкой( Рис. 6) Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка( соломинка для напитков) . Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно( капельку) . Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Рис. 6 «Осминожк и» 7. Кляксография обычная( Рис. 7) Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Рис. 7 Кляксография обычная «Настроение» Экспериментировать нетрадицион ные техники рисования интересно, в этом есть свой плюс, ведь тогда дети легче удерживают внимание и приобретают уникальный опыт. Но техники и приемы должны выбираться исходя из их простоты и эффективности. При ее использовании у ребенка не должно возникать затруднений и сложностей. При применении такой техники процесс создания изображения и получение конечного результата должны быть интересными и привлекательными для ребенка. Изучив возможности нетрадиционной техники рисования, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Эффективность работы по формированию художественно – творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования во многом зависит от создания условий для успешного развития детского художественного творчества: разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях, подбор материала, методов и приемов. Разнообразные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция. Детское изобразительное творчество- мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности. В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. По диагностике Г. А. Урунтаевой был определён уровень развития творческих способностей на начало учебной деятельности( Сентябрь) ( Рис. 8) Рис. 8 Уровень изобразительной деятельности на начало учебного года. Результаты диагностики в нача ле года по диаграмме, уровни развития художественно- творческих способностей у детей, средний уровень составляет 67% , наблюдается высокий уровень, который составляет 13% , а низкий- 20% . В течение года все техники нетрадиционного рисования были изучены и апробированы в работе с детьми. Использование материала методического пособия Г. Н. Давыдовой «Нет радиционное рисование в детском саду», по которому разработано п ерспективное планирование с использованием нетрадиционных техник в занятиях по рисованию с детьми старших групп. Планирование занятий нетр адиционными техниками рисования Месяц, Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Оборудование Сентябрь Детский сад, дом, семья «Дом в котором я живу» Рисование акварелью по туши Развивать у детей изобразительные умения и навыки, знакомить их с работой тушью, упражнять в работе с акварелью Бумага, тушь, акварель, кисточки тонкая для туши и средняя для акварели Наше тело Клоун Кляксография Продолжать знакомить с разными техниками и упражнять детей в изображении человека Бумага, простой карандаш, баночки с цвет. Клейстером, гуашь Ранняя осень, осенние цветы «Осенний букет» Рисование с помощью растительных элементов Развивать интерес к изодеятельности, учить печати растительными элементами Бумага, гуашь, широкая кисть, живые листья В лес по грибы и по ягоды «Грибы в корзинке» Рисунки из ладошки Расширить знания детей о грибах, учить рисовать грибы ладошкой Бумага, гуашь, кисти, картинки грибов Месяц Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание О борудование Октябрь Осень в парке и в лесу. Деревья осенью Осень на опушке краски разводила Печать листьев О знакомить с новым видом изодеятельности «печать растений», развивать чув ство композиции. Листья разных пород деревьев, гуашь, кисть, репродукция И. И. Левитана «Золотая осень» Откуда хлеб пришел «Вкусное печенье» Оттиск из бутылки Развивать у детей интерес к технике, умение делать узоры, располагать узор на бумаге. Бутылки разных размеров с ребристым дном, г уашь, кисточки, емкость с водой, салфетки Овощи. Труд людей на полях и огородах «Овощи на подносе» Монополия предметная Развивать представления о форме предметов, знакомить с работой тушью, упражнять в работе с акварелью Бумага, тушь, кисточки, акварель, салфетки, емкость с водой Фрукты. Труд людей в садах «Натюрморт из фруктов» Восковые мелки и акварель Продолжать учить изображать фрукты, восковыми мелками и аквар елью Бумага, восковые мелки, акварель, кисточки, салфетки Месяц Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание О борудование Ноябрь Одежда, обувь, головные уборы «Мой любимый свитер» Оттиск печатками из картофеля Познакомить с техникой рисования, развивать воображение, закреплять знания цветов, учить составлять узор. Две куклы, рисунки эскизы свитеров с различными узорами, печатки из картофеля с разными узорами, гуашь Поздняя осень. Осень в произведениях поэтов и художников «Осенние мотивы» Кляксография. Раздувание краски Познакомить с новым способом, раздувание краски. Развивать мышцы рта. Развивать воображение, фантазию. Репродукции с о сенними пейзажами, гуашь. Трубочки для коктейлей, бумага, стаканчик с водой Посуда «Кружка» Рисование пальчиком Знакомить со способом рисования пальчиками, развивать моторику рук Силуэты кружки из светлой бумаги, гуашь, клеенка, салфетка Дом, обстановка в доме мебель Обои в моей комнате Оттиск печатками и поролоном Дать детям понятие «интерьер», объяснить зависимость интерьера комнаты от ее назначения и характера людей, живущих в ней Кусочки различных обоев для детских комнат, гуашь, поролон, кисточки, печатки, белые листы бумаги Декабрь Зима, зимние месяцы «Морозный узор» Фотокопия – рисование свечой Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, емкость с водой Зимующие птицы «Снегири на ветках» Рисование методом тычка Формировать у детей об общенное представление о птицах. Учить рисовать снегирей используя метод тычка Альбомные листы, гуашь, кисточка с жестким ворсом, простой карандаш, емкость с водой, Игрушки «Снеговик» Аппликация из манки Развивать интерес к аппликации, упражнять детей в работе с манкой, развивать мелкую моторику рук Манка, листы цветного картона, клеенка, клей, кисточки для клея, салфетка, простой карандаш Новый год «Елочка нарядная» Оттиск поролоном, рисование пальчиками Воспитывать эстетическое восприятие природы, в рисовании пальчиками; учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа. Нарядная елочка, тонированные светлой краской листы бумаги, гуашь, кусочки поролона, салфетка Месяц Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание О борудование Январь «Дед Мороз» Рисование солью Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Побуждать детей к творческой активности Альбомный лист, гуашь, кисточка. Емкость с водой, салфетка, соль в солонке. Домашние птицы «Петушок» Кляксография Учить детей изображать петушка. Альбомный лист, акварельные краски, широкая кисть, салфетка Домашние животные «Пушистый котенок» Рисование методом тычка Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, развивать изобразительные навыки и умения Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, жесткая кисточка, картинки с изображением котят Дикие животные наших лесов «Медведь» Рисование цветной тушью по мокрой бумаге Знакомить детей с работой тушью по мокрому листу, развивать зрительно- двигательную координацию Альбомный лист, цветная тушь в неглубоких емкостях, перышко для туши, кисточки, салфетки Месяц Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание О борудование Февраль Животные жарких стран «Верблюд в пустыне» Расчесывание краски Ознак омление детей с новым приемом «расчесывание краски». Осво ение нового графического знака волнистой линии. Альбомный лист, гуашь, стека с зубчиками, салфетка, животных пустыни Животные Севера «Пингвины на льдинах» Рисование методом тычка Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь разных цветов, рисовать пингвинов используя метод тычка Альбомные листы, гуашь, кисти, емкость с водой, иллюстрации с изображением пингвинов День защитника Отечества «Летят самолеты» Рисование печати пищевой пленкой Продолжать знакомить детей с техникой печати, упражнять в раскрашивании пленки и работе с трафаретом, развивать аккуратность при выполнении работы Пищевая пленка для печати, трафареты с изображением самолето в, можно добавить облака, гуашь, салфетки Зима в произведениях русских поэтов и художников «Зимний лес» Рисование цветовыми пятнами Развивать чувство цвета, закрепить понятие о холодных цветах. Стимулировать творчество детей к цветовым пятном Альбомные листы, гуашь, кисть, стаканчик с водой, иллюстрации с зимним лесом Месяц Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание О борудование Март Поздравляем мам и бабушек «Подснежники для мамы» Монополия предметная П ередавать весенний колорит, развивать цветовосприятие Альбомные листы, акварель. Широкая кисть, иллюстрации. Профессии «Стройка»- коллектив. работа Печать по трафарету Расширять знания об окружающем мире, о работе на стройке, о строительных специальностях, развивать воображение Иллюстрации с домами, строительные машины, лист ватмана, трафареты, гуашь, кусочки поролона Библиотека, книги Чудесные превращения кляксы рисование- экспериментирование Кляксография Показать новые способы получения абстрактных изображений( клякс) . Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм, развивать воображение Краски гуашевые, цветная тушь, кисточки, губки, штамповки, трубочки для коктейля, газеты для сминания, банки с водой Весна, приметы весны «Весенние картинки в лужах» Монотипия Познакомить с техникой изображения пейзажа – монотипией, закрепить понятие о симметрии. Учить подбирать цветовую гамму в соотв. С сюжетом Иллюстрации с весенним пейзажем, с отображением в лужах. Акварель, губк и для смачивания бумаги, альбомные лист ы Месяц Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание О борудование Апрель Перелетные птицы Грачи прилетели Рисование поролоном и печатками из ластика У пра жнять в комбинировании техник, воспитывать эстетическое восприятие природы через изображение птиц Печатки из ластика, поролоновые тампоны, г уашь, альбомные листы, изображение стаи птиц Космос День космонавтики Космический пейзаж Граттаж Научить новому способу получения изображения граттажу. Лист плотной бумаги, свеча, клей ПВА, гуашь, зубочис. Море, Морские обитатели Подводный мир Способ выдувания, рисуем пальцем Продолжать знакомить с рисованием тона по сырому листу, продолжать знакомить с техникой выдувания( водоросли) , рисовании пальцем Акварель, бумага, кисти, акварель, трубочка, палитра, салфетка, технологические карты Транспорт Веселый паровоз Рисование акварелью по туши У пражня ть в работе с акварелью, развивая творчество. Бумага, тушь одного цвета, кисти тонкая и средняя, акварель, салфетка, клеенка Месяц Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание О борудование Май Насекомые «Бабочка» Монотипия предметная Совершенствовать умение детей в технике мо нотипии предметной. Знакомить с симметрией на примере бабочки Бумага, гуашь, кисть, простой карандаш, иллюстрации с изображением бабочек День Победы Праздничный салют над городом Проступающий рисунок Закрепить свойства разных материалов: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки Репродукция с изображением салюта, бумага, восковые мелки, акварель Весна в произведениях поэтов и художников «Березка» Батик Познакомить детей с техникой рисования, с разными способами создания рисунка на ткани. Научить изображать дерево. Репродукции картины «Березовая роща», подготовленный батик, гуашь, кисти Времена года. Лето Витражи для терема лето Техника выполнения витража Продолжать знакомить детей с понятием «витраж», техникой его выполнения. Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить подбирать цветовую гамму для летнего сезона Альбомный лист, акварельные краски, кисть, стаканчик с водой, восковые мелки, салфетка Для закрепления и совершенствования умений в технике нетрадиционного рисования продумывалась организация деятельности детей в свободное от занятий время. После ознакомления с техникой и нетрадиционным материалом в уголок по изодеятельности вно сились нетрадиционные материалы, консультации для родителей на групповом собрании и консультации для воспитателей на педагогическом совете( Приложение 2) После проделанной работы в тече ние года с детьми можно заметить существенную разницу. В конц е года дети старшей группы уже повысили свой уровень умений, средний уровень повысился до 70% , высокий уровень, который достиг 27% , низкий уровень 3% . Уровень овладения детьми изобразительной деят ельностью, посещающих кружок дополнительного образования по нетрадиционному рисованию с детьми старшей группы «Весёлые пальчики» значительно возрос к концу года. По диагностике Г. А. Урунтаевой был определён уровень развития творческих способностей на конец учебной деятельности( Май) ( Рис. 9) Рис. 9 Уровень изобразительной деятельности на конец учебного года. Результаты анализа группы, уже в конце года изменились. Уровень умения рисования нетрадиционными те хниками у детей вы ше, чем в начале года. Использование нетрадиционных материалов, оборудования, проведение занятий в оригинально- занимательной форме являются решающим фактором развития художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста. Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения: у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута. Заключение Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности. Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40- 60- х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных ученых: Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Ковалева и др. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время, она является важнейшим средством эстетического воспитания. Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность- это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов и является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Созданный образ( в частности, рисунок) может выполнять разные функции( познавательную, эстетическую) , так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе- изображение и выражение- придает деятельности художественно- творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности. В результат е проведенного исследования мной было выявлено, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребен ка не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения. В работе были решены поставленные задачи: 1) была подобрана и изучена психолого- педагогическая литература по изучаемой проблеме – нетрадиционным техникам, посвящено много литературных источников, в которых обоснуется необходимость исп ользования их в работе с детьми, дается описание техник, доступных детям дошкольного возраста. 2) Изучены наиболее распространенные нетрадиционные техники – несмотря на большое их значение в развитии ребенка, в практике детских садов нетрадиционные техники используются крайне редко. Наиболее часто можно увидеть применение монотипии и кляксографии в работе с детьми. Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком- да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Для наибольшей результативности развития художественно- творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий- создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста. Список литературы 1. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2007 №12. с. 73- 75. 2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1/ Давыдова Г. Н. - М. : Издательство Скрипторий, 2007. 3- 9 с. 3. «Ознакомление с окружающим миром» Г. В. Морозова Москва 2010 4. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество/ Казакова, Т. Г. - М. : «Карапуз- Дидактика», 2006. 56 с. 5. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М. , 2006. 12- 21 с. 6. Комарова Т. Г. Детское художественное творчество. - М. , 2005. 9 с. 7. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники ри сования в детском саду. Часть 2 – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г. 8. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика- Синтез, 2008г. 9. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М. ; ТЦ Сфера, 2008г. 10. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г. 11. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г. 12. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб. ; КАРО, 2007г. 13. Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3- 7 лет. – М. ; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г. 14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г. 15. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - Москва, 2007. 16. Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год. 17. www. dovosp. Ru 18. www. 1 september. ru 19. www. solnet. 20. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М. , 2010. 21. Лыкова И. А. Изобразительная деят ельность в детском саду. Старшая группа. – М. , 2010. 22. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования/ / Дошкольное образование. – 2010. - №18 23. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке/ / Обруч. – 1999. - №2 24. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник[ Электронный ресурс] : http: / / www. pedlib. ru/ Books/ 6/ 0297/ 6_ 0297- 32. shtml 25. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2002. 26. Дружинин В. Н. Психология общих способностей- СПб. : Питер, 2002. 27. Фатеева А. А. « Рисуе м без кисточки». Академия развития, Харвест, 2009г. 28. Нищева Н. В. «Картотека предметных картинок» выпуск 7. Изд. Детство- Пресс, Санкт- Петербург, 2010г. 29. Воробьева Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального художественного и творческого развития личности дошкольника. – СПб. Детство – Пресс. 2003. 30. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник: обучение дошкольников рисованию. М. Ювента, 2002г. 200с. 31. Климова Е. П. Художественно- эстетическое развитие дошкольников. Волгоград. Учитель, 2005г. 78с. Приложение 1 Диагностика и критерии результативности Г. А. Урунтаевой На первом этапе используется методика, предложенная Г. А. Урунтаевой «Неоконченный рисунок». Цель: Определение уровня развития творческих способностей. Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12- ти кружков, не касающихся друг друга( расположены в 3 ряда по 4 кружка) . Испытуемому предлагалось из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. 2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз. Простые карандаши. Испытуемому необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть доизображения фантастического животного. Оценка результатов: 0- 4 балла – очень низкий результат; 5- 9 баллов – низкий; 10- 14 баллов – средний; 14- 18 – высокий; 19- 24 – очень высокий. Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются. На втором этапе используется методика, предложенная Г. А. Урунтаевой и Ю. Ф. Афонькиной «Свободный рисунок ». Цель: Определение уровня развития творческих способностей. Материал: лист бумаги, набор фломастеров. Испытуемому предлагалось: придумать что- либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям: 10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны. 8- 9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что- то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. 5- 7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 3- 4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. 0- 2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий; 8- 9 баллов – высокий; 5- 7 баллов – средний; 3- 4 балла – низкий; 0- 2 балла – очень низкий. Результаты первого и второго этапов суммируются. Приложение 2 Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами» Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства. Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски( гуашь, акварель) , тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность». Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т. д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой? Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что- нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё! ». Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Овладе ние различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения. Рисовать можно способом выдувания, можно рисовать зубной щёткой, и вато й, и пальцем, ладонью, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску( каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать компо зиции свечкой … Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка. Консультация по нетрадиционным техникам рисован ия для воспитателей на тему: «Рисование с детьми 3- 7 лет методом тычка» Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей- дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Ребенок еще не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Многие авторы, особенно за рубежом, расценивают этот прием как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо выполненный рисунок – это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать. Еще одним не ориентированным на столь юный возраст приемом является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пеструю окраску и объем. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребенок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребенок торопится – рисунок получается расплывчатым. Все это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев. Метод тычка не требует от детей профессионального изображения тонких линий. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Гуашь лучше раскладывать понемногу( 3- 4 мм) в маленькие розетки. Использование губки или ваты исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получаться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для ее высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него. Каждому ребенку нужен также небольшой лист бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета. Необходимы также банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш. Нарисуйте на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию. Наберите на кисточку гуашь любого цвета. Чтобы убрать лишнюю краску, выполните несколько произвольных тычков на любом листочке бумаги. Затем начинайте рисовать тычками прямо по линии, делая тычки рядом друг с другом. Необходимо, чтобы дети поняли, что рисовать надо по линии, нарисованной карандашом. Потом на этом же листе нарисуйте круг и, набрав гуашь на кисть, снова начните делать тычки по линии круга, а потом внутри него. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: педагог заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого- либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета( изображение животного, птицы) , называя вслух его части( например, голова, уши, спина, хвост и др. ) . Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка( глаза, нос, усы, лапы и др. ) дети рисуют концом тонкой кисти. Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенным к реальным, в чем можно убедиться, рассмотрев детские рисунки. Если вы решите обучить рисовать способом тычка детей старшей или подготовительной группы, то для усвоения техники рисования предложите детям закрасить тычками несколько работ по контуру, нарисованному вами. Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования( загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы) , и паузами( физминутки, дидактические игры, коррегирующая гимнастика) . Не забывайте сопровождать каждое занятие упражнением- разминкой с кисточкой, проговаривая вместе с детьми следующие слова. Кисточку возьмем вот так: ( Рука опирается на локоть, кисточку Это трудно? Нет, пустяк. держать тремя пальцами, выше металлической части) Вверх – вниз, вправо- влево Гордо, словно королева, Кисточка пошла тычком, Застучала «каблучком». А потом по кругу ходит, Как девицы в хороводе. Вы устали? Отдохнем И опять стучать начнем. Мы рисуем: раз, раз … ( Кисточку ставить вертикально. Все получится у нас! Сделать несколько тычков без краски. ) Помните: гуашь в баночках должна быть густой, на кисточках при рисовании ее должно быть мало, после каждого промывания кисточку следует тщательно вытереть.