a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Устный экзамен по русскому языку,9 класс

Автор: Шремзер Елена Михайловна Опубликовано: 2018-11-20 21:16:28

Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Задание 1 Учитель русского языка и литературы Михайлова Елена Владимировна, МАОУ « Посольская с редняя общеобразовательная школа» Республики Бурятия Сегодня все сообщество филологов, родителей, учеников волнует вопрос введения Устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Как именно это будет осуществляться на практике, пока сложно понять,   информация достаточна скудна, п оэтому в данной статье, уважаемые коллеги, я предлагаю попытаться осмыслить и наметить пути подготовки наших учеников к новым испытаниям. Экзамен в таком формате предсто ит сдавать нашим девятиклассникам в следующем учебном году, по аналогии с Декабрьским сочинением в 11 классе, устная часть «Говорение» будет также являться допуском к ОГЭ. По данным  Минобрнауки России и Рособрнадзора экзамен планируется проводить на базе школ, проверять и оценивать результаты предстоит школьным учителям- экспертам. В рамках экзамена проверяется спонтанная( неподготовленная) речь. При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи( повествование, описание, рассуждение) . Будущим выпускникам будет предложен выбор формата экзамена: беседа с учителем, беседа с одноклассником, диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера. Демоверсия( название авт) состоит из 3 заданий: 1 задание: необходимо выразительно прочитать художественный текст( общее для всех форматов экзамена) . Насколько известно мне, в этом задании будут предложены только прозаические тексты. Оговорено время на подготовку выразительного чтения – 1, 5 мин. Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правил ьно поставить ударение в словах. Это задание оценивается 3 баллами. 2 задание состоит из двух частей: 1) необходимо  описать предложенную фотограф ию определенной тематики. Под фотографией в помощь ученику предложен н ебольшой план для будущего высказывания. Кроме этого экзаменуемому необходимо будет ответить на ряд вопросов по данной теме. Здесь проверяется монологическая речь с элементами диалога. 2) диалог с другом или учителем, или условный диалог с компьютером. Ученикам предложат обсудить в парах или с учителем определенную тему для беседы, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Здесь необходимо учащимся правильно реагировать на реплики собеседника. Время на подготовку – 2 мин. Оцениваются данные задания 10 баллами. 3 задание:  монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику. Задание этой части похоже на второе задание. Тематические направления для 2 и 3 части определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы,  путешес твия, города, увлечения и хобби. Я думаю, что данные темы соответствуют возрастным осо бенностям детей данного периода. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых наших учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому задача учителей – филологов усложняется, пока разрабатывают ся возможные вариан ты проведения Устной части ОГЭ, отрабатывается система оценки, с детьми необходимо начать подготовку к утвержденной форме экзамена. Из всех предложенных заданий большинство учеников не испытывают особой трудности при прочтении художественного текста. Ведь формирование правильного чтения, выработка у читающего определенного уровня навыков, связанных с произносительной культурой, все это отр абатывало сь с начальных класс ов, поэтому стоит с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи. Что такое и нтонация( тон голоса) ,  сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение,   паузы, ритм речи? Упражнения такого типа встречаются в учебниках старших и средних классов, например, «Учебник русского языка 8 класс под ред. М. М. Разумовской» упр. 180, 181. 468439533020003809365228600019304002286000291528522225008483601270000 Кругом все сверкало, / переливалось, / искрилось: / / самовар, / чернильницы, / 212915586360003679825876300052508158699500 татарские туфельки, / бутылки шампанского, / рупоры граммофонов, / будильники, 1216025444500450215190500/ мандолины, / мясорубки/ / . ( К. Федин) . Здесь же в рубрике «Возьмите на заметку! » читаем: « Предложения с обобщающим словом перед однородными членами имеют яркую интонационную особенность: после обобщающего слова необходима пауза( / / ) , голос заметно понижается или повышается перед той частью предложения, где на письме ставится двоеточие. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления». На первых этапах вместе с учащимися в предложенных текстах простым карандашом выполняем необходимые пометы, проставляем ударение в словах, объясняем значение слов. После такой предварительной работы над текстом учащиеся не допускают или свод и тся к минимуму количество ошибок в произношении, правильном проговаривании окончаний слов, интонационно верно расставляют логическое ударение. В дальнейшей работе по формированию и развитию выразительного чтения тексты можно подбирать как в самих учебниках русского языка, так и в учебниках – хрестоматиях по литера туре. Надо только внимательнее присмотреться к упражнениям и соответствующим образом построить работу на уроке. Н еоценимую помощь нам могут оказать аудиозаписи и тексты изложен и й, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи, учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам. Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, я считаю, необходимо познакомить учащихся и с системой оценивания экзаменационной работы. Для удобства критерий проверки первого задания я оформила вот в такую таблицу. Критерии оценивания выразительного чтения Выразительность речи 1 Экзаменуемый сумел передать замысел автора и( или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов 1 Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и( или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 0 Правильность речи( Соответствие речи языковым нормам) 2 Речь правильная( соответствует языковым нормам) : отсутствует искажение слов( или допущена 1 ошибка) , ударение в словах поставлено верно( или допущена 1 ошибка) . Интонация передаёт пунктуацию текста( или допущена 1 ошибка) . Темп чтения высокий. 2 Речь правильная( соответствует языковым нормам) , но присутствует искажение слов( допущены 2- 3 ошибки) , и/ или в постановке ударения допущено 2- 3 ошибки, и/ или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2- 3 ошибки. Темп чтения высокий. 1 Речь содержит значительные ошибки( частично соответствует языковым нормам) : присутствует искажение слов( более 3 ошибок) , в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста( допущено более 3 ошибок) . Темп чтения невысокий. Понимание речи затруднено. 0 Максимальное количество баллов за всё задание 3 Ученики имеют возможность оценить свое чтение и своего одноклассника, проанализировать допущенные ошибки. Я надеюсь, что предложенные формы и приемы работы по формированию выразительного чтения станут полезны учителям, работающими с выпускниками, окажут методическую помощь в подготовке к предстоящему экзамену. Успехов на экзамене! Источники информации: Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. у чреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 11- е изд. , М. : Дрофа, 2012 http: / / 4ege. ru/ gia- po- russkomu- jazyku/ 53577- prezentaciya- ustnoy- modeli- gia- po- russkomu- yazyku. html http: / / www. bolshoyvopros. ru/ questions/ 2181108- chto- vhodit- v- ustnuju- chast- oge- po- russkomu- 2017. html http: / / www. fipi. ru/ about/ news/ rosobrnadzor- provel- obsuzhdenie- rezultatov- pilotnoy- aprobacii- podhodov- k- provedeniyu- ustnoy- chasti http: / / rusacademedu. ru/ wp- content/ uploads/ 2016/ 06/ i. p. - cybulko. pdf http: / / www. proshkolu. ru/ user/ alova57/ blog/ 553050/

Проверка и оценивание основных видов речевой деятельности: говорение. Новые подходы. Татьяна Николаевна Малышева, заместитель председателя ФПКР КИМ для проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку ФГБНУ «ФИПИ» Формат экзамена 1. Беседа с учителем 2. Работа в парах 3. Компьютер Общие подходы: Коммуникативный подход Неподготовленная речь Монолог+ диалог Описание, повествование, рассуждение Выразительное чтение вслух Выразительное чтение вслух Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1. 5 минуты на подготовку. Отрывок из книги Ивана Сергеевича Соколова – Микито́ва «Звуки земли»   Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас с охранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью- землёю. Звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку. Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей деревне. А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра. Критерии оценивания выразительного чтения Выразительность речи Экзаменуемый сумел передать замысел автора и( или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 1 Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и( или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 0 Правильность речи( Соответствие речи языковым нормам) Речь правильная( соответствует языковым нормам) : отсутствует искажение слов( или допущена 1 ошибка) , ударение в словах поставлено верно( или допущена 1 ошибка) . Интонация передаёт пунктуацию текста( или допущена 1 ошибка) . Темп чтения высокий. 2 Речь правильная( соответствует языковым нормам) , но присутствует искажение слов( допущены 2- 3 ошибки) , и/ или в постановке ударения допущено 2- 3 ошибки, и/ или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2- 3 ошибки. Темп чтения высокий. 1 Речь содержит значительные ошибки( частично соответствует языковым нормам) : присутствует искажение слов( более 3 ошибок) , в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста( допущено более 3 ошибок) . Темп чтения невысокий. . Понимание речи затруднено. 0 Максимальное количество баллов за всё задание – 3 Монологическое высказывание. Беседа по монологу Задание 2.   Вам даётся 1. 5 минуты на подготовку. В аше высказывание не должно занимать более 2 минут.   1. Опишите фотографию. 2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать в каком музее Вы были; когда и с кем; что вы увидели; что понравилось и запомнилось больше всего. Вопросы для беседы( Карточка для учителя) 1. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно- технические или естественнонаучные? 2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему? 3. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают? Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога Описание фотографии Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0 Повествование о личном жизненном опыте Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0 Смысловая цельность Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2 Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки( не более 2) . 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки( более 2) . Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0 Выразительность и точность речи Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2 Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли, или/ и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1 Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0 Взаимодействие с собеседником Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе: слушать и понимать вопросы собеседника, давать точные и полные ответы на вопросы, владел невербальными способами общения( мимика, жесты) , был вежлив и корректен. 2 Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе, но не всегда проявлял умение слушать и понимать вопросы собеседника, давал неточные или/ и неполные ответы на вопросы( совершил более 2 коммуникативных ошибок) , не всегда владел невербальными способами общения( мимика, жесты) , был вежлив и корректен. 1 Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения участвовать в беседе: не понимал сути вопросов, не давал ответов( совершил более 4 коммуникативных ошибок) , не всегда владел невербальными способами общения( мимика, жесты) , или был невежлив и некорректен. 0 Максимальное количество баллов за всё задание- 10* Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т. е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла. Диалог в парах Задание 2. Обсудите, нужна ли в школе форма? При обсуждении дайте ответы на следующие вопросы:   Есть ли у Вас в школе форма? Чем удобна школьная форма? Почему ученики часто не любят носить школьную форму? Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета? Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в своей школе. Критерии оценивания диалога в парах Решение коммуникативной задачи( каждое направление беседы оценивается 1 баллом) Коммуникативная задача решена; мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.   1* 5 Коммуникативная задача не выполнена; или мысли излагаются нелогично, непоследовательно; и/ или речь отличается бедностью и неточностью словаря, используются однообразные синтаксические конструкции.   0 Взаимодействие с собеседником Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу, владел невербальными способами общения( мимика, жесты) , был вежлив и корректен. 2  Взаимодействие с собеседником достигнуто, но экзаменуемый не всегда проявлял умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу( совершил более 2 коммуникативных ошибок) , не всегда владел невербальными способами общения( мимика, жесты) , был вежлив и корректен. 1  Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу( совершил более 4 коммуникативных ошибок) , не всегда владел невербальными способами общения( мимика, жесты) , или был невежлив и некорректен. 0   Максимальное количество баллов за всё задание- 7 Условный диалог. ( Интервью) Задание 2. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.  1. Есть ли у Вас в школе форма? 2. Чем удобна школьная форма? 3. Почему ученики часто не любят носить школьную форму? 4. Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета? 5. Опишите одежду, в которой бы Вы хотели видеть учеников в своей школе. Критерии оценивания условного диалога Решение коммуникативной задачи( 1 баллом оценивается ответ на каждый вопрос) Ответ на вопрос Коммуникативная задача решена: дан полный ответ на поставленный вопрос, мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1* 5 Коммуникативная задача не решена: ответ на вопрос не дан или дан односложный ответ( слово, словосочетание) ; или мысли излагаются нелогично, непоследовательно; или речь отличается бедностью и неточностью словаря, используются однообразные синтаксические конструкции. 0 Максимальное количество баллов за всё задание- 5 Монологическое высказывание с элементом диалога Задание 3. Вам даётся 1. 5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.  1. Опишите фотографию.   2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего. Не забудьте рассказать когда проходил праздник; чему был посвящён; кто принимал участие; что понравилось больше всего.  Поделитесь впечатлениями с партнёром. Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога Описание фотографии Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0 Повествование о личном жизненном опыте Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0 Смысловая цельность Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2 Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки( не более 2) . 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки( более 2) . Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0 Выразительность и точность речи Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2 Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли, или/ и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1 Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0 Взаимодействие с собеседником Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу, владел невербальными способами общения( мимика, жесты) , был вежлив и корректен. 2 Взаимодействие с собеседником достигнуто, но экзаменуемый не всегда проявлял умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу( совершил более 2 коммуникативных ошибок) , не всегда владел невербальными способами общения( мимика, жесты) , был вежлив и корректен. 1 Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу( совершил более 4 коммуникативных ошибок) , не всегда владел невербальными способами общения( мимика, жесты) , или был невежлив и некорректен. 0 Максимальное количество баллов за всё задание- 10* Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т. е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла. Монологическое высказывание Задание 3. Вам даётся 1. 5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут. 1. Опишите фотографию. 2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего. Не забудьте рассказать когда проходил праздник; чему был посвящён; кто принимал участие; что понравилось больше всего. lefttop Критерии оценивания монологического высказывания Описание фотографии Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0 Повествование о личном жизненном опыте Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0 Смысловая цельность Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2 Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки( не более 2) . 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки( более 2) . Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0 Выразительность и точность речи Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2 Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли, или/ и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1 Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0 Максимальное количество баллов за всё задание- 8  * Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т. е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по остальным критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла.

Оставить комментарий: