a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Автор: Марченко Ольга Чеславовна Опубликовано: 2018-12-02 18:20:16

У пражнения, направленные на развитие личностной сферы: 1. Упражнение «Ласковое имя». Психолог предлагает детям придумать для каждого ласковые имена. Каждый ребенок встает в центр круга, а другие дети называют ласковую форму имени( Машенька, Машуня, Машечка, Манечка и т. д. ) 2. Упражнение «Расскажи о себе». Психолог предлагает детям рассмотреть свое отражение в зеркале. Затем, каждый ребенок рассказывает о себе, описывает свою внешность( «У меня светлые волосы и красивые заколки, а еще у меня красная юбка») . 3. Упражнение «Пластилиновый человечек» Психолог предлагает детям по очереди превратиться в пластилин. Психолог говорит детям, что из каждого кусочка пластилина он вылепит мальчика или девочку. Ребенок выходит в центр круга, психолог поглаживает ребе нка( «разминает пластилин») . Вылепливает руки, ноги, тело, голову. Делает это поглаживающими движениями. Когда человечек готов, психолог говорит: «Какой у нас получился замечательный мальчик! ( Какая у нас получилась замечательная девочка! ) ». Назовем его( ее) …( называет имя ребенка) . Дети здороваются за руку с получившимся человечком. 4. Упражнение «Попробуй, отгадай» Психолог описывает внешность, качества какого- либо ребенка. Тот, кто узнает себя по описанию, должен громко сказать: «Это Я! » 5. Рисунок на тему: «Это Я» Вариант 1: Дети разбиваются на пары. Один из них ложится на пол на заранее приготовленный и закрепленный с помощью скотча ватман. Другой обводит его контур с помощью маркера. Затем дети меняются местами. После этого дети дорисовывают свой рисунок( глаза, нос, рот, волосы, одежду, обувь и т. д. ) . Психолог обсуждает получившиеся рисунки с детьми. Вариант 2: Дети выполняют рисунок в индивидуальном альбоме. 6. Упражнение «Мое имя» Каждый ребенок по очереди произносит свое имя( «Я – Кирилл») . После этого все дети произносят имя громко, а затем тихо. 7. Упражнение «Мой цветок» Психолог предлагает детям представить, что они долго шли по лесу и вышли на поляну, на которой растут прекрасные цветы. Детям предлагается представить себе цветок, который они хотели бы назвать своим именем, и нарисовать его. Упражнение выполняется под спокойную музыку. Психолог обсуждает получившиеся рисунки с детьми. 8. Групповой рисунок на тему: «Преврати своих друзей в цветы» Детям предлагается лист ватмана и пальчиковые краски. Им предлагается представить, что их друзья превратились в цветы и нарисовать их. После окончания рисования психолог обсуждает с детьми получившуюся работу. 9. Упражнение «Позови соседа» Каждому ребенку предлагается поздороваться с соседом справа тихим голосом( как будто имя говорит ветерок) , громким, грубым голосом( как у Змея Горыныча) , ласковым голосом( как у мамы) . 10. Упражнение «Я вырос! » Психолог просит ребенка сесть в центре круга на пол и превратиться в малыша, согнуть ручки, ножки, качает его. Затем вытягивает его ручки, ножки, помогает ему встать. Ребенок встает, поднимает руки вверх со словами «А я вырос( выросла) ! » Все дети выполняют данное упражнение по очереди. 11. Упражнение «Ты можешь! » Дети встают в круг и передают друг другу мяч со словами одобрения: «Я знаю, ты можешь …( ездить на велосипеде, быстро бегать и т. п. ») . При возникновении затруднений, психолог предлагает свою помощь. 12. Упражнение «Пирамида желаний» Психолог сообщает детям, что они многое умеют, но есть вещи, которым им хочется научиться. Дети продолжают фразу «Я хочу научиться…» Затем вытягивают свои руки ладошками вниз, друг на друга так, чтобы получилась пирамида. Психолог дотрагивается до пирамиды волшебной палочкой, чтобы все желания исполнились. 13. Упражнение «Выбери картинку» Детям предлагается набор картинок с изображением детей разного возраста. Каждый ребенок сначала выбирает картинку с изображением ребенка своего возраста, затем с изображением ребенка младше себя и старше себя. 14. Упражнение «А у нас в гостях фотограф» Психолог говорит детям: «Какие вы все красивые! Я хочу вас сфотографировать на память». Психолог достает фотоаппарат, фотографирует детей, затем описывает внешность какого- либо ребенка. Узнавший себя ребенок сам становится фотографом. На месте фотографа должны побывать все дети. 15. Упражнение «Что я люблю» Психолог рассказывает детям о том, что он любит делать. Затем кидает мячик первому ребенку и просит рассказать о том, что он любит. Этот ребенок передает мячик следующему ребенку и т. д. Упражнение выполняется по кругу. Затем психолог предлагает ребенку, который был последним, вспомнить, о чем говорили другие дети. Таким образом все дети рассказывают о том, что любят делать другие. 16. Рисунок в альбоме на тему: «То, что я люблю». Психолог обсуждает получившиеся рисунки с детьми. 17. Упражнение «Самое любимое имя» Психолог сообщает детям о том, что окружающие ребенка люди( мама, папа, бабушка, дедушка, воспитательница и т. д. ) называют ребенка по- разному. Психолог предлагает детям закрыть глаза и подумать, какой вариант имени им нравится больше всего. Затем дети по очереди называют свое самое любимое имя, а также того, кто так его называет. 18. Упражнение «Кто позвал? » Один ребенок встает в центр круга, отворачивается от других детей. Кто- то из детей зовет его по имени. Задача ребенка – отгадать, кто его позвал. По сигналу психолога ребенка зовут тихим или громким голосом. 19. Упражнение «Бывает, не бывает» Психолог предлагает детям различные утверждения. Если дети согласны с ними, они хлопают в ладоши, если не согласны, топают ногами: - в магазине мальчик Петя попросил маму купить себе куклу; - девочки любят петь и танцевать; - утром Ваня собирался в детский сад. Он надел красивое платье; - все девочки любят играть в солдатиков; - мальчики любят играть в войну и т. д. 20. Упражнение «Мои мама и папа» Психолог просит детей продолжить фразу: «Моя мама – самая …»( «Мой папа – самый …») 21. Упражнение «Мама, папа и ребенок» Психолог делит детей на группы, в каждой из которых дети принимают на себя определенные роли( мамы, папы и ребенка) . «Ребенок» капризничает, плачет, «родители» его успокаивают. Все дети должны побывать в роли мамы, папы и ребенка. Психолог обсуждает с детьми, кем им понравилось быть больше и почему. 22. Рисунок в альбоме на тему: «Моя семья». Рисование проходит под спокойную музыку. По окончании психолог обсуждает с детьми получившиеся рисунки.

Упражнения, направленные на развитие самоконтроля: 1. Упражнение «Хозяин своих чувств» Психолог рассказывает о том, что бывают разные хозяева. У кого- то дома порядок, а у кого- то все вещи разбросаны, валяются на полу. Так же и с нашими чувствами. Кто- то умеет сдерживать себя, управлять своими чувствами, является их хозяином. Когда хозяин плохой, то чувства делают, что хотят. Такой ребенок часто плачет или обижает других. Психолог предлагает проверить, могут ли дети управлять собой: Психолог демонстрирует картинки с изображением предметов, известных детям( машина, стол, книга, градусник, лошадь, самолет и т. д. ) . Спрашивает: «Что это? » Отвечать можно тому ребенку, чье имя назовет психолог. ( Вариант 2: делать это можно громким голосом или шепотом по сигналу психолога) . Как поощрение, можно использовать призы( фишки) и давать их тем детям, которые лучше всех умеют контролировать себя. 2. Упражнение « Да » и « нет » не говори» Психолог обращается к каждому ребенку с вопросом относительно его умений, в ответ он не должен говорить «да» или «нет»- ты умеешь плавать? ( ответы детей могут быть такими: «конечно», «еще не научился», «только в нарукавниках») - ты умеешь читать? - ты умеешь готовить обед? - ты умеешь чинить машину? - ты умеешь одеваться? - ты умеешь быстро бегать? и т. д. 3. Упражнение «Дразнилки» Психолог предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а…овощами( игрушками, животными, птицами, мебелью, посудой и т. д. ) : «Ты- огурец», «А ты- помидор» и т. д. » Для выполнения упражнения один ребенок выходит в центр круга, а остальные дети его по очереди «дразнят». Психолог должен следить, чтобы мышцы рук и лица не напрягались у ребенка, которого дразнят. 4. Упражнение «Сердитый тигр» Психолог просит ребенка выйти в центр круга и встать в обруч. Остальные дети подходят к обручу. Ребенок превращается в злого тигра, пытается поцарапать других детей, рычит. Однако, дотрагиваться до других детей нельзя. В роли тигра должны побывать все дети. После выполнения упражнения дети обсуждают, понравилось ли им быть тигром. 5. Упражнение «Скажи громко/ тихо» Психолог предлагает детям повторить за ним какую- нибудь фразу сначала тихо, затем громче, еще громче, в конце все дружно кричат. Или наоборот начать громко, а закончить говорить шепотом.

Упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы: 1. Упражнение «Продолжи фразу» Детям предлагается продолжить фразу: «Я радуюсь, когда…», «Я бываю грустным, когда…» 2. Упражнение «Радостные и грустные» Воспитатель предлагает детям превратиться в разных животных и показать с помощью мимики, позы, жестов настроение. Каждый ребенок вытаскивает из «волшебного мешочка» картинку с изображением грустного или радостного персонажа, изображает его, а остальные дети отгадывают его эмоциональное состояние. 3. Упражнение «Чего боятся дети» Воспитатель просит детей продолжить фразу: «Дети боятся, когда…» Воспитатель следит, чтобы сюжеты рассказов были разными, обговаривает все возможные детские страхи: темноты, одиночества, животных, смерти, чужих людей, злых сказочных героев. 4. Упражнение «Пожалей меня» Каждый ребенок выходит в центр круга и изображает ребенка, который сильно испугался. Все дети жалеют его. Игра проводится до тех пор, пока в ней не примут участие все дети. 5. Упражнение «Покажи, посмотри, подыши» Детям предлагается улыбаться, походить, попеть, посмотреть, подышать, как: - Бабочка, которая увидела красивый цветок; - Мышонок, увидевший кошку; - Бельчонок, потерявшийся в лесу; - Медвежонок, у которого болит зуб. 6. Упражнение «На что похож страх» Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить, на какой цвет похож страх? Животное? Цветок? Дети по очереди рассказывают о своих ассоциациях. 7. Упражнение «Чего боится мама? » Воспитатель сообщает детям, что взрослые( мама, папа, воспитательница, бабушка…) тоже испытывают чувство страха. Каждому ребенку предлагается продолжить фразу: «Моя мама боится …. » 8. Упражнение «Испуганный мышонок» Воспитатель предлагает каждому ребенку по очереди превратиться в испуганного мышонка и показать, как он вылезает из норки и видит огромного кота. 9. Рисунок на тему: «Рисунок для Книги страхов» Детям предлагается нарисовать рисунок для Книги страхов. После рисования и обсуждения рисунков, все дети придумывают, что надо добавить в рисунок, чтобы он стал менее страшным. 10. Упражнение «Баба Яга заболела» Воспитатель берет куклу Бабы Яги, надевает ее на руку, другой ребенок становится врачом и лечит Бабу Ягу. Затем роль Баба Яги выполняет сам ребенок. Все дети должны побывать в роли врача и Бабы Яги. 11. Упражнение «Превратись в страшного» Каждому ребенку предлагается превратиться в какого – нибудь страшного персонажа и от его имени сказать, что он любит: «Я – Змей Горыныч, я люблю играть в футбол» 12. Упражнение «Подарок» Воспитатель просит детей представить, что все страшные сказочные персонажи стали добрыми и хо тят с ними подружиться. Воспитатель просит детей придумать, какие подарки можно им подарить. ( Бабе Яге подарить фонарик, чтобы она гуляла по лесу, ступу с мотором и т. д. ) 13. Совместный рисунок «Подарок для Бабы Яги» Детям предлагается выбрать один из предложенных ранее подарков и нарисовать его. Для этого дети договариваются, какой элемент каждый из них будет рисовать. 14. Упражнение «Сердитый медвежонок» Детям делятся на пары. Им предлагается разыграть по ролям следующую ситуацию: Вошел медведь в избушку и увидел, что бочка с медом пустая. Сидит на лавочке Лисичка, облизывается. Рассердился Медвежонок, брови нахмурил, кулаки крепко сжал, думает: «Ну, сейчас я тебе задам! » В роли Лисички и Медвежонка должен побывать каждый ребенок. После выполнения упражнения дети обсуждают, что чувствовали их герои, в какой роли им понравилось больше всего. 15. Рисунок на тему «Человечки» Воспитатель предлагает схематично изобразить человечков в разных эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев, страх. После рисования воспитатель обсуждает с детьми получившиеся рисунки.

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии Виды здоровьесбере- гающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Ритмопластика Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста         Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка          Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ Динамические паузы( физкультминутки) Во время НОД Во время занятий, 2- 5 мин. , по мере утомляемости детей во всех возрастных группах Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Педагоги ДОУ Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ Релаксация         В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку( Чайковский, Рахманинов) , звуки природы         Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ. Гимнастика пальчиковая Проводится как динамическая пауза во время НОД, так в любой удобный отрезок времени. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Все педагоги ДОУ, логопед Гимнастика для глаз. Тренаж со зрительными метками( геометрические зрительные траектории) Ежедневно по 3- 5 мин. как динамическая пауза во время НОД, а так же в любое свободное время, в зависимости от ин тенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал( схемы) , показ педагога.         Все педагоги ДОУ. Гимнастика дыхательная         В различных формах физкультурно- оз доровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Все педагоги ДОУ. Гимнастика пробуждения Ежедневно после дневного сна, 5- 10 мин. во всех возрастных группах.           Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.           Педагоги ДОУ. Оздоровительный бег Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви. Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст- в групповой комнате или физ. зале- 10 мин. Младший возраст- 15- 20 мин. , средний возраст- 20- 25 мин. , старший возраст- 25- 30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.           Проблемно- игровые( игротренинги и игротерапия)           В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ Коммуникативные игры 1- 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста         Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Психолог, педагоги ДОУ Самомассаж, т очечный м ассаж, игровой массаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы с младшего возраста и во время динамических пауз. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму         Педагоги ДОУ, инструктор по ФИЗО

Картотека игр с песком К АРТОЧКА 1 Цель: развивать тактильное восприятие, мышление, моторику снять эмоциональное напряжение настроить детей на совместную работу. Дидактический материал: песочница, фигурки. Описание задания: Давайте сделаем отпечатки наших рук на песке. Что вы чувствуете? Какой песок? ( холодный, прохладный) . Переверните ладошки! А теперь что вы чувствуете? ( песок, кажется ещё холоднее) . Давайте, подвигаем руками вперед, назад. На песке остались следы, по ладошкам скользят песчинки. А что чувствуешь ты? Поскользим ладошками по песку – как …? ( … машинки, змейки, санки) . Зигзагообразно, по кругу. Пройдемся по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя руками одновременно. - А теперь превратимся в зайчиков; как они любят бегать по песку! Попробуем! Сложим два пальчика вместе, пошли. А чьими могут быть эти следы? ( собака, волк, кошка, лев) . А три пальчика вместе! Кто здесь гулял? ( медведь, кабан, слон) . Игра «Откопай разгадку». Разгадка закопана в песок. Квохчет, кудахчет, детей созывает, Всех под крылья свои собирает. / курица/ Маленький, серый пушистый комок, В лесу под деревьями скачет: прыг- скок. / заяц/ Голодная мычит, Сытая – жует, Всем ребяткам Молоко дает. / корова/ Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает. / сова/ Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка. / лягушка/ Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В лесу на старом дубе орешки я грызу. / белка/ - Назовите, кого вы отгадали. ( З аяц, корова, курица, сова, лягушка, белка) . А теперь мы можем поиграть с этими игрушками. Сочинить сказку и рассказать ее. КАРТОЧКА 2 Цель: совершенствовать восприятие; развивать умение представлять предметы по их словесному описанию Дидактический материал: песочница, фигурки. Описание задания: Давайте нарисуем на песке прямые линии – это дороги. А мы будем шагать по дорожкам. Сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе. Сделаем песок ровным и будем рисовать геометрические фигуры пальчиком. А теперь будем рисовать песком. Набрали песок в кулачок и рисуем круг, медленно высыпая песок из кулачка. ( Возможно, сначала просто поучимся медленно высыпать песок из кулачка) . Мы очень старались, у нас уже многое получается. Нарисуйте на песке свое настроение. И гра «Секрет ». Взрослый закапывает игрушку в песок, а ребенок на ощупь должен узнать, что спрятано, не раскрывая кулачок. Игра «Угадай что спрятано». камень( небольшой, твердый, можно стучать, бросать в речку) . матрешка самолет змея часы жук черепаха. КАРТОЧКА 3 Цель: Стабилизировать эмоциональное состояние Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность, мелкую моторику и сенсорное восприятие. Дидактический материал: песочница, фигурки, 30 счетных палочек( 10 красных, 10 синих, 10 зеленых) . Описание задания: Давайте спрячем наши руки в песок. Что вы чувствуете? ( прохладу) . Пошевелим руками, посмотрите, как двигаются песчинки, медленно вынимаем руки. Если песок остался на ладошках, можно сдуть его. «Поиграем» пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. А теперь сделаем тоже самое на поверхности стола. Поставим ладошки ребром и поскользим по поверхности песка, как будто на лыжах едем. Выровняем песок и представим, что здесь ходил слон. Как он это делал? Верно, сжали руки в кулачки и оставили отпечатки на песке. На столе вперемежку лежат счетные палочки. Взрослый просит выбрать синий палочки и построить заборчик синего цвета, затем красный и зеленый. Потом построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. Молодцы, получилось! А что могло быть за этим забором? ( дача, лес, животные и другие сюжеты) . Давайте придумаем сказку о волшебном заборе. КАРТОЧКА 4 Цель: Знакомство с окружающим миром Развитие мышления, речи, моторики Повышать у детей уверенность в себе Дидактический материал: картинка – сорока или игрушка, муляжи овощей и фруктов, игрушечные деревца, пластмассовые ложечки, песочницы. Описание задания: П окажите мне свою правую руку – спрячьте её в песок, а теперь – левую руку – спрячьте её тоже. Наберите песок в кулачки, поднимите их повыше и медленно сыпьте песок, как «дождик». У вас здорово получается. А вы помните потешку «Сорока- ворона»? ( показываю картинку) Сорока- ворона кашу варила Сорока- ворона деток кормила Этому дала, и этому дала. И самому маленькому Из большой миски Да большой ложкой. Всех накормила! Дети проговаривают слова потешки и имитируют действия. По взмаху волшебной палочки песочницы превращаются в сад и огород. Давайте посадим сад – дети выставляют игрушечные деревца и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. «Поднялся наш огород. Все под солнышком растет. В огороде много гряд – Тут и репа и салат. Тут и свекла и горох. А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит целый год» Игра «Узнай по описанию» Сначала взрослый описывает какой- либо овощ или фрукт, дети должны догадаться, о чем идет речь. А затем ведущим становится кто- либо из детей. КАРТОЧКА 5 Цель: Развивать внимание, память, умение классифицировать предметы по заданным признакам Снять эмоциональное напряжение Дидактический материал: фигурки диких животных, игрушечные деревья, домик. Описание задания: Сегодня мы будем с вами строить в песочнице сказочный лес и заселять его дикими животными. ( Дети должны выбрать из множества фигурок только диких животных) . А теперь давайте назовем и запомним всех животных в лесу. Игра «Кого не стало» Дети закрывают глаза, одно животное убирается; Затем его нужно назвать. Кто угадал, тот становится водящим. Сочиняем сказочную историю. Игра «Охотники». Это- дом, а это- лес. А мы с вами превращаемся в охотников. Вот за этой чертой густой лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник. «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за … » Здесь он делает шаг по песку средним и указательным пальчиками вперед и говорит: «зайцем» и делает второй шаг: «медведем» и т. д. Победитель тот, кто дошел до леса. КАРТОЧКА 6 Цель: развивать образное мышление, воображение, речь. Дидактический материал: Песочницы, фигурки людей и животных, картинки- вывески: шкаф, хлеб, молоко, лекарства, книги, конфеты, молоток. Описание задания: П риготовьте свои ручки для работы. Я буду читать потешку «Андрей- воробей», а вы попробуете выполнить движения пальчиками на песке. Повторить 2- 3 раза. - Где делают покупки? Вы слыхали про покупки? Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои! Теперь я вам буду показывать картинки( картинка «шкаф») - Как может называться магазин, где продается этот предмет? ( мебельный) Когда все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе. Дети произносят волшебные слова «Крибле- крабле- бумс» и начинают строить сказочный город, а по завершению рассказывают о том, что получилось. Как называется город? Можешь ли ты объяснить его названия? Кто в нем живет? КАРТОЧКА 7 Цель: Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов( больше- меньше, выше- ниже, справа- слева) . Закреплять знания о геометрических фигурах, учить ориентирование в пространстве. Дидактический материал: ( различные по цвету и величине) . Игрушки: змея, еж, камень, коряга. Игрушка принцесса и дракон. Описание задания: В одной сказочной стране жила прекрасная принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу дракону, живущему по соседству. Задумал он похитить принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось. … Построим, ребята ковер- самолет. Нашу принцессу он точно спасет. Поверхность песочницы «украшается» различными геометрическими фигурами. Покажите самый маленький Покажите самый большой Назовите фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа. Каких цветов фигуры на ковре- самолете? Какая фигура лежит в центре? Назови, где находится красный маленький? . . . Игра «змея»( Дети имитируют движение змеи указательным пальцем или ребром ладони) «По тропе змея ползла. Под корягу подползла. И на камень заползла. А потом с него сползла. От ежихи уползла. И подальше отползла. По болотцу проползла. И до норки доползла. Спряталась! » КАРТОЧКА 8 Цель: Учить рисовать карты- схемы Развивать мышление, воображение. Дидактический материал: игрушки, бумага, карандаш, кубики. Описание задания: У меня в руках кубик, и вы тоже возьмите по одному кубику. Приложим кубик к песку, что осталось на песке? ( квадрат) . Давайте будем двигать кубик, чтобы получились дорожки. А теперь возьмем бумагу и начертим схему. Что у нас будет на схеме? ( дороги, деревья, дома, горы, озеро, лес) . Все готово. Мы будем смотреть на схему и сроить картинку на песке. Игра «Секретик». Детей просят отвернуться и прячут секретики на различных участках, а на схеме ставят крестик. Ребенок должен отыскать секретик следуя карте- схеме. Усложнение: Ребенок сам прячет секретики и отмечает это на схеме, а ищет взрослый. Обыгрывание сюжета. У куста растет ромашка. Под кустом сидит букашка. Над кустом летает пташка. На кусте висит рубашка, Потому что за кустом … КАРТОЧКА 9 Цель: развивать восприятие, образное мышление, умение действовать в соответствии с планом – схемой. Дидактический материал: кукла, кукольная мебель, план- схема, мишка, цифры. Описание задания: Сегодня я уже кое- что закопала в песок, но вы достанете предметы, когда разгадаете загадки. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, Под одной шляпой стоят. / Стол/ С ногами – без рук, С боками без – ребер, С сиденьем – без живота, Со спиной- без головы. / Кресло/ Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму привезли из магазина/ холодильник/ Я круглое и гладкое, но не румяное и сладкое, Глядят в меня, А видят себя. / Зеркало/ Я удобный, очень мягкий. Вам не трудно угадать, Любят бабушки и внуки Посидеть и полежать. / Диван/ В квартире нашей новый дом, Живет посуда в доме том, В нем место есть и для конфет, Он называется. / Буфет/ Да сегодня наша песочница преврати лась в новую квартиру для куклы Маши. У Маши новая квартира Она и мебель уж купила – Кровать, шкаф, кресло, стул и стол. Занес в квартиру грузчик и ушел. А как же мебель расставлять? На помощь Мишку надо звать. Медведь откликнулся на зов. План начертил и был таков. Одна опять осталась Маша И загрустила кукла наша Поможем мебель ей расставить. По плану в комнату поставить»* Дети по схеме расставляют мебель. Начинают игру. КАРТОЧКА 10 Цель: упражнять в группировке диких зверей и домашних животных; развивать внимание, быстроту реакции Дидактический материал: фигурки животных, песочницы, кисточки. Описание задания: Здравствуйте! Игра «Клад» Взрослый закапывает игрушки в песок, дети осторожно при помощи рук и кисточек должны откопать «клад». Игра «Охотник и пастух». Кто такой пастух? Охотник? Песочницу делим пополам, справа – луг, где пасутся домашние животные, а слева – лес, там живут дикие звери! По сигналу «Ищите» двое детей отбирают фигурки и «поселяют» в лесу и на лугу. В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и домашних животных набрали дети. КАРТОЧКА 11 Цель: развивать внимание, наблюдательность, память. Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов. Дидактический материал: петрушка, матрешка и другие игрушки. Описание задания: Добрый день! Игра «Вершки и корешки». Взрослый называет какой- нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобное. Если корешки – прячут руки в песок. Ну а если вершки – ставят кулачки на поверхность песка. ( морковь, помидор, лук, огурец, редис, репа, кабачок, картофель, свекла, горох) Дети, к нам в гости пришел петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Петрушка расскажи детям. Петрушка раскладывает игрушки в песочнице и задает вопросы: Где стоит матрешка? ( в центре, посередине) . А пирамидка? ( слева) и т. д. Затем взрослый делает перестановки. Петрушка обращается к детям: Что изменилось здесь? Усложнение: увеличить количество игрушек. КАРТОЧКА 12 Цель: развивать тактильное восприятие; учить определять количество слов в словах. Дидактический материал: мелкие игрушки, картинки цветов, цифры 2, 3, 4. Описание задания: Игра «Сколько у тебя в руках» Ребенку завязывают глаза, ладошки лежат на песке, в них кладут мелкие игрушки; в правую – одну, а в левую несколько. Сжав кулачки, ребенок вслух называет число, а затем проверяет правильность своего ответа. Сегодня мы превратим песочницу в цветочную клумбу. На клумбе садим мы цветы, Необычайной красоты. Мы три бороздки проведем. Названия цветов на слоги разобьем! 2_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2 слога – в верхнюю сажаем, 3_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3 слога – в центре оставляем. 4_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 слога в третью грядку. Итак, начнем сажать друзья! 2. / Роза, тюльпан, астра, ирис, пион/ 3. / Ромашка, василек, гвоздика/ 4. / Колокольчик, незабудка, одуванчик/ Опиши цветок. Где его можно чаще встретить? Какие цветы больше всего нравятся тебе? Сочиним сказку о цветах. КАРТОЧКА 13 Цель: развивать воображение, творческое мышление, сенсорное восприятие; умение строить в соответствии с планом- схемой. Дидактический материал: Блоки формы различного цвета, полоски, мелкие игрушки, конверт с письмом, домик, камни. Описание задания: - Дети, а к нам попало необычное письмо. Сейчас мы его прочтем. «В океане остров был чудесный, Никому доселе не известный. Дома, башни и дворцы. Возвели строители творцы. Но черные тучи вокруг набухали, Солнце закрыли, ветер позвали. Жители спрятаться все же успели … Огонь, ураган и дождь налетели. Разрушили все, только камни одни Вот что осталось от этой страны … » Как вы думаете, о чем мечтал человек, нарисовавший письмо? Что это был за человек? Ребята, а на обороте есть чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте произнесем волшебные слова «Крибле – крабле- бумс» и очутимся на сказочном острове, где попробуем построить сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека и поможем жителям этой страны. КАРТОЧКА 14 Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать мышление, моторику. Дидактический материал: Домик, машинки, распылитель, песочница, формочки, совочки, ведерко детское. Описание задания: В центре нашей песочницы я поставлю дом. Справа от дома вы выкопаете яму, а слева сделаете гору. Детям предлагается заучить стихотворный текст: «Ехали мы, ехали, до ямы доехали, Яму объехали, дальше поехали. Ехали мы, ехали, до горки доехали, Въехали, съехали, дальше поехали. Ехали мы, ехали, до дома доехали, Во двор въехали, вот и приехали»( Имитация движения указательным пальцем) или маленькие машинки. Упражнение «Мокрые ладошки». Покажите мне ладошки, сейчас мы сделаем их влажными, и вы прикоснитесь к поверхности песка. Что произошло? Почему? Игра на влажном песке «Куличики большие и маленькие». Коллективная игра «Большой кулич». Дети вместе с взрослыми наполня ют ведро песком. Делают кулич и украшают его. КАРТОЧКА 15 Цель: развивать координацию движений, развивать мышление, фонематический слух. Учить сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова много – мало, пустой – полный. Дидактический материал: ведерки по 2 на каждого, 2 чашки, по 1 большой и маленькой ложке, игрушки. Описание задания: В одно ведро насыпьте много песка, а в другое мало. При засыпании песка в ведерки обратить внимание детей на то, когда ведро у них пустое, а когда полное. Задание. Одновременно двумя руками наполнять ведро. Упражнение «Чашки». Мы будем измерять, сколько больших и маленьких ложек песка войдет в чашку. Пересчитываем. Рассуждаем почему. Игра- сказка на влажном песке «Мышка и Мишка». Выкопаем в песке большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышонка: «Жили, были Мышка и Мишка. А звали их так …» За лужайкой для игр оказалась пещера волшебных превращений. Чтобы попасть туда, нужно выполнить три задания. Помоги Мышке! 1. Убери 1звук в слове «шарф», чтобы получилось новое слово( шар) . 2. Добавь 1 звук к слову «лень», чтобы получилось новое слово( олень) . 3. Замени 1 звук в слове «лак», чтобы получилось новое слово. Мышка в пещере! Посмотри, в кого она превратилась! Сколько звуков нужно заменить в слове «мишка», чтобы мышка снова стала мышкой! КАРТОЧКА 16 Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание к звуковой стороне слова. Определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук Дидактический материал: игрушечные фигурки, буквы. Описание задания: Будем играть пальчиками и ладошками( следы на песке) «Маленькие ножки бежали по дорожке. Большие ноги шли по дороге»( Взрослый рассказывает сказку, по ходу дети выполняют необходимые манипуляции с песком. ) Сказка «Волшебный замок». «На высокой горе стоял замок. Жила в этом замке волшебная Фея с красивыми и умными сыном и дочерью. Сына звали так, что в его имени звук «С», как его могли звать? А дочку звали, так что в ее имени был звук «Ш», как ее могли звать? Не далеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбод. У него был сын в его имени не было ни звука «С» ни звука «Ш», как его могли звать? В саду доброй Феи во все времена года, росли красивые цветы, гуляли звери и пели птицы. В названии одних животных был звук «С»( собака, сова, лиса, аист) . В названии других был звук «З»( коза, заяц, зебра) . В саду злого волшебника Орбода росла только крапива, а дом его охраняли лишь те животные, в названии которых не было ни звука «С» ни звука «З», какие это были животные? ( тигр, лев, леопард, шакал) . Еще в саду доброй Феи росла волшебная яблоня, на которой висели крупные сочные яблоки. И тот, кто съедал волшебное яблоко с этой яблони, становился умным и сильным. Но в волшебный замок могли попасть не все, а только те, кто придумывал и называл два волшебных слова. Одно из них должно начинаться со звука «С» другое со звука «Щ». Сыну Орбода очень хотелось попасть в волшебный замок и попробовать волшебных яблок, чтобы стать сильным и умным, но он не мог назвать волшебных слов и поэтому двери замка для него навсегда оказались закрытыми. А вы можете подобрать такие слова( предметы) со звуками «С» и «Щ». Кто подберет их, тот попадает в волшебный замок. КАРТОЧКА 17 Цель: развивать мелкую моторику и кисти рук, глазомер Дидактический материал: разноцветные веревочки, тонкие палочки, песок влажный, формочки. Описание задания: Дотронемся до песка; Что вы почувствовали? Да, он влажный. Сделаем отпечатки наших рук( можно и ног) . Слегка утра мбуем песок, выровняем его и сделаем отпечатки формочек и других разных предметов по 1. Затем формочки необходимо разложить на песке в соответствии с «тенью». А теперь возьмите палочки и начнем рисовать. Затем контур рисунка дублируется разноцветными веревочками.

Оставить комментарий: