a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Откуда хлеб пришел"

Автор: Валиуллова Лилия Ахатовна Опубликовано: 2018-12-13 08:27:14

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д етский сад ком бинированного вида №6 « Автошка » города Димитровграда Ульяновской области Долгосрочный познавательный проект «Откуда хлеб пришел? » Целевая аудитория: дети старшего возраста Автор: Валиуллова Л. А. - воспитатель Димитровград 2016 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта «Откуда хлеб пришел? » Руководитель проекта( автор) Валиуллова Л. А. Консультанты Состав и возраст проектной группы Дети 5- 6 лет, воспитатели, родители Срок реализации май- сентябрь Типология проекта Информационно- исследовательский Направленность Образовательные области Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое, физическое развитие. Актуальность Расширение знаний и интереса детей к зарождению и развитию земледелия, выращиванию хлеба. Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность. Цель проекта Создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и их родителей для формирования знаний дошкольников о том, что хлеб является ежедневным продуктом; откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печет. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Задачи проекта Воспитательные: 1. Знакомить детей со злаковыми растениями. 2. Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. 3. Привитие навыков коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности. Образовательные: Развивать познавательные способности детей. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов. Активировать словарный запас дошкольников. Развитие навыков связной речи. Учить делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности. Развивающие: Развивать любознательность, познавательные способности детей( внимание, мышление, память…) при совместной и индивидуальной деятельности. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей. Этапы Организационно- подготовительный, основной, заключительный. Характеристика деятельности участников в рамках проекта( кратко) Воспитатели- помещают информацию для родителей о ходе проекта. - стимулируют интерес детей. - планируют с детьми деятельность- создание в группе макета «Путь хлеба к столу»- вводят в игровую сюжетную ситуацию- вовлекают родителей в совместную работу с детьми- проводят беседы, занятия по ознакомлению с окружающим 2 занятия, по развитию связной речи 2 занятия, по изобразительной деятельности 2 занятия- организуют выставку детских и семейных работ- проводят презентацию и викторину Дети- входят в проблему- разучивают стихи, составляют, придумывают рассказы о хлебе и труде взрослых- участвуют в изобразительной деятельности: рисование, лепке, конструировании. Создают коллаж «Хлеб- всему голова» Необходимое оборудование Наглядный материал: открытки, фотографии и иллюстрации репродукции картин с изображением хлеба и процессов выращивания хлеба. Стихи, загадки, литературные произведения о хлебе. Карандаши, фломастеры, ватман, цветная бумага, ножницы, клей, солёное тесто. Компьютер, проектор, фотоаппарат. Презентация итогов проекта Итоговая презентация для воспитателей, родителей и детей. Оформление фотовыставки «Хле б- всему голова» Создание макета « Путь хлеба к столу» Предполагаемые итоговые продукты проекта Фотоматериалы, альбомы, методическая разработка «Путь хлеба к нашему столу» 2. ХОД ПРОЕКТА Этап работы над проектом Продолжительность Место работы обучающихся( очная, дистанционная) Содержание работы участников Выход этапа( что создано, освоено и т. д. ) Организационно- подготовительный 1 неделя Дошкольное учреждение Информирование родителей о предполагаемом проекте; Выявление знаний детей на данную тему; Определение темы, цели, задач проекта; Прогнозирование результатов; Создание необходимых условий для реализации проекта; Подготовка оборудования методических материалов для реализации данного проекта; Определение содержания работы в этом направлении; Организация развивающей среды; Родители проинформированы о предлагаемом проекте; Педагоги выявили знания детей на данную тему; Определили темы, цели, задачи проекта; Подготовили оборудование, методические материалы; Определили содержание работы в этом направлении; Родители помогли создать необходимые условие для реализации проекта; Основной 2 недели Дошкольное учреждение Закрепить знания детей о том, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печет; Проведение интегрирова нных занятий, дидактических игр по теме, игр ситуаций; Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок сказок; Рассматривание картин, иллюстраций по теме; Подбор мультфильмов на тему; Творческая работа- рисование, лепка, аппликация; Работа с родителями; Сбор материала «Откуда берется хлеб? »; Создание в группе макета «Путь хлеба к столу» Составление творческих рассказов; Организация ролевой игры «Колосок» У детей формируется знания, где и как растет хлеб, откуда берется хлеб, как его пекут; Вместе с родителями дети оформили выставку поделок на тему «Хлеб – всему голова» Каждый дошкольник создал рисунок, познакомился с новой техникой рисования; Дети сотрудничали с педагогами, родителями и друг с другом; Заключительный 1 неделя Дошкольное учреждение Обсуждение результатов проекта; Проведение занятие – развлечение( викторина) ; Создание в группе макета «Путь хлеба к столу» У детей появился интерес к труду хлеборобов, пекарей и кондитеров; Дети научились бережно относиться к хлебу, ценить чужой труд; Дети научились сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения; У детей значительно расширился словарный запас; Научились составлять рассказы, используя распространённые предложения; Создали макет «Путь хлеба к столу» 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности, актуальность, гипотеза: Хлеб – величайшее изобретение человечества, общечеловеческий символ достатка и благополучия. История хлеба насчитывает более 15 тысячи лет. Особенно любили и почитали хлеб в России. Очень часто он упоминается вкупе с такими основными понятиями, как жизнь, земля, Родина. За стол без хлеба никто не садился. Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нем: «Не будет хлеба, не будет и обеда», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай». В давние времена к севу относились как к священному действу, готовились заранее: мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком выходили в поле. В современном мире на смену ручному труду пришли машины, новейшие технологии и как следствие повысилась урожайность. Но отношение к хлебу изменилось. К сожалению можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, знают его древнейшую историю, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Через проектную деятельность мы пытаемся изменить отношение детей и родителей к хлебу. 1. Организационно- подготовительный этап: Познакомить детей с историей зарождения и развития земледелия( выращивание хлеба) . Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печет. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Задачи: 1. Знакомить детей со злаковыми растениями. 2. Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. 3. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину. 4. Уточнить знания детей о некоторых особенностях выращивания хлеба, о труде хлеборобов в настоящее время; о национальных сортах хлебобулочных изделий. 5. Развивать познавательные способности детей. 6. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов. 7. Обогащать словарный запас, упражнять в словообразовании. • Подобрать педагогическую и детскую литературу, репродукции картин: " На пашне" с картины М. К. Клодт, " Сеятель" с картины Г. Г. Мясоедова, " Рожь" с картины И. И. Шишкина, " Жатва" с картины ГГ. Мясоедова, картинки по теме «Хлеб», дидактические игры. • Оформить «Музей хлеба»( колоски пшеницы, ржи, овса, зерна данных злаков, мука, крупы) . • Разработка пособий с использованием ИКТ по теме «История хлеба». • Чтение сказок «Колосок», «Легкий хлеб», « Лисичкин хлеб», «Откуда хлеб пришёл? », «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где родится каравай». • Обсуждение пословиц и поговорок о хлебе. • просмотр мультфильмов «Пирожок», «Про девочку, которая наступила на хлеб», «Чудо- мельница», « Круть и В ерть», «Колобок», «Пряник». • Разучивание стихотворений о хлебе; «Рожь поспевает»; С. Жупанин »; «День рождения каравая»; «Как мама хлеб берегла». • Д/ и «Дополни картинку»( цепочка: вода- мука- яйцо- соль- сахар- дрожжи- ) . « Каждый день с хлебом»; «Колобки». • Хороводная игра «Каравай»; «Праздник урожая». • Экскурсия в хлебный отдел магазина «Дружба»; в пекарню; в библиотеку. • Оформить альбом «Как хлеб на стол пришел»; «Наши помощники»- фотовыставка. 2. Основной этап: Наша работа над проектом была построена в тесном взаимодействии с родителями и детьми. После обсуждения плана работы проекта родители с тали нашими активными помощниками и участниками в реализации поставленных задач. Для реализации задач данного проекта за основу взята модель: воспитатель- дети- родители. Наш прое кт стр оился на основе: интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций игр. Свою работу мы построили по следующей системе: • Провести экскурсии. • Провести комплексные и обобщающие занятия, беседы расширяющие представления детей о хлебе, о том как выращивают хлеб. • Экспериментально- исследовательская деятельность детей. • Праздник «Хлеб да каша- пища наша! ». 1. Занятия познавательного цикла: - «Хлеб- всему голова» №1, №2; - «Откуда к нам хлеб пришел? »№1, №2; - «Как рождается хлеб»; - «Как хлеб к нам на стол попал? »№1, №2; 2. Беседы: - «Когда и где родился хлеб» Цель: дать детям элементарные представления о появлении хлеба на земле в виде зерновой каши и лепешки. - «Виды хлеба у разных народов»( «Национальные сорта хлебобулочных изделий») ; - «Хлеб- всему голова»( формировать понимание жизненных ценностей человеческого существования) . 3. Экскурсии: Экскурсия в магазин в хлебобулочный отдел. Цель: познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий, расширить представления о труде продавца, кассира, грузчика; развивать диалогическую речь, умение делать покупки; воспитывать уважение к труду людей, уточнить правила поведения в общественных местах и умение применять их на практике. 4. Использование ИКТ: Презентации по теме «История хлеба»( «Хлебобулочные изделия КАФЕ «САМОВАР»; «Каравай, каравай, какой хочешь- выбирай! », «Хлеба к обеду в меру бери». ) 5. Занятия по изодеятельности: 1. Занятия по лепке «Хлебобулочные изделия»( тестопластика) ; 2. Аппликация «Колосок»; 3. Ручной труд «Пшеничное поле»( мини- панно из зерен пшеницы, овса и ржи на картонной основе, обмазанной пластилином) . 6. Чтение, заучивание наизусть: - Я. Тайц «Все здесь»; - Н. Нуждина из энциклопедии для малышей Чудо- всюду мир растений и животных «Пшеница», «Рожь»; - Чтение стихотворения С. Погореловского «Урожай», рассказов А. Майкова «Ночь на жниве» и( или) «Сенокос»; С. Погореловский «Слава хлебу на столе»; Я. Аким «Хлеб ржаной. » Совместная деятельность детей и родителей 1. Изготовление книжек- малышек «Я пеку, пеку, пеку… »; 2. «Национальные сорта хлебобулочных изделий», «Интересные факты о хлебе»( поиск информации о хлебе в Интернете) . 3. Праздник «Хлеб да каша- пища наша! ». Исследовательская деятельность Опыт по выращиванию зерен злаков в разных условиях( почве, песке, камнях) . Цель: расширять представления детей о развитии растений в разных условиях, упражнять в умении вести наблюдения и отмечать результаты. Дидактические игры • Игра «Третий лишний». Найти отгадку на картинках и убрать «лишний» предмет, объяснить, почему он «лишний». • Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или чёрный. • Игра «Что сначала, что потом? ». Дети рассматривают сюжетные картины из серии «Откуда хлеб пришел? », размещают их в логической последовательности. • Игра «Дополни картинку»( цепочка: вода- мука- яйцо- соль- сахар- дрожж и- ) . «Каждый день с хлебом»; «Колобки»; • Игра «Кто назовёт больше блюд? ». Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука. • Игра «Назовите пословицы и поговорки о земле, хлебе». Дети поочерёдно вспоминают знакомые пословицы и поговорки. • Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными. • Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб( хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб) 3. Заключительный этап: Оформление выставки детских работ. Обсуждение результатов проекта; Проведение занятие – развлечение( викторина) ; Создание в группе игрового уголка «Пекарня». 4. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции: Дети в недостаточной степени имеют представление о хлебе, о том из чего его производят. Не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предмет, так как у детей крайне бедный словарный запас. Участие детей в проекте «Путь хлеба к столу» позволит максимально обогатить знания и представления о хлебе и злаковых культурах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность. Критерии оценки успешности проекта: Знать и называть виды хлеба и злаковых культур. Узнавать по внешнему виду колосья, находить сходства и различия по нескольким признакам. Составлять рассказ о хлебе с использованием опорной схемы. Дать представление о работе хлеборобов и пекаря. Уметь готовить соленое тесто и лепить из него хлебобулочные изделия. 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Активное участие принимали родители в проекте" Хлеб всему голова" : были проведены встреч и с мамами, папами, профессии которых связанны с выращиванием и уборкой урожая хлеба, изготовлением и продажей хлеба. Была оформлена выставка творческих работ «Хлеб – всему голова», в которую вошли поделки, рисунки, сказки собственного сочинения, а так же выпечка хлебобулочных изделий. Подытожил проект досуг «У народа есть слова – хлеб всей жизни голова». Т аким образом, работа над проектом помогла сформировать знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле. Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ. Каждый раз, садясь за стол, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и будут бережно к нему относиться. Есть на свете золотые слова" Хлеб- в сему голова"

Оставить комментарий: