a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Детский совет как форма совместного детско-взрослого проектирования образовательного события

Автор: Фролова Надежда Витальевна Опубликовано: 2018-09-25 20:52:12

Документы для скачивания

Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с технологией о рганизаци и и проведе ни я Детского Совета. Детский Совет – это общее собрание группы детей вместе с педагогом, где каждый участник получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, поделиться интересной информацией, а также получить новую от других. Может п роводится с детьми любого возраста. Жестокого регламента нет, как и у становленной длительности проведения детского совета. В целом детский совет может длиться о 5 до 20 минут. Все будет зависеть от возраста детей и того, насколько вам хорошо вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна, насколько живо и весело вы ведете коммуникацию. Для проведения ДС необходимо: - выбрать вместе с детьми удобное место для расположения; - наличие индивидуальных ковриков или подушек для сидения, место для их хранения; - сигнал к началу проведения( звук колокольчика, музыкальная композиция) ; - информационное поле( «Паутинка образовательного события») Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно свободно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести: Оповещение о начале ДС Размещение Приветствия Игра Обмен новостями, обсуждение ситуаций, важных для понимания Планирование Презентация центров активности Приветствие … Может быть традиционным: «Я рада вас видеть, «Я рада, что мы снова вместе». Особое внимание можно уделить ребенку, который долго отсутствовал «Как здорово Женя, что ты вместе с нами, мы очень скучали». Вместо приветствий можно использовать комплименты. Сначала говорит педагог, а затем ребенок: « Я рада вас видеть, София, ты такая сегодня веселая» Забавно звучит приветствие с добавлением «официальных» слов «господин- госпожа», «сударь- сударыня», «мадам- месье». Если в группе например проект, связанный со сказками, можно использовать приветствие с именем героев: «Доброе утро, Золушка», «Здравствуй, сеньор Помидор» и т. д. Можно приветствовать друг друга пальчиками, носиками, локотками, плечиками и т. д. Игра … Детский совет – должен проводиться быстро, легко и по- деловому полезно. Именно поэтому игры, пение совместное чтение используются как игры, как удовольствие, а не как ученые действия. Поэтому, это могу быть любые игры, не требующие большой подвижности. Например, пальчиковые, словесные, игры- фантазии, игры цепочки, игры- шутки. Можно использовать элементы тренинга, например, элементы психогимнастики. Выбирать нужно такие элементы тренинга, где могут участвовать все. ( испуганного кролика, гордого петуха, расстроенной мыши) . Идеи игр могут идти как от взрослого, так и от детей. Обмен новостями, обсуждение ситуаций … Каждому воспитателю приходиться сталкиваться со стремлением детей поделиться своими новостями- домашними событиями, удачами- неудачами, детскими обидами, планами, фантазиями. Обмен новостями во время детского совет а- место «легитимного» высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык. Новости не регламентируются( только по одной и т. д) , не селикционируются( только хорошие) , не вытягиваются насильно, не запрещаются. Новости принимаются как факт. Для того чтобы не погрязнуть в говорении и выслушивании долгих триад говорливых детей, нужно подготовиться высказываниями. В этом помогут техника «я- сообщений», тактика реагирования на чувств, некоторые правила и маленькие «нехирые хитрости» Введем правила: «Мы говорим по одному», «говорит только тот у кого в руках клубочек» и т. д … Маленькие хитрости: До детского совета можно прикрепить какой либо знак( бант, медальку) нескольким детям. Сегодня первыми выскажутся девочки или чье имя на «А», или у кого красный цвет. . Если новостей нет … их можно придумать. Планирование …. Планирование — одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий. Первое направление — выбор темы образовательного проекта( события) . Второе направление — разработка плана проекта, плана образовательного события) . Третье направление — планирование дел и действий на текущий день. При разработке плана проекта нужно опросить желающих детей поделиться своими соображениями о том: Что они знают? Что хотят узнать по выбранной теме? Что предлагают сделать, что бы узнать? Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых. Делать записи нужно печатными буквами и в тот момент когда они звучат. Записи идей детей и взрослых нужно делать всегда одним и тем же цветом. ( н апример идеи детей записывать красной ручкой, а взрослых синей) . Обязательно помечать автора: например «Саша предложил измерить следы динозавра». Созданный совместными усилиями план должен быть доступен для детей в течени и всего времени работы по проекту. План храниться как документ. Планируя работу вместе с детьми, взрослые получают самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно, выбранные детьми дела и действия, и теперь не нужно придумывать мотивацию — мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная и устойчивая. Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность и продуманность. И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено, что осталось нереализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы. Иногда дети р. в. и, безусловно, трехлетки понимают, что взрослые записывают «их идеи, их мысли», т. е. придают им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства. Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей — умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу. Презентация центров активности… Ежедневно на Детском Совете воспитатель презентует воспитанникам групповые центры активности, где добавлены новые интересные материалы в соответствии с реализуемым образовательным событием и дети самостоятельно определяются с видом деятельности в них. Предоставление права выбора — это не единичная акция, не специально запрограммированная взрослыми ситуация. Право выбора — естественное ежедневное состояние образовательной деятельности в нашем детском саду. Взрослый направляет выбор детей лишь тем, что создает необходимые предметно- пространственные условия и обсуждает с детьми( с некоторыми, с изъявившими желание) их планы. Выбор не подразумевает того, что, выбрав сегодня центр математики, завтра ребенок обязан будет «выбрать» центр искусства, а послезавтра — центр движения. Выбор — это не награда, которая выдается детям после окончания «настоящей( учебной) работы». Выбор — это добровольно принятая ответственность, добровольное ограничение. Так ч ему же способствует практика проведения ДС: Для педагога: - содействие созреванию личности ребенка; - предоставление детям права выбора при построении своего маршрута развития, форм и видов деятельности; Для детей: - развитие умения выражать в речи свои потребности и желания, привитие навыков общения; - п риобретение навыка совместного и самостоятельного принятия решений, опыта самоконтроля, ответственности; самовыражение, воодушевление, вера в собственные силы. Участвовать в Детском Совете – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решения вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества. Роль педагога заключается в том, чтобы организовать детей, позволить им свободно вести разговор, облегчить им процесс высказывания мысли и воли без изменений содержания высказывания. Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Как ресурсная личность, воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации. Вне зависимости от названия, детский совет — это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы — маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.

Оставить комментарий: