a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста

Автор: Кузярина Наталья Юрьевна Опубликовано: 2014-11-01 11:47:27

Документы для скачивания

Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста

 

         В последнее время часто говорят о личностно-ориентированном подходе к детям, который должен опираться на особенности нервной системы, темперамента каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности ребёнка, возможности адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и т.д. Это надо учитывать как педагогам, так и родителям, если они хотят, чтобы воспитательно- образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.

         Для объединения детей в подгруппы на основе сходных проявлений особенностей нервной деятельности целесообразно использовать учение

И. П. Павлова о четырёх типах высшей нервной деятельности, или четырёх типах темперамента.

Сангвинический ( сильный, уравновешенный, подвижный)

Флегматический (сильный, уравновешенный, инертный)

Холерический ( сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения)

Меланхолический (слабый тип).

         При этом важно помнить “в чистом” виде темперамент обнаруживается в ранние годы, а затем под влиянием различных факторов, в том числе воспитания, поведение детей изменяется. Мы часто упрекаем детей в невнимательности, не думая о том, что в основе этой самой “невнимательности” лежат свойства темперамента. И уж совершенно не думаем о том, что нужно не исправлять их, а учитывать их в своей педагогической деятельности.

         У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависит от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности её выполнения. Чем более ребёнок заинтересован в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения, т.е. ребёнок в начале деятельности может часто отвлекаться. Для повышения сосредоточённости и устойчивости внимания проводятся игры: “Что изменилось?, “Какой картинки не стало”, раскладывание фигур по цвету, форме, величине, нахождение отличий в картинках и т.д. В процессе игр , дети- холерики отвлекаются на различные посторонние раздражители, затем их внимание- в зависимости от вида деятельности – более или менее становится сосредоточенным. Если задание им не интересно, например монотонная работа, они не будут его выполнять. Вообще холерикам свойственно равномерное распределение внимания: например, при раскладывании кружков разного цвета на группы большинство детей отбирали сразу несколько кругов одного цвета, при этом фиксировали внимание лишь на одном свойстве, в данном случае – на определённом цвете.

         С возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличивается, а время необходимое на сосредоточение сокращается,  но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. Ребёнка холерика нельзя принуждать к чему-либо, его следует убедить в необходимости этой деятельности для него самого и окружающих его людей. Резкость в обращении с ним, как и стремление подогнать их, недопустимы - это вызовет лишь бурный протест. Отрицательные оценки следует применять весьма осторожно -лишь настолько, насколько это требуется для улучшения результатов его работы, при этом необходимо обязательно объяснить ему причины такой оценки.

         Устойчивость и сосредоточенность внимания с сангвиническим типом темперамента зависит от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им. Однако даже при наличии интереса дети- сангвиники не могут длительное время быть сосредоточенными на чём-то одном – они либо часто отвлекаются, либо вообще меняют вид быстрым распределением внимания. Перед ними как можно чаще следует ставить новые, по возможности всё более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения. Включая детей сангвиников в какую-либо активную деятельность, необходимо предупредить их, что взрослых интересует его мнение об этой деятельности, которое он должен будет высказать.

         Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит даже монотонная работа: в ходе эксперимента все дети флегматики до конца сосредоточенно выполняли задание. Но им необходимо длительное время для того, чтобы сосредоточиться, из-за этого иногда может показаться, что ребёнок не слышал или не понял речь, обращённую к нему. Кроме того, флегматики испытывают определённые трудности в распределении внимания, и по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания. Учитывая это, каждый раз, не повышая голоса, спокойно и доброжелательно выясняйте, правильно ли ребёнок понял задание, дайте ему дополнительное время для сосредоточения и распределения внимания. Тогда флегматики правильно всё сделают и доведут начатое до конца. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.

         Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Причина? Неуверенности в себе. Меланхоликам не просто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание. Так, если внимание у детей холерического, сангвинического и флегматического типов темперамента в коллективных дидактических играх было устойчивым и сосредоточенным и они  быстро находили верный ответ, то меланхолики, либо совсем не справлялись с заданием,  либо зная решение, отвечали на вопрос робко и неуверенно. И наоборот: холерики, и сангвиники отказывались от выполнения монотонной работы, а меланхолики доводили её до конца.  Многое в поведении меланхоликов зависит то отношения к ним, здесь недопустимы резкость, иронии, повышенный тон. Необходимо отмечать положительные черты ребёнка-меланхолика, давя ему высказаться, поощрять за инициативу.

         В работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать особенности их темперамента и их на свойства внимания. От этого зависит правильность понимания и выполнение детьми заданий, а также, что ещё важнее, характер взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Вопросы:

  1. Как ведёт себя  ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро 

действовать?  

     а) легко включается в работу

     б) активно действует

     в) действует спокойно, без лишних слов

     г) действует робко, неуверенно

 

  1. Как ребёнок реагирует на замечание взрослого?

 а) говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время

     делает, то же самое

 б) не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания

 в) выслушивает молча

 г) молчит, обижен, переживает

 

  1. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него

cитуациях?

а) быстро с жаром, но прислушивается к высказыванию других

б) быстро, со страстью других не слушает

в) медленно, спокойно, но уверенно

г) с большой уверенностью

 

  1. Как ведёт себя в непривычной обстановке (в кабинете врача,

в заведующей и др.)

а) легко ориентируется, проявляет активность

б) активен, проявляет повышенную возбудимость

в) спокойно рассматривает окружающее

г) робок, растерян

Выводы:

Если преобладают ответы:

“а”- вы имеете дело с сангвиническим типом

“б” – с холерическим

“в” – с флегматическим

“г” – с меланхолическим типом темперамента

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: