Консультация для педагогов «Основные подходы к профилактике нарушений осанки у дошкольников»
Что такое осанка? Осанка – это привычная, непринуждённая манера держать своё тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка лёгкой и упругой.
К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребёнка правильной осанки. Им кажется, что ребёнок ещё слишком мал. Вот сядет за парту – тогда и будем следить, чтобы не сутулился! Однако именно сейчас, когда кроха растёт, его позвоночник формируется и испытывает все возрастающие нагрузки. Возникновению дефектов осанки также способствуют: несоответствующая росту мебель, мягкая постель с высокой подушкой, ношение тяжестей, плоскостопие.
В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретёнными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых.
Одна из задач физического воспитания - формировать у детей правильную осанку и укреплять опорно - двигательный аппарат.
Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Так, упражнения для детей 3 – 4 лет носят игровой характер: имитируются движения птиц, животных, насекомых. Главное в них - вызвать интерес двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Великан» детям предлагается: «Вырастем большими! Потяните руки вверх!», а в упражнении «Колобок» дети, лежа на животе, выполняют перекаты в разные стороны.
Наблюдающаяся у детей неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спины и живота.
Упражнения в основных движениях с точки зрения формирования правильной осанки: во время ходьбы дети не должны опускать голову, необходимо двигаться с развёрнутыми плечами. В прыжках обращать внимание детей на мягкое приземление. Во время выполнения упражнений в лазании следить за тем, чтобы дети не смотрели вниз, держали туловище прямо, кисти рук ставили не уже, чем на ширину плеч. Упражнения в подлезании, перелезании, пролезании увеличивают подвижность позвоночника и укрепляют мышцы спины. При проведении упражнений в метании предметов необходимо обращать внимание детей на правильный замах и положение туловища. Это не только способствует развитию навыка метания, но и укрепляет мышцы плечевого пояса.
Методически правильно проводимые ходьба, бег, лазанье и другие виды движений вырабатывают у дошкольников привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы спины, плечевого пояса, живота.
Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений «Весёлая гимнастика для ёжиков», который широко применяется в моей работе и способствует укреплению опорно - двигательного аппарата детей.
При выполнении этих упражнений рекомендуется:
- голову не опускать, держать прямо;
- плечи должны быть развёрнуты;
- упражнения выполнять в среднем темпе, с небольшой амплитудой.
Комплекс упражнений с шипованным мячом
«Весёлая гимнастика для ёжиков»
- И.п. – о.с. спиной друг к другу, взявшись за руки, мяч между лопаток.
1 – руки в сторону, ногу в сторону на носок;
2 – и.п.;
3 – то же, в другую сторону;
4 – и.п. (6 раз).
- И.п. – ноги на ширине плеч, взявшись за руки, мяч между лопаток.
1 – наклон в сторону, руки в стороны;
2 – и.п.;
3 – то же, в другую сторону;
4 – и.п. (6 раз).
- И.п. – ноги на ширине ступни, спиной друг к другу, взявшись за руки, мяч между лопаток.
1 – полуприсед, руки в стороны;
2 – и.п. (6 раз).
- И.п. – о.с. спиной друг к другу, взявшись за руки, мяч между лопаток.
1 – поднять согнутую в колене ногу под углом 90 градусов, носок тянуть;
2 – и.п.;
3 – то же, другой ногой;
4 – и.п. (6 раз).
- И.п. – сидя на полу спиной друг к другу, вытянув ноги, мяч между лопаток, руки на бёдрах.
1 – наклон вперед;
2 – наклон назад (8 раз).
- И.п. – о.с. спиной друг к другу, взявшись за руки, мяч между лопаток.
1 – прыжок ноги врозь, руки в стороны;
2 – и.п. (10 раз).
Список использованной литературы:
- Дунаева Э.А. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста / Э.А. Дунаева // Инструктор по физкультуре. – 2011. – № 3. – С. 72 – 75.
- Ванявкина О.Н. Система работы по коррекции нарушений осанки и плоскостопия / О.Н. Ванявкина // Инструктор по физкультуре. – 2009. – № 1. – С. 80 – 86.
- Федянина Н.В. Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений / Н.В. Федянина // Инструктор по физкультуре. – 2006. – № 1. – С. 62 – 67.