a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека физкультминуток и динамических пауз. Лысенко В.И.

Автор: Лысенко Вита Игоревна Опубликовано: 2018-09-11 14:55:17

Документы для скачивания

. 001 Капля раз, Капля два, Очень медленно сперва. А потом, потом, потом В се бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. Дождик Прыжок на носочках, руки на поясе. Еще один прыжок. 4 прыжка. 8 прыжков. Развести руки в стороны. Сомкнуть руки над головой полукругом. 002 Листья осенние тихо кружатся, Листья Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. Н. Нищева Дети кружатся, расставив руки в стороны. Приседают. Движения руками влево- вправо. Снова кружатся на носочках. 003 В Летнем саду листопад. Листья в саду шелестят. Летний сад В канавке Лебяжьей купаются листья. Газоны от листьев дворники чистят. Грустные статуи в тихих аллеях. В тихих аллеях осенью веет. Н. Нищева Дети кружатся на месте. Приседают, водят руками по полу. Снова кружатся. Машут воображаемой метлой. Встают на носочки и замирают. Снова кружатся. 004 Туман повис клоками в саду и во дворе. Поймать туман руками решил я на заре. Туман Дети присели на карточки, выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулач ками по полу. Ритмично сжимают и разжимают ку лачки. Я взял его ладошкой и крепко- крепко сжал. Но прыткий он как кошка. Он взял. . . и убежал. Висит туман над речкой и дышит как живой, Как белая овечка с кудрявой головой. И маленькие рожки на этой голове. Но поутру остались лишь капли на траве. . . Н. Нищева Медленно крепко сжимают ку лачки. «Бегают» пальчиками по полу. Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сто рону Смыкают руки над головой. Показывают «рожки». Выполняют ритмичные прыж ки на носочках. 005 Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. Долго дождик будет плакать, Разведет повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги. Н. Нищева Осенью Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки. Прыгают на носочках, держа руки на поясе. Приседают, держа руки на поясе. Идут по кругу, высоко поднимая колени. 006 Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад. Листья около березы Золотым ковром лежат. В лужах лед прозрачно- синий. На листочках белый иней. Е. Головин Осень Дети встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают. Кружатся на носочках. Руки на поясе. Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево- вправо. Бегут по кругу на носочках. Останавливаются, приседают. 007 Ветер по лесу летал, Ветер листики считал. Ветер и листья Дети бегут по кругу на носочках и взма хивают руками. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Ветер кружит над тропинкой. К ночи ветер- ветерок Р ядом с листьями прилег. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. Встают лицом в круг, загибают по одно му пальцу на обеих руках на каждую строку. Опускают руки, приседают. Снова бегут по кругу на носочках и взма хивают руками. Встают лицом в круг, загибают по одно му пальцу на обеих руках на каждую строку. Кружатся на носочках на месте. Приседают, опустив руки. Сидят лицом в круг и загибают по одно му пальцу на обеих руках на каждую строку. И последний лист с осинки Тихо дремлет на тропинке. И. Нищева Ложатся на спину, расслабляются, за крывают глаза. 008 Все зверюшки на опушке И щут грузди и волнушки. Белочки скакали, Рыжики срывали. Лисичка бежала, Лисички собирала. Скакали зайчатки, Искали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил. Н. Нищева За грибами Дети идут в хороводе. Скачут вприсядку, срывают воображае мые грибы. Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы. Скачут стоя, срывая воображаемые грибы. Идут вразвалку, затем топают правой ногой. На болотистой лужайке З абренчала балалайка. Стадо целое лягушек О тдыхает на опушке. «Раз, два. Раз, два. Кваки- кваки- кваки- ква. Мы, лягушки- попрыгушки, Молодые и старушки, Громко квакаем в болоте. Где таких певиц найдете? Раз, два. Раз, два. Кваки- кваки- кваки- ква ». Н. Нищева Лягушки Совершают прыжки на обеих ногах, при сев на корточки, уперев руки в колени, двигаясь по кругу друг за другом. Меняют направление движения. Встают, поворачиваются лицом в круг, совершают прыжки вприсядку. Вновь прыгают по кругу на корточках. Опять меняют направление движения. Встают, поворачиваются лицом в круг, совершают прыжки вприсядку. 010 Мы вчера в саду гуляли, Мы смородину сажали. Яблони белили мы Известью, белилами. Починили мы забор, Завели мы разговор: Ты скажи, Садовник наш, Что ты нам В награду дашь? Дам в награду Слив лиловых, Груш медовых, Самых крупных Спелых яблок, Вишен Целый килограмм. Вот что вам В награду дам! Г. Сатир Садовник Дети идут по кругу, взявшись за руки. Изображают, как копают яму и сажа ют в нее куст. Движение правой рукой вверх- вниз. Имитируют удары молотком. Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок. Ведут диалог. На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших. Овощи Как- то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук П оиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же: Раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать. Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами. Останавливаются, крутят водящего. Разбегаются, приседают, водящий их ищет. 012 Ежик С барабаном ходит ежик, Бум- бум- бум! Целый день играет ежик, Бум- бум- бум! С барабаном за плечами, Бум- бум- бум! Очень яблоки любил он, Бум- бум- бум! Барабан в саду забыл он, Бум- бум- бум! Ночью яблоки срывались, Бум- бум- бум! И удары раздавались, Бум- бум- бум! Зайцы здорово струхнули, Бум- бум- бум! Глаз до зорьки не сомкнули, Бум- бум- бум! и барабан Дети маршируют по кругу, изображая игру на барабане. Маршируют, спрятав руки за спину. Подносят ко рту то одной, то другой рукой воображаемое яблоко. Разводят руками. Руки на поясе, выполняют прыжки на месте. Приседают, сделав «ушки» из ладошек. 013 Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, Перетерли, Посолили Капуста Ритмичные удары ребром ладони по столу. Хватательные движения обеими руками. Указательный и средний пальцы трутся о большой. И набили плотно в кадку. Все теперь у нас в порядке! Н. Нищева Удары обеими руками по столу. Отряхивают руки. 014 Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки? Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? Куда они пропали? Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали. . . Дети оборвали! Сербская песенка Яблоня Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре стоит один ребенок — «яблоня». Дети останавливаются, на каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках. Опускают руки, пожимают плечами. Эти слова произносит ребенок- «яблоня». Дети загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших. Дети разбегаются, ребенок- «яблоня» пыта ется их запятнать. 015 За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. Спелых ягод наберем, наберем. Солнышко высоко, А в лесу тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка- малинка. Русская народная песня За малиной Дети водят хоровод, взявшись за руки. Идут по кругу, наклоняясь, как бы соби рая ягоды. Встают лицом в круг, тянутся руками вверх. Наклоняются и пытаются достать пол. Идут по кругу, взявшись за руки. 016 Мы шли- шли- шли, По ЯГОДЫ Маршируют по кругу, держа руки на поясе. Много клюквы нашли. Раз, два, три, четыре, пять, Мы опять идем искать. В. Волина Наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен. Опять идут по кругу. Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен. 017 По дорожке шли — Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли. Боровик Дети идут по кругу, взявшись за руки. Приседают, опускают голову. Опускают голову еще ниже, группируются. Вновь идут по кругу. 018 Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот. Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп, хлоп. Это ножки. Топ, топ. Ой, устали. Вытрем лоб. Н. Нищева Это я Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз. Берутся сначала за левое ухо, потом — за пра вое. Левой рукой показывают на нос, правой — на рот. Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот. Протягивают вперед обе руки, два раза хло пают. Кладут ладони на бедра, два раза топают но гами. Правой ладонью проводят по лбу. 019 Мы намылим наши ручки, Раз, два, три. Раз, два, три. Умывалочка Круговыми движениями трут одну ладошку о другую. Два раза выполняют по три ритмичных хлопка. А над ручками, как тучки, Пузыри, пузыри. Н. Нищева 020 Эта щетка для Андрейки, Чисти зубки поскорей- ка. Раз, два, три. Раз, два, три. Вот так зубки! Посмотри! Н. Нищева 021 Это мяч, круглый мяч, Красный мяч, гладкий мяч. Любит мячик прыгать вскачь. Вот так мяч, круглый мяч. Н. Нищева 022 Раз, два, прыгай, мячик. Раз, два, и мы поскачем. Девочки и мальчики П рыгают, как мячики. 023 Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко. Выбрасывают руки вверх. Четыре ритмичных прыжка, руки на поясе. Зубная щетка По два движения указательным пальцем правой руки вдоль левой щечки, потом вдоль правой щечки. Четыре движения горизонтально распо ложенным указательным пальцем правой руки вверх- вниз. Движения указательным пальцем правой руки вдоль губ. Упражнение «Улыбка». Мяч «Рисуют» руками большой круг. Два раза «рисуют» полукруг. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе. «Рисуют» руками большой круг. Мячик Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу. Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе. Лошадка Поглаживание ладонью по голове воображае мой лошадки, потом по спинке, по хвостику. Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. А. Барто Бег по кругу, высоко поднимая колени. 024 Дождик, дождик за окном. Под дождем остался гном. Поскорей кончайся, дождик, Мы гулять идти не можем. Н. Нищева Гном Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе. Приседают. Встают, смотрят вверх, тянут вверх руки. Идут по кругу, взявшись за руки. 025 Строим дом Раз, два, три, четыре, пять. Будем строить и играть. Дом большой, высокий строим. Окна ставим, крышу кроем. Вот какой красивый дом! Будет жить в нем старый гном. Н. Нищева Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево- вправо. Ритмично выполняют приседания. Встают на носочки и тянутся руками вверх. Выполняют прыжки на месте. Указательным жестом вытягивают руки вперед. Приседают. Мячик мой 027 Мы примчались к карусели. Все успели? Все успели. Все ли сели? Все мы сели. Полетели? Полетели. И за тридевять земель П онесла нас карусель. Но земля зовет обратно, Хоть и мило в синеве. После космоса приятно П оваляться на траве. Карусель Дети встают лицом в круг. Наклоняют голову влево, разводят ру ками. Кивают головой. Наклоняют голову вправо, разводят ру ками. Кивают головой. Пожимают плечами. Кивают головой. Бегут по кругу, взявшись за руки. Медленно идут по кругу, держась за руки. Ложатся на ковер. 028 Колобок, колобок, Колобок — румяный бок. По дорожке покатился И назад не воротился. Встретил мишку, волка, зайку, Всем играл на балалайке. У лисы спел на носу, — Больше нет его в лесу. Н. Нищева Колобок Идут в полуприседе, поставив руки на пояс. Бегут на носочках, держа руки на поясе. Встав лицом в круг, изображают медве дя, волка, зайца. Изображают игру на балалайке. Пляшут вприсядку. Разводят руками. 029 Посуда Вот большой стеклянный чайник. Дети надули животик, одну руку поста- Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. вили на пояс, другую изогнули. Присели, одну руку поставили на пояс. Кружатся, «рисуя» руками круг. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. Н. Нищева Потянулись, сомкнули руки над головой. Легли, вытянулись. 030 Чайник Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот. Я чай кипячу, клокочу и кричу: «Эй, люди, я с вами почайпить хочу». Американская народная песенка 031 Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе. Животик надут. Топают обеими ногами. Делают призывные движения правой рукой. Эта каша для Любаши, Пар над кашей поднялся. Где же каша? Нету! Вся! Н. Нищева Каша Держат перед собой руки, сложенные ковшиком. Тянутся руками вверх. Пожимают плечами. Отрицательно качают головой, а потом машут рукой. 032 Вот тарелка для Валерки — Желтые колечки. Для котлеты, для пюре, Для блинов и гречки. Н. Нищева 033 Тарелка «Рисуют» руками большой круг. Указательными пальцами «рисуют» ма ленькие круги. Загибают на левой руке пальчики правой рукой, начиная с большого. Чашка Чашка синяя для Мити, Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки. Чтобы чаю мог попить он, Соку, сливок, лимонаду. Нам украсить чашку надо. Н. Нищева Встали, загибают пальчики правой руки левой рукой на каждое название напит ков. Показывают, как украшают чашку точ ками. 034 Это платье для Наташки — Красные горошки. А на платье два кармашка, Спрячем в них ладошки. Н. Нищева Платье Четыре ритмичных поворота вправо- влево, руки на поясе. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах. «Рисуют» на животике два кармашка. Прикладывают обе ладошки к животику. 035 Это тапки для Антошки, Чтобы в них не мерзли ножки. Топ- топ- топотушки. Что за тапки! Как игрушки! Н. Нищева Тапки По два раза ритмично топают каждой ногой. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах. По два раза ритмично топают каждой ногой. Сначала левую ногу ставят на носок, потом — на пятку, потом — правую. 036 Вот ботинки для Маринки, Не ботинки, а картинки. Чтобы в них гулять ходить, Бегать, прыгать и шалить. Н. Нищева Ботинки По два раза ритмично топают каждой ногой. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах. Ходьба по кругу друг за другом. Бегут, делают два прыжка, топают обеими ногами. Вот Кирюшкина кроватка, Чтобы спал Кирюшка сладко, Чтоб во сне он подрастал, Чтоб большим скорее стал. Н. Нищева Кроватка Разводят руки в стороны. Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку. Медленно поднимаются. Встают на носочки, тянутся руками вверх. 038 Это стул. Сиденье, спинка, А на спинке две картинки. А еще четыре ножки, Чтоб сидеть под стулом кошке. Н. Нищева 039 Бух! Бух! Бух! Бух! Белый снег как белый пух. С горки катимся гурьбой. Я на санках — за тобой. Развалились на снегу. Ой, я больше не могу! Н. Нищева Стул К прямой правой ладони присоединяют со гнутую левую, чтобы получился стульчик. Показывают два пальчика на правой руке. Показывают по два пальчика на обеих руках. Приседают, делают из ладошек «ушки». 040 Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу слепили у дома. Стоит наша баба у самых ворот. На горке На каждое восклицание приседает один ребенок. Выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой. Бегут друг за другом «паровозиком» по кругу. Падают на ковер, раскинув руки и ноги. По команде логопеда расслабляются. Снежная баба Идут по кругу, катят перед собой воо б- ражаемый ком. «Рисуют» руками три круга, начиная с маленького. Снеговик Идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком. «Рисуют» обеими руками большой круг. «Рисуют» снеговика из трех комков. Широко улыбаются. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, вста ют прямо, как бы держа воображаемую метлу. Никто не проедет, никто не пройдет. Знакома она уже всей детворе, А Жучка все лает: «Чужой во дворе! » И. Демьянов Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом — левой. Идут по кругу, взявшись за руки, послед ние слова произносит один ребенок, сидя щий в центре круга. 041 Елочная игрушка Синий шар купили Светке. Ах, какой красивый! Он теперь висит на ветке И похож на сливу. Н. Нищева Показывают руками круг. Качают головой, изображая восторг. Запрокидывают голову, смотрят наверх. Приседают. 042 С Новым годом! С Новым годом! С Новым годом! Здравствуй, Дедушка Мороз! Он из леса мимоходом Елку нам уже принес. На верхушке выше веток Загорелась, как всегда, Самым ярким жарким светом Пятикрылая звезда. Е. Трутнева Дети стоят лицом в круг, кланяются. Идут по кругу, изображают, что несут на плече елку. Встают лицом в круг, поднимают руки вверх. Поднимаются на носочки. Бегут по кругу, поставив руки на пояс. 043 Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Стоя лицом в кругу, приседают, опуск а- ют руки на ковер. Ритмично прикладывают ладони к ковру. Ритмично прямо и косо прикладывают ладони к ковру. Вс тают на носочки, поднимают руки вверх, трясут ими. А февраль со всех сторон пуржит, Кружатся на носочках против часовой стрелки. Кружатся на носочках по часовой стрелке. Но солнце припечет слегка — Увы! — и нет снеговика. В. Егоров Медленно приседают. Разводят руками, пожимают плечами. 044 Художник- невидимка Художник- невидимка П о городу идет: Всем щеки нарумянит, Всех за нос ущипнет. А ночью он, пока я спал, Пришел с волшебной кистью И на окне нарисовал Сверкающие листья. Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена. Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями. Щиплют себя за нос. Идут на цыпочках друг за другом. Останавливаются лицом в круг, «рису ют» листья воображаемой кистью. 045 Ясени роняют семена. Ясени На сугроб ложатся письмена: Черточки прямые и косые. Замерзают ясени босые, Письмена стирает и кружи т. Н. Нищева 046 На фонарь ворона села, Посидела, посмотрела. «Кар! — она сказала громко. — Не капризничает Ромка? » Н. Нищева Ворона Присели. Повороты головы влево- вправо. Нахмуривают брови, грозят указатель ным пальчиком правой руки. Грозят указательным пальчиком левой руки. Шустро скачет воробьишка, Птичка — серая малышка. По двору шныряет, Крошки собирает. Н. Нищева Воробьишка Прыгают по кругу на обеих ногах. Выполняют по два поворота головы влево- вправо на каждую строчку. 048 Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят, Улететь хотят. — Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! Н. Нищева 049 Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. Воробушек- пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай- ка, не робей. Русская народная потешка 050 На поляне перезвон — Это пилят старый клен. Поперечная пила О хватила полствола, Снегири 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы. Частые потряхивания руками, опущен ными вниз. 2 поворота головы на каждую строку. Разбегаются по комнате, взмахивая ру ками, как крыльями. Воробей Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби». В центре скачет на корточках один ре бенок — «воробей». Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом. «Воробей» пы тается «вылететь», а «голуби» его не пускают. Старый клен Дети встают парами, изображают р а- боту пилой. Рвет кору и режет жилки, Брызжут желтые опилки. Только крякнул старый ствол Поднимают руки вверх, медленно накл о- И пошел, пошел, пошел. няются. Грянул наземь левым боком, Ложатся на левый бок, потягиваются. Утонул в снегу глубоком. С. Маршак 051 Домашние птицы Наши уточки с утра — Кря- кря- кря! Кря- кря- кря! Наши гуси у пруда — Га- га- га! Га- га- га! Наши курочки в окно — Ко- ко- ко! Ко- ко- ко! А как Петя- петушок Р аным- рано поутру Нам споет: «Ку- ка- ре- ку! » Русская народная потешка Дети идут по кругу вперевалочку, подра жая походке уток. Идут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад. Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам. Поворачиваются спиной в круг, поднима ются на носочки, отставляют руки назад. 052 Ути- ути- утки, Уточки- малютки. На волнах качались, Брызгались, плескались. Н. Нищева 053 Петя, Петенька, петух, Что за перья! Что за пух! Разноцветный, весь цветной И кричит как заводной: — Ку- ка- ре- ку! Н. Нищева Утки Дети вперевалку идут по кругу друг за другом. Приседают. Встают, машут руками, как крылыш ками. Петух Стоят лицом в центр круга, ритмично бьют руками по бокам, как крыльями. Идут по кругу друг за другом, заложив руки за спину. Останавливаются, поворачиваются лицом в круг. «Кукарекают». « Му- му- му! — мычит корова. — Забодаю Катю с Вовой. Вы не пьете молоко? Убегайте далеко! » Н. Нищева Корова Идут по кругу, сделав «рога» из указа тельных пальцев. Поворачиваются в круг, делают по два поворота вправо- влево. Руки на пояс, делают сердитое лицо. Разбегаются по группе. 055 Идет коза рогатая за малыми ребятами. Кто не ест, кто не спит, Забодает, забодает, забодает. Русская народная пёстушка Коза рогатая Идут по кругу, сделав «рожки» из паль цев. Останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу, «бодаются». 056 Звонко цокают копытца. Конь идет к реке напиться. Хвост пушистый у коня, Как косичка у меня. Н. Нищева 057 Бу- бу, Я рогатый. Бу- бу, Я хвостатый. Бу- бу, Я ушастый. Бу- бу, Очень страшный. Бу- бу, Конь Ходьба по кругу с высоким подниманием колена. Останавливаются, показывают правой рукой «хвостик». Левой рукой показывают «косичку». Теленок Два прыжка. «Рожки» из пальчиков. Два прыжка. «Хвостик» из руки — за спиной. Два прыжка. «Ушки» из ладошек. Два прыжка. «Рожки» из пальчиков. Два прыжка. Вот какой коташка, Круглая мордашка, И на каждой лапке Коготки- царапки. Все ему игрушки — Кубик и катушки. Котик, точно мячик, По квартире скачет. О. Высоцкая 060 Хозяюшка Наша- то хозяюшка И дут по кругу, взявшись за руки. Сметлива была, Всем в избе работушку К празднику дала: Чашечку собачка С ложили ладони чашечкой, «лижут язы- Моет языком. к ом чашечку». Испугаю. Бу- бу, Забодаю. А. Введенский Топают. Два прыжка. «Бодаются». 058 Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. Кверху — кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. В темноте я зорко вижу, Понапрасно не обижу. Но дразнить меня опасно — Я царапаюсь ужасно. В. Стоянов Кошка Идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью. Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков. Вновь идут по кругу крадучись. Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти». 059 Котик Крадутся по кругу друг за другом на но сочках. Останавливаются, показывают обеими руками мордашку, покачивают головой. Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку. Прыгают на носочках. Держат руки на поясе. Выполняя поскоки, двигаются по кругу друг за другом. Хрюшка собирает Крошки под окном. По столу котище Лапою скребет, Половичку козочка Веничком метет. Русская народная потешка Присели, делают ритмичные на клоны головой. Встали, делают руками движения к себе. «Метут пол». 061 Кролики Мы на ферме побывали, Белых кроликов видали. Шустренькие кролики То ложились, То кружились В проволочном домике. Лапками стучали, Весело пищали. Мы зверькам Н е травки жесткой — Клеверу достанем. . . Вырастайте С нежной шерсткой, С круглыми хвостами. К. Кубилинскас Идут по кругу, взявшись за руки. Прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков. Ложатся. Кружатся. Хлопают в ладоши. Топают ногами. Идут по кругу, взявшись за руки. Вновь прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков. 062 Я, младешенька, Буренушку пасу Я, младешенька, Буренушку пасу. Я с Буренушкой до вечера в лесу. Я медведя повстречать боюсь, Я медведю низко в пояс поклонюсь: « Дедушко Медведушко, Не тронь мою коровушку, Не губи мою головушку! » Русская народная песня Идут в хороводе. Меняют направление движения. Останавливаются лицом в круг. Три раза низко кланяются. Игра Мы вчера играли в стадо, И рычать нам было надо. Мы рычали: « Р- р- р! » И мычали: « Му! » По- собачьи лаяли: «Гав! Гав! » Не слыхали замечаний Анны Николаевны. А она сказала строго: Что за шум такой у вас? Я детей видала много — Таких вижу в первый раз. Мы сказали ей в ответ: Никаких детей тут нет! Мы не Пети и не Вовы — Мы собаки И коровы! А она в ответ: Да что вы? Ладно, если вы коровы, Я тогда — пастух. И прошу иметь в виду: Я коров домой веду. А. Барто стадо Дети идут по кругу, взявшись за руки. Встали, сделали «коготки» из пальчиков. Сделали «рожки». Встали на четвереньки. Опять идут по кругу. Останавливаются. Слова логопеда. Стоят в круге. Отрицательно кивают головой. Загибают пальцы. Встают на четвереньки. Делают «рожки». Встают. Слова логопеда. Дети идут по кругу друг за другом. 064 Вот он крутится волчком, Тузик, Тузик, хвост крючком. Вот летит во весь опор Т о на речку, то во двор. То дежурит у ворот — Словом, дел невпроворот. А. Прокофьев Тузик Дети кружатся на месте. Руки держат на поясе. Кружатся в противоположную сторону. Двигаются по кругу, совершая поскоки. Приседают. Снова двигаются по кругу, совершая по скоки. 065 Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята — Их по счету ровно пять. Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать. Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять. С. Михалков Котята Дети идут по кругу, держась за руки. Останавливаются. Встают лицом в круг. Показывают правую ладонь, расто пырив пальцы. Стоят лицом в круг. Держатся за руки. Покачивают сцепленными руками. Ритмично хлопают в ладоши. Загибают по одному пальцу на обеих руках. 066 Кони Кони гуляют гурьбой на лугу. Идут по кругу, высоко поднимая колени. Я всех коней перечислить могу: На каждое описание коня загибают по Черный как уголь, белый как снег, одному пальцу на обеих руках. Рыжий как пламя, красивее всех. Серый, весь в яблоках, с гривой седой. Конь шоколадный, совсем молодой. Кони пасутся у речки гурьбой. Вновь идут по кругу, высоко поднимая колени. Их посчитаем еще раз с тобой: Вновь загибают пальцы. Черный как уголь, белый как снег, Рыжий как пламя, красивее всех. Серый, весь в яблоках, с гривой седой. Конь шоколадный, совсем молодой. Н. Нищева 067 Козочка Я козочка Ме- ке- ке, Идут по кругу, взявшись за руки. Я гуляю на лужке. Острые рожки, Показывают «рожки». Тоненькие ножки. На самой макушке — Бархатные ушки. Язык полотняный, Хвостик конопляный. . . Литовская песенка Прыгают на двух ногах. Делают «ушки» из ладошек. Показывают язык «лопатой». Рукой показывают «хвостик». 068 Зайка в травке скок- скок. Зайка прыг за кусток. Смелый зайка не боится, Не поймать его лисице. Н. Нищева Зайка Четыре прыжка по кругу друг за другом, указательные пальцы держат как ушки. Присели. Опять четыре прыжка по кругу. Разбегаются, логопед их ловит. 069 Веселые зверята Зайка скачет по кусточкам, По болоту и по кочкам. Белка прыгает по веткам, Гриб несет бельчатам- деткам. Ходит мишка косолапый, У него кривые лапы. Без тропинок, без дорожек К атится колючий ежик. Я. Нищева Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней. Прыгают, согнув руки перед грудью. Идут вперевалку. Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки. 070 Медвежонок Медвежонок Жак простужен, Мед ему сегодня нужен. Мед дадим ему на ужин, Потому что мы с ним дружим. Я. Нищева Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре один ребенок. Останавливаются, протягивают к ре бенку руки «ковшиком». Берут ребенка в круг, идут все вместе. Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише. . . Не шуметь! И. Токмакова Медведь Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно подни мают руки вверх. Медленно приседают, опускают руки. Вновь встают и поднимают руки. Приседают и опускают руки. На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе. 072 На водопой Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой- лосихой топал лосенок, За мамой- лисицей крался лисенок, За мамой- ежихой катился ежонок, За мамой- медведицей шел медвежонок, За мамою- белкой скакали бельчата, За мамой- зайчихой — косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят. Дети идут по кругу друг за другом. Идут, громко топая. Идут крадучись. Передвигаются в глубоком приседе. Идут вперевалку. Скачут на носочках, согнув руки перед грудью. Скачут, сделав «ушки» из ладоней. Идут на четвереньках. Останавилваются. 073 Шла медведица к реке С медвежонком бурым. Повалялась на песке, Отряхнула шкуру. Сына дальше повела, Поискала броду, Поискала и нашла, И полезла в воду. Смотрит маленький медведь, Хмурится упрямо, А потом давай реветь: — Как же я- то, мама? В лесу Дети идут вперевалку по кругу друг за другом. Ложатся на ковер, валяются. Встают, отряхиваются. Вновь идут по кругу. Идут, высоко поднимая колени. Встают лицом в круг, закрывают лицо руками, качают головой. А медведица идет, Прибавляет ходу, Сына ласково зовет З а собою в воду. Мишка в воду не полез, Мать окликнул снова И на весь зеленый лес Закатился ревом! Оглянулась мать, ворча, И вернулась к мишке, Мокрой лапой сгоряча Ш лепнула трусишку. Мишка в воду угодил, Забарахтался, поплыл! Ну а если плавать начал, Нет причины плакать, значит! Е. Стюарт Вновь идут по кругу. Встают лицом в круг, делают зовущее движение рукой. Опять изображают, как плачет мишка. Показывают, как медведица шлепнула медвежонка. Двигаются по кругу, изображая, что плывут. 074 Грузовик песок везет. Удивляется народ: «Вот так чудо- чудеса, В нем песок под небеса! » Н. Нищева Грузовик Идут по кругу, изображая, что крутят руль. Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, разводят руками, делают удивленное лицо. Два раза наклоняют голову вправо- влево. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. 075 Поливальная машина Эта «тучка» на колесах Дождь по городу везет. Станут чистыми дороги, Если тучка их польет. Н. Нищева 076 Чух- чух! Чух- чух! Мчится поезд во весь дух. Дети идут по кругу друг за другом, изо б- ражая, что крутят руль. Идут по кругу, изображая, что подмет а- ют метлой. Мчится поезд Дети бегут по кругу друг за другом, по ложив руки на плечи впереди стоящего ребенка. Паровоз пыхтит. — Тороплюсь! — гудит. — Тороплюсь! Тороплюсь! Э. Мошковская Первый ребенок делает круговые движ е- ния руками, согнутыми в локтях, и про- износит слова паровоза. 077 Качу, Лечу Во весь опор. Я сам — шофер И сам — мотор. Нажимаю Н а педаль — И машина Мчится вдаль. Шофер Дети бегут по кругу и крутят вообра жаемый руль. Останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону. 078 Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. А. Барто 079 Воробей с березы Н а дорогу — прыг! Больше нет мороза, Чик- чирик! Вот журчит в канавке Быстрый ручеек, И не зябнут лапки — Скок, скок, скок! Высохнут овражки! Прыг, прыг, прыг! Вылезут букашки, Чик- чирик! М. Клокова Самолет Дети бегают по группе, разведя руки в стороны. Зима прошла Ритмично прыгают, хлопают руками по бокам. Бегут по кругу, взявшись за руки. Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом — против. Заяц Егорка Заяц Егорка С валился в озерко. Бегите под горку! Спасайте Егорку! Русская народная потешка 081 По саванне зебра мчится, Над землей летит как птица. Полосатая коняшка, Словно папина тельняшка. Н. Нищева 082 Вот и вылечил он их, Лимпопо! Вот и вылечил больных, Лимпопо! И пошли они смеяться, Лимпопо! И плясать и баловаться, Лимпопо! К. Чуковский 083 Я летучая, прыгучая, Улетела бы за тучу я. Да соскучилась бы вскоре Д о того люблю я море. Дети бегут по кругу, взявшись за руки. В центре на корточках сидит один ребе нок. Подбегают к сидящему ребенку и помо гают ему встать. Зебра Дети бегут по кругу с высоким подним а- нием колена. Меняют направление движения. Лимпопо Двигаются поскоками по кругу. Выполняют два прыжка на месте. Двигаются поскоками по кругу. Выполняют два прыжка на месте. Выполняют прыжки, кружась на месте. Выполняют два прыжка на месте. Выполняют прыжки, кружась на месте в противоположную сторону. Выполняют два прыжка на месте. Летучая рыба Дети двигаются по кругу поскоками. Двигаются, взмахивая руками, как кр ы- льями. Вновь двигаются по кругу, совершая п о- скоки. 084 Улитки ползут, Свои домики везут. Рогами шевелят, На рыбок глядят. Рыбки плывут, Плавничками гребут. Влево, вправо поворот, А потом наоборот. Н. Нищева На дне Дети передвигаются по кругу в полупри седе, сложив руки за спиной. Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево- вправо. Передвигаются по кругу, делая гребковые движения руками. Выполняют повороты туловища влево, вправо и наоборот. 085 На лужайке На лужайке поутру Мы затеяли игру. Я — подснежник, ты — вьюнок. Становитесь в наш венок. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. Становитесь в круг опять, Будем в солнышко играть. Мы — веселые лучи, Мы — резвы и горячи. В. Волина Дети встают в круг, берутся за руки. Делают 4 шага назад, расширяя круг. Бегут по кругу, взявшись за руки. Смыкают круг. Опять бегут по кругу. Останавливаются, тянутся на носочках. Прыгают на носочках, руки на поясе. 086 На окне в горшочках П однялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки, На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Разводят руки в стороны ладонями вверх. Развернут бутоны, В солнышке утонут. Н. Нищева Соединяют руки над головой и медленно покачиваются. 087 Лесной переполох В весенний, ясный, Теплый день Н а голый лес Упала тень. Охватил зайчонка страх — ах, ах, ах! Страшный коршун В небесах — ах, ах, ах! Убегайте все быстрей — эй, эй, эй! Берегитесь Злых когтей — эй, эй, эй! Там, где коршун, — Там беда — да, да, да! Острый клюв — Не ерунда — да, да, да! Заяц лапой Бьет в чурбан — бан, бан, бан! Как в огромный Барабан — бан, бан, бан! Полетел сигнал Тревоги Над землей: — Уноси Быстрее ноги — ой, ой, ой! А. Вольский Дети идут по кругу, взявшись за руки. С внешней стороны круга, раски нув руки, бежит ребенок. Дети приседают, качают голова ми, произносят междометия. Бегут по кругу, произносят меж дометия. Останавливаются. Имитируют игру на барабане. Вновь бегут по кругу, произнося междометия. 088 Солнышко, солнышко, Золотое донышко, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей, Веснянка Дети идут по кругу, взявшись за руки. Бегут по кругу друг за другом на носочках. Бегут, взмахивая руками, как крыльями. А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. Н. Нищева Медленно приседают. Тянутся вверх, встав руки. на носочки и подняв 089 Живой Любят ребята живой уголок — Каждую птицу и каждый цветок. Как- то зимой здесь гостил соловей И не скучал меж веселых друзей. Много зверюшек живет в уголке: Рыжая белка сидит на сучке, Рыбки в воде затевают игру, Кролик грызет на поляне кору. Здесь черепаха и ежик живут — Каждому дети гостинцы несут. Рады зверюшки гостям дорогим, Даже цветы словно тянутся к ним. И. Молчанов уголок Дети идут по кругу, взявшись за руки. Бегут на носочках, взмахивая ру ками, поменяв направление. Вновь идут по кругу. Приседают. Руки сгибают перед грудью. Выполняют волнообразные движе ния сложенными ладонями. Делают «ушки» из ладоней. Показывают панцирь черепахи из сложенных ладоней и иголки ежа из перекрещенных пальцев. Вновь идут по кругу. Останавливаются, тянутся вверх, подняв руки. 090 Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными. Русская народная песенка Весна, весна красная Дети идут по кругу, взявшись за руки. Поворачивают в противоположную сто рону. Останавливаются, поднимаются на но сочки, тянут руки вверх, делают вдох. Опускают руки, приседают, делают выдох. Взявшись за руки, бегут по кругу. Весенняя песня А уж ясно солнышко П рипекло, припекло И повсюду золото Разлило, разлило. Ручейки по улице Всё журчат, журчат. Журавли курлыкают И летят, летят. Белорусская народная песня Дети идут по кругу, взявшись за руки, и медленно поднимают руки. Продолжают идти и медленно опускают руки. Бегут на носочках в противоположную сторону. Руки на поясе. Меняют направление движения. Идут, высоко поднимая колени и взмахивая ру ками. 092 Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая. Стоишь ты, березонька, Посредь долинушки, На тебе, березонька, Листья зеленые, Под тобой, березонька, Трава шелковая. Русская народная песенка 093 Я давно весну ждала. У меня свои дела. Мне участок в огороде Н ынче мама отвела. Я возьму свою лопатку, Я пойду вскопаю грядку. Мягкой грядка быть должна, Это любят семена. Посажу на ней морковку И редиску. А с боков Б удут кустики бобов. В. Глущенко Береза Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, поднимают руки, т я- нутся вверх. Опускают руки. Медленно приседают. Грядка Дети идут по кругу, взявшись за руки. Меняют направление движения. Останавливаются, показывают, как ко пают. Показывают, как рыхлят грядку граб лями. Идут по кругу, изображая, что разбра сывают семена. Бабочка Словно бант у нашей Ани, Эта бабочка- краса. Кружит, вьется над цветами, Где, как мед, блестит роса. Н. Нищева 095 Прилетела к нам вчера Полосатая пчела, А за нею — шмель- шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. Н. Нищева 096 Мотылек- витилек, Принеси нам ветерок: От ворот — поворот, Гнать кораблик в ручеек. Вей, вей, ветерок, Натяни парусок, Гони стружок С запада на восток. Русская народная песенка 097 Летит стрекоза, Как горошины глаза. Дети бегут по кругу, изображая полет бабочки. Кружатся на месте, взмахивая руками, словно крыльями. Пчела Дети бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками. Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насе комых. Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам. Вновь бегут по кругу. Медленно опускаются на ковер. Мотылек Дети бегут на носочках, взмахивая рука ми, как крыльями. Меняют направление движения. Останавливаются, поворачиваются ли цом в круг, тянутся руками вверх. Бегут по кругу, взявшись за руки. Стрекоза Дети бегут по кругу, расставив руки. Сомкнутыми большим и указательным пальцами показывают глаза стрекозы. Вверх- вниз, Взад- вперед, Как прозрачный самолет. Н. Нищева 098 Улитки ползут, Свои домики везут. Рогами шевелят, На рыбок глядят. Рыбки плывут, Плавничками гребут. Влево, вправо поворот, А теперь наоборот. Н. Нищева 099 Ласточки летели, Все люди глядели. Ласточки садились, Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели. Полетели, полетели, Песенки запели. Болгарская народная песенка 100 На улице нашей Машины, машины. Машины- малютки, Машины большие. Спешат грузовые, Фырчат легковые. Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе. Меняют направление бега. Свободно бегают по ковру. Аквариум Передвигаются по кругу в полуприседе, соединив руки за спиной. Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, наклоняют голову влево, вправо. Передвигаются по кругу, опустив руки и выполняя движения ладонями вперед- назад. Поворачивают туловище влево, вправо. Ласточки Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями. Приседают, сложив руки за спиной. Делают ритмичные наклоны головы. Опять бегут по кругу, взмахивая руками. Машины Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль. Делают разворот, двигаются в противо положную сторону. Одуванчик Дети стоят на носочках, сомкнув руки над головой. Делают наклоны влево- вправо. Опять встают на носочки. Дуют, округлив губы, не раздувая щек. Дети медленно приседают. Поднимаются, встают на носоч ки, покачивают поднятыми вверх руками из стороны в сторон у. Кружатся на месте. Руки дер жат на поясе. Вновь покачивают поднятыми вверх руками. Синих, как звезды, волшебных цветков. Бегут по кругу, взявшись за руки. Н. Нищева Торопятся, мчатся, Как будто живые. — Эй, машины, полный ход! Я — примерный пешеход: Торопиться не люблю, Вам дорогу уступлю. Я. Тайц Когда все «машины проехали», ребенок- «пешеход» «переходит улицу» и произно сит эти слова. 101 Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Да не лопайся! Он летел, летел, летел, За колючку задел. Ш. . . Русская народная игра 102 Как воздушный шар на ножке, Одуванчик у дорожки. Одуванчик — шарик белый. Дунул я. И улетел он! Н. Нищева 103 Пузырь Дети идут по кругу, держась за руки, постепенно расширяют круг. Бегут по кругу, держась за руки. Останавливаются, сужают круг. Делают «чашечку» из языка, убирают ее за верхние зубы, дуют в нее. Васильки Синие звезды упали с небес. Смотрит на них зачарованно лес, Ветер тихонько над ними кружит, Смотрит на синие звезды во ржи, Нежно качает волну васильков, 104 На лужайке Дети становятся лицом в круг и изобра жают игру на балалайке. Изображают игру на дудочке. Пляшут. Речка К речке быстрой мы спустились, Дети идут к центру круга. Наклоняют- Наклонились и умылись. с я, трут лицо руками. Раз, два, три, четыре — На каждую строчку четыре движения Вот как славно освежились. л адонями к лицу. А теперь поплыли дружно. Идут по кругу, взявшись за руки. Делать так руками нужно: Вместе — раз, это брасс, Показывают «брасс». Одной, другой — это кроль, Показывают «кроль». Все как один плывем как дельфин. Идут по кругу, сложив вытянутые руки. Вышли на берег крутой Меняют направление движения, марши- И отправились домой. р уют. В. Волина 106 На закате тучки тают На закате тучки тают, Идут по кругу, взявшись за руки. Ходит ветер круговой, Чайки легкие летают Б егут по кругу, взмахивая руками, как Над холодною Невой. к рыльями. Н. Браун На зеленой на лужайке З аиграла балалайка. Заиграла дудочка, Дудочка- погудочка. В сарафане красненьком З аплясала Настенька. А. Прокофьев 107 Летний дождь Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлепаем по лужам. Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Зонтик нам не нужен. Нам не страшен сильный дождь! Дети идут по кругу друг за другом, шле пая ногами. Останавливаются лицом в круг, смыка ют руки над головой. Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе. Лето наступило! Ну, промокли мы. И что ж? Будем мыться с мылом! Н. Нищева 108 Здравствуй, радуга- дуга, Разноцветный мостик! Здравствуй, радуга- дуга! Принимай нас в гости. Мы по радуге бегом П робежимся босиком. Через радугу- дугу Перепрыгнем на бегу. И опять бегом, бегом П робежимся босиком. Н. Нищева 109 Луг совсем как ситцевый В сех цветов платок — Не поймешь, где бабочка, Где живой цветок. Лес и поле в зелени, Синяя река, Белые, пушистые В небе облака. Е. Трутнева 110 Перменка! Переменка! Отдохните хорошенько: Можно бегать и шуметь, Танцевать и песни петь, Тянутся вверх, раскинув руки. Пожимают плечами. Улыбаются. Показывают, как намыл и- вают руки. Радуга- дуга Дети выполняют поклон. Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу. Вновь выполняют поклон. Идут по кругу, взявшись за руки. Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени. Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках. Делают еще четыре прыжка на носках. Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени. Летом Дети бегут по кругу на носочках. Руки на поясе. Бегут, взмахивая руками, как крыльями. Приседают, поднимают и смыкают руки над головой. Встают, разводят руки в стороны. Покачивают руками, изображая волны. Вновь бегут по кругу на носочках. Переменка Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки. Бегут по кругу. Танцуют. Можно сесть и помолчать, Приседают. Только — чур! — нельзя скучать! Выполняют прыжки на носочках. Руки А. Шибаев держат на поясе. 111 Прокати меня, Москва, По колечку, по кольцу! У тебя большие кольца, И тебе они к лицу. Одно кольцо Садовое, Садовое — домовое. Там и тут, там и тут Н а кольце дома растут. Кольцо другое, новое, — Метро- метр о- метровое. По кольцу под землей М чится поезд голубой. Е. Аксельрод Кольца Дети бегут по кругу, взявшись за руки. Меняют направление движения. Останавливаются, поворачиваются лицом в круг. Выполняют ритмичные приседания. Бегут по кругу, взявшись за руки. Выстраиваются «паровозиком» и двига ются по кругу. Пальчиковая гимнастика 112 Вышел Вышел дождик на прогулку. Он бежит по переулку. Барабанит по окошку, Напугал большую кошку, Вымыл зонтики прохожих, Крыши дождик вымыл тоже. Сразу мокрым город стал. Дождик кончился. Устал. Н. Нищева дождик на прогулку Указательным и средним пальцами обеих рук «шагают» по столу. Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Трясут ладонями, как будто отряхива ют с них воду. Кладут ладони на стол. 113 Осенние листья Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках, нач и- ная с больших. Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают к у- лачки. Листья березы, Вновь загибают пальчики, начиная с Листья рябины, больших. Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Приседают, «шагают» по ковру средним Маме осенний букет отнесем. и указательным пальцами обеих рук. Н. Нищева 114 Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. Н. Нищева Компот Левую ладошку держим «ковшиком», правой «мешаем». Загибаем пальчики на правой руке, начи ная с большого. Опять «варим» и «мешаем». 115 Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька — Для ежа. Эта долька — Для стрижа. Эта долька — Для утят. Эта долька — Для котят. Эта долька — Для бобра. А для волка — Кожура. Он сердит на нас — Беда! ! ! Апельсин Идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются лицом в круг. Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое на звание животного. Изображают пасть волка двумя руками. Приседают. Закрывают голову руками. Разбегайтесь, Разбегаются. Кто куда! Английская народная считалка 116 Игра с массажными мячиками «Слива» Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку. Зажимаю в кулаке, Крепко сжимают его. Отпускаю, разжимаю Р аскрывают ладонь. И ладошками катаю. Катают мячик между ладонями. Н. Нищева 117 В магазине У метро — стеклянный дом. Покупаем в доме том Помидоры и капусту, Лук и перец очень вкусный, Сок, бананы, апельсины, Киви, свеклу, мандарины. ' Это место — просто склад Витаминов для ребят. Н. Нищева Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются лицом в круг, загиба ют по одному пальцу сначала на левой руке, потом — на правой на каждое на звание овощей и фруктов. Вновь идут по кругу, взявшись за руки. 118 Корзина с овощами С большою корзиной иду в огород. На грядках растет разноцветный народ. Туг красный, пузатый сеньор помидор. А там кабачок, оседлавший забор. Румяный редис принакрылся листком, Зеленый лучок дружно всходит рядком. Как солнышко, желтая репка горит И с черною редькой, смеясь, говорит. Лиловый атласный висит баклажан. Он здесь словно гость из диковинных стран. Вот рыжей лисицей крадется морковка, Дети идут по кругу, держась за руки. На каждое название овоща за гибают по одному пальцу сна чала на правой, а потом на левой руке. 119 Грибы Топ- топ — пять шагов, В туесочке пять грибов. Мухомор красный — гриб опасный. А второй — лисичка, Рыжая косичка. Третий гриб — волнушка, Розовое ушко. А четвертый гриб — сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб — белый, Ешь его смело! А туг чеснока две седые головки И сочный, кудрявый, хрустящий салат. Все дружно в корзине горою лежат. Вновь идут по кругу, держась за руки Н. Нищева «Шагают» пальчиками по столу. Переплели пальцы — сделали ту е- сочек, большие пальцы — ручка. Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев. 120 Жили- были в домике Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Раз, два, три, четыре, пять, Стали гномики стирать: Токи — рубашки, Пики — платочки, Лики — штанишки, Чики — носочки. Мики умница был, Всем водичку носил. Гномики- прачки Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с больших. Разгибают пальчики, начиная с больших. Трут кулачки друг о друга. Загибают пальчики, начиная с больших. 121 Аленка- маленка Шустра- быстра: Воды наносила, Сарафан дошила, Аленка- маленка Хлопки ладонями и удары кулачками по переменно. Загибают пальчики по одному, начиная с больших. Я перчатку надеваю Дети поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают пер- чатку. Ритмично сжимают и разжимают к у- лачки. Загибают пальчики на обеих руках, нач и- ная с больших. Носок довязала, Ягод насбирала, Песню допела, Везде поспела, В охотку ей дело. Русская народная потешка Хлопки ладонями, удары кулачками п о- переменно. 122 Я перчатку надеваю, Я в нее не попадаю. Сосчитайте- ка, ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: «Раз, два, три, четыре, пять». 123 У Матрешиной сестрицы У Матрешиной сестрицы По деревне небылицы: Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка — в жилете, Петушок — в берете, Кошка в сарафане, Заинька — в кафтане, А всех их пригоже Корова в рогоже. Русская народная потешка Ритмичные удары пальцами правой руки, на чиная с указательного, по левой ладони. Ритмичные удары пальцами левой руки, на чиная с указательного, по правой ладони. На каждое название животного дети заги бают пальцы на обеих руках, начиная с боль ших. Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками. 124 Ах, если бы слоны Если бы слоны. . . По левой ладони дети выполняют по одному удару указательным и средним пальцами и два удара безымянным. Никак не маркизет И не батист, нет- нет! Чертова кожа, Рогожа И вельвет. Б. Заходер Новые кроссовки Как у нашей кошки Дети загибают по одному пальчику, на- На ногах сапожки. ч иная с больших, на обеих руках на каж- Как у нашей свинки дое название обуви. На ногах ботинки. Как у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Н адевает валенки. А сыночек Вовка — Новые кроссовки. Вот так. Вот так. Новые кроссовки. Н. Нищева Сколько обуви у нас Посчитаем в первый раз, Попеременно удары по столу и хлопки в ладоши. Сколько обуви у нас. На каждое название обуви загибают Туфли, тапочки, сапожки пальчики, начиная с больших. Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки Для нашей Валентинки, По левой ладони выполняют по одному удару указательным, средним и безымян ным пальцами. По правой ладони выполняют по одному удару указательным и средним пальцами и два удара безымянным. По левой ладони выполняют по одному удару указательным, федним и безымян ным пальцами. Ритмичные хлопки ладонями. Ритмичные удары кулачками. Чередуют ритмичные хлопки и удары ку лачками. Носили бы Штаны — Какие бы Материи Были им нужны? Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками. А вот эти валенки Д ля малышки Галеньки. Н. Нищева 127 Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем. Мы гуляем по лугам, Вниз по лестнице сбежали, Вдоль по улице шагали. После лезем под кровать, Будем там тихонько спать. Ботинки Средний и указательный пальчики «шага ют» по столу. Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку, кроме послед ней. Кладут ладони на стол. 128 Упражнение с массажными мячиками «Веселые ножки» В кроссовках нарядных К атят мяч вперед. Веселые ножки Вприпрыжку бегут К атят мяч назад. По песчаной дорожке. Н. Нищева 129 Упражнение с маленькими пластмассовыми крышками «Ходил очка» Вот коленки все в зеленке У сестренки у Аленки. Чтоб не падать, не реветь, Надо под ноги смотреть. Н. Нищева Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук вперед. Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук назад. 130 Много мебели в квартире Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимают и разжимают ку- Много мебели в квартире. л ачки. В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших, А в буфет поставим чашку. н а каждое название мебели. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть- чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом П осидели за столом. Чай с вареньем дружно пили. Ритмично попеременно хлопают в лад о- Много мебели в квартире. ши и стучат кулачками. Н. Нищева 131 Наша квартира В нашей комнате — столовой — На каждое название мебели дети загиб а- Есть отличный стол дубовый, ют по одному пальцу сначала на правой, Стулья — спинки все резные, потом на левой руке. Ножки гнутые, витые. И ореховый буфет Д ля варенья и конфет. В комнате для взрослых — спальне — Есть для платьев шкаф зеркальный, Две широкие кровати С одеялами на вате И березовый комод, Мама там белье берет. А в гостиной кресла есть. Телевизор смотрят здесь. Есть диван и стол журнальный, В стенке — центр музыкальный. Н. Нищева 132 Папа, мама, брат и я — Вместе дружная семья. Раз, два, три, четыре, Все живем в одной квартире. Н. Нищева Семья Правой рукой загибают по одному паль чику на левой руке. Показывают крепко сжатый кулачок левой руки. Левой рукой загибают по одному пальчи ку на правой руке. Показывают крепко сжатый кулачок правой руки. Помощники Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно. Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики по одному на каждое название посуды. Одна ладонь скользит по другой. Снова загибают пальчики. Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть- чуть сломали. Так мы маме помогали. Н. Нищева Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно. 134 Вышивает, шьет иголка, Пальцу больно, Пальцу колко. А наперсток В тот же миг К девочке на пальчик Прыг! Говорит иголке: - Шей, А колоться ты не смей! М. Кульская 135 Наперсток Левая ладошка раскрыта, в правой — во ображаемая иголка. Она «шьет» и задевает кончик среднего пальца. Изображают, что надевают наперсток. Изображают, что шьют. Ритмично грозят указательным пальч и- ком левой руки. Машина каша Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке — в чашку, Жучке — в плошку, А коту — в большую ложку, В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Указательным пальцем правой руки «ме шают» в левой ладошке. Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды. Всю посуду заняла, Все до крошки раздала. Н. Нищева Разжимают пальцы. Сдувают воображаемые крошки с ла дони. 136 Повар готовил обед, А туг отключили свет. Повар леща берет И опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочережкой, Угли бьет поварешкой. Сахар сыплет в бульон. И очень доволен он. О. Григорьев 137 Раз, два, три, четыре, пять, В лес пойдем мы погулять. За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. Н. Нищева 138 Повар Дети приседают, ребром ладоней бьют по полу. Имитируют выключение света правой рукой. Загибают большие пальцы на обеих руках. Загибают указательные пальцы. Загибают средние пальцы. Загибают безымянные пальцы. Загибают мизинцы. Изображают, как сыплют сахар. Опускают руки, пожимают плечами. За ягодами Пальчики обеих рук «здороваются», начи ная с больших. Обе руки «идут» пальчиками по столу. Загибают пальчики, начиная с больших. Есть у каждого свой дом У лисы в лесу глухом Е сть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишие. Под кустами еж колючий Н агребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу. Есть у каждого свой дом, Поочередно хлопают в ладоши и ударяют Всем тепло, уютно в нем. друг о друга кулачками обеих рук. В. Пальчинскайте 139 Раз, два, три, четыре, Снежок Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем- совсем не сладкий. Раз — подбросим. Два — поймаем. Три — уроним. И. . . сломаем. Н. Нищева Загибают пальчики, начиная с боль шого. «Лепят», меняя положение ладоней. Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. Грозят пальчиком. Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх. Приседают, ловят воображаемый сне жок. Встают, роняют воображаемый сне жок. Топают. 140 Мы во Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. Н. Нищева двор пошли гулять Загибают пальчики по одному. «Идут» по столу указательным и сред ним пальчиками. «Лепят» комочек двумя ладонями. «Крошат хлебушек» всеми пальчиками. Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной. Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой; руки под щеку. Снежинки Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинки? В ладошке вода! . . Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки- лучи. . . Как видно, ладошки мои горячи. Н. Нищева Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. Ритмичные удары пальцами пра вой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки. На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать. На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать. Мелкие потряхивания расслаблен ными ладонями. 142 Перед нами елочка: Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки. Н. Нищева Елочка Пальцы рук переплетены, из боль ших пальцев — «верхушка» елочки. Сжатые кулачки, потом расто пыренные пальчики. «Шарики» из пальцев вверх, «фо нарики» — вниз. «Ушки» из указательных и средних пальчиков, потом — сложенные вместе ладони. Ладони сложены, пальцы расправ лены, потом указательные и сред ние пальцы стоят на столе. 143 Дед Мороз принес подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка. Н. Нищева Подарки Дети «шагают» пальчиками по столу. На каждое название подарка загибают по одному пальцу: сначала на правой, потом на левой руке. 144 Кормушка Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек! Н. Нищева Ритмично сжимают и разжимают ку лачки. Машут перекрестно сложенными ладо нями. На каждое название птицы дети загиба ют по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших. Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку. 145 Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей, Эта птичка — соловушка, сонная головушка, Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель, Эта птичка — злой орлан. Птички, птички, по домам! Русская народная песенка 146 Птички Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы. Машут сложенными накрест ладонями. Машут руками, как крыльями. Пес шагал по переулку, Он жевал большую булку. Подошел щеночек, Попросил кусочек. Подошла кошка- мяушка, Попросила кошка мякишка. Прискакала лягушка, Попросила горбушку. Подошла курочка, Попросила курочка корочку. Подошла уточка, Постояла минуточку. Попросила уточка чуточку, Только попробовать! Жадина Дети идут по кругу, держась за руки. Останавливаются лицом в круг, загиб а- ют по одному пальцу на обеих руках, на- чиная с больших. Дай молока, Буренушка, Хоть капельку — на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молока для кашки. Всем дает здоровье Молоко коровье. Буренушка Дети показывают, как доят корову. Делают «мордочки» из пальчиков. Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое на звание молочного продукта. Снова «доят». Сел пес, Стал гадать — Дать или не дать. Погадал- погадал, Пожевал- пожевал. . . И сказал: — Я бы дал! У меня у самого Больше нету ничего! ( По Э. Мошковской) 147 Приседают. Принимают позу «мыслителя». Встают. Разводят руками. 148 Сидит белка на тележке Сидит белка на тележке, Продает она орешки. Лисичке- сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Русская народная потешка Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно. Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках. 149 Кто же это? Отгадайте, кто же это? Уха два, а рожек нету. Есть короткий толстый хвост, Есть холодный черный нос, Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое выделенное слово. Есть четыре сильных лапы, Очень сильных, как у папы. И еще хочу сказать: Очень умные глаза. Я бы угадать бы смог! Кто же это? Мой щенок! Н. Нищева Машут рукой. Пожимают пленами. Прижимают руки к сердцу. 150 Что принес нам почтальон? Что принес нам почтальон? С толстой сумкой ходит он. Перевод, журнал, газету, В бандероли две кассеты И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали. Н. Нищева Дети маршируют по кругу, высоко под нимая колени. На каждое название загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с боль ших. 151 Кап, кап. . . Кап, кап, кап — звенит капель. Приближается апрель. Н. Нищева Ритмично стучат по ковру подушечками пальцев, начиная с большого. 152 Дружок ты мой, дрозд, В крапинку хвост, Носик — остренький, Бочок — пестренький, Перья — тонкие, Песни — звонкие. Весной распеваются, Зимой забываются. Молдавская песенка Дрозд- дроздок Дети машут сложенными накрест ладо нями, как крыльями. Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Вновь машут сложенными накрест ладо нями. семья большая Хлопки в ладоши и удары попеременно. Загнуть большие пальцы. Загнуть указательные пальцы. Загнуть средние пальцы. Загнуть безымянные пальцы. Загнуть мизинцы. 154 Ой, ду- ду, ду- ду, ду- ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала: — Ну- ка, милый пастушок, Ты спеши- ка на лужок. Там Буренка лежит, На теляток глядит. А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашу варить, Сашу кашей кормить. Русская народная потешка Дудочка Сложив пальцы обеих рук в колечки, дети имитируют игру на дудочке. Выполняют хлопки ладонями и удары ку лачками попеременно. Идут по кругу, взявшись за руки. Вновь выполняют хлопки и удары попере менно. Идут по кругу, взявшись за руки. Указательным пальцем правой руки «варят кашу» в ладошке левой руки. 155 Зеленый Попугай зеленый Жак Н осит с фалдами пиджак, Носит желтую манишку И пушистые штанишки. попугай Дети обеими руками показывают «длинные фалды» за спиной. Похлопывают себя по груди обеи ми руками. Похлопывают себя по бедрам обеими руками. Он летает, он считает, Он болтает и читает. На все руки он мастак. Попка — вовсе не дурак! Н. Нищева 156 Тигр, жираф, огромный слон, Зебра, пума и бизон, Два шакала, бегемот, Он стоит разинув рот. А над ними — царь зверей. Назови его скорей! Н. Нищева Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, произнося глаголы и слово «мастак». Руки на пояс. Выполняют ритмичные прыж ки на носочках. В саванне На каждое название животного загибают по одному пальцу, начиная с мизинца правой руки. К концу стихотворени, назвав льва, дети сжимают все пальцы в кулаки. 157 Где обедал, воробей? В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы, Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубастый крокодил Ч уть меня не проглотил. С. Маршак 158 Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Где обедал, воробей? Машут перекрещенными ладошками. Ладошками изображают раскрывающуюся пасть. На каждое название животного загибают по одному пальцу сначала на левой, потом на пра вой руке. Опять изображают ладошками раскр ы- вающуюся пасть. Ласточка На каждую строку на обеих руках большие пальцы касаются дважды каждого пальца, на чиная с указательных. 159 Ежик Сидят на корточках, выполняют взмахи руками вправо- влево. Передвигаются по кругу на корточках. Встают, выполняют прыжки на носо ч- ках. Руки держат на поясе. Опять приседают и выполняют взмахи руками. Ты где была, Ты с чем пришла? — За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу Весну- красну. Русская народная песня Желтых листьев целый ворох, Ветра нет, а в листьях шорох. Это еж, почуяв осень, На иголках их уносит. Хорошо, что он колючий, — Сам теперь как листьев куча! Нужно листьями скорей Спальню выстелить в норе. Е. Стюарт 160 Жил да Жил да был один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки П о четыре раза в сутки И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять. Русская народная потешка был один налим Дети выполняют плавные движения сло женными ладонями, имитируя движение плавников. Скрещенными ладонями имитируют взмахи крыльев. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с больших. 161 Окунь, щука, сом, судак. Ты считай не просто так. Жерех, язь, плотва, уклейка. Ты считай- ка! Не робей- ка! А еще большой карась. Назови всех еще раз. Н. Нищева Речные рыбы Загибают пальцы на правой руке, начи ная с мизинца, на каждое название рыбы. Продолжают загибать пальцы, переходя на левую руку. Перечисляют названия рыб, вновь загибая пальцы. 162 Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла, Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. М. Клокова Рыбка Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка. Погрозить пальчиком. Медленно сблизить ладони. Снова показать, как плывет рыбка. Сделать хватательное движение двумя руками. Снова показать, как плывет рыбка. 163 Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Русская народная потешка 164 Мне теперь не до игрушек — Я учусь по букварю, Соберу свои игрушки И Сереже подарю. Деревянную посуду Я пока дарить не буду. Заяц нужен мне самой — Ничего, что он хромой. А медведь измазан слишком. . . Куклу жалко отдавать: Он отдаст ее мальчишкам И ли бросит под кровать. Паровоз отдать Сереже? Он плохой, без колеса. . . Раным- рано поутру Дети имитируют стряхивание воды с ладоней. Показывают, как умывают лицо. На каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках. Я выросла Дети делают ритмичные удары кулачка ми и хлопки попеременно. На каждое название игрушки загибают по одному пальцу на обеих руках.

Оставить комментарий: