a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Казачьи игры как элемент патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Щербакова Светлана Александровна Опубликовано: 2018-12-11 15:55:45

   Игры имеют огромное значение в жизни ребёнка, так как представляют собой

незаменимое средство получения ребёнком знаний и представлений об

окружающем мире. Они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки,

ловкости, морально — волевых качеств, укрепляют физическое здоровье.

Казачьи народные игры -самодостаточные произведения народного

творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков.

   Как правило, в каждой казачьей семье было много детей, игры были такими,

что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. С помощью

подвижных игр Дети обучались основным видам движения, развивали меткость,

внимание, глазомер и другие необходимые в жизни качества, отвечающие

традициям воспитания воинского духа казаков. Игры для девочек и мальчиков

были разные. Для девочек — спокойные, чаще хороводные. Для мальчиков —

кулачные бои, скачки, попадание в мишень и т.д. Одной из любимых игр были

«Дзига», «Салки», «Чехарда», «Лапта», в которые играли с утра до вечера.

   Главное преимущество казачьих игр — это выразительность и доступность, они

не требуют специального спортивного инвентаря. Сам игровой процесс начинается

с зазывалок, призывающий участников к игре. В играх используются пословицы,

поговорки, считалки, зазывалки.

  Сегодня я покажу несколько казачьих игр (звучит музыка, под музыку выходят

дети и строятся в круг).

Воспитатель: Есть в нашем садике дружные ребята,

Как же вас зовут?

Дети — КАЗАЧАТА!

Ребенок,—зазывала: «Собирайся, народ

Кто со мной играть идет?

Тай-тай, налетай,

В интересную игру,

А какую … не скажу.

Поиграйте с нами,

Догадайтесь сами!»

Тай—тай, налетай

Никого не принимай!

Воспитатель: Прежде чем начать игру, напомним казачье поверье

Ребёнок: «Кто найдет подкову — тому она счастье принесет».

Проводится игра «Подкова».

   Эта игра создает большие возможности для проявления инициативы и

творчества, помогает детям освоится в коллективе и получить эмоциональное

удовлетворение, развивает творческие способности детей, умение использовать

знакомые движения в свободной пляске.

  Следующая игра называется «Кривой петух».

Эта хороводная игра способствует развитию памяти и умению ориентироваться

в пространстве, развивает чувство ритма и такта.

Дети: « Это кто там по утру

Прокричал Ку-ка-ре-ку?» (дети стоят в кругу, один в центре)

Дети: «Кривой петух, на чем стоишь?»

Ребенок в центре: «на иголочках»

Дети: «А тебе не колко?»

Ребенок в центре: «А я на подковачках»

Дети идут по кругу и поют:

«Ступай в кут

Там блины пекут

Там блины пекут

Тебе блин дадут»

Дети: «Кто там?»

Ребенок: «Это я, казак Артем»

Дети: «Лови нас, не открывая глаз, кого поймал — в круг позвал»

(в кругу пары кружатся, а дети делают пружинку; теперь в кругу тот, кого

поймали)

 

Воспитатель — Эй, ребята, казачата

А ну кубаночку поймайте

К сабле подвое вставайте!

 

Ребенок выбирает водящего с помощью считалочки: «Пчелы в поле полетели

Зажужжали, загудели

Сели пчелы на цветы

Мы играем — водишь -ты!

 

Дети стоят в кругу, один ребенок держит саблю с кубанкой. Под музыку он идет по

кругу и выбирает между кем встать. Дети, стоящие по краям водящего бегут по

кругу. Кто первый снимет кубанку с сабли, тот становится водящим, Эта игра

развивает ловкость, быстроту, снорорвку, координацию, вырабатывает умение

ориентироваться В пространстве И сопереживать за своих товарищей.

Воспитатель: «Мой ДОМ — моя крепость» — так говорили казаки И это стало их

поговоркой. И сейчас мы с вами будем строить дом казака, который называется

«курень».

Дети разбиваются на три команды, у каждой команды стоит стульчик, на нем

платок. Звучит музыка, дети гуляют по всему залу. С окончанием музыки они

бегут к своим стульям, берут платок и вытягивают его над головой — это «крыша

курня». Побеждает та команда, участники которой быстрее и аккуратнее построят

«курень». Эта игра развивает ловкость, быстроту, воспитывает чувство

коллективизма, способствует достижению цели и помогает самоутвердиться.

Следующая игра «Карусель». Это самая любимая игра у детей. Она

способствует хорошему настроению у детей, а также активизирует дыхание,

кровообращение и развивает способность реагировать на сигнал воспитателя. В

этой игре участвуют дети по количеству ленточек на карусели.

ведущий стоит в центре, держит карусель и говорит слова

«Еле, еле, еле, еле

"Закружились карусели

(дети идут спокойным шагом)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом

— (дети бегут по кругу)

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите»

Дети: «Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра»

(дети отпускают ленточки)

Воспитатель благодарит детей за участие в играх, дети отправляются в группу,

а для гостей звучит музыкальный сюрприз в исполнении юной казачки Оли,

Заключение:

Таким образом, казачьи игры — это яркое выражение народа в них играющего,

отражение народа и истории его развития. Игры это отличный способ укрепить

свой дух, своё тело, развить процесс мышления, фантазёрства, эмоциональную

составляющую нашей жизни.

Оставить комментарий: