a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«СОВРЕМЕННЫЕ ИГРУШКИ. ЗА И ПРОТИВ»

Автор: Бикинеева Любовь Владимировна Опубликовано: 2018-12-25 11:47:16

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

 

«СОВРЕМЕННЫЕ ИГРУШКИ. ЗА И ПРОТИВ»

 

   Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть вас у нас в гостях.

В каждом доме у детей есть игрушки, и дети с удовольствием в них играют, но, тем не менее, чтобы научить вас правильно подбирать игрушки для своих детей, мы пригласили вас на родительское.

    В жизни ребенка-дошкольника ведущим видом деятельности является игра.  Игра детей неот­делима от игрушек.

Что же такое игрушка?

     Игрушка — это специально изготовленный предмет, предназначенный  для  игр, она помогает ребенку осуществить свой замы­сел, приближает игру к действительности.

   В жизни ребенка игрушка имеет большое значение.

   Игрушка является спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, служит цели всестороннего развития ребенка и способствует:

   -физическому воспитанию детей.  Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч, серсо и т.д.) побуждают ребят бегать, прыгать, метать и т.д., т.е., удовлетворяют потребности в двигательной активности, развивают определенные группы мышц, координацию движений, сноровку, выдержку и т.д.

  -Также игрушка способствует умственному воспитанию детей. Для маленького ребенка они являются своеобразным окном в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность, активность, дети учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, экспериментировать.

   -Хорошо оформленная, яркая, нарядная  игрушка формирует эстетические переживания, прививает художественный вкус, т.е. способствует эстетическому воспитанию ребенка.

   -Кроме того, игрушка влияет на нравственное воспитание ребенка. У детей формируется заботливое отношение к людям, чувство ответственности, дружбы, доброты, переживания и т.д.

    -Игрушка знакомят детей с разнообразными профессиями взрослых, с орудиями их труда,  ориентируют их на будущую профессию, воспитывают чувство коллективизма, ответственности, таким образом, решая задачу трудового воспитания.

   Правильно подобранные для игры  игрушки способствуют всестороннему развитию личности ребенка и остаются в памяти на долгие годы.

  Самостоятельная игра ребенка - дошкольника во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду. Пра­вильный подбор игрушек — серьезное дело.

   Какие же виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре и жить радостной жизнью?

 (Рассказ  сопровождается  демонстрацией  са­мих игрушек).

*Это сюжетные, или образные, игрушки — куклы и фигур­ки, изображающие людей и животных; мебель, посуда, предметы домашнего обихода; сказочные персонажи; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки).

 Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

  Среди сюжетных игрушек  центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Дети ее кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ней на прогулку.

 *Следующий вид игрушек — технические игрушки. Они вводят ребенка в мир техники:

-знакомят со средствами передвижения (самолеты, машины, поезда…);

-знакомят с техникой, которую используют в труде взрослые (трактор, комбайн, экскаватор…);

-знакомят со средствами связи и информации (радио, телефон, кинокамера). Очень часто технические игрушки бывают электронные, заводные, инерционные.

    К техническим игрушкам также относятся конструкторы (металлический, «Лего»).  Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструк­торы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

*Игровые строительные материалы, как следующий вид игрушек, включают в себя наборы мелкого строительного материала, для работы за столом и крупный строительный материал для конструирования построек на полу.

    Игровые строительные материалы  способствуют развитию конструктивных умений и навыков, творческого воображения, мышления, мелкой и крупной моторики.

*Особое место принадлежит дидактическим игрушкам, с помощью которых детей знакомят с цветом, формой, вели­чиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, грибочки, пирамидки, мозаики, пазлы, настольно - печатные игры…. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрешку).  Эти иг­рушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики, мышления.

*Кроме этого, есть игрушки-забавы — смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу, клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице. В основе их ле­жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, вос­питать чувство юмора. Они помогают установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

*Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Это игрушки, предназначенные для украшения елки или элементы костюма (хвост, клюв, ушки), напоминающие чем-то тот или иной персонаж.

*Особый вид — спортивно-моторные игрушки (самокат, серсо, кегли, волчок). Эти игрушки способству­ют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

*Театральные игрушки – это куклы - театральные персонажи, куклы – марионетки, куклы бибабо (игрушка-перчат­ка, которую надевают на руку так, чтобы один палец держал ее головку, а два других — руки), Петрушка, различные виды театров; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театральные игрушки служат целям эстетиче­ского воспитания, развития речи, воображения.

Театральные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

 *Музыкальные игрушки — погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб­ражающие пианино, балалайки, металлофон и др. музыкальные инстру­менты. Они предназначены для развития музыкального слуха.

*Игрушки - самоделки  изготавливаются самими детьми, взрослыми. Например: для театральной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры – «продукты» и т.д. В основе изготовления игрушек лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится работать с различными материалами, развивается воображение, творчество, эстетический вкус.

    При подборе игрушек необходимо учитывать определенные требования.

    Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства и быть:

-гуманистичной, т.е. игрушка должна воспитывать положительное отношение к людям;

-не  агрессивна и не должна вызывать жестокость;

-игрушки должны быть безопасны для жизни и здоровья ребенка (игрушки с дефектами, сломанные, плохо укрепленные мелкие детали и т.д.) и отвечать ряду гигиенических требований (качественные полимерные материалы, красители, лаки, не токсичные и т.д.);

-игрушка, должна быть художественно оформлена, привлекательна и, вызывать у ребенка эмоциональный отклик. Исследователями установлено, что мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

-игрушка должна быть динамичной, содействовать развитию ребенка, и предназначена для игр, а не для коллекции. Если вы коллекционируете игрушки, то необходимо объяснить ребенку целесообразность коллекционирования.

Подбор игрушек зависит от возраста детей.

    К 4-5 годам особое значение для детей приобретают пред­меты, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с крас­ным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изго­товить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям по­старше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они мо­гут найти его заменитель или довольствоваться деталями ко­стюмов, биноклем, шапочками и т. д.

Вопрос к родителям:

  • На что вы опираетесь в подборе игрушки?

    Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотре­нию, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности иг­рушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро­сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие­ся игрушки однородны — это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери­те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Напри­мер, создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия.  Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован­ность и ответственность в дальнейшем.

    Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но­вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситу­ации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

  Выступление педагога – психолога: «Игрушка для ребенка друг и учитель»; организация и проведение игры «Магазин игрушек».

Вывод: чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей иг­рать, использовать предметы-заместители, воображаемые пред­меты.

 

Оставить комментарий: