Советы психолога родителям
Документы для скачивания
HYPERLINK" https: / / psichologvsadu. ru/ rabota- psichologa- s- roditelyami/ konsultazii- psichologa- dlya- roditeley/ 328- roditelyam- adaptaziya- obuchenie- v- nachalnoy- shkole" Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе »] Психолого- педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи»- не оправдать ожидания взрослых, общаться с учителем и одноклассниками, отвечать у доски и тому подобное. Даже любознательные и активные в детском саду малыши нередко в школе не проявляют интереса к учебной деятельности. Как заинтересовать детей учебой в школе и настроить на уверенное и успешное вхождение в новый жизненный этап? Современная школа базируется прежде всего на классном учителя- профессионале, а уже потом- на различных технических новациях, евроремонтах, иностранных связях и тому подобное. Если бы мы могли поставить вопрос, что важнее для ребенка- профессиональное знание учителем предметов или его любовь к детям, ответ был бы, пожалуй, довольно неожиданным. Для ребенка в начале обучения решающее значение имеет любовь учителя, а не знание им предмета. Разумеется, мы не говорим о том, что учитель в начальной школе должен быть невеждой. Конечно, важно, чтобы любовь и его вера в ребенка были связаны с глубоким профессиональным знанием предметов. Это и будет идеальный педагог для вашего ребенка. С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция- ученик, то есть непосредственный участник одной из форм общезначимой деятельности- учебной, требующей большого напряжения сил. К ребенку в этот период выдвигаются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми, которые также требуют определенных моральных усилий и опыта. Поступая в школу, большинство первоклассников проявляют искреннее желание учиться. Сначала его привлекают внешние моменты школьной жизни: школьная сумка, новые тетради, яркие учебники, сама школа, друзья. Необходимо обеспечить его безболезненное принятие нового вида деятельности. Психологическая готовность ребенка к школе характеризует его способность усваивать учебный материал в условиях урока. Низкая психологическая готовность ребенка к обучению выражается в том, что он недостаточно эффективно может управлять на уроке своим поведением и познавательными процессами для успешного освоения учебного материала. 6- 7 летний возраст- это переломный этап в развитии ребенка, когда происходит, существенная перестройка всех физиологических функций. В этом возрасте проявляются новые возможности в активности головного мозга. В этот период резко увеличиваются ресурсы детского организма, интенсивно развиваются все системы организма- сердечно- сосудистая, дыхательная, опорно- двигательная, эндокринная и др. С началом обучения у ребенка меняется привычный образ жизни, установленный режим дня, появляется много новых обязанностей, расширяется круг общения все эти факторы, безусловно, влияют на физическое и эмоциональное состояние маленького школьника. Большинство дошкольников посещают подготовительные занятия. Родители часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей, учителей, проводящих эти занятия. Но опыт показывает, что ни одно учебное заведение не сможет заменить семейное воспитание. Если в семье занятиями ребенка не интересуются, не поощряют его к тщательности, он начинает относиться к учебе небрежно, не стремится исправлять ошибки, невнимательность родителей глубоко оскорбляет его, он замыкается в себе, перестает стараться. С началом школьной жизни меняется дневной график, к которому ребенок привык в детском саду. Возрастает нагрузка, увеличивается утомляемость, что может привести к апатии, безразличному отношению к учебе или, наоборот, к чрезмерной возбудимости, раздражительности. Поэтому родителям нужно с самого начала организовать оптимальный режим дня: равномерно распределять время для учебы, отдыха. Пока не пройдет период адаптации, не стоит сразу загружать ребенка различными кружками или секционными занятиями, лишать общения с друзьями или иных вещей, к которым он привык, обязательно отводить максимум времени для прогулок на свежем воздухе. Но в его жизни появились новые обязанности, которые следует выполнять. Следует учитывать анатомо- физиологические особенности детского организма. В это время происходит его перестройка, увеличивается физическая сила и выносливость, но нагрузка должна быть умеренной и соответствовать возможностям организма. Следует избегать однообразной деятельности, сочетать различные виды учебного процесса( письмо, чтение, математические расчеты) , тренировать психические процессы память, внимание, воображение. Усвоение нового материала не должно продолжаться слишком долго и должно заканчиваться двигательными упражнениями- гимнастикой для глаз, разминкой для рук, особенно важна гимнастика для спины. Несложные физические упражнения помогут ребенку улучшить самочувствие, расслабиться, снять напряжение. Большую роль в жизни ребенка играет особенность учителя. Таким образом, усилия учителей, воспитателей, родителей должны быть направлены на развитие педагогической, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально- волевой, коммуникативной сферы. Если ребенок пришел в первый класс подготовленным, если он чувствует поддержку и позитив со стороны родителей, если видит в учителях мудрых и добрых наставников, если ему удастся найти общий язык со сверстниками, то обучение будет даваться ему довольно легко. Как говорят в народе: «Дорога ложка к обеду», - поэтому не искушайте судьбу и характер собственного ребенка, относитесь к его подготовке к школе благоразумно, планомерно, делайте взвешенные, обдуманные шаги. Лучше сейчас предупредить последствия, чем потом их исправлять. Все в природе происходит в свое время. Помните об этом! Родителям следует помнить: - Положительное отношение ребенка к будущему обучению имеет большее влияние на адаптацию ребенка к школе и его будущие учебные успехи и достижения. - Игра для успешного развития и реализации способностей дошкольника играет существенную, решающую роль, которую ничто другое не может заменить. - Подготовка к школе - это путь совместной деятельности и взаимодействия ребенка и родителей.
Детские истерики – это крайне неприятное явление, с которым сталкиваются все родители малышей в возрасте от года до трех лет, а иногда и старше. Возникновение детских истерик неизбежно, все дети проходят этот этап развития. Своими капризами и истериками ребенок пытается достичь желаемого или выразить свой гнев по поводу запретов или ограничений. Зачастую детские капризы и истерики совершенно необоснованны. Например, ребенок может устроить крик и плач, потому что ему не дали конфеты, которых в данный момент в доме может и не быть. Детская истерика - это сильный эмоциональный всплеск, приступ, подкрепленный, как правило, негативными эмоциями: раздражением, гневом, отчаянием, агрессией. Детские истерики сопровождаются громким криком, плачем, ребенок выгибается назад( истерический мостик) . В состоянии истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, он может биться головой об стену или о пол и при этом практически не чувствовать боли. Что вызывает детскую истерику? Толчком к началу истерики для ребенка может послужить обычное родительское «нет». Это является для ребенка сильным эмоциональным раздражителем. Вообще собственно приступ истерики длится недолго. Чаще всего ребенок сознательно продолжает кричать и плакать, чтобы добиться от родителей своего. Припадки истерики могут испытывать все маленькие дети, но особенно подвержены им дети со слабой нервной системой, неврологическими нарушениями. Истерика может пройти бесследно, а может окончиться рвотой или одышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка. Если у Вашего малыша наблюдаются такие симптомы при истериках – это повод обратиться к невропатологу за консультацией. Нужно разграничить понятия «истерика» и «каприз». И то, и другое может сопровождаться падением на пол, криками и плачем. Но капризы носят обдуманный характер, малыш прибегает к ним преднамеренно, чтобы добиться своей цели. Как правило, капризы свойственны детям от двух лет. Истерики обычно носят непроизвольный характер, ребенок просто не может совладать с охватившими его эмоциями, поэтому его гнев и разочарование находят выход в неконтролируемых истерических приступах. Взрослым нужно учитывать, что детская психика еще очень слабая, и в моменты приступов гнева ребенок не может контролировать свои эмоции. Помните, эти слезы искренние, ребенок не играет, он в отчаянии. Пусть его поведение не оправдано внешними причинами, но он находится в тяжелом эмоциональном состоянии и нуждается в вашей помощи. Как же себя вести, если детские истерики становятся явлением регулярным. Самое важное правило: если ребенок устроил истерику, нельзя выполнять то, чего он добивается. Если один раз в ответ на истерику мама разрешила взять вазу, которую брать «нельзя», можно со стопроцентной уверенностью сказать – истерика повторится не однажды. Если родители будут потакать ребенку в момент его истерических припадков, поверьте, очень быстро ребенок научится «истерить» в нужный момент, то есть капризничать. И тогда детская истерика станет излюбленным способом достижения желаемого. В момент истерики не нужно разговаривать с ребенком. Не уговаривайте его, не ругайте, не кричите – все это будет неэффективно, и даже может стать стимулом к продолжению истерики. Но в то же время нельзя оставлять ребенка одного. Его отчаяние может усугубиться одиночеством. Будьте рядом, оставайтесь спокойными, постарайтесь переждать вспышку. После того, как пик страстей позади, возьмите ребенка на руки, пожалейте, успокойте. Часто малыши не могут самостоятельно выйти из последней стадии истерики, для того, чтобы прекратить плакать, им нужна помощь мамы – не отказывайте ребенку в ласке, даже если он неправ. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка в момент истерики, а уж тем более шлепать. Эти меры только усугубят его состояние. К тому же, и крик и рукоприкладство являются способами проявления внимания, которого ребенок и добивается. Относитесь к истерикам спокойно, игнорируйте их, насколько это возможно. Но при этом не выходите из комнаты, а спокойно занимайтесь своими делами. Малыш очень быстро поймет, что его истерики не приносят ему желаемого внимания, а значит, незачем тратить на них свои силы. Правила для родителей, желающих избежать истерики. Ребенок постоянно учится управлять своим поведением, эмоциями и импульсами. Иногда способность сохранять самообладание утрачивается, что может привести к истерике. Психологи утверждают, что нет ни одного волшебного способа устранить истерику, но есть много приемов, которые могут помочь, и задача родителей найти тот прием или приемы, которые подходят именно их ребенку. Приручить истерику можно такими нехитрыми способами: Игра «без правил». Убедитесь, что ребенок имеет достаточно свободного времени, во время которого он может играть, не заботясь о right0 беспорядке вокруг, не отвлекаясь от игрового действия. Приберегите «строгие правила» для более серьезных случаев. Отвлеките малыша. Прежде, чем истерика набрала обороты, попытайтесь переключить внимание ребенка на какой- то интересный объект: пейзаж, игрушку, книжку. Это учит ребенка тому, что он может переключать энергию и переходить к другим занятиям, если ему этого хочется. Если же истерика уже началась – переключение внимания вряд ли поможет. Попробуйте пошутить. Если истерика на подходе, но еще не началась, попробуйте разрядить ситуацию юмором. Но будьте осторожны: малыш должен знать, что вы шутите, а не высмеиваете его. «Я знаю, что ты чувствуешь». Назовите эмоции, испытываемые ребенком: " я вижу, ты злишься” или" мне кажется, ты устала”. Стоит малышу научиться объяснять то, что он переживает, как главная причина капризов и истерик снимается сама собой. Своевременная помощь. Обычно разочарования могут подстерегать детей, если они берутся за дела и игры слишком сложные для их пока еще ограниченных способностей. Но тут могут вмешаться родители и облегчить своим чадам задачу, например, изменить траекторию машинки, чтобы она не врезалась в ножку кровати, помочь взобраться на детскую горку или открыть плотно закрытую крышку бутылки и т. п. , правда, при этом не нужно пытаться все сделать за кроху, он должен быть уверен, что сам в состоянии справляться с трудностями и добиваться цели. Игнорируйте требования. Истерики на людях заставляют некоторых родителей пойти на поводу у маленького скандалиста и дать ему то, что он хочет. Но этот способ чреват тем, что ребенок может повторить истерику в следующий раз в похожей ситуации. Обсудите истерику. После того, как ребенок успокоился, поговорите с ним о том, что его так расстроило. Однако не заостряйте внимание на действиях во время вспышки гнева. Вместо этого, обнимите его, расскажите, как сильно вы его любите, и о том, как приятно вам находиться с ним рядом, когда он спокоен. Это помогает ребенку задуматься над тем, как его поведение действует на окружающих. Не нужно забывать, что состоянием, способствующим детской истерике, является усталость. Старайтесь вовремя укладывать малыша и на дневной, и на ночной сон. Не допускайте переутомления. Если видите, что малыш уже утомился от подвижных игр, предложите ему почитать книжку, порисовать. Ребенок еще не умеет контролировать состояние усталости, и не может вовремя прекратить бегать и прыгать. Задача взрослых, следить за состоянием ребенка и не давать ему переутомляться. Период истерики начинается приблизительно с полутора лет и длится до четырех лет. Пиком капризности и упрямства считаются 2, 5- 3 года. Хотя мальчики упрямее девочек, девочки чаще капризничают. В кризисный период истерики могут случаться от пяти до двадцати раз в день, то есть почти по любому поводу. Помните, что истерики у детей – явление временное. И после четырех лет оно бесследно исчезает, так как ребенок уже в состоянии выразить свои чувства и эмоции. Поэтому наберитесь терпения и по мере взросления ребенка объясняйте, что истерика — бездейственный способ поведения.
Консультация для родителей. Возрастные особенности психического развития детей 6- 7 лет. Сформирована высокая компетентность в сфере отношений. Появляется способность принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Умеет учитывать интересы других при организации игровой деятельности, сдерживает свои эмоциональные порывы. Игровые действия детей становятся более сложными. Они учится придерживаться игровых правил и следовать инструкции взрослого. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве, в создании рисунков, лепке и т. д. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащаются их цветовая гамма. Продолжается развиваться внимание и память они становится произвольными. Подготовила педагог- психолог Гущина Ю. А. Источник «От рождения до школы».
МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ Медлительные дети есть в каждом детском коллективе; все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Поведение медлительных детей отличается устойчивостью, однако высокий уровень тревоги влияет на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, что затрудняет адаптацию ребенка к условиям образовательного учреждения, а затем и к школе. Медлительные дети склонны к избирательности контактов со взрослыми и сверстниками; их пугает боязнь публичных выступлений; они демонстрируют низкий уровень социальной активности. Дети- «тихони» легко соглашаются с мнением активных сверстников, т. е. легко принимают чужую точку зрения. Медлительность не является недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям, сложностей педагогам и родителям. Причины медлительности обусловлены: Наследственными особенностями нервной системы, проявляющиеся в низкой скорости любых действий, движений, деятельности. Влиянием окружающей среды, условиями жизни и воспитания. Степень подвижности нервных процессов действительно является генетически обусловленной, но не является постоянной в течение всей жизни. Наиболее сензитивным является период с четырех до шести лет( он обусловлен активным развитием биохимических процессов нервной системы) . Особенности медлительных детей На уровне вербальных контактов В речи наблюдается использование словесных стереотипов. Медлительные дети «тянут» слова, делают паузы между ними. Речь может быть невнятная, тихая, неэмоциональная. Вопросы взрослого, заданные в быстром темпе, вызывают затруднение, ситуацию отказа от общения, непонимания речевой инструкции. Сложности в выражении словами желаний, эмоций. Речевую активность проявляет редко. На невербальном уровне Низкая моторная активность: движения и действия замедленны, не скоординированны. Мимика лица невыразительная. В ситуациях ранее незнакомых испытывает эмоциональное напряжение. Отказ от телесного контакта со взрослым и сверстниками в незнакомой ситуации( игры, занятия) . На уровне социальных контактов Избирательность в контактах со взрослыми и сверстниками. Сложности с адаптацией в группе сверстников. Боязнь не успеть выполнить задание. Отказ от совместных игр, требующих активного участия и взаимодействия со сверстниками. Боязнь публичных выступлений( на праздниках, занятиях) . Низкий уровень притязаний. Предпочтение второстепенных ролей в сюжетно- ролевой игре. Наличие социальных страхов. Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками в игровой деятельности В общении со сверстниками и медлительные дети, как правило, не пользуются популярностью, стараясь подчинить свое поведение действиям активных и инициативных детей. Медлительные дети не выступают в роли организатора игры, а лишь поддерживают ее, внося предложения, уточнения, связанные только с его ролью, предпочитают играть в те игры, где чувствуют себя уверенно и комфортно. В новой игре способны выполнить те действия, которые предлагают сверстники, занимая подчинительную позицию в общении. Из- за сложности в установлении социальных контактов недостаточно могут быть сформированы игровые навыки. Медлительные дети долго обдумывают свой выбор- во что играть, как играть; сложность в выборе партнера по игре, распределении ролей, в переключении с реального диалога на ролевой. Часто из- за сложности в выборе партнера такие дети играют в одиночку. Если взрослый не помогает в развитии игровой деятельности, то игра медлительных детей может носить манипулятивный характер. При возникновении конфликтных ситуаций медлительный ребенок использует чаще всего деструктивный способ решения: уход от ситуации( например, «Я в эту игру не играю») или привлечение внешних средств для разрешения конфликта( например- привлечение педагога или родителя на помощь) . При организации деятельности с медлительным ребенком важно помнить: Наблюдая за ребенком, определить, что особенно его интересует, - идти от ребенка, его потребностей. Разговаривать, общаться с медлительным ребенком необходимо спокойно, без упреков, понуканий; тон общения должен быть ровный, неторопливый. При выполнении любых заданий не торопить с выполнением, продумать задание так, чтобы у медлительного ребенка было больше времени на выполнение, чем у других детей. При этом не следует фиксировать внимание ребенка на том, что он делает медленнее других, а наоборот, при выполнении похвалить за качество работы и проявленное старание. В общении с медлительными детьми взрослые должны поддерживать хороший эмоциональный фон, веселое настроение, что будет стимулировать ребенка и вызывать у него желание продолжить общение со взрослым и сверстниками. Взрослый может использовать личный пример и игровую мотивацию для ускорения реакций медлительных детей, но и педагогам и родителям важно помнить, что прямые указания медлительному ребенку на скорость выполнения, неумение что- то делать быстро( умываться, одеваться, отвечать на вопросы) имеют прямо противоположный эффект: ребенок будет выполнять задание еще медленнее, теряя веру в свои силы. Для медлительных детей важно создавать ситуацию успеха, а не предъявлять слишком завышенные требования. Медлительного ребенка необходимо настраивать на общение со взрослыми и сверстниками, обучая и проигрывая различные ситуации взаимодействия; начинать играть в спокойные игры, игры с образами, знакомых сказочных персонажей, где взрослый не будет давать оценку тому, как играет ребенок; важно чтобы медлительному ребенку это нравилось, вызывало интерес, он мог чувствовать себя свободным и уверенным в обучении диалоговому общению в сюжетно- ролевых играх. В повседневном общении с медлительными детьми необходимо использовать приветливые фразы, которые создают ощущение комфорта, психологической защищенности: «Ты конечно справишься», «Хорошо, что ты рядом», «Я рада, что ты это выполнил», «Мне нравится, как ты. . . », «Как я рада тебя видеть. . . », «Ты очень старался», «Я чувствую, что. . . ». Особенно это важно в начале школьного обучения. Взрослым необходимо помнить о том, что медлительный ребенок с раннего возраста нуждается в организации: режима дня( это основа выработки у него динамического стереотипа) , организации двигательного режима( гимнастика, подвижные игры) , организации занятий( чтение книг, рисование, музыка) на основе развития познавательной активности, социальной и личностной.
Советы психолога «Взаимоотношения родителей с педагогами» Давайте попробуем самоопределиться в отношениях с педагогами. Самое важное для Вас – достичь взаимопонимания с педагогом, ведь ваш ребенок большую часть времени проводит вне дома. Простые правила. Относитесь к педагогу уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего педагога с нынешним. Цените желание педагога сообщить Вам что- то новое и важное о ребенке. Не думайте, что Вы все знаете о своем ребенке. 3. Постарайтесь увидеть в педагоге своего союзника, понять его озабоченность делами вашего ребенка, уважайте степень высокой ответственности, которую он несет на себе. 4. Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить возможность недомолвок и неясностей. 5. Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится. Чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта 6. Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Не давайте волю эмоциям, если же чувствуете, что их сложно контролировать, представьте себя на месте педагога. 7. Если у Вас возникают в воспитании ребенка, откровенно скажите об этом педагогу: вместе вам будет легче разобраться. Не обязательно раскрывать душу перед воспитателем, но постарайтесь относиться к нему как к союзнику. 8. Не рассчитывайте, что ваши проблемы решит педагог: вы сможете решить их только сами. Но прислушивайтесь к рекомендациям педагогов, сравнивайте их точку зрен ия со своей. Идеален вариант, когда проблемы малыша решаются сообща. 9. Посещайте родительские собрания, проявляйте на них активность, оказывайте посильную помощь педагогам. Это повысит Ваш авторитет не только в детском саду, но и в глазах собственного ребенка. 10. Иногда родители относятся к сотрудникам детских садов как к обслуживающему персоналу, без всякого уважения диктуют свои требования по отношению к собственному ребенку. Воспитатель не может выполнить все требования родителей и выстраивать свою работу по желанию каждого родителя. Это всегда приводит к конфликтам. Помните: Ваш ребенок, конечно же, личность и требует индивидуального подхода, но чем раньше Вы приучите своего малыша подчиняться правилам коллектива, тем лучше будет для него.
Что надо знать о своём ребёнке? Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети — глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность( наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких- то сторон, качеств и свойств личности. Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку! ». Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А чему? Потому что многие родители не способны сказать себе: Это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг помогать их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым! Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и они могут помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить! ». А когда же у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что виноваты сами. Чтобы воспитать человека нужно… 1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему. 2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе. 3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать. 4. Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя. 5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания. 6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка. 7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример. Нельзя…. 1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный. 2. Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами. 3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил. 4. Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей. 5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь( увы, они генетически не закладываются) . 6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить. 7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов бабушек и дедушек. Как отвечать на детские вопросы? 1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них. 2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает. 3. давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи. 4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям. 5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как? » 6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал. 7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям. 8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос.