a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

план кружковой работы в средней группе

Автор: шулепова людмила николаевна Опубликовано: 2018-08-08 20:23:29

Документы для скачивания

Пояснительная записка В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача – помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического мыслительные умения можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. С помощью этих игр тренируется память, внимание, восприятие. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков( цвет, форма, толщина, размер) . Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств. Логические блоки – это универсальный игровой материал в работе с детьми дошкольного возраста: Развитие мыслительных умений: Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию. Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером. Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления. Развития творческих способностей. Важно помнить, развития мыслительных умения, что они выбираются в процессе многократных упражнений. Количество этих упражнений для разных детей различно. Не спешить указывать детям на ошибки, а предоставить им возможность исправлять их самим. Использовать в играх логические кубики. Своеобразие логических кубиков – возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравиться детям. Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, вера в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием. Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любимых предметов. Они могут быть рыбками, цветами, бусинками, конфетами. Необходимо «насыщать» новыми игровыми заданиями, действиями игры с блоками Дьенеша. Это помогает детям преодолевать интеллектуальные трудности. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания. Блоки Дьенеша прекрасный инструмент для развития мышления детей. Цель: Научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. месяц тема задачи Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя январь 2 неделя 3 неделя 4 неделя февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя апрель 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Знакомство с умными фигурками Игра « Найди» Цель: Знакомиться с логическими блоками. Игра «Чудесный мешочек» Цель: находить геометрические фигуры, узнает форму. Игра « Что изменилось» Цель: замечает изменения в расположении предметов, отражает в речи эти изменения. «Найди осенние листочки» Игра «Продолжи ряд» «Дети в городе геометрические фигуры. Игра «Дружат –н е дружат» Игра «Найди пару» цель: называет геометрические фигуры, цвет, величину, толщину. Игра «Домино» Цель: сравнивает свойства предмета, действует на основе выделенных свойств. Игра « Дорожки» Игра «Художники» Игра «Собери бусы» Цель: находить закономерности в ряду и продолжает этот ряд. Анализирует и сравнивает их в соответствии с заданием. Игра «Рассели жильцов» Цел классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам. Игра «Второй ряд» Цель: выкладывает по образцу, объясняет последовательность действий. Находит закономерности в ряду, делает выводы. Игра «Один обруч» Цель: умеет разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». Игра «Улитка» Цель: классифицирует блоки по двум признакам( цвет и форма) . Отражает в речи цвет, форму предмета. Игра «Давайте познакомимся» Игра «Необычные фигуры» Игра «У кого в гостях» Игра «Лабиринт» Цель: «читает» карточки – символы. Выбирает необходимый блок из нескольких. Игра «День рождения» Игра «Магазин» Игра «Цветы для Дюймовочки » Игра «Строительство города» Игра «Найди клад» Игра «Загадки без слов» Игра «Космос» Игра «Кулинары» Игра «Паровозики» Цель: классифицирует блоки по двум, трем признакам: цвету и форме и размеру. Игра «Волшебное дерево» Цель: классифицирует блоки по трем признакам( цвет – форм а- размер) и выделяет основные признаки. Игра «Наведи порядок» Игра «Найди цветок» Цель: выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер. Сравнивает предметы по заданным свойствам. Игра «Цепочка» Цель: анализирует, выделяет свойства фигур, находит фигуру по заданному признаку. Игры с блока Дьенеша. «Мышки – норушки» Выложить перед детьми наборы и дать им возможность изучить фигуры – потрогать, перебрать, подержать в руках – и поиграть с ними. Педагог дает детям задания – Найди все блоки( фигуры) , как по цвет у( по размеру, по форме) . Все фигуры складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки( большие или все толстые) . Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом из фигур исчезает или заменяется на новую, изметить или две меняются местами. Ребенок должен заметить изменения. Развивать у детей умение выделять в блоках от 1- 4 различных свойст в( цвет, форму, размер, толщину) , называть их. Выкладывать на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы не было фигур одинаковых по форме и цвету, по толщине и цвету) Цель: Познакомить с символами свойств, развать зрительную память. Развивать умение детей сравнивать предметы по одному свойству, видеть в них общее и различное. Предложить детям каждой фигуре найти пару, например по размеру: большой красный круг встает в пару с маленьким красным кругом и т. д. В эту игру можно играть нескольким участникам одновременн о( но не более 4х) . Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Познакомить детей с логическими кубиками. Развивать умение сравнивать предметы по одному свойству. Развивать умение анализировать форму предметов, Развивать умение сравнивать по их свойствам, Развивать художественные способности( выбор цвета, фона, расположения композиции) Выложите перед ребенком ряд фигур, череду я их по цвету: красный, желты й( можно чередовать по форме, цвету, размеру и толщине) . Продолжить ряд по образцу. В группе детского сада жили – были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно. И дети вместе с воспитателем решили поселить их в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Выложить в ряд 5 – 6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы( цвета, размера) ; такой же формы, но другого цвета( размера) . Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры( и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? Воспитатель предлагает детям построить домик для улитки из волшебных фигур. Домик получается нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется любой блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Учить детей называть «полное имя» блока, то есть перечислять весь объем его свойства. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, опираясь на карточку- символ свойства и отсутствие свойства. Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий( разветвленный алгоритм «выращивание дерева») , творческого мышления, воображения. Развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать фигуры в таблице по одному и двум свойствам одновременно. На полу расположен «лабиринт», в конце которго стоит «домик», где лежат любимые игрушки детей( призы) . Для того, чтобы дойти до этого «домика» нужно двигать по направлению, которое указывают стрелочки и брать только те блоки, которые описаны знаками на карточках. Из нескольких фигур выбирается одна. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умение рассуждать, аргументировать свой выбор. Учить следовать правилам при выполнении цепочки действий. Учить следовать правилам при выполнении действий, подвести к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат. Развивать умение блоки по наличию или отсутствию двух свойств. Развивать логическое мышление, внимание. Развивать умение расшифровывать( декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у блоков по их знаково- символическим обозначениями. Развивать умение сравнивать блоки по правилам взрослого, затем по правилам, предложенным детьми. Развивать у детей умение выделять в блоках сразу два свойства, называть их, пользоваться знаками- символами. Воспитаель: - Ребята, к нам пришла телеграмма от наших друзей Мишки и Зайки. Они пишут, что хотели приехать к нам в гости, но сейчас в лесу сыро и много воды, и они не знают, что им делать, как добраться к нам. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться каким красивым стал весенний лес. Воспитатель предлагает построить детям волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки. Паровозик нужно строить по правилам: - чтобы рядом не было фигур одинаковой формы( цвету и размеру) Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках. Развивать умение классифицировать блоки. Учить рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий. Перед детьми поляна с «цветами»( из логических блоков, отличающихся цветом, формой, размером) . Задание для детей: найти цветок, который цветет только в начале весны – его лепестки должны быть одинаковыми по размеру и цвету, но разными по форме. Дети отыскивают, объясняют, почему так решили. Затем загадывают другой цветок, игра продолжается. От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: - чтобы рядом не было фигур одинаковой формы( цвета, размера, толщины) ит. д. Закрепить знание символов отрицания, развивать воображение, внимательность, мышление. Ожидаемый результат. Более высокий уровень развития мыслительных умений. Дети будут более активными, инициативными, внимательными. Дети научатся рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий. Дети научатся соблюдать правила в играх. У детей появится интерес к играм с блоками Дьенеша. Список литературы: 1. Лелявина И. О. Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем СПб ООО «Корвет», 2005 2. Смол енцева А. А. , Пустовойт О. В. Математика до школы. СПб. «Детство- процесс», 2006 3. Носова Е. А. , Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПб. «Детство- процесс», 2006 4. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М. «Просвещение», 1981 Муниципальное автономное учреждение дошкольное образование Детский сад № 7 Перспективный план работы кружка «Занимательная математика» с блоками Дьенеша в средней группе. На 2018- 2019 год Руководитель: Шулепова Людмила Николаевна Воспитатель, первая категория Г. Ялуторовск 2018

Оставить комментарий: