a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

В какие игры можно играть с детьми, чтобы ребенок говорил правильно

Автор: Шестопалова Анна Сергеевна Опубликовано: 2018-12-17 09:52:22

Документы для скачивания

Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика  - это совокупность специальных упражнений, направленных на  укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. «Весело играем – свою речь развиваем…» Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные « лепетные » слова, они сами повторяют смешные детские словечки. Время идет, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет. Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте. Что больше всего любит делать ваш малыш? Конечно же, играть. Существует множество игр, которые непосредственно влияют на развитие речи ребенка. Вот некоторые из них… Игры с пальчиками Такие игры известны с давних времен.   В любой русской семье мама или няня сажала малыша на колени, брала его ручку в свою и, загибая пальчики, приговаривала: Сорока- белобока дрова собирала, Печку топила, кашу варила, Деток кормила. Этому дала, этому дала, этому дала. . . А этому не дала: Он дрова не колол, Печку не топил, Кашу не варил. . . Народ сочинил множество подобных коротких приговорок, многие из которых и сейчас используются в работе с младшими дошкольниками. Существует немало сборников текстов для пальчиковых игр. Лепка Почти любая ручная работа в итоге приводит к тренировке мускулатуры и координации движений рук, а значит, косвенно готовит ребенка к письму. Мы много раз убеждались: как бы взрослые ни старались объяснить или даже показать малышу, как правильно вылепить из глины или пластилина какую- нибудь фигурку, без их помощи он почти никогда не справляется с заданием. Лучшее, что он создает, это шарик или колбаска. Но и данная работа совсем не бесполезна. На глиняный шарик можно надавить пальчиком, который потом будет участвовать в письме, а колбаску сделать тоненькой, раскатывая сразу двумя важными для письма пальцами. Так что лепка — дело весьма полезное. А чтобы она имела еще и «хозяйственный» эффект, можно предложить детям лепить посуду. Кто знает, может быть, рука древнего человека развивалась именно благодаря необходимости лепить глиняные сосуды — амфоры, чаши, вазы, плошки, кувшины. ( Заметьте, сколько новых слов появляется в лексиконе малыша! ) Глиняный шарик надо разминать пальцами, продавливать в нем ямку, делать тонкими «стенки», чтобы получилась настоящая чашка или кастрюлька. Вся эта замечательная работа косвенным образом служит самому главному, к чему без карандаша и бумаги готовится рука ребенка, — умению писать. Штриховки Также для развития мелкой моторики можно использовать различные штриховки как предметных, так и сюжетных картинок. Очень действенным будет метод обведения картинок по контуру, дорисовывание предметов. Рисунки на песке Рисунки на песке являются наиболее интересным занятием для детей. Они могут рисовать на песке любые сюжеты, чертить геометрические фигуры, писать буквы и цифры. Су- джок терапия Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками и, проговаривая речевой материал, дети массируют мышцы рук и активизируют речевые центры в коре головного мозга. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Игры на кухне «Кто больше назовет слов».   Устройте с ребенком своеобразное соревнование: кто больше назовет слов, вынутых, например, из борща( свёкла, морковь, картофель, лук …) , из кухонного шкафа( кастрюля, дуршлаг, сковорода…) . Придумайте приз, заслужить который ваш малыш точно захочет. Но не перестарайтесь! Помните, что ваша цель в игре – не победить, а обучить. «Угощение».   Вспомните любимые сладкие лакомства и угостите друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, затем вы ему( конфета, мороженое, пироженое …) . Можно поиграть в кислые, соленые, горькие слова. «Соковыжималка».   Приготовим из яблок сок. Как он будет называться? ( яблочный) . Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего? «Один и много».   Взрослый называет один предмет – а ребенок много. Например: чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол- столы; стул – стулья. «Кто больше знает». Игра- соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет. Например, «Стакан. Кто больше придумает, как и для чего его можно использовать? ». Возможные ответы: пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши…. Игры в ванной «Водопой».   Взрослый расставляет в ванне пустые колбочки разного размера, надевает шланг на кран и включает воду. Ребенок наполняет емкости водой из шланга. Для того чтобы ему было интересно, можно сказать, что в ванной находятся не просто мисочки, а поилки для разных животных и птиц, у маленьких зверюшек( мышки, хомячка, зайчика) — маленькие, а у больших( слона, медведя, носорога) — большие. « Букволов ».   Необходимые атрибуты – магнитные буквы, удочка с магнитом, но можно просто использовать руки. Участники по очереди вылавливают букву из воды, называют звук, который она обозначает. Если звук оказался гласным – пропевают его: А- А- А. . . , придумывают слово, которое начинается на этот звук. Если звук согласный – произносят чистоговорку с ним. Например, ла- ла- ла – колокола, или посложнее ла- ла- ла – острая игла, или ла- ла- ла – Маша воду разлила. Игры по дороге из детского сада( в детский сад) « Кто самый внимательный? ».  «Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. А вот кошка – она пушистая». Можете называть слова по очереди. «Желтый, красный, голубой».  Попросите ребенка называть предметы определенного цвета. Например, только красные предметы, которые вас окружают. Когда ребенок будет называть и показывать вам их, переходите к изучению других цветов. Так же можно отработать восприятие размера. « Перепутаница ».  Жили- были слова. Они веселились, играли, танцевали и  не заметили, что в них что- то перепуталось. Помоги словам вернуть свой прежний вид:   кашок  ( кошка) , даво  ( вода) , ватра  ( трава) . Игры в свободную минутку «Чудесный мешочек».  Для игры необходимы: полотняный мешочек и небольшие игрушки. В начале игры ребенок правильно  называет каждый предмет. Затем все игрушки складываются в мешочек и перемешиваются. Ребенку предлагается на ощупь угадать игрушку; назвать ее( Зайчик) ; составить с этим словом словосочетание( Зайчик( какой? ) белый, пушистый. . . ) или предложение( Длинноухий зайчик прыгает на лесной полянке) . «Лягушка».  Выделение звука из ряда других звуков. Например, звук[ А] . Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь[ А] , На другие звуки опускаешь низко руки. Взрослый называет звуки( а, у, а, и, э…) , а ребенок подпрыгивает, когда услышит заданный звук. Точно так же игра проводится и на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки. « Назови три предмета» «Я назову одно слово,   например, мебель, а ты назовёшь три слова, которые можно назвать одним словом «мебель»( стол, стул, кровать) . В этой игре ребенок учится относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, взрослый называет: «Малина, клубника, смородина», а ребенок отвечает: «Ягоды». Примеры обобщающих слов: цветы, ягоды, деревья, головные уборы, одежда, обувь, электроприборы и т. д. Игры для детей в дороге «Поиграем в слова! ». Это популярная и полезная игра. Все называют слова по- очереди. Надо назвать слово на букву, на которую закончилось слово второго игрока. Это аналог игры “в города».  Потом игру можно усложнять, называть только животных, или только еду и т. п. «Носорог». Носорог должен всё делать на одну букву алфавита. Например, сегодня буква “Н”: носорог носит носки, наливает напиток, ныряет с нутрией и т. п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву, тем лучше. «Скажи наоборот».   Взрослый называет слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по смыслу –а нтоним( добро- зло, темно- светло, мягкий- твердый и т. п. ) . «Скажи по- другому ».   Вспомни и назови слова, похожие по смыслу на то слово, которое названо. Взрослый предлагает, например, слово «большой». Ребенок называет слова- синонимы: огромный, крупный, громадный, гигантский( «красивый»- пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный; «мокрый»- сырой, влажный и т. д. ) . «А это, каким бывает? » По очереди подбираются  определения к слову, кто больше не сможет придумать – проиграл( например, кошка бывает пушистая, голодная, спящая и т. п. ) . «А что бывает? » Игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение( например, красивым может быть цветок, девушка, рисунок и т. д. ) «Что можно сделать? »  – по очереди называем предметы( из дерева – стол, стул, полка и т. д. . ) . Кто больше не может ничего назвать – проиграл. «Из чего сделан этот предмет? »  – обратная предыдущей игра. Взрослый называет вещь, а ребенок говорит, из чего она сделана( стол – из дерева, дом – из камня, книга – из бумаги и т. п. ) . ВАЖНО! ! ! Родители  должны СОБЛЮДАТЬ РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ ДОМА, формируя навыки самоконтроля поставленных звуков речи у детей. Так как своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Зачастую самым трудным и длительным является этап автоматизации поставленного звука. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и  родителей.

Оставить комментарий: