a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер класс по работе со сказкой

Автор: Клейменова Галина Ивановна Опубликовано: 2018-11-11 13:44:06

             Мастер – класс:

      «Воспитание сказкой».

У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому когда-то хотелось его изменить, сделать лучше.

А что может сделать ваш мир лучше? (ответы коллег).

А мой мир становится  ярче и красочнее, когда в нем появляются волшебство и сказки. И сегодня, я хочу пригласить всех в мир сказки, то есть в мир волшебства  и творчества.

Чтобы получить удовольствие от встречи у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова (участники приветствуют друг друга).-

Молодцы!

 Уважаемые педагоги! Тема Мастер-класса «Воспитание сказкой». И сегодня я вам представлю некоторые нетрадиционные  приемы работы  со сказкой. Вы   научитесь не только по новому воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход ее повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д

Коллеги, к сожалению, большинство воспитателей ограничиваются только рассказыванием сказки, а я считаю, хорошо было бы её и разобрать. Возьмём, к примеру, украинскую народную сказку «Рукавичка» в обработке О. Благининой, и рассмотрим её в 7-ми разделах.

Сейчас вы, уважаемые воспитатели, представьте себя в роли детей, а я - воспитателя.

  1. Раздел: нравственный урок.

К каждой сказке можно и нужно подобрать соответствующую пословицу. Какие бы вы подобрали пословицы к сказке «Рукавичка»?

 

1.В тесноте, да не в обиде.

2.Что  с возу упало, то пропало.

3 .Вместе тесно, а врозь – скучно.

- Как вы понимаете пословицу,  которую вы применили к сказке?

 Желательно узнать у детей: как они понимают пословицу, и разъяснить непонятное им. Тем самым мы поможем малышам дать нравственную оценку действиям героев: как пословица применима в сказке.

 

  1. Раздел: воспитание добрых чувств.

-А сейчас я вам хочу предложить игру  «Хорошо - плохо».

(проводиться игра «хорошо – плохо»)

- скажите  мне,  пожалуйста, что в этой сказке хорошо, а что плохо на ваш взгляд.

 

Хорошо, что звери встретились в рукавичке.

Плохо, деду без рукавички.

Хорошо, что звери не жадные и поделились своим кровом.

Плохо, что рукавичка маленькая и зверям было тесно.

Хорошо, что дед находит рукавичку.

Плохо, что звери лишаются дома.

 

Таким образом, вы  подводите детей к пониманию, что одна и та же ситуация, явление может быть и должна быть рассмотрена с разных сторон.

 

  1. Раздел: сказка и математика.

В каждой сказке можно что-то посчитать.

Например:

  1. Сколько было зверей, когда мышка нашла рукавичку? (нисколько)
  2. Когда поселилась мышка, какой она была по счёту? (первой)
  3. Какой по счёту была лягушка? (второй)
  4. Какой по счёту был зайчик? (третий)
  5. Какой по счёту была лисичка? (четвёртой)
  6. Какой по счёту был волчок? (пятый)
  7. Какой по счёту был кабан? (шестой)
  8. Какой по счёту был медведь? (седьмой)
  9. Сколько всего поселилось в рукавичке? (семь)

Таким образом:  а) вы уточняете последовательность чисел (один, два, три и т.д.)

 

б)  порядковый номер (первый, второй, третий)

в)   образование числа: увеличение на единицу (один да один - два, два и один - три и т.д.)

 

  1. Раздел: речевая зарядка.
  2. Предлагаю вам подобрать определения к какому - то герою. Например: какой дед? (старый, рассеянный). Какая лиса? (хитрая, коварная…)
  3. Упражнение на правильное построение числительных. Предложить игру: «доскажи словечко»

Например: Не два - а (двое)

  Не три - а (трое)

 Не четыре - а (четверо)

 Не пять - а (пятеро)

 Не шесть - а (шестеро)

 Не семь - а (семеро)

Этим самым мы развиваем речь ребёнка.

 

 

 

  1. раздел: сказка и экология.

Скажите, почему у каждого зверя есть кличка:

 скребушка,

попрыгушка

побегайчик

сестричка

серый бочок

клыкан

батюшка – медведь

 

Таким образом, дети  соотносят те или иные характерные особенности, связанные с каким -  то определённым животным.

  1. раздел: развитие мышления и воображения.

Я хочу предложить вам   другую проблему.   Давайте договоримся с вами  и что нибудь изменим в этой сказке, например: расскажем сказку с новой ситуацией.

 

Шла баба лесом, потеряла узелочек.

Летит Комар-пискун ...

 

И далее ,у нас с вами селятся в узелочек не звери, а насекомые, которым вы тоже должны дать кличку,                                (бабочка-красавица,

муравей-труженик,

жук-носорог,

муха-цыкатуха).

 

В начале, мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем детей придумывать, затем они учатся сами менять ситуации.

                      Следующее что я хочу вам предложить это подобрать новое название сказки. (А какое подобрали бы вы???? (дружные соседи))

Вот таким интересным способом мы помогаем развивать у детей  мышление и воображение.

  1. раздел: сказка развивает руки.
  2. Предложите детям схематично изобразить персонажей сказки. Например, вот так (показ рисунков)
  3. Можно из подручных средств (баночек из-под йогурта, коробочек из-под сока, целлофана, обёрточной бумаги и т.д.) сделать героев сказки вместе с детьми.

Вот такой, например, вариант по нашей сказке. (Показ изготовленных персонажей «Рукавички»)

Все выше перечисленные способы работы со сказкой позволяет:

а)        развивать у детей: речь, воображение, мышление;

б)        развить творческие способности.

Конечно, инициатором и организатором, несомненно, должены являться вы воспитатели,  для которых эта работа далеко не лёгкая, но благодарная.

И чтобы закрепить в памяти всё, что вы сегодня услышали, я хочу вам предложить сделать своими руками коллаж к сказке Рукавичка «на новый лад».

Уважаемые коллеги! Сегодня вы увидели Мастер – класс по проблеме использования сказок в воспитании детей дошкольного возраста. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества сказки в воспитании детей.   Я хочу закончить наш Мастер-класс словами Жана Жака Руссо: Вы – талантливы все!

 

Оставить комментарий: