a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей"

Автор: Соколова Наталья Викторовна Опубликовано: 2018-12-25 12:01:45

Документы для скачивания

Соколова Н. В. – воспитатель Карабаева Т. Н. - воспитатель СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ №1 им. И. М. Кузнецова с. Большая Черниговка Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образов а тельных областей. Цель: формирование экологически воспитанной личности. Задачи: Формировать у детей дошкольного возраста экологическое сознание, целостное пре д ставление о природном и социальном окружении как среды жизни человека. Развивать навыки экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, грамотного взаимодействия с ними. Воспитывать у детей ответственного отношения к окружающей среде, гуманное уваж е ния к объектам природы и формирование основ здорового образа жизни. Совершенствовать воспитательно- образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольн и ков. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста, так как дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. Всестороннее ра з витие и воспитание дошкольников осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цв е ты, бабочки, жуки, звери. Разнообразный мир растени й и животных пробуждает у ребят ж и вой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности, развивается эмоц и онально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с пр и родой, в осознании неразрывности с ней. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение и чу в ство сострадания к живой природе. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Поэтому необходимо развивать у детей экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, во с питывать бережное отношение и сопереживание к ней. Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. С у хомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что- то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и зак а лял волю. Восп итатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и эк о логического воспита ния, поэтому я поставила перед собой цель: формирование экологически воспитанной личности. Работу над экологическим воспитанием де тей осуществляю че рез различные формы раб о ты, такие как Наглядно- практические( непосредственно – образовательная деятельность, наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации) Игровые( подвижные игры, дидактические игры, словесные игры) . Т руд в природе( индивидуальные поручения, коллективный труд) . Воспитательно- образовательную работу веду в системе на протя жении всего учебного года, применяя интеграцию образовательных областей. Осуществляя экологическое воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» рассказываю детям о планете Земл я, о том, что только на ней живут растения, животные и че ловек, о свойствах воды, воздуха, почвы. Знакомлю детей с многообразием комнатных раст е ний и тех, что растут на территории детского сада. Дети узнают, что раст е ния обогащают воз дух кислородом, необ ходимый для здо ровья; в лесу ра с тут грибы, ягоды, орехи, ле карственные травы. Через познавательную литературу знакомлю с дикими животными, с их приспособлениями к сезонным усло виям жизни. Наиболее значимы м методом экологического воспитания, является наблюд е ние, поэтому н а прогулке с ребятами наблюдаем за ветром, дождем, снегоп а дом, солнцем, птицами, насекомыми. Р ассматриваем деревья, кустарни ки, тр а вянистые растения. Это воспитывает положительные качества, способствует развитию внимания, наблюдательности, памяти и мышления. В группе имеется календарь природы, где ребята отмечают погоду. И граем в подвижные игры( «Коршун и наседка», Перелет птиц», Лиса в куря т нике») , дидактические( «Так бывает или нет», «Узнай по описанию», «Воздух, земля, вода», «Что ли ш нее», «Да или нет», «Четвертый лишний») . Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие» Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно до школьников. Позн а вая окружа ющий мир, у детей формируются знания, развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматически й строй и связная речь. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью. При проведении непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию сначала рассматриваем картины, например, «Лиса с лисятами», «Кошка с котятами»( дописать наз. картин) , затем с ребятами составляем по ним рассказы. Э то развивает связ ную речь, дети упражняются в построении предложений и правильном использовании грам матиче ских форм, учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать ответы других ребят. Большое значение для раз вития мышления, объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в природе. Отвечая на вопро сы «зачем? », «поч е му? », помогаю устанавли вать причинно- следственные свя зи, выстраивать логич е скую последо вательность природных явлений и собы тий. Например, наблюдая на прогулке за пти цами на кормуш ке, задаю вопросы: «Кто прилетел на кормушку? З а чем прилетели птицы? Почему их надо подкармливать зи мой? Почему птицы могут летать? Зачем им крылья? Зачем хвост? Отвечая на та кие вопросы, дошкольники отыскивают причины, строят предположения, устанав ливают взаимозависимость я в лений. Подбирая дидактические игр ы и упражнения на тему экологии, помогаю детям развивать все ком поненты речи, обогащать их словарный запас. Например, игра «Бабочка» формирует у детей направление струи воздуха, обогащает знания о бабочках, закрепляет в речи глаголы( летает, перелетает, садится) , игра «Какое время года»- восприятие художественной литерату ры. И гра «Угадай- ка» развивает умение отгадывать загадки, соотносить словесный обра з с изображением ка картинке, «Послушай звук» развивает у детей фонематический слух. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное испол ь зование в различных формах работы, поэтому мною в  книжном уголке подобраны художественные произведения, сказки, энциклопедии по экологическому воспитанию( А. Пушкин, Ф. Тютчев, К. Ушинский, В. Бианки, Н. Сладков) .   Мы в месте с детьми читаем книги, рассматриваем иллюстрации, беседуем, обсуждаем прочитанное, отг а дываем загадки. Используя художественную литературу, помогаю детям почувств о вать пре лесть и неповторимость природы, значение её в жизни челове ка, формирую умение сравнивать, видеть, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтиче ских строках, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувства. Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» Система экологического воспитания хо рошо согласуется с образовательной областью «Социально- коммуникативное раз витие». Сажая с детьми «Огород на окне», вместе в ыращи ваем расте ния, ухаживаем за ними. Такая форма работы помогает д ошкол ь никам усваивать моральные и нравственные ценности( цен ность жизни, необход и мость осторожно го, бережного обращения с любыми живы ми су ществами) , узнавать правила поведения в природе, позна вать труд, направленный на поддержание условий жизни расте ний и жи вотных. Дети с удовольствием оказывают помощь на участке, где мы сажаем цветы, овощи. Это способствует развитию эмоциональной отзывчив о сти, волевой са морегуляции, готовности к совместной дея тельности и коммуникации. Для закрепления в сознании норм и правил поведения в природе, проигрываем и о б суждаем ситуации, например: Дети принесли в живой уголок маленького и бесп о мощного птенчика. Человек постоянно находится во вза имодействии с окружающей средой. Чтобы сформировать у детей бережное отношение к природе и ее обитателям, мне помогаю т в этом игры экологической направленности: Игра «Аукцион»( уточнение правил поведения на природе) . Игра «Узнай и назови»( закрепление знаний о растениях и месте их произрастания) . Игра «Земля, вода, огонь, воздух»( закрепление знаний об обитателях суши и воды; уточнение правил безопасного поведения в природе) . Игра «Береги природу»( воспитание бережного отношения к природе) . Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Образовательная область «Художественно- эстетическое разви тие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружаю щем мире воз никает в том слу чае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в пр о изведениях искусства. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства детей, помогает ребёнку в создан ии образов в процессе рисования( И. Токмакова «Ветрено, ветрено», «Голуби») Наблю дения за красивыми явления ми, объектами природы, побуждает детей к х у дожественно- творческой деят ельности( рисованию, лепке) , в которой они осмысле н но отражают свои переживания красоты. Экологическое воспитание своих детей совершенствую также через п рослуши вание музы ки( П. И. Чайковский «Времена года», М. И. Глинка «Жаворонок») , разучив а ние пес ен( «Урожайная», Здравствуй, осень золотая», «Капельки») , рассматри вание карти н( А. Саврасов «Грачи прилетели, И. Левитан «Золотая осень») , проведение ра з влечений( «Здравствуй, Осень! », «В гости к птицам», «Спасем лес») . Таким образом, художественно- эстети ческое развитие имеет глубинную связь с экологич е ским воспитанием, обеспечивает взаимно е  обогащенное развитие личности ребенка. Чтобы помочь дошкольникам понять взаимоотношение человека с природой, воспит ать с о чувствие к живому и готовность сохранить его, дать реальные представления о природе, мы с ребятами создали анимационный мультфильм по экологической сказке «Бабушка Федора и Герань», подготовили выступление экологической агитбригады «Юные эк о логи», с целью формирования экологического мировоззрения и привлече ния внимания к проблемам окружающей среды. Активное участие в экологическом воспитании детей принимают родители дошкольнико в: участвуют в творческих конкурсах «Осенний микс », «Дары осени», «День Земли», развлеч е ниях, акциях. Эта совместная работа сближает родителей и детей, дает им ощущение, что они делают что – то важное и полезное, потому что родители являются главным примером для подражания в жизни ребенка. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного о б щения с ней, поэтому задача воспитателей и родителей – подвести детей к пони манию того, что все мы вместе, каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, каждый может сохр а нять и приумножать ее красоту. Итогом проделанной мною данной работы можно назвать следующие результаты: созданы условия для развития экологического воспитания дошкольников; у детей сформировано экологическое сознание, целостное представление о природном и социальном окружении; развиты навыки экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, грамотного взаимодействия с ними. у детей воспитано ответственное отношения к окружающей среде, гуманное уважения к объектам природы и формирование основ здорового образа жизни. Надеюсь, проделанная мною работа в этом направлении способствует экологическому развитию каждого ребёнка. Дети усвоили экологические знания, нормы и правила вза и модействия с природой, стали бережно относиться и сопереживать ей. Источники информации В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Практическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2008 г. С. Н. Николаева. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог». М: «Мозаика – Синтез, 2010 г. О. С. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. М: «Мозаика – Синтез », 2016 г. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6- 7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г. Г. В. Морозова. Ознакомление с окружающим миром. М: «Издательство Гном», 2014 г. Сайт MAAAM. RU

Оставить комментарий: