a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей: « Гендерное воспитание»

Автор: Смородкина Нина Евгеньевна Опубликовано: 2019-01-23 19:54:10

Документы для скачивания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Ржевского района Тверской области Консультация для родителей: « Гендерное воспитание» Воспитатель: первой категории Н. Е. Смородкина Ржевский район Гендерное воспитание: что это? Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.   Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу. Гендерное воспитание направлено на: освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе, освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом, овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера. Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки- матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов. Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью. Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким. Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом. Гендерные различия детей дошкольного возраста Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально- психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов: Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно- логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно- эмоциональная сфера. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2- 3 месяца раньше мальчиков, на 4- 6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко. Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста. Семья – основа гендерного воспитания Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте: Двух- трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску. В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину. Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности. Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом. Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью. Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят. Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения. Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви. Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского. Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства. Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею. Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели. У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом,   танцы. А также спортивные кружки для девочек:   балет,   спортивная акробатика. Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами. Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви. В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт( футболу, хоккею,   карате) , мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера. Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений. Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности. Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива. Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями. Важно прививать мальчику навыки самообслуживания. Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы,   рисование,   легкие фокусы,   научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно- ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол. Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

Оставить комментарий: