a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка

Автор: Киреева Наталья Александровна Опубликовано: 2018-10-30 17:42:13

Документы для скачивания

В современном мире отдается большое предпочтение математическому развитию детей. Математика – это не только умение считать, сравнивать, а еще и умение рассуждать. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования определены характеристики развития познавательной сферы ребенка, в том числе познавательная инициатива, любознательность, способность устанавливать причинно – следственные связи, пространственно – временные отношения, развитие элементарных представлений о мире живой природы, естествознания, математики, техники и т. д. Однако зачастую в нашей действительности мы наблюдаем картину, когда механическое манипулирование с числами, работа в специальных тетрадях для дошкольников приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание заниматься математикой. В ряде случаев задачи становятся намного проще, если есть что потрогать и пощупать руками. Дошкольникам еще не хватает абстрактного мышления для решения некоторых задач. Родителям и воспитателям всегда надо помнить, что для того, чтобы ребенок лучше и быстрее развивался, ему должно быть интересно! А математикой буквально пронизан весь окружающий мир ребенка: игрушки, природа, люди, здания, магазины и многое другое. Везде можно окунуться в мир математики. Данная методическая разработка раскрывает возможности использования календаря на утренних сборах, как средство для формирования математических способностей у детей. Рисунок SEQ Рисунок\ * ARABIC 1 Календарь 595693543815 Календарь мы оформляли вместе с детьми, проговаривая, куда какой модуль поместим. Ведь дети намного глубже усвоят то, что их интересует и эмоционально трогает. Например, год со своими временами и месяцами мы поместили в центр, сутки- в правый верхний угол, число- слева, дни недели- снизу, сверху- текущий месяц. Для детей, начиная со старшей группы, ч тобы они смогли хорошо ориентироваться в календаре и закрепляли пространственные отношения, проводились игры следующего плана: «Я загадала то, что находится в верхнем правом углу ». ( Д ети отгадывают « сутки ») . Или, например, такое задание: « Найдите местонахождение времен года на календаре. Что везет поезд в вагончиках? »( « Дни недели » отвечают дети. ) Или просим детей найти ошибки в календаре и исправить их. Выполняя так ие игровые задания, в основном на утреннем сборе, дети знакомятся и запоминают без особого труда обобщающие временные понятия: сутки, дни недели, времена года, месяцы. Рисунок SEQ Рисунок\ * ARABIC 2 «Дни рождения, времена года» 60960213360 Зная, что у детей один из любимых праздников день рождения, в центр календаря мы с ребятами поместили год, вокруг которого предложили им разместить свои фотографии так, чтобы их местонахождение соответствовало их дню рождения. Работа была не легкой, некоторые дети знали только время года своего рождения, но не знали месяца. Но с нашей помощью и помощью родителей мы справились с этим заданием. Мы заметили, что дети стали чаще подходить к календарю, стали интересоваться не только, когда у них день рождение, но и у друзей. Сколько именинников у нас, например, весной? Сравнивали с количеством именинников предыдущего, последующего месяца. Дети стали обращать внимание на месяцы. Мы с ними считали, сравнивали в каком месяце больше ил и меньше, а может быть поровну именинников. На сколько больше или меньше? Дети стали понимать, кто старше, кто младше, на сколько? А раньше у них было понятие кто выше тот и старше и никак их не возможно было переубедить. Каждое время года мы встречаем, а с уходящим – прощаемся. Анализируем, что интересного было, сколько праздников было, событий интересных, в каком месяце мы больше посетили, например, театр и. т. д. Используя календарь, мы научились составлять и решать задачи. ( В марте у нас пять именинников, но два дня рождения мы уже отметили. Сколько осталось еще отметить? Или, весной десять именинников, а зимой пять. Сколько в группе весенних и зимних именинников? На сколько больше именинников весной? и. т. д. ) . И мы заметили, что наши дети стали осознанно понимать и называть последовательность времен года, месяцев. Трудно детям и в понимании дней недели, поэтому мы обозначили их в виде поезда, который везет семь вагонов разного цвета. Цвета вагонов соответствуют цветам радуги. Рисунок 3 «Дни недели» При ознакомлении детей с названиями дней недели, обр атили внимание, что, например, вторник всегда стоит вторым, а отсюда и получил свое имя. Для закрепления дней недели давали задания, например, каким по счету стоит четверг, пятница и. т. д. Или называли порядковое число, а дети называли день недели. Играли в игру: « Назови соседей воскресенья. Дети задумались, один сосед суббота, а с другой стороны не знали соседа. Таким образом, мы пришли к выводу, что в недели семь дней и новая неделя начинается с понедельника и заканчивается воскресеньем. Затем мы стали с детьми применять знания на практике. Однажды, дети пришли после выходных, и мальчик рассказал новость. Они с папой вчера ходили на рыбалку. Мы стали с детьми выяснять, в какой день недели он был на рыбалке, если сегодня понедельник? А какого числа, если сегодня 5 число? В какое время суток? «А когда еще пойдешь? » – спросили дети. «В следующее воскресенье». И мы с детьми посчита ли, в какой день недели пойдет Глеб на рыбалку. В заключении хочу сказать: чтобы ребенок хорошо мог ориентироваться и мог запомнить пространственные и left203835 временные понятия, последовательность чисел и многое другое, ему нужно минимум Рисунок 5 «Число» наших объяснений; не годится и заучивание наизусть, лучше взять тысячу ситуац и й из личного детского опыта. 6471285632460 Рисунок 4 «Время суток» Анализ результатов оценки помогает выявить критические зоны развития и составить индивидуальные планы дальнейшего развития ребенка. Поэтому поддержка и стимулирование детей к познанию всегда связаны с опытом каждого ребенка, а это требует понимания того, как исследовательская деятельность ребенка, вопросы, опыт и вовлеченность используются в детском саду, является ли деятельность детей интересной, веселой и осмысленной. Если дети в дошкольном возрасте могут экспериментировать с математическими понятиями с использованием всех органов чу вств в ф орме игры и разви вать в себе при этом креативный, радостный подход к математике, то это с самого начала хорошая предпосылка для последующего овладения математикой в школе. Исходя из сегодняшних знаний в области психологии и из практического опыта, можно смело сказать, что ранее начало развития процессов восприятия и мыслительных процессов у детей является залогом успешности, мотивированности обучения в дальнейшем. Используемая литературы: Арапова – Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика – Синтез, 2006 Бостельман А. Математика в любое время! - Учебно – практическое пособие по раннему обучению математике для педагогов дошкольного образования, редакция Н. А. Воробьевой. – М. : Национальное образование, 2016. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. – М. : Просвещение, 1985. Свирская. Л. В. Утро радостных встреч. – М. : Линка – Пресс, 2010. Приложения Автор ы технологических карт НОД: Клименкова Елена Ивановна, воспитатель высшей категории МАДОУ «ЦРР- детский сад д. Кисловка» Томского района Киреева Наталья Александровна, воспитатель I категории МАДОУ «ЦРР – детский сад д. Кисловка» Томского района Цель: Формирование элементарных математических представлений. Задачи: 1. Развивать основные математические навыки и умения. 2. Развивать познавательные процес сы: внимание, мышление, память. 3. Развивать связную речь. Используемые материалы: календарь. Приложение 1 Утренний сбор для II младшей группы Этапы утреннего сбора Содержание Задачи каждого этапа для II младшей группы Приветствие Приветствие( вариант: пожелания, комплименты, подарки) . Например: Как вы думаете, как могут поздороваться друг с другом морские жители, ведь они не умеют разговаривать? Продолжительность: 1- 3 минуты Формировать у детей положительную мотивацию на совместную творческую деятельность. Развивать связную речь, память. Воспитывать нравственные качества личности: ответственность, уважение к сверстникам. Счет детей Посчитаем мальчиков, посчитаем девочек. Варианты: Воспитатель вместе с ребенком считает мальчиков, затем – девочек. Мальчики – похлопали, девочки – потопали. Посчитаем, кто из детей пришел грустный, а кто – веселый. Кого больше? Формировать представление о количественном счете. Учить понимать и использовать в речи понятия «много- мало», «больше – меньше- поровну». Учить называть числительные по порядку в пределах 5. Работа с календарем Работать с календарем можно начинать до группового сбора, во время его проведения и в течение всего дня. Фиксацию проводить лучше с помощью слов или символов, характеризующих признаки сезона, событий дня. Можно сделать привязку к конкретным дням( давайте посчитаем, сколько дней до Ириного дня рождения; сколько дней не было Сережи и т. п. ) . В начале дня – вместе с детьми «исправляем ошибки на календаре», сопровождая свои действия словами. ( Времена года, времена суток) В течение дня вместе с детьми меняется фишка на временах суток. Отслеживается режим дня – «по лесенке» режимных моментов. Например: После выполнения утренней зарядки с «лесенки» убираем соответствующий символ, который обозначается картинкой и словом. Выясняем, что следует потом( завтрак) . Изменяется картинка с одеждой по сезону, вывешиваются явления природы. Упражнять в ориентировке в пространстве( право – лево, низ- верх) . Знакомство с цифрами и буквами. Учить различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето; части суток: утро, день, вечер, ночь. Обогащать словарный запас детей. Развивать навыки планирования. Новости Обмен новостями. Если новость, высказанная кем – то из детей, важна для становления ценностных ориентиров, социально – эмоционального развития всей группы, стоит остановиться на этой новости подольше. Развивать навыки планирования, способность регулировать свои действия, доводить начатое дело до конца. Приложение 2 Утренний сбор для средней группы Этапы утреннего сбора Содержание Задачи каждого этапа для средней группы Приветствие Приветствие( вариант: пожелания, комплименты, подарки) . Например: здороваемся мизинчиками; здороваемся на другом языке. Приветствие с действиями: с обниманием; с похлопыванием; с приветливым взмахом рукой; «Дай пять»- вместе с рукопожатием и т. д. Продолжительность: 1- 3 минуты Формировать у детей положительную мотивацию на совместную творческую деятельность. Развивать связную речь, память. Воспитывать нравственные качества личности: ответственность, уважение к сверстникам. Счет детей Посчитаем мальчиков, посчитаем девочек. Правильно отвечаем на вопросы: «сколько? », «который? », « какой по счету? ». На значаем дежурных с помощью знакомства со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа. Закреплять представление о количественном счете. Учить различать порядковый счет. Познакомить с цифрами от 1 до 5. Работа с календарем Работать с календарем можно начинать до группового сбора, во время его проведения и в течение всего дня. Фиксацию проводить лучше с помощью слов или символов, характеризующих признаки сезона, событий дня. Можно сделать привязку к конкретным дням. ( Сколько детей вчера ходили в центр математики, а сегодня сколько пойдет? Назови, сколько именинников зимой? Сколько в январе? Когда больше? и т. п. ) В течение дня вместе с детьми ме няется фишка на временах суток. Закрепляем место расположения временных символов на календаре, используя игры( «Угадай, что я загадала? », «Да- нет» и т. п. ) . Изменяется картинка с одеждой по сезону, проговаривая, для чего нужно именно так одеваться, вывешиваются и называются явления природы. Обогащать словарный запас детей. Закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь. Закрепить умение различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами. Учить ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить обозначать словами положение предметов относительно себя. Новости Обмен новостями. Если требуется выбрать тему нового проекта, научиться планировать свои действия, не следует жалеть для этого времени. Введение «табеля»- сколько игр использовалось в течени и дня, сколько книг прочитали, сколько птиц прилетело на кормушку( дети используют знаки, рисунки, цифры, «палочки» и т. п. ) Для предупреждения шума и неудобства, можно использовать некоторые «хитрости». К примеру, до начала группового сбора прикрепить кому – либо из детей знак( бант, медальку и т. п. ) , положить боб или шишку в карман, перевести тату на запястье. Именно у этих ребят будет право рассказать о своих новостях первыми. Если вы знаете, что у кого – то из ребят есть значимая для всех новост ь- предоставьте ему первоочередное право высказаться. Развивать навыки планирования, способность регулировать свои действия, доводить начатое дело до конца. Развивать знаково – символические действия. Развивать у детей познавательный интерес. Приложение 3 Утренний сбор для старшей групп ы Этапы утреннего сбора Содержание Задачи каждого этапа для старшей группы Приветствие Приветствие( вариант: пож елания, комплименты, подарки) . Приветствия от имени героев книг или действующих лиц проекта: «Здравствуй, дорогая Золушка». Приветствие с перекидыванием мяча. Приветствие с комплиментом( Доброе утро, Алёна, ты сегодня такая веселая! ) . Приветствие с именными карточками( дети снимают верхнюю карточку и приветствуют человека, указанного на ней. ) Прохлопай своё имя по слогам: МА- ША, НИ- КО- ЛАЙ и т. д. Формировать у детей положительную мотивацию на совместную творческую деятельность. Развивать связную речь, память. Воспитывать нравственные качества личности: ответственность, уважение к сверстникам. Счет детей Посчитаем мальчиков, посчитаем девочек. ( Первый мальчик, второй мальчик…, первая девочка, вторая девочка…) Отметь, Миша, на календаре- сколько девочек и мальчиков. Кого меньше? Закреплять представление о количественном и порядковом счете. Учить считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами. Учить сравнивать числа: равенств а- неравенства, больше- меньше. Работа с календарем Работать с календарем продолжаем в течение всего дня. Фиксацию проводить лучше с помощью символов или письменных слов, характеризующих признаки сезона, событий дня. Можно сделать привязку к конкретным дням и начать использовать даты для фиксации окончания и начала проекта. ( Через сколько дней мы мамам будем показывать представление? ( через 5) Это какой будет день недели? ( пятница) Где расположены «дни недели» на календаре? ( снизу) и т. п. ) При помощи календаря, можно пробовать выбирать тему будущего проекта. Например: « Ребята, сегодня у нас праздник 1 апреля- день смеха, а кто хочет узнать, какой приближается к нам праздник? Вова, посмотри на календарь, какое число мы обозначили красным цветом? Правильно, 12 апреля – это день космонавтики. А что вы знаете про космос? А что хотите узнать? И где мы можем об этом узнать? » В течение дня дети самостоятельно меняют фишки на временах суток, исправляют «ошибки на календаре», сопровождая свои действия словами. Изменяется картинка с одеждой по сезону, вывешиваются явления природы. Учить определять своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение предмета по отношению к другому. Упражнять в ориентировке в пространстве( право – лево, низ- верх) . Учить различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето; части суток: утро, день, вечер, ночь. Обогащать словарный запас детей. Развивать навыки планирования, способность регулировать свои действия, доводить начатое дело до конца. Новости Обмен новостями и фиксация. Ежедневно, кратко, обязательно печатными буквами, поощряя детей делать записи самостоятельно. Пример вопросов для стимулирования к новостям: Кто желает поделиться своими новостями( впечатлениями, идеями, мыслями) ? О чём бы вы хотели спросить Лену? Кто очень хочет задать вопрос? Что нового мы узнали о кошках( птицах, Диме, зиме и т. д. ) ? Развивать навыки планирования. Активизировать зрительное восприятие букв, слогов, слов. Приложение 4 Утренний сбор для подготовительной к школе групп ы Этапы утреннего сбора Содержание Задачи каждого этапа для подготовительной к школе группы Приветствие Приветствие( вариант: пожелания, комплименты, подарки) . Например: « Сегодня, у нашей Маши день рождения. Давайте напишем ей пожелание на большой открытке. »( Дети самостоятельно пишут или рисуют для Маши пожелания или подарки) . Можно использовать игры: «Интервью»- ведущий по очереди передает микрофон каждому из детей и просит назвать себя и ответить на вопросы. Темы интервью могут быть разными – как связными, так и не связными с темой проекта. Например: Что ты успел сделать по этой теме? С кем тебе приятно работать? Что ты любишь делать в свободное время? Есть ли у тебя старший брат? И т. д. Формировать у детей положительную мотивацию на совместную творческую деятельность. Развивать связную речь, память. Воспитывать нравственные качества личности: ответственность, уважение к сверстникам. Счет детей Посчитаем мальчиков, посчитаем девочек. ( Первый мальчик, второй мальчик…, первая девочка, вторая девочка…) Напиши, Гриша, на календаре, сколько девочек и мальчиков. Кого меньше, составь пример? Учить с читать до 10 и дальше( количественный, порядковый счет в пределах 20) . Соотносить цифру( 0- 9) и количество предметов. Учить п онимать отношения между числами натурального ряда( 7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1) , уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1( в пределах 10) . Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение( к большему прибавляется меньшее) и на вычитание( вычитаемое меньше остатка) ; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс( + ) , минус( - ) и знаком отношения равно( = ) . Работа с календарем Работать с календарем продолжаем в течение всего дня. Фиксацию проводить лучше с помощью символов или письменных слов самими детьми. Можно делать привязку к конкретным дням и начать использовать даты для фиксации окончания и начала проекта. Например: Напишите дату начала проекта «Цирк», а когда планируемое окончание? Через сколько дней? Какой это будет день недели? По каким дням мы будем работать в центрах активности? Сколько человек пойдет сегодня в центр математики? В течение дня дети самостоятельно меняют фишки на временах суток, исправляют «ошибки на календаре», сопровождая свои действия словами. Меняется картинка с одеждой по сезону, явления природы, отмечается погода и температура после прогулки. Учить о пределять своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение предмета по отношению к другому. Упражнять в ориентировке в пространстве( право – лево, низ- верх) . Учить различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето; части суток: утро, день, вечер, ночь. Обогащать словарный запас детей. Развивать навыки планирования, способность регулировать свои действия, доводить начатое дело до конца. Новости Обмен новостями и фиксация. Ежедневно, кратко, обязательно печатными буквами, поощряя детей делать записи самостоятельно. Правильно реагировать на высказывания: не морализируйте. Если новость, высказанная ребенком, затрагивает отрицательные, на ваш взгляд, действия, постарайтесь понять, какие чувства испытывает тот, кто об этом говорит. Реагируйте на чувства ребенка. Например: ребенок- «Я вчера на огороде попал камнем в кошку», вы – «Я понимаю, ты хотел стать героем, но кошка такая беззащитная – она ведь без оружия и не нападала на тебя». Не оценивайте. «Моя мама сделала красивую вышивку»- воспитатель – «Я вижу, ты гордишься своей мамой». Универсальный прием для прекращения чего – либо нежелательного – спокойно, уверенно сказать: «Так бывает». Развивать навыки планирования. Активизировать зрительное восприятие букв, слогов, слов.

Оставить комментарий: