a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Образовательный проект "Экологическая тропа"

Автор: Волох Виктория Викторовна Опубликовано: 2018-10-28 16:46:03

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Одуванчик» г. Н азарово Красноярс к ого края Проект «Экологическая тропа» Выполнили: Волох Виктория Викторовна Сидрелева Юлия Михайловна Назарово, 2017г. Содержание Введение……………………………………………………………………. 2 Информационная карта проекта…………………………………………. . . 8 Реализация проекта………………………………………………………. . . 16 Ресурсы проекта ……………………………………………………………2 3 Литература ………………………………………………………………… 2 4 Введение Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения. Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки. Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную( с помощью экскурсовода) или письменную( стенды, аншлаги и т. п. ) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде( растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п. ) , совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года. На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Э кологическая тропа» является актуальной. Проблема: как проектная деятельность будет способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста? Объект: изучение проблемы использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Предмет: использование метода проектов в процессе экологического образования детей дошкольного возраста. Гипотеза: процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий: будет создана экологизированная предметно- развивающая среда дошкольного образовательного учреждения; экологическое образование будет более значимым в связи с внедрением новой деятельностной парадигмы дошкольного образования; будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей; будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера. Цель: - воспитание осознанного бережного отношения к природе; - формирование системы экологических знаний и представлений; - развитие эстетических чувств( умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) ; - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы. Задачи: - прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение; - познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты; - учить видеть красоту природы; - учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно- следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям; - развивать логическое мышление, внимание, память; - учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку. Ожидаемые результаты: приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру; расширение кругозора воспитанников; вовлечение родителей воспитанников в активное эколого- образовательное пространство детского сада; развитие личности неравнодушной, с эмоционально- ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей; развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы; сплочение детского коллектива; воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе; создание на территории детского сада предметно- развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир; появления желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; формирование осознано- правильного отношения к планете Земля( наш общий дом) и к человеку как части природы; приобретение знаний об особенностях природы родного края; воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что- то новое. Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта: - проведение занятий, сезонных экскурсий; - мини- субботники; - исследования на тропе; - фенологические наблюдения за растениями в природе( по сезонам) ; - развешивание кормушек; - наблюдения за перелетными и зимующими птицами( по сезонам) ; - оформление гербария; - фотографирование; - рисунки, плакаты, поделки; - сбор природного поделочного материала( шишки, желуди, листья. ) ; - экологические беседы; - наблюдения в природе; - уроки доброты; - целевые прогулки; - познавательные вечера; - решение экологических ситуативных задач; - чтение художественной литературы; - детские проекты; - обсуждение и проигрывание ситуаций; - труд в природе. Методологической и теоретической основой Проекта явились идеи тесной связи педагогического процесса с духовной жизнью общества, системный анализ познания действительности, использовались идеи учёных в области философии, антропологии, педагогики, психологии и передовой педагогический опыт- ( А. С. Арсеньев, П. П. Блонский, Л. А. Венгер, В. И. Вернадский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Головлев, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, П. Ф. Каптерев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин) . Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса экологического воспитания( Н. Д. Зверев, Н. Н. Кондратьева, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. Н. Николаева) , на разработанную психологами теорию деятельности( Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн) . Теоретическая значимость Проекта. Представлено теоретико- методологическое обоснование концептуального положения о том, что процесс формирования экологических знаний дошкольников с использованием проектной деятельности имеет свои особенности в теоретических подходах, содержании и формах экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Научная новизна исследования заключается в следующем: в обосновании возможности и необходимости экологического образования дошкольников, где в качестве основополагающего положения выступают особенности ФГТ; в уточнении структуры и содержания основных компонентов экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ; в разработке инновационной модели эколого- развивающей предметной среды ДОУ на модульно- компетентностной основе; в определении критериев сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нём теоретических положений и выводов, научно- методических материалов и рекомендаций в процессе совершенствования работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Образцы заданий, тренингов, игр могут служить ориентиром для педагогического творчества, организации научного и гуманитарного освоения мира природы детьми дошкольного возраста, обеспечивающей их экологическую грамотность. Вид проекта:   познавательно- исследовательский, групповой. Участники:   дети среднего дошкольного возраста и их родители, воспитатели группы. Сроки реализации:   ма й- август 2017 года. Функции проекта: Диагностическая – фиксирует изменения в формировании экологических знаний у дошкольников в процессе экологического образования и воспитания. Целеполагательная – поддерживает учебные цели( чему мы обучаем ребёнка и для чего) . Мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты в познании окружающего мира. Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году. Рейтинговая – показывает диапазон способностей и компетенций детей дошкольного возраста. Информационная карта проекта Структуризация проекта Название проекта «Экологическая тропа» Авторы проекта Волох Виктория Викторовна Сидрелева Юлия Михайловна Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования Конституция Российской Федерации Закон Российской Федерации «Об образовании»( 1992, в редакции от 13. 01. 96) Национальная доктрина образования в Российской Федерации( Постановление правительства РФ от 04. 10. 2000 г. № 751) Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10. 01. 2002 N7- ФЗ Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию( 1996) Экологическая доктрина Российской Федерации( 2002) Всемирный доклад по мониторингу «Программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Изд. ЮНЕСКО, 2007. Экологический кодекс Москвы от 16. 06. 2004 Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля   1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» Конвенция о Правах ребёнка Закон «О развитии образования в городе Москве»( от 20 июля 2001г. ) Постановление Правительства «О Городской целевой программе развития образования( «Столичное образование на 2012- 2016 г. г. ») Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года( распоряжение Правительства РФ от 17. 11. 2008 г. № 1662- р) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении( постановление Правительства РФ от 12. 09. 2008г. № 666) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования( приказ Минобрнауки РФ №655 от 23. 11. 2009 года) СанПиН 2. 4. 1. 2660- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»( Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91) Концепция дошкольного образования Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Приказ Минобрнауки РФ от 23. 11. 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ МО и науки РФ от 20. 07. 2011г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Письмо Минобразования РФ от 02. 06. 98 №89- 34- 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий» Методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ» Методическое письмо МО РФ от 07. 01. 99г № 70/ 23- 16 «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного воспитания» Ценностно- целевые установки проекта Приоритетные направления государственной политики РФ Сохранение окружающей среды, сохранение уникальной природы России и города Москвы как основы духовно- нравственного становления личности гражданина России, гражданина мира. Развитие умений и навыков в акмеологической подготовке взаимодействия студентов, продуктивного взаимодействия с детьми в области экологического и ноксологического образования, воспитания экологической безопасности. Формирование и развитие экологического сознания и поведения студентов. Воспитание потребности личности бережного отношения к природе, желания охранять её в системе мегаполиса и всей страны. Исходные концептуальные положения проекта Гуманистическая личностно- ориентированная деятельностная парадигма образования и воспитания экологически грамотных студентов, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться, приобретение принятых в российском и мировом сообществе ценностей, соответствующих задачам экологического образования. Применяемые технологии Технология проектного обучения Проблемно- модульное обучение Диалог культур Культурные практики Технологии личностно- ориентированного обучения( проблемно- ориентированное) Формы работы Межпредметные Интегративные Коммуникативные Активные Дискуссионные Доминирующая деятельность Информационная Исследовательская Проектно- исследовательская Практико- ориентированная Предметно- содержательная область Межпредметная Надпредметная Форма организации Групповая Учебно- методическое оснащение Научная литература Методическая литература Нормативно- правовые документы Энциклопедии Информационное оснащение Печатные источники Интернет- ресурсы Компоненты содержания Проекта «Экологическая тропа» Аксиологический- предусматривает формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и эле ментарных представлений о зависимости здо ровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения; формирование активной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и образования. Когнитивный- предусматривает получение студентами знаний, способствующих успешной жизнедеятельности в различных условиях, в том числе в условиях социума. Деятельностно- творческий- предполагает включение студентов в активную деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста с целью формирования у них экологических знаний и повышения уровня экологической воспитанности. Компетентностно- ориентированный- нацелен на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние( знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п. ) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Ключевые слова проекта Биоэтическое воспитание – это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности. Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций. Экологическая культура личности- это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи. Экологическое мышление — это процесс, предвосхищающий на понятийном уровне практическую реализацию экологической целесообразной деятельности. Экологическая воспитанность — результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного пре образования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно- ценностном отношении к ней. Экологическое образование- это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества. Экологизация сознания – этопроцессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией взаимодействия между обществом и природой, и изменения, которые возникают в духовной и материальной жизни в связи с требованиями современной экологической ситуации. Экологизация сознания — это изменение направленности сознания, ориентация его на более адекватное отражение состояния внешней среды. Экологическое сознание — это адекватное отражение человеком опыта его взаимодействия с природой, включая нрав ственно- ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое сознание — констатация результата, уровня, на котором находится осознание процессов взаимодействия общества и природы. Компетентность- качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно ненормированного( проблемного) характера. Компетенция- определяемые законодательством предметы ведения( сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению) , соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа. Ноксология- ( греч. н оксо – опасность) – наука об опасностях материального мира Вселенной. Общей целью изучения ноксологии является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно- управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности. Ноксологическая компетентность – интегральная характеристика личности, определяемая его ноксологической культурой, ноксологическим мировоззрением и уровнем владения совокупностью ноксологических компетенций. Экологическая компетенция — это способность личности к экологической деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках; элементарная экологическая компетенция предполагает умение определять уровень и характер экосистем своей местности, школы, пришкольного участка, города, региона. ФГОС- Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования. Смена образовательной парадигмы( цели) . Вместо передачи суммы знаний- РАЗВИТИЕ личности ребёнка на основе освоения способов деятельности. Виды деятельности дошкольника( по ФГОС) – игровая деятельность( ведущая) , коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, продуктивная, музыкально- художественная, чтение. Деятельностный подход- Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребёнка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности Реализация проекта Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки: Тропу здоровья Сельский дворик Метеостанция Центр воды и песка Перспективный план по маршруту экологической тропы( разработан для средней группы. ) Название цикла Цель Объекты наблюдения «Тропа здоровья» организация физкультурно- оздоровительной работы в летний период. «Сельский дворик»- развивать умение узнавать и называть домашних животных и птиц; из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят человеку; доброжелательное отношение к животным- развивать речь, учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы; - формировать представление детей о домашних животных, о их характерных отличительных особенностях; - закрепить понятие, о том, что домашние животные и домашние птицы живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек заботиться о них. - развивать умение узнавать и называть постройки и сооружения, предназначенные для домашних животных и птиц; - развивать речь. Бабка и дед( одетые в русские народные костюмы) , домашние животные( корова, л о шадь, коза, с винья, к ошка, собака, к урица, п етух, у тка) , колодец, плетень подсолнухи, улей. «Метеостанция» учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы. Т ермометр, барометр, флюгер, дождеметр, вертушка, воздушный змей. «Центр воды и песка»- стимулировать желание ребёнка узнавать что- то новое и расширять кругозор детей, экспериментировать и работать самостоятельно( знакомство с основными свойствами   воды,   песка) ; - развивать тактильную чувствительность; - расширять и обогащать словарь детей; - развивать познавательные процессы  ( восприятие, внимание, память, мышление) ; - способствовать физическому развитию ребё нка: развивать мелкую моторику рук, а так же зрительную и двигательную координацию; - развивать предметно- игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно- ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка; - снимать психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей; - знакомить со свойствами различных предметов и материалов; - закреплять элементарные представления о форме, величине, цвете предметов. Искусственный водоем. 1 этап. Подготовительный Проектная деятельность Цель Сроки реализации Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа» Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире 1 неделя мая Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта 2 неделя мая Сбор материала Обеспечение проекта наглядными материалами 3 неделя мая Выбор хозяина тропинки Выбрать хозяина экологической тропы 4 неделя мая 2 этап. Деятельный Проектная деятельность Цель Сроки реализации «Тропа здоровья» Сделать тропу. Засыпать тропу материалом. Создать тропу здоровья из естественных материалов для ходьбы босиком. 2- 3 неделя июня. «Центр воды и песка» Центр воды. Вкопать искусственный водоем. Создать искусственный водоем для наблюдений и экспериментов. 4 неделя июня. Покрасить водоем. Разместить животных и растения в водоеме. Центр песка. Отсыпать место возле водоема песком. Создать место для наблюдений и экспериментов. 4 неделя июня. Установить мостик. «Сельский дворик» Изготовление домашних животных. Создать место для ознакомления детей с сельской жизнью, а также для утренних и вечерних ритуалов. 1 неделя июля. Изготовление костюмов деда и бабки. 2 неделя июля. Облагородить территорию( плетень, установка животных, бревна) 3- 4 неделя июля. «Метеостанция» Изготовить оборудование( термометр, барометр, флюгер, дождеметр) . Создать метеостанцию для наблюдения за погодой. 1- 2 неделя августа. Оформление. 3 неделя августа. 3 этап. Итоговый Проектная деятельность Задачи Сроки реализации Путешествие по экологической тропе( итоговое) Обобщение знаний по проекту «Экологическая тропа. Формирование устойчивого интереса к живой природе. 4 неделя августа Выставка детских рисунков Представление результатов совместного творчества детей и родителей. 4 неделя августа Оформление фотогазеты Способствование желанию рассказывать об объектах наблюдения живой и неживой природы, выражать свои эмоции. 4 неделя августа Экскурсия других групп Формирование знаний по проекту «Экологическая тропа» 4 неделя августа Ресурсы проекта Кадровый потенциал: Педагоги Родители Дети Материально- техническая база: Уголки при роды в каждой возрастной группе; Огород; Зеленая зона на участке детского сада; Исследовательские центры в группах; Цветники; Огород на окне; Роща на территории детского сада; Экологическая тропа на участке детского сада; Исследовательские центры в группах. Методическое: теоретическая и методическая литература, периодическая печать. Информационное обслуживание проекта: Интернет- сайты; Выпуск фотоотчетов. Литература 1. Веракса Н. Е. , Комаровой Т. С. , Васильевой М. А. . «От рождения до школы» под редакцией – М. : Мозаика- Синтез, 2010г. – 304с. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 2009. - 256 с. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. п особие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр" Академия" , 2007. - 336 с. Рыжова Н. А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж/ / Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»/ / Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38- 47. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2- 7 лет/ П од ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика- Синтез, 2008. - 52 с.

Оставить комментарий: