a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи

Автор: Сопельняк Татьяна Викторовна Опубликовано: 2018-12-04 11:14:59

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение- «Специальная( коррекционная) школа №9» Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на педагогическом совете зам. директора по УВР директор МКОУ СКШ № 9 Протокол №_ _ _ _ _ _ Л. А. Скорикова_ _ _ _ _ _ _ А. К. Поставная о т_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ «_ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ 20_ _ г. Приказ №_ _ _ _ от «_ _ »_ _ _ _ _ _ 2018г. Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования «Чтение и развитие речи » 5- 9 класс Мысковский городской округ, 2018 г. Программа разработана: Кузнецовой Ж. В. – учителем чтения и развития речи Адаптированная образовательная р абочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Ворон ковой, Москва «Просвещение» 2017 г Структура рабочей программы 1)  Пояснительная записка. 2)  Общая характеристика учебного предмета. 3)  Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. 4)  Личностные и предметные результаты освоения предмета. 5)   Содержание учебного предмета. 6)  Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 7)  Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. 8) Планируемые результаты изучения учебного предмета Нормативно- правовую базу разработки адаптированной рабочей программы «Чтение и развитие речи» составляют: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ( в ред. Федеральных законов от 07. 05. 2013 N 99- ФЗ, от 23. 07. 2013 N 203- ФЗ) ; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) ( утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) ; А даптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталость ю( интеллектуальными нарушениями) 5- 9 класс; Положение о рабочей программе МКОУ СКШ № 9; У с т а в МКОУ СКШ № 9. Пояснительная записка Психолого- педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного( разлитого) органического поражения центральной нервной системы( ЦНС) . Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует( соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях. В международной классификации болезней( МКБ- 10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая( IQ — 69- 50) , умеренная( IQ — 50- 35) , тяжелая( IQ — 34- 20) , глубокая( IQ& lt; 20) . Развитие обучающегося с легкой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) , хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Затрудне ния в психическом развитии обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности( слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др. ) . В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны п сихофизического развития обучающегося: мотивационно- потребностная, социально- личностная, моторно- двигательная; эмоционально- волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очере дь, затрудняет включение обучающегося в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем. В структуре психики такого обучающегося в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология( как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфичес ких особенностей каждого обучающегося с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей. Развитие вс ех психических процессов у обучающихся с легкой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влия ния на весь ход развития обучающегося с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) . Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями. Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операц ии у э той категории обучающихся обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. Из всех видов мышления( наглядно- действенного, наглядно- образного и словесно- логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно- логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, нап равленной на обучение обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно- развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) , в том числе и словесно- логического. Особенност и восприятия и осмысления обучающимися учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно- развивающего обучения( иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д. ) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется ст руктурой дефекта каждого обучающегося с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) . В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп( по классификации М. С. Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности. Особеннос ти познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком- либо одном объекте или виде деятельности. Однако, е сли задание посильно для обучающегося и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям обучающимся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению пре дставлений, прежде всего ― пред ставлений об окружающей действительности. У обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся на прямую связаны с нарушением абстрактно- логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно- развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной. Моторная сфера обучающихся с легкой степенью умственной отсталости( интеллектуальными нарушениями) , как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости. Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Волевая сфера об уча ю щихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, больш ой внушаемостью. Такие обучающиеся предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особ енности волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку об уча ю щиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы обучающихся целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятел ьность этой категории обучающихся в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально- бытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально- волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) , проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т. п. Практика обучения таких обучающихся показывает, что под воздействием коррекционно- воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются. Выстраивая психолого- педагогическое сопровожд ение психического развития обучающихся с легкой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) , следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития а номального и нормального обучающегося, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики об уча ю щегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно- педагогической поддержки обучающегося в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося. Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) Недоразвитие познавательной, эмоционально- волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей псих ической деятельности обучающегося. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушени я, перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся, так и специфические. К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности: раннее получение специальной помощи средствами образования; обязательность непрерывности коррекционно- развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; научный, практико- ориентированный, действенный характер содержа ния образования; доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) ; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и инд ивидуальных особенностей обучающихся к обучению и социальному взаимодействию со средой; специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно- ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно- развивающих занятий. 2. Общая характеристика учебного предмета. Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных( коррекционных) образовательных учреждений – коррекцией и развитием познавательной деятельн ости, личностных качеств обучающегося, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. Цели и задачи обучения: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; - развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно- познавательными текстами; - обогащени е нравственного опыта обучающихся средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие: – основных мыслительных операций; – наглядно- действенного, наглядно- образного и словесно- логического мышления; – зрительного восприятия и узнавания; – пространственных представлений и ориентации; – речи и обогащение словаря; – коррекцию нарушений эмоционально- волевой и личностной сферы; – коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Основные виды деятельности на уроке Аудирование( слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь( высказывание собеседника, чтение различных текстов) . Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения( зачем я буду читать) и выбор вида чтения( ознакомительное, выборочное и т. д. ) ; выразительное чтение с использованием нтонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др. , соответствующих смыслу текста. Говорение( культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно- выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи. Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем, специального опроса по чтению, пересказу или комбиниро ванного опроса. С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по сово купности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть ис пользована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных пе дагогом обучающихся( 3—4 человека) в процессе фронтальной рабо ты вызывают чаще других, их ответы должны быть более или ме нее полными, а оценка — мотивированной. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незна комые, но доступные тексты примерно следующего объема( на ко нец года) : V —45 — 60 слов; VI- V II- —70 — 80 слов; VIII — IX — 90— 100 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения( правильность, беглость и вырази тельность) и содержанием читаемого( выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. На уроках чтения в 5- 9 классах продолжа ется формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости, выразитель ности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Обучающиеся с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях об уча ю щиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделя ется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе нии; называть главных и второстепенных героев, давать им характе ристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно- следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» в средней школе выделяется; в 5- м, 6- м класс ах- 4 часов в неделю, 136 часов в год( 3 4 учебные недели) ; в 7 х, 8- х 9- х – 102 часов в год, в неделю 3 часов( 34 учебные недели) 4 Личностные и предметные результаты освоения предмета. Личностные УУД гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; бережно относиться к культурно- историческому наследию родного края и страны; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Познавательные УУД дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию; использовать логические действия( сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности( природных, социальных, культурных, технических и др. ) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные УУД вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия( учебных, трудовых, бытовых и др. ) ; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний( вопросы, ответы, повествование, отрицание и др. ) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников( возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т. п. ) ; использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. 5.   Содержание учебного предмета, курса; 5 класс Примерная тематика Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, его героизме в труде и ратных подвигах; политических событиях в жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных. Навыки чтения Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблю дением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация( паузы, логическое ударение, тон голоса) , «драматизация»( чтение по ролям) . Чтение «про себя» с выполнением заданий. Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, кар тины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем. Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме по вествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение( урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц) . Формирование читательс кой самостоятельности обучающихся. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитан ном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное состав ление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по вне классному чтению, по усмотрению учителя. Рекомендуемая литература( на выбор) : Бажов ПЛ. " Малахитовая шкатулка" , " Серебряное копытце" , " Солнечный камень" , " Горный мастер" . Бианки В. В. " Тигр- пятиполосик" , " Снегурушка- милушка" , " Муха и чудовище" , " Музыкальная канарейка" , " Храбрый Ваня" . Волков А. М. " Волшебник изумрудного города" , " Семь подземных королей" , " Урфин Джюс и его деревянные солдаты" . Гайдар А. П. " Чук и Гек" . Житков Б. С. " Пожар в море" , " Наводнение" , " Обвал" , " На льдине" , " Ком пас" . Мамин- Сибиряк Д. П. " Про комара комаровича, длинный нос" , " Сказочка про Козявочку" , " Сказка о том, как жила- была последняя муха" , " Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост" . Носов Н. Н. " Фантазеры" , " Витя Малеев в школе и дома" , " Огурцы" , " Веселая семейка" . Осеева В. А. " Волшебное слово" , " Синие листья" , " Плохо" . Паустовский К. Г. " Похождение жука- носорога" . Пермяк Е. А. " Семьсот семьдесят семь мастеров" . Полевой Б. П. " Сын полка" . Пришвин М. М. " Лисичкин хлеб" , " Золотой луг" , " Ярик" , " Муравьи" , " В краю дедушки Мазая" . Русские народные сказки. Сказки народов мира. Скребицкий Г. А. " Лесной голосок" , " Догадливая синичка" , " Воришка" , " За ботливая мамаша" , " Ушан" , " Сиротка" . 6 класс Примерная тематика Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; событиях в мире; труде людей; родной природе и бережном отношении к ней; знаменательных событиях в жизни страны. Навыки чтения Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение" про себя" . Выделение главной мысли произведения и его частей. Опреде ление основных черт характера действующих лиц. Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противо положными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характери зующих поступки героев, картины природы. Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и вы борочный пересказ. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовить ся к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение( урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц) . Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внекласс ного чтения по данной учителем форме. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное состав ление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанно го по заданию учителя, называние главных действующих лиц, вы явление своего к ним отношения. Рекомендуемая литература( на выбор) Астафьев ВЛ. " Васюткино озеро" , " Зачем я убил коростыля? " , " Белогрудка" , " Злодейка" . Бажов ПЛ. " Живой огонек" , " Аметистовое дело" , " Марков камень" , " Надпись на камне" , " У старого рудника" , " Уральские были" . Беляев А. Р. " Остров погибших кораблей" , " Последний человек из Атланти ды" . Бианки ВВ. " Дробинка" , " Птичья песенка" , " Голубые лягушки" , " Сумасшедшая птица" , " Морской чертенок" . Волков А. М. " Огненный бог марранов" , " Желтый туман" , " Тайна заброшенно го замка" . Гайдар АЛ. " Тимур и его команда" . Кассиль Л А. " Все вернется" , " Держись, капитан" , " У классной доски" , " Улица младшего сына" . Катаев В. Л. " Белеет парус одинокий" . Маршак С. Я. " Быль- небылица" , " Мистер- Твистер" , " Почта военная" , " Ледяной остров" , " Приключения в дороге" . Мамин- Сибиряк А. Н. " Умнее всех сказка" , " Емеля- охотник" , " Дедушкино золото" , " Приемыш" , " Сказка про Воробья Воробеича" . Носов Н. Н. " Приключения Незнайки и его друзей" , " Незнайка в солнечном городе" , " Незнайка на Луне" . Олеша Ю. К. " Три толстяка" . Паустовский К. Г. " Золотой ясень" , " Сивый мерин" , " Кот- ворюга" , " Прощание с летом" . Пермяк Е. А. " Волшебные истории" , " Голубые белки" , " Лесной" , " Волшебная правда" . Пришвин М. М. " Кладовая солнца" , " Лесной хозяин" , " Наш сад" , " Барсук" , " Лесной доктор" , " Птицы под снегом" . Джанни Родари" Путешествие голубой стрелы" . Русские народные сказки. Сказки народов мира. Скребицкий Г. А. " Длинноносые рыболовы" , " Замечательный сторож" . Толстой А. Н. " Золотой ключик или приключения Буратино" . 7 класс Примерная тематика Доступные художественные произведения и отрывки из художе ственных произведений классиков русской и отечественной лите ратуры. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова. Произведения А. М. Горького, Н. А. Островского, А. Т Твардовс кого, СЯ. Маршака, СВ. Михалкова, Н. П. Кончаловской, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, А. Рыбакова, А. Г. Алексина, Е. И. Носо ва, Ч. И. Айтматова, РП. Погодина. Навыки чтения Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их по ступков, подтверждение своего заключения словами текста. Состав ление характеристики героя с помощью учителя. Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану. Выделение в тексте метких выражений, художественных опре делений и сравнений. Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изме нением лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение( урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц) . Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятель ное чтение статей в газетах и детских журналах. Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Умение передать главную мысль произведения, оценить поступ ки действующих лиц. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. Рекомендуемая литература( на выбор) Астафьев ВЛ. " Осенние грусти и радости" , " Стрижонок Скрип" , " Гуси в по лынье" , " Каиалуха" . Беляев А. Р. " Чудесное окно" . Бианки В. В. " Бешеный бельчонок" , " Приказ на снегу" , " Лупленый Бочок" , " Мышарик" , " Вести из леса" . Гайдар АЛ. " Судьба барабанщика" . Горький А. М. " Детство" . Дефо Д. " Робинзон Крузо" . Жюль Берн" Дети капитана Гранта" . Кассиль Л. " Ночная ромашка" , " Огнеопасный груз" , " Солнце светит" . Катаев ВЛ. " Хуторок в степи" . Короленко В. Г. " Купленные мальчики" , " Чудная" , " Последний луч" , " Дети подземелья" . Лагин ЛЛ. " Старик Хоттабыч" . Паустовский К. Г. " Ручьи, где плещется форель" , " Старый повар" , " Степная гроза" , " Жильцы старого дома" . Свифт Дж. " Путешествие Гулливера" . Сурков А. А. Стихотворения из цикла" Победители" ( " В громе яростных битв" , " Под вечер в гестапо ее привели" , " Утро в окопе" , " Песня о слепом ба янисте" , " Защитник Сталинграда" ) . Чехов АЛ. " Спать хочется" , " Каштанка" . 8 класс Примерная тематика Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Л. Н. Тол стого, АН. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. П. Чехова. Произведения А. М. Горького, А. Н. Толстого, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, В. П. Катаева, Б. Н. Поле вого, А. А. Суркова, Ю. М. Нагибина, А. Г. Алексина, Л. И. Ошанина, СВ. Михалкова, А. Рыбакова. Навыки чтения Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения, составление характери стики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера Внеклассное чтение( урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц) . Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. Рекомендуемая литература( на выбор) Астафьев В. П. " Конь с розовой гривой" , " Монарх в новых штанах" , " Бабушка с малиной" , " Запах сена" , " Фотография, на которой меня нет" , " Пос ледний поклон" . Беляев А. Р. " Золотая гора" , " Прыжок в ничто" . Бондарев Ю. В. " На большой реке" , " Юность командиров" , " Батальон просит огня" . Ваншенкин К. Я. Стихотворения. Гайдар АЛ. " Школа" . Есенин С. А. Стихотворения. Искандер Ф. А. " Пиры Валтасара" , " Молельное дерево" . Каверин В. Л. " Два капитана" . Полевой Б. Н. " Повесть о настоящем человеке" . Рубцов И. М. Стихотворения. Симонов К. М. Стихотворения. Сурков А. А. Стихотворения. Чехов А. П. " Толстый и тонкий" , " Унтер Пришибеев" . Шукшин ВМ. " Сильные идут дальше" , " Сны матери" , " Хозяин бани и огорода" . 9 класс Примерная тематика Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере художественной литературы воспитание мораль но- этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тют чева, А. А. Фета, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина. Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф. А. Абрамо ва, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, СВ. Михалкова, Ф. А. Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава. Навыки чтения Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения. С оставление характеристик героев, обоснование своего отноше ния к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных по ступков героев( с помощью учителя) . Работа над планом, средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков. Внеклассное чтение( урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц) . Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. Рекомендуемая литература( на выбор) Ахматова А. Л. Стихотворения. Беляев А. Р. " Человек- амфибия" . Богомолов В. О. " Иван" . Бондарев Ю. В. " Последние залпы" , " Горячий снег" . Быков В. В. " Альпийская баллада" , " Обелиск" . Васильев Б. Л. " А зори здесь тихие" . Жюль Берн" Таинственный остров" . Воскресенская 3. " Сердце матери" . Горький А. М. " В людях" , " Мои университеты" . Есенин С. А. Стихотворения. Зощенко М. М. Рассказы. Искандер Ф. А. " Сандро из Чегема" . Паустовский К. Г. " Во глубине России" , " Телеграмма" , " Великий сказочник" , " Разливы рек" , " Исаак Левитан" , " Приточная трава" . Сурков А. А. Стихотворения. Толстой Л. Н. " Севастопольские рассказы" ( выборочно) . Цветаева М. Н. Стихотворения. Чехов А. П. " Дом с мезонином" . Шукшин В. М. " Кляуза" , " Мечты" , " Чужие" , " Жил человек" , " Привет Сивому" . 6.  Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 5 класс № п/ п Тема Кол- во часов Вид учебной деятельности 1 Устное народное творчество 4 Знакомство с учебником, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно- популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Составление небольших сообщений( с помощью учителя) Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Прослушивание художественных произведений Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ жизненных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Сбор и классификация материала. Постановка вопросов Сообщения обучающихся, Выразительное чтение, Анализ поэтического и прозаического текста Умение выделять главных героев и давать им краткую характеристику Составление плана Индивидуальная работа по учебнику, по карточкам, у доски Работа в паре Работа в творческих группах Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблю дением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация( паузы, логическое ударение, тон голоса) , «драматизация»( чтение по ролям) . Чтение «про себя» с выполнением заданий. Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, кар тины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем. Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме по вествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению но вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений. 2 Сказки 17 Картины родной природы 3 Лето 9 4 Осень 8 5 О друзьях- товарищах 13 6 Басни И. А. Крылова 3 7 Спешите делать добро 14 Картины родной природы 8 Зима 10 9 Весна 16 10 О животных 13 11 Из прошлого нашего народа 13 12 Из произведений зарубежных писателей 16 Итого: 136 6 класс № п/ п Тема Кол- во часов Вид учебной деятельности 1 Героическое прошлое и настоящее нашей Родины 4 Знакомство с учебником, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно- популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Составление небольших сообщений( с помощью учителя) Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Прослушивание художественных произведений Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ жизненных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Сбор и классификация материала. Постановка вопросов Сообщения обучающихся, Выразительное чтение, Анализ поэтического и прозаического текста Умение выделять главных героев и давать им краткую характеристику Составление плана Индивидуальная работа по учебнику, по карточкам, у доски Работа в паре Работа в творческих группах Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение" про себя" . Выделение главной мысли произведения и его частей. Опреде ление основных черт характера действующих лиц. Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противо положными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характери зующих поступки героев, картины природы. Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и вы борочный пересказ. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовить ся к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание наизусть стихотворений. 2 Картины родной природы 24 3 Героическое наследие нашей Родины 12 О друзьях- товарищах 3 4 Картины родной природы 53 Рассказы о животных 40 Итого: 136 7 класс № п/ п Тема Кол- во часов Вид учебной деятельности 1 Устное народное творчество 10 Знакомство с учебником, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно- популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Составление небольших сообщений( с помощью учителя) Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Прослушивание художественных произведений Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ жизненных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Сбор и классификация материала. Постановка вопросов Сообщения обучающихся, Выразительное чтение, Анализ поэтического и прозаического текста Умение выделять главных героев и давать им краткую характеристику Составление плана Индивидуальная работа по учебнику, по карточкам, у доски Работа в паре Работа в творческих группах Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их по ступков, подтверждение своего заключения словами текста. Состав ление характеристики героя с помощью учителя. Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану. Выделение в тексте метких выражений, художественных опре делений и сравнений. Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изме нением лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений. Из произведений русской литературы XIX века- 33 Внеклассное чтение 7 Из произведений русской литературы XX века 51 Повторение 1 Итого 102 8 класс № п/ п Тема Кол- во часов Вид учебной деятельности 1 Устное народное творчество 10 Знакомство с учебником, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно- популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Составление небольших сообщений( с помощью учителя) Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Прослушивание художественных произведений Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ жизненных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Сбор и классификация материала. Постановка вопросов Сообщения обучающихся, Выразительное чтение, Анализ поэтического и прозаического текста Умение выделять главных героев и давать им краткую характеристику Составление плана Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения, составление характери стики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера Индивидуальная работа по учебнику, по карточкам, у доски Работа в паре Работа в творческих группах 2 Русская литература XIX века 4 1 3 Произведения русских писателей 1- й половины XX века 24 4 Произведения русских писателей 2- й половины XX века 27 Итого 102 9 класс № п/ п Тема Кол- во часов Вид учебной деятельности 1 Устное народное творчество 15 Знакомство с учебником, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно- популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Составление небольших сообщений( с помощью учителя) Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Прослушивание художественных произведений Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ жизненных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Сбор и классификация материала. Постановка вопросов Сообщения обучающихся, Выразительное чтение, Анализ поэтического и прозаического текста Умение выделять главных героев и давать им краткую характеристику Составление плана Индивидуальная работа по учебнику, по карточкам, у доски Работа в паре Работа в творческих группах Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения. Составление характеристик героев, обоснование своего отноше ния к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных по ступков героев( с помощью учителя) . Работа над планом, средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков. 2 Из произведений русской литературы XIX века 40 3 Из произведений русской литературы XX века З 6 4 Из произведений зарубежной литературы 11 Итого 102 7.    Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса Из материально – технического обеспечения имеется в наличии: компьютерный стол, специализированный стул, компьютер, отдельная комната. Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно- воспитательного процесса является кабинетная система. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся произ водится ее цветовая маркировка. Ученическая мебель изготовлена из материало в безвредных для здоровья обучающихся и соответствует росто- возрастным особенностям обучаю щегося и требованиям эргономик. При оборудовании учебных помещений соблюдаютс я размеры проходов и расстояния. Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению. В кабинете используется ТСО: компьютер, проектор. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности Печатные пособия Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой. Словари( по возможности всех типов) по чтению: толковый словарь школьника, орфоэпический словарь, фразеологический словарь, толково- этимологический словарь, писатели в учебной литературе и т. п. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по чтению( в том числе в цифровой форме) : Маковский «Дети, бегущие от грозы», Богданов- Бельский «Крестьянские дети», Венецианов «На пашне», «Публичное выступление» и т. п. Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения Портреты поэтов и писателей: А. С. Пушкин, К. Г. Паустовский, К. Паустовский, Н. А. Некрасов, А. Гайдар, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Крылов, С. А. Есенин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и т. д. Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: Классная доска с креплениями для таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер. Экранно- звуковые пособия Мультимедийные( цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане », «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», К. Паустовский «Стальное колечко», А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц», Р. Киплинг « Рикки- Тикки- Тави », С. Маршак «Двенадцать месяцев», Х. - К. Андерсен «Снежная королева» и т. п. Презентации по биографии писателей: М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой и т. д. Аудиозаписи стихотворных и прозаических произведений по классам: русские народные сказки, загадки, пословицы, А. Толстой «Детство Никиты», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…», Н. Гарин «Детство Темы», Н. Некрасов «Мороз. Красный нос», С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», К. Паустовский «Кот- ворюга», А. Куприн «Белый пудель», Р. Киплинг « Рикки- Тикки- Тави », С. Маршак «Двенадцать месяцев», Х. - К. Андерсен «Снежная королева», романс на слова А. С. Пушкина «Зимний вечер», К. Симонов «Сын артиллериста», М. Зощенко «Великие путешественники», А. П. Чехов «Злоумышленники», А. С. Пушкин «Барышня- крестьянка» и т. д. 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Основные требования к результатам освоения образовательных программ по предметам и годам обучения( классам) с учетом специфики содержания предметных областей отражены в таблицах. Чтение и развитие речи Обучающиеся должны Классы Знать Уметь 5 класс наизусть 6—8 стихотворений читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты — самостоятельно. 6 класс наизусть 8—10 стихотворений. читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; определять основные черты характера действующих лиц; пересказывать текст по плану полно и выборочно. 7 класс наизусть 10 стихотворений. читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного. 8 класс наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок. читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным действующим лицам, оцени вать их поступки, обосновывая свое отношение к ним; пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста. 9 класс наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка. читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; высказывать свое отношение к героям и их поступкам; пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным. Оценивание ЗУН Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающих ся. Оценивание результатов Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: читает правильно, бег ло, выразительно, с соблюдением норм литературного произноше ния; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и оза главливает их с помощью учителя( в VIII—IX классах легкие тексты самостоятельно) ; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаст содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть те кст ст ихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну- две ошибки при чтении, соблю дении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интона цию, логических ударений; допускает неточности в выделении ос новной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; на зывает главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их само стоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну- две самостоятельно исправляемые ошиб ки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова —п о слогам; допускает три- четыре ошиб ки при чтении; одну- две ошибки — в соблюдении синтаксических пауз; три- четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препи нания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учи теля; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учи теля; затрудняется назвать главных действующих лиц произве дения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении на изусть нетвердое усвоение текста. Оценка «2» ставится обучающемуся, если он: читает по слогам; до пускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтак сических пауз; не может выделять основную мысль произве дения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста. Оценка «1» ставится обучающемуся, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество оши бок, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысла про изведения, искажает его основное содержание; не знает наизусть стихотворение Список литературы 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273- ФЗ( в ред. Федеральных законов от 07. 05. 2013 № 99- ФЗ) . 2. А даптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 5- 9 класс. 3. СанПиН 2. 4. 2. 3286- 15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) ( Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10. 07. 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 3286- 15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) »; 4. Программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9 классы[ Текст] / Отв. р ед В. В. Воронкова. – М. : Гума нитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2017 г. - Сб. 1. 5. Устав МКОУ СКОШ № 9. 6. П оложение о Рабочей программе МКОУ СКШ № 9.

Оставить комментарий: