a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов

Автор: Пимушкина Елена Дмитриевна Опубликовано: 2018-12-09 20:17:00

Документы для скачивания

Консультация для педагогов «Развитие словесно- логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи» Подготовила: Пимушкина Е. Д. , учитель- логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области» Дата: 1 4. 10. 2018 г Проблема развития словесно- логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи заинтересовала меня давно. Наблюдая за детьми в свободной деятельности, обследуя речевые навыки, умение логически мыслить, ознакомившись с литературой по вопросу, связанному с речемыслительной деятельностью я решила в своей профессиональной деятельности апробировать программу по развитию словесно- логического мышления у дошкольников с ОНР. В силу собственной активности и любознательности, дошкольники способны довольно быстро научиться ориентироваться в окружающем их мире. Но при более пристальном внимании можно убедиться, что без помощи взрослого им не обойтись. Знания детей поверхностны, отрывочны, не всегда отражают действительность. И в тоже время к трем годам ребенок в состоянии понять, что чашку, блюдце, тарелку можно назвать одним словом – посуда. Такого рода осмысливание указывает на формирование способности обобщать. Умение обобщать, что дает оно ребенку? С помощью взрослых дети овладевают такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и сопоставление, что в свою очередь формирует способность логически мыслить, самостоятельно рассуждать, делать собственные умозаключения, выражать словом это умозаключение. Таким образом, словесно логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи, и в тоже время, является одной из ее функций. Речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга. Развитие мышления детей, имеющих нарушение речи одна из центральных проблем дефектологии. Ее особое значение определяется тем, что в этой проблеме сконцентрирован ряд других острых вопросов, от решения которых зависит правильное понимание взаимоотношений мышления и речи, а так же внутренних закономерностей развития или распада высших психических функций человека в целом. Недостаточный уровень развития нагляд но- образного, а особенно вербально- логическо го мышления, приобретает особую актуаль ность для детей с общим недоразвитием речи при подготовке детей к школе. У детей с нарушениями речи в силу их специфического речевого и психологического развития процесс формирования готовности к школьному обучению особенно затруднен. Большинство из них не успевают в школе по многим предметам, в особенности по русскому языку и литературе, и нуждаются в специаль ных занятиях как по преодолению дисграфии, дислексии, так и развитию высших психичес ких функций, особенно вербально- логической формы мышления. Многие ученые указывают на трудности в овладении детьми с ОНР вербально логической формой мышления( Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова) . Однако, несмотря на актуальность этой пробле мы, её изучением занимались недостаточно. В частности, в литературе недостаточно представ лен практический материал, который могли бы использовать в своей работе педагоги- практики. Используя традиционный лексико- тематический подход к систематизации лингвистичес кого материала, для каждой из изучаемых лексико- грамматических тем, на основе 3- х вербаль ных субтестов был разработан тренинг по раз витию речи и словесно- логического мышления. Три основных задания( на развитие осведомлен ности, формирование понятий и обобщений) были дополнены ещё двумя- «сравнение поня тий» и «объяснение пословиц». Это позволило так же вести работу по развитию словесно- логического мышления и на этапе развития связной речи. На первых этапах работы большое внимание я уделяла накоплению предметного словаря, побуждая ребенка к самостоятельной речевой активности. Далее включала игры для развития логического мышления. Преследуя цель не только установление логических связей, но и выход ребенка на этап словесного выражения своей мысли. Ведь в течение всего периода обучения у него росло огромное желание быть понятым, но пока его речь была бедна, грамматически не сформирована, что отмечается у детей с общим недоразвитием речи, то естественно возникают трудности. Я старалась поощрять любое речевое проявление. Ведь возникший диссонанс между пониманием и словесным выражением мог надолго «погрузить» ребенка в его внутренний мир. «Думающие минутки», логические задания в стихах, помогают переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, развивают словесно- логическое мышление, связную речь. Р азвивая словесно- логическое мышление, работая над правильной, грамматически оформленной речью, я предлагала детям «нелепицы в картинках». Эти картинки помогают выявить степень выраженности эмоциональных реакций, кругозор, уровень познавательной активности, способность использовать прошлый опыт, строить суждение, а составляемые при этом логико- грамматические конструкции дают информацию о степени сформированности словаря, грамматического строя речи, и, конечно же, словесно- логического мышления. Совершенствуя произносительную сторону речи, продолжая пополнять словарь, обучаясь грамоте, ребенок- логопат второго года обучения, все больше проявляет желание самостоятельно строить свои умозаключения, опираясь на свой прежний опыт. В ысокая умственная и речевая нагрузка, содержащаяся в играх и упражнениях, не только позволяет получить значительный обучающий эффект, но и поддерживает интерес ребенка к занятиям. Развивая логику вербальную, я пришла к следующим результатам. Ребенок перестает мыслить только по аналогии, устраняются со временем зрительные схемы, т. к. они не коммуникативные. Мыслительные операции проходят этап речедоказательств( это в свою очередь способствует развитию устной связной речи) . Излагая свои умозаключения, ребенок учится пользоваться сначала простыми, а потом сложными словесными оборотами. Ребенок- логопат учится устанавливать связь между предложением с помощью слов: если, тогда, потому что. Словесно- логическое мышление упраздняет оценки и суждения, имеющие личное значение, и дети ссылаются на суждения, которые выражают коллективную оценку и ближе подходят к общепринятым положениям здравого смысла. Основной формой коррекционно- воспитательной работы является организованная образовательная деятельность: - индивидуальные( решаются задачи реализации индивидуальной программы коррекционного воздействия на ребенка) ; - фронтальные( работа в группах, наблюдается динамика развития, реализуется принцип усвоения материала через многократное повторение и самостоятельную работу в коллективе сверстников) . Виды деятельности. 1. Непосредственная работа с воспитанниками, в рамках проведения индивидуальных и фронтальных занятий. Познавательные развлечения, открытые занятия и просмотры. 2. Работа с педагогами группы: повышение педагогической компетентности педагогов через различные формы просвещения: педагогические консилиумы, диагностика и составление плана действий, взаимо- просмотры учебных и коррекционных занятий, проведение логопедичес- ких часов, консультирование по вопросам организации коррекционно- педагогической деятельности. Совместное проведение собраний, дней открытых дверей, праздников, развлечений. 3. Работа с узкими специалистами ДОУ: повышение педагогической компетентности в работе с детьми- логопатами, профессиональное самосовершенствование, педагогические консилиумы, изучение результатов диагностики, консультации, взаимопосещение занятий. 4. Работа с родителями: установление тесной связи, сотрудничество по вопросам коррекционного обучения и воспитания, консультирование, беседы, показ всех видов и результатов деятельности, обсуждение проблемных ситуаций. Приоритетность тех или иных направлений и форм в работе с родителями определяется после исследования семьи, бесед с родителями и ребенком.

Оставить комментарий: