Рекомендации для воспитателей
Документы для скачивания
Консультация РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО УГОЛКА В ДЕТСКОМ САДУ Р ечевой уголок в детском саду – это непременное условие эффективной работы по развитию речи дошкольников. Рекомендации по оснащению речевых уголков составлены в соответствии с основными задачами и содержанием работы по развитию речи в каждой возрастной группе. Содержание речевых уголков в течение учебного года меняется в зависимости от изучаемой лексической темы. В тексте есть ссылки на рекомендуемую литературу, список которой приводится в конце. Рекомендации будут полезны педагогам, работающим по любой комплексной программе, так как в их основе лежит классическая методика по развитию речи дошкольников. Материалы речевого уголка можно использовать для обследования речи детей, т. к. они подобраны в соответствии с основными задачами речевого развития дошкольников в каждой возрастной группе. Младшая группа( четвертый год жизни) Оборудование и дидактические материалы по разделам обучения. Воспитание звуковой культуры речи: Зеркала для проведения артикуляционной гимнастики( или настенное зеркало) , стульчики. Полка или этажерка для пособий. Пособия и игрушки для воспитания правильного речевого дыхания. Картинки для выполнения артикуляционной гимнастики. Картинки – символы для вызывания, уточнения изолированных звуков. Картотека предметных картинок для автоматизации звуков. Альбом с подборкой шуток – чистоговорок, потешек, стихотворений на изучаемые звуки желательно с иллюстрациями. Картотека игр и упражнений для развития слухового внимания, для воспитания интонационного чутья, силы голоса, темпа речи. Формирование словаря и грамматического строя речи: Альбомы с иллюстрациями или наборы иллюстраций по темам. Картотека игр для развития словаря и грамматического строя речи. «Разноцветный сундучок» и «Чудесный мешочек» для организации игр с предметами и картинками. Набор парных предметов для организации игр. Картинки с изображениями предметов и животных разной величины. Развитие связной речи: Маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы для драматизации отрывков из литературных произведений и сказок. Сюжетные картины на различные темы. Средняя группа( пятый год жизни) Оборудование и дидактические материалы по разделам обучения. Формирование звуковой культуры речи: Зеркала для проведения артикуляционной гимнастики( или настенное зеркало) , стульчики. Полка, шкаф для пособий. Пособия и игрушки для развития направленной воздушной струи. Картинки для выполнения артикуляционной гимнастики. Картинки – символы для вызывания, уточнения изолированных звуков. Наглядный материал( картинки, игрушки, предметы) на отрабатываемые звуки. В словах автоматизируемые звуки должны находиться в разных позициях: в начале, в середине, в конце слова, за исключением звонких согласных, которые оглушаются на конце. «Чудесная коробочка». Пособие «Звуковые часы». Звуковые линейки для демонстрации последовательности произнесения звуков. Альбом с подобранным речевым материалом( чистоговорками, потешками, считалками, небольшими стихотворениями) для занятий по формированию у детей хорошей дикции, четкого и правильного произнесения слов, фраз, небольших текстов. Картотека игр и упражнений по развитию речевого слуха. Картинки с изображениями предметов, названия которых отличаются одним звукам. Формирование словаря: Картинки на подбор антонимов( слов с противоположным значением) Картинки с изображением различных предметов для проведения игры: «Какой, какая, какое? » Картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении – для проведения игры «Расскажи, что делает? » или «Кто больше вспомнит? » Картотека игр и упражнений с детьми 5- ого г. ж. на развитие понимания смысловой стороны слова. Формирование грамматически правильной речи: Сюжетные картины, на которых изображены предметы в различных пространственных отношениях. Картинки с изображением животных и их детенышей для игр. Картинки с изображением предметов посуды. Картинки с изображением различных предметов. Сюжетные картинки для обучения детей составлению простых распространенных предложений с однородными членами. Сюжетные картинки для обучения детей составлению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами И, А, ПОТОМУ ЧТО, ЧТО, ЧТОБЫ и др. Картотека игр и упражнений на усвоение детьми категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов и др. Развитие связной речи: Выразительные, яркие, образные игрушки для обучения детей составлению описательных рассказов. Серии картинок «Что сначала, что потом? ». «Чудесный мешочек» с игрушками для игр «Угадай на ощупь», «Угадай по описанию» и др. Маски, элементы костюмов, фигурки плоскостного театра, куклы игрушки из киндер- сюрпризов и др. для разыгрывания несложных представлений по знакомым литературным сюжетам. Старшая и подготовительная к школе группы( шестой и седьмой год жизни) Оборудование и дидактические материалы по разделам обучения. Формирование звуковой культуры речи: Зеркала для проведения артикуляционной гимнастики( или настенное зеркало) , стульчики. Этажерка или шкаф для пособий. Игрушки и пособия для воспитания правильного речевого дыхания( тренажеры, «мыльные пузыри», надувные игрушки, игрушки из полиэтиленовой пленки) . Картинки для выполнения комплекса артикуляционных упражнений. Картинки – символы звуков. Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Альбом с подборкой скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов для отработки дикции, силы голоса, темпа речи на изучаемые звуки. Картотека игр и упражнений для развития речевого слуха. «Звуковые линейки»( демонстрационные и индивидуальные для детей) . Пособия для определения места звука в словах. Подготовка к обучению грамоте( подготовительная к школе группа) : Слоговые линейки. Звуковые и слоговые кубики. Звуковые схемы слов из 3, 4, 5, 6 звуков типа «Домики»: 18999202565400022561552565400026123902565400029686252565400018999201460500474980146050047498025654000474980256540008312152565400011874502565400039185852565400042748202565400046310552565400049872902565400053435252565400039185851460500 Цветовые сигналы для обозначения гласных и согласных звуков. Схемы деления слов на слоги: 4749809207500261239092075002849880114300030873701143000154368592075001899920114300048514023685500155384523685500298069023685500 Схемы деления предложений на 2, 3, 4 слова: . . . Настольно- печатные игры типа «Звуковая цепочка», «Поезд», «Пирамида». Формирование словаря: Наборы иллюстраций по темам( иллюстрации меняются в процессе прохождения тем) : Наборы иллюстраций для занятий с детьми по овладению смысловой стороной многозначных слов. Иголки у елки; иголки у ежа; швейные иголки; медицинская игла. Ученическая ручка; ручка у чашки; ручка ребенка; дверная ручка; ручка у сумки; ручка у зонта. Носик у ежа; носик у чайника; носик у ребенка и т. п. Иллюстрации с изображением предметов, отличающихся каким- либо признаком для упражнений по подбору слов с противоположным значением: Картинки( иллюстрации) для упражнений по подбору родственных слов. Картинки для игры «Четвертый лишний». Картинки с изображением предметов. Картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении. Альбом с подборкой фразеологизмов и пословиц для развития у детей осознанного отношения к смысловой стороне слова, овладение переносным значением слова. Формирование грамматического строя речи: Набор картинок с изображением предметов. Картинки с изображением представителей различных профессий. Набор картинок с изображением хвостов различных животных и птиц для проведения дидактической игры «Чьи хвосты? » Набор картинок с изображением предметов, сделанных из различных материалов. Набор картинок с изображением предметов: пианино, кино, пальто, кофе, какао. Набор картинок с изображением предметов, которые можно сравнить. Наборы картинок, на которых изображены действия, совершаемые людьми и предметами. Картотека игр на формирование словаря и грамматического строя речи. Сюжетные картинки для составления простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Формирование связной речи: Наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Серии сюжетных картинок. Схемы – опоры для составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах. Маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы для драматизации отрывков из сказок и художественных произведений.
Содержание речевого угол к а в группе ДОУ: 1- я младшая группа 1. Картинки по лексическим темам 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные картинки. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями транспорта( кабина, руль, окна, двери, колеса) ; г) изображением труда взрослых( повар готовит, няня убирает, мама шьет) ; д) с изображением размера, цвета, качества предметов( красный т. д. , чистый- грязный, сладкий- горький, большой- маленький т. д. ) ; е) с изображением действий( ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д. ) Содержание речевого угол к а в группе Д ОУ: 2- я младшая группа 1. Картинки по лексическим темам( альбомы) . 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением характерных особенностей времен года; б) предметами домашнего обихода; в) деталями предметов; г) с изображением труда взрослых( повар готовит, няня убирает, мама шьет) ; д) с изображением размера, цвета, качества предметов; е) с изображением действий( ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д. ) . Содержание речевого угол к а в группе ДОУ: Средняя группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями предметов; г) изображением труда взрослых( повар готовит, няня убирает, мама шьет) ; д) с изображением размера, цвета, качества предметов( красный т. д. , чистый- грязный, сладкий- горький, большой- маленький т. д. ) ; е) с изображением действий( ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д. ) . ё) с изображением предметов во множественном числе( один стол – много столов, одна кукла – много кукол) ; ж) для согласования существительных с числительными( 1- а груша, 2- е груши, 5 грушп 9. Зеркало или индивидуальные зеркала. Содержание речевого угол к а в группе ДОУ: Старшая группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д) игр на развитие фонематического слуха( цветовые обозначения звуков) . 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов. 7. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий( каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта( кабина, руль, окна, двери, колеса) ; г) с изображением техники специального назначения( подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина) , электротехника( пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер) ; д) с четко выраженными признаками предметов( светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т. д. ) ; е) с изображением действий( ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д. ) ; ж) с изображением синонимов; з) с изображением животных во множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе( 1- а груша, 2- е груши, 5 груш) ; к) с изображением несклоняемых существительных( кофе, пальто, пианино, какао) 8. Зеркало или индивидуальные зеркала. Содержание речевого угол к а в группе ДОУ: Подготовительная группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д) игр на развитие фонематического слуха( цветовые обозначения звуков) . 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов. 7. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий( каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта( кабина, руль, окна, двери, колеса) ; г) с изображением техники специального назначения( подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина) , электротехника( пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер) ; д) с четко выраженными признаками предметов( светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т. д. ) ; е) с изображением действий( ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д. ) ; ж) с изображением синонимов; 8. Зеркало или индивидуальные зеркала.