a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия «Край мой Смоленский»

Автор: Васькина Людмила Александровна Опубликовано: 2019-01-23 23:23:14

Документы для скачивания

Региональный конкурс Методических разработок педагогов дошкольных образовательных организаций «Край мой Смоленский» Конспект совместной деятельности взрослых и детей Васькиной Людмилы Александровны воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко» Кардымовского района, п. Кардымово История возникновения города Смоленска и его главные культурные символы 2016 год ЗАЯВКА на участие в региональном конкурсе методических разработок педагогов дошкольных образовательных организаций «Край мой Смоленский» Ф. И. О. участника( ов) конкурса Васькина Людмила Александровна Должность воспитатель Полное наименование образовательной организации в котором работает( ют) участник( и) конкурса МБДОУ детский сад «Солнышко» Адрес образовательной организации и рабочий телефон( с указанием кода) Кардымовский район, п. Кардымово, ул. Гагарина, д. 4 Тел. : ( 167) 4- 14- 02 Сот. Телефон участника( ов) e- mail участника( ов) 8- 920- 337- 68- 67 Название номинации Конспект совместной деятельности взрослых и детей Перечень представленных на конкурс материалов( в т. ч. приложений) Пакет документов Согласны ли вы на размещение ваших материалов на сайте ГАУ ДПО СОИРО? Да Дата Подпись Пояснительная записка Актуальность методической разработки. Настоящего человека не может быть без любви к родному краю. Зачастую у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о родном городе. Дети знают о других городах мира больше, тогда как представления краеведческого характера у них отсутствуют. При создании методической разработки мы исходили из суждений древних мыслителей о том, что «только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности» и высказывании философов о невозможности любви к родному краю без знания его истории, из выводов психологов, указывающих на то, что на основе впечатлений от ближайшего окружения идёт накопление ребёнком социального опыта жизни о том уголке страны, где живёт ребенок, где зарождается любовь к малой Родине, а в перспективе- перерастание патриотических чувств в любовь к Отечеству, социальной адаптации, активному взаимодействию с окружающим миром и взрослыми. А на выходе во взрослую жизнь – формирование активной гражданской позиции, без которой невозможно будущее нашей страны. Цель методической разработки: формирование патриотический чувств детей на основе знаний истории возникновения города и его главных культурных символов. Задачи: - углублять представления детей о родном городе; - подводить к пониманию того, что родной город связан с историей Отечества; - развивать умение выражать своё отношение в высказываниях и деятельности; - воспитывать любовь к малой Родине. Целевая аудитория – дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, родители, педагоги. Основные принципы: - принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей; - принцип доступности; - принцип процессуальности; - принцип взаимосвязи с семьёй; - принцип соблюдения прав человека и гражданина в историческом пространстве. Подходы: - системный- деятельностный- личностно- ориентированный- интегрированный- гендерный. Планируемые результаты: - бережное отношение к родному городу, его истории- воспитание гордости за свой край – малую Родину- формирование бережного и ответственного отношения к ближайшим историческим местам- формирование устойчивого познавательного интереса к изучению истории и культуры города. Предварительная работа: чтение литературы по теме, ознакомление с гербом города, заучивание стихотворений, продуктивная деятельность детей. Оборудование: фотоматериалы о городе: фотографии Смоленской крепостной стены, Свято- Успенского кафедрального собора, герба г. Смоленска, фотоснимок гравюры Келлера( 1610г. ) с видом Смоленска, фотоснимки с видами пейзажей берегов реки Днепр, портреты Ф. Коня, Б. Годунова; аудиозаписи колокольного звона, музыки Е. Теличеевой к песне «Слава», музыки к песне «Наш край» Д. Кабалевского; макет города, окруженного крепостной стеной, 2 набора разрезных картинок с изображением крепостной стены, цветные карандаши и бумага для рисования. Ход совместной деятельности детей и взрос л ых. ( Дети входят в зал под музыку песни «Наш край» Д. Кабалевского. На стенах фотографии Смоленской крепостной стены, Свято- Успенского кафедрального собора, герба города Смоленска, фотоснимок гравюры Келлера( 1610г. ) с видом Смоленска, фотоснимки с видами пейзажей берегов реки Днепр, портреты Ф. Коня, Б. Годунова) Воспитатель: - Ребята, мы с вами отправляемся в историческое путешествие на машине времени в прошлое нашего города. ( с тавятся стулья полукругом) - Дети, а как называется город, в котором мы живём? Дети: Смоленск. Воспитатель: В нашу машину времени можно сесть лишь тогда, когда мы расскажем о главном символе нашего города – гербе. ( в оспитатель демонстрирует герб г. Смоленска) . Воспитатель: Расскажите, что он означает? Какая птица и почему здесь изображена? Зачем пушка на гербе? ( дети отвечают) . Воспитатель: Занимайте места в машине времени, наше путешествие начинается. ( Демонстрация фотоснимка гравюры Келлера) . Воспитатель: Смоленск – один из древних городов нашей Родины. Смоленск – это город, который является свидетелем всех испытаний, выпавших на долю российского государства. Сегодня наш Смоленск – один из красивейших городов России. - А как вы считаете, всегда ли он был таким? ( Дать возможность высказаться всем желающим детям) . Воспитатель: История нашего города своими корнями уходит в глубину веков. Первое упоминание о Смоленске в Устюжском летописном своде относится к 863 году, где сказано, что воеводы новгородского князя Рюрика, Аскольд и Дир, идя в поход на Константиноп о ль, не осмелились напасть на стоявшем пути Смоленск «зане град велик и мног людьми». Существует несколько легенд об основании города. По одной из них, основателем Смоленска был некий предводитель Смолич. Он населил город и назвал его своим именем. Другие легенды связывают название города с названием речки Смолки. Третьи – с неиссякаемым источником смолы, которой были богаты окружающие сосновые леса. Эти места очень понравились людям. ( п оказ фотографий с видами пейзажей береги реки Днепр) - Как вы думаете, почему? ( Ответы детей) Воспитатель: Вот так и возник наш город. Пограничное положение Смоленска на протяжении очень многих лет определило его сложную судьбу. Инозе м ные захватчики не раз пытались его отвоевать и сделать своим. Поэтому русские правители уделяют большое внимание его укреплению. Царь Борис Годунов( демонстрация портрета решает превратить Смоленск в неприступную крепость) . В Смоленск «со всея русские земли» были присланы мастера возводить крепостную стену. Её строительство продолжалось 7 лет. Смоленская крепостная стена – выдающееся оборонительное сооружение. Это творение зодчего Федора Коня( демонстрация портрета) . ( Детям предлагается рассмотреть макет города, окруженного крепостной стеной) . Воспитатель: - Ребята, часто можно услышать такое выражение: «Смоленск расположен на семи холмах». - Как вы думаете, почему город и опоясывающая его крепостная стена были построены на возвышенности? ( Дети высказывают свои предложения) . Воспитатель: Что ещё вы можете сказать о крепостной стене? ( Ответы детей) . Воспитатель: Крепостная стена сохранилась вплоть до наших дней. Она и сейчас восхищает нас своей красотой и величием( воспитатель демонстрирует фотографии крепостной стены и её башен) . Крепостная стена, наряду с гербом, тоже является культурным символом нашего города. - Ребята, представьте, что вы древние строители – зодчие. - Какую крепостную стену построили бы вы? ( дети делятся своими мыслями) . ( Затем проводится игра- эстафета «Кто быстрее соберёт крепостную стену? » Разделить детей на 2 команды – мальчиков и девочек. Командам нужно из разрезанных картинок составить изображение крепостной стены) . Далее звучит аудиозапись колокольного звона. Воспитатель показывает иллюстрации и с изображением Свят о- Успенского кафедрального собора и его внутреннего убранства. Воспитатель: Одним из древних, высоких строений города является Успенский собор Он стоит и поныне, как память далёких лет. До сих пор радует нас своей красотой и великолепием. Успенский собор – это главное место всех церковных праздников у нас на Смоленщине. Он тоже главный культурный символ нашего города. - Ребята, назовите архитектурные элементы, которые делают его красивым? Дети: ( купола, арки, высокие окна) . Воспитатель: Для строительства и украшения собора приглашали самых лучших мастеров. Представьте себя такими мастерами. - Какой бы вы построили собор? Придумайте и нарисуйте его э с кизы. ( Дети выполняют задание и рассказывают о своих э ск изах) . Воспитатель: Ребята, у меня есть интересное предложение: попробуйте дома вместе с родителями составить рассказ о нашем городе. А потом мы вместе создадим «Книгу летописи Смоленска». ( На машине времени под любую ритмичную музыку, возвращаемся с детьми в наше время) . Воспитатель: Дети, сегодня с вами путешествие в далёкое прошлое города Смоленска. Узнали о выдающихся культурных символах города – Смоленской крепостной стене и Успенском соборе. Славу нашему городу приносят не только его древние памятники, но и люди, неравнодушные к истории родного края. Хочется верить и надеяться, что где бы вы ни жили в дальнейшем, в каких бы ситуациях не оказались, вы, ребята, будете помнить и свято хранить память, уважение и гордость к частичке нашей большой России – славному и героическому Смоленску. И всегда гордиться те м, что мы – смоляне. Ведь недаром на гербе Смоленска изображена гордая и свободная птица – Феникс, которая вновь и вновь возрождается к жизни. А помогает нам в этом наш небесный покровитель – Меркурий Смоленский. Но об этом мы поговорим в следующий раз. ( В аудитории звучит музыка песни «Слава»- муз. Е. Теличеевой) . Ребёнок читает стихотворение В. Простакова: Всё холмы, да холмы, Словно шлемы солдат. Средь просторов страны Твои стены стоят. Город мой! Обласканный Ветрами и сказками – ласковый. Когда пургой над Русью Бушевали войны, гудел Смоленск Гудел в колокола. И поднимался грудью, Стеною крепостною На ратные бессмертные дела! ( После образовательной деятельности организуется выставка детских работ с эскизами собора) .

Оставить комментарий: